Урок по литературному чтению в 4 классе. Тема: П.П. Бажов «Серебряное копытце».
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Мартемьянова Елена Ивановна

В процессе данного урока  учащиеся определяют жанровые особенности произведения, своеобразие языка и характеров героев сказов П.П. Бажова и  идею произведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл p.p._bazhov_serebryanoe_kopyttse.docx40.84 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по литературному чтению в 4 классе.   

 Тема: П.П. Бажов «Серебряное копытце».

Цель урока: создать условия для учебной деятельности, в процессе которой учащихся определят жанровые особенности произведения, своеобразие языка и характеры героев сказов П.П. Бажова для понимания идеи произведения.

Планируемые результаты:

Предметные:

-овладевать навыками осознанного, правильного и выразительного чтения и умения работать с текстом;

-анализировать текст с позиции отношения автора к персонажам;

-находить способы и средства создания характера и изображения внутреннего мира героини сказки;

-понимать сущность поведения героев, уметь самостоятельно делать выводы.

Личностные:

- развитие чувства сопереживания, сострадания, эмоционального отклика о прочитанном;

-развитие умения понимать образный язык художественного произведения

Метапредметные:

Познавательные

-уметь составлять характеристику героев;

-уметь выделять главное;

Регулятивные

-принимать учебную задачу, отбирать способы её решения;

-оценивать результаты работы;

Коммуникативные

-участвовать в учебном диалоге;

-выражать свои мысли в учебном диалоге;

-уметь общаться друг с другом, находить общее решение в групповой работе.

Форма работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, работа в группах.

Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Тип урока: комбинированный, урок углубленной работы над текстом.

Дидактические средства и материалы:

  • Сказ П.П.Бажова “Серебряное копытце” в учебнике “Литературное чтение” (4 класс), Карточки для групповой и парной работы.

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1Организационный момент

2.Минутка чтения

Еле шорохом шурша 
В класс заходит тишина. 
Тихо, тихо, чуть дыша, 
Входит сказка не спеша. 
Жужжащее чтение  

Готовы к началу урока.

3.Проверка домашнего задания.

4.Краткий обзор биографии П.П. Бажова

Портретная характеристика

5. Определение темы

и постановка цели урока

Посмотрим на выставку ваших книжек-самоделок. Интересные формы вы придумали!

 Послушаем несколько ваших сказок.

(Остальные книжки-сказки учитель собирает на проверку.

Самые лучшие из них будут использованы на обобщающем уроке.)

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был добрый волшебник. У него была белая борода и живые, необыкновенно лучистые веселые глаза. И когда он ходил по городу, его сразу узнавали – это …. Люди его так любили, что произносили с гордостью: “Наш Бажов”.

Насупленные брови, добрые, внимательные глаза, большая седая борода — на фотографиях Павел Петрович Бажов выглядит старым, мудрым сказочником. Он и был сказочником. Только герои его сказок жили, казалось, в самых неподходящих для сказок местах: в горных шахтах, среди заводского шума — словом, там, где родился и прожил свою долгую жизнь этот замечательный писатель и человек.

А родился он на Урале, в семье горнозаводского мастера. С детства привлекали его люди, предания, сказки и песни родного Урала. Став учителем, он в свободное время бывал на заводах, в деревнях, расспрашивал стариков, записывал в толстую тетрадь все, что они ему рассказывали, — были и небылицы, подлинные истории и народные предания, песни, сложенные столетия назад. И много таких тетрадей накопилось у необычного учителя к тому времени, когда в нашей стране произошла революция.

И тогда Павел Бажов оставил учительство, запрятал свои тетради и добровольно пошел в Красную Армию, чтобы с винтовкой в руках защищать молодую Советскую республику. Только после окончания Гражданской войны Павел Бажов снова достал свои заветные тетради. И они стали заполняться новыми записями. К этому времени он был журналистом. Ему приходилось часто ездить по старым уральским шахтам, горным заводам. И он не терял ни одной возможности, чтобы записывать все, что его так сильно привлекало.

Павлу Бажову были интересны простые уральские мастера, талантливые русские умельцы, которые лили сталь, делали оружие, создавали сказочные по красоте изделия из железа и чугуна. Его влекли душевная красота и достоинство трудового человека. Только таким открываются стихийные силы природы, только отважным и чистым душой людям удается проникнуть в заветные кладовые Уральских гор, только им дано разгадать их тайны. Так рассказывалось в тех преданиях, которые переходят от поколения к поколению.

В 1924 г. Павел Бажов выпустил свою первую книгу «Уральские были». А за ней последовали знаменитые «Малахитовая шкатулка», «Ключ-камень», «Медной горы хозяйка», «Великий полоз» и многие другие уральские сказы, как назвал их автор.

Они были радостным открытием для всех читателей — от детворы до умудренных старцев. В этих сказах фантастическое сливалось с реальным, в них происходили необыкновенные события, в которых все было, как и должно быть в настоящей сказке: добро побеждало зло, вся нечисть отступала перед мужеством и чистой совестью. Впервые героями сказок стали не гномы, не богатыри, обладающие необыкновенной силой, а рабочие люди, умеющие разглядеть в безжизненном камне его добрую, нужную людям суть. «Добрый гляделец» — так называли в уральских сказах таких людей.

По мотивам сказок созданы кинофильм «Каменный цветок», многочисленные произведения музыки, скульптуры, живописи. Слава нового и необыкновенного доброго сказочника разошлась по всей стране и вышла далеко за ее пределы.

Почти на каждом уроке этого раздела мы встречаемся с понятием "добро".

- А какие  пословицы о добре, о добром слове. о добром человеке вы знаете. 
Доброму слову добрая память. 
С добрым словом жить в радости. 
От доброго дерева - добрый плод. 
Доброе дело два века живет. 
Доброе слово дарит доброе тепло. 

- Посмотрите, как много пословиц о добре сложил народ, значит добро очень важно для людей. 
- А вот какое добро важнее для человека, мы сегодня должны выяснить . 
А поможет нам в этом произведение  П.П.Бажова "Серебряное копытце" . 

А также узнать, в чем выражается творческий почерк писателя П. Бажова.

Определите цель урока? (раскрыть загадки писателя, понять автора, в чем его особенность)

Фронтальная работа

Портрет писателя на доску

Показ карты Уральских гор

Дети называют

6. Открытие нового материала

7. Работа с текстом

А. Знакомство с текстом

Б. Словарная работа

Исследовательская работа с текстом

В.Работа в группах.

Групповая работа

2 группа

3 группа

4 группа

https://arhivurokov.ru/videouroki/html/2017/03/28/v_58dab885df7b4/99685039_1.png

4 Физминутка

5 Итог урока

Для этого нам предстоит потрудиться.

Во время чтения отметьте, какие черты сказки встречаются в произведении «Серебряное копытце»? Докажите свой выбор.

Волшебные предметы

Волшебные герои

Волшебный помощник

Главный герой младший

Главный герой сирота, одинокий.

Волшебные числа

Главный герой проходит испытания

События могут произойти на самом деле

События связаны одним сюжетом

Герои реальные

Чтение произведения

  • В тексте нам встретится много незнакомых слов.

СИРОТКА- человек, лишившийся единственного или обоих родителей  

БАРСКАЯ РУКОДЁЛЬНЯ — ручной труд (преимущественно вышивание, вязание, шитье).

Для того, чтобы понять в чем особенность писателя, мы должны провести исследовательскую работу с текстом

Прочитайте текст. Стр180

-Прочитайте далее текст по карточке 1 и ответьте на вопрос в чем особенность выделенных слов. Сделайте вывод о языке писателя.

1 карточка

Несподручно мне с девчонкой-то. Парнишечко бы лучше. Обучил бы его своему делу, пособника бы растить стал. А с девчонкой как? Чему я ее учить –то стану?

Потом подумал-подумал и говорит:

-Знавал я Григория, да жену его тоже. Оба веселые да ловкие были. Если девчоночка по родителям пойдет, не тоскливо с ней в избе будет. Возьму ее. Только пойдет ли?

-Читаем далее.

ВЗЪЕСТЬСЯ - невзлюбив, рассердившись или раздражившись, начать упрекать, обвинять, бранить.

ГОЛБЧИК— приступка для всхода на печь.

Стр.182

- Ты, дедо, как узнал, что меня Даренкой зовут?

-Да так, отвечает, -само вышло. Не думал, не гадал, нечаянно попал.

ПОЖИТКИ — мелкое имущество, домашние вещи. Стр.183

ПОХЛЁБКА — жидкая пища, род супа из картофеля или крупы. Стр.183

Прочитайте далее текст по карточке 2 и ответьте на вопрос в чем особенность выделенных слов. Сделайте вывод о языке писателя.2

2 группа

Прочитайте текст. В чем особенность выделенных слов. Сделайте вывод о языке писателя.с.185

Ныне в Полдневской стороне много козлов пасется. Туда и пойду зимой.

- А как же - спрашивает Даренка, - зимой-то в лесу ночевать станешь?

-Там,- отвечает, - у меня зимний балаган у покосных ложков поставлен. Хороший балаган, с очагом, с окошечком. Хорошо там.

Даренка опять спрашивает:

 - Серебряное копытце в той же стороне пасется?

- Кто его знает. Может и там.

Даренка тут и давай проситься:

- Возьми меня, дедо, с собой. Я в балагане сидеть буду. Может, Серебряное копытце близко подойдет,- я и погляжу.

Балаган- Временная деревянная постройка для ярмарочной торговли, жилья, зрелищ. Стр.185

НЕСПОДРУЧНО - неудобно, неловко.

ПОСОБНИК- помощник в делах.

ПОКОСНЫЕ ЛОЖКИ — широкие, пологие овраги, покрытые травой.

СТАТОЧНОЕ ЛИ ДЕЛО - (устар.) хорошее ли дело.

Прочитайте далее текст по карточке 3 и ответьте на вопрос в чем особенность выделенных слов. Сделайте вывод о языке писателя.

Стр.188
3 группа

Прочитайте текст. В чем особенность выделенных слов. Сделайте вывод о языке писателя.

Ушел Кокованя. Осталась Даренка с Муренкой. Днем-то привычно было без Коковани сидеть. Как темнеть стало, запобаивалась. Только глядит - Муренка лежит спокойнехонькоДаренка и повеселела. Села к окошечку, смотрит в сторону покосных ложков и видит – по лесу какой-то комочек катится. Как ближе подкатился, разглядела- это козел бежит. Ножки тоненькиеголовка легонькая, а на рожках по пяти веточек.

Прочитайте далее текст по карточке 4 и ответьте на вопрос в чем особенность выделенных слов. Сделайте вывод о языке писателя.

Стр.189

4 группа

Посидела опять Даренушка у окошка, полюбовалась на звезды. Хотела спать ложиться, вдруг по стенке топоток прошел. Испугалась Даренка, а топоток по другой стене, потом по той. Где окошечко, потом где дверка, а там и сверху запостукивало. Не громко, будто кто легонький да быстрый ходит. Даренка и подумает: «Не козел ли тот вчерашний прибежал?»До того ей захотелось поглядеть, что и страх не держит. Отворила дверку, глядит, а козел- тут, совсем близко.

Вывод: Писатель пишет своим особенным языком (2. Особенности языка автора)

- Давайте еще раз насладимся напевным, особенным языком Павла БАЖОВА

 И концовку произведения послушаем.

Учитель использует аудиоприложение к учебнику. Учащиеся слушают, как произведение читает актер, и следят по учебнику нас. 180-191.)

  • Хризолит – хрупкий но в то же время крепкий минерал , который относится к ценным разновидностям камней.
  • Ваши впечатления от услышанного?

-В каком жанре написано произведение «Серебряное копытце»?

  • Что такое сказка? (Сказка — это фольклорное или литературное произведение с элементами вымысла и фантастики. В сказках всегда есть назидательный смысл.)
  • - Какие  черты сказки встречаются в произведении?   отметить

– Какие реальные события происходят в сказе?

  • Что такое рассказ? (Рассказ — это прозаическое произведение, в основном повествовательного характера, в центре которого чаще всего какой-то один эпизод, где происходят реальные события.)
  • Подберите однокоренные слова. ( рассказ - сказка — сказочник — рассказывать — присказка — подсказка.)
  • Какой у них общий корень  (сказ)
  • Как вы объясните слово «сказ»? Можете воспользоваться словарем. (Сказ — это форма авторской речи в духе языка и характера того, от чьего имени ведется повествование, например сказы «Малахитовая шкатулка» П. П. Бажова)

 Получается, что в сказе П. Бажова «Серебряное копытце» сочетаются жанры сказки и рассказа.
вывод: «Серебряное копытце» – это сказ, так как в нем умело переплетаются фантастика, элементы вымысла и реальность.

(на доске появляется табличка  2 СКАЗ.)

Ровно встали,

Тихо сели,

Головами повертели,

Сладко – сладко потянулись,

И друг другу улыбнулись.

Рот закрыли на замок,

Продолжается урок.

А о  характерах героев мы поговорим на следующем уроке. на доске появляется 3  табличка  «Характеры героев»

И сейчас мы должны понять, какими хочет видеть мудрый сказочник нас, читателей и что нравится в людях Бажову.

– Закройте глаза и, слушая музыку Петра Чайковского, представьте главных героев.

(Звучит музыка Петра Чайковского из цикла «Времена года»)

Учитель (шепотом):
– Дед Кокованя и Даренка сидят у печки. Рядом свернулась калачиком кошка Муренка. Они сидят и смотрят на огонь. Тихо и спокойно.

– Давайте охарактеризуем главных героев (Кокованю и Даренку) по следующему плану в таблицах.

1-я группа – даст характеристику Дарёнке по плану  в таблице. (карточка - план)

2-я группа – даст характеристику Коковане по плану  (карточка-план)

  • 3-я группа  –  прочитайте и выберите пословицу, в которой заключена идея произведения
  • 4-я группа  –  прочитайте и выберите пословицу, в которой заключена идея произведения

Проверка работы в группах

– Давайте прочитаем эти характеристики.
– Что общего вы заметили в их описании? 
(Одинокие, ценят красоту, любят природу)
– Таким образом, ребята, какие черты характеров героев важны для писателя? (доброта, щедрость, трудолюбие).

  • Вывод: П.Бажов подчеркивал важность доброту, трудолюбие, щедрость, любовь к природе в человеке(на доске табличка «Характеры героев»)
    – Какие черты характера главных героев близки вам или хотели бы их иметь?

Послушаем ребят 3 группы.

- Прочитайте и выберите пословицу, в которой заключена идея произведения. Объясни ее смысл.

1.Семь раз отмерь – один раз отрежь.

2. Кто помогает людям, у того и свои желания сбываются.

3. Родина – мать, умей за нее постоять.

– Какую пословицу вы выбрали?

Предоставляем слово 4 группе:

1.Жизнь дана на добрые дела

2. В гостях хорошо, а дома лучше.

3. Один в поле не воин.

Вывод:– Уверена, ребята, что мудрый сказочник Бажов для этого и писал свои книги, чтобы прочитав их, каждый из нас захотел стать чуть добрее, мудрее, внимательнее друг другу, чтобы нам захотелось беречь мир, ту природу, в которой мы живём. Он ценил в людях доброту, честность, упорство, поэтому самых лучших своих героев он наделил именно этими качествами.

ВЫВОД УРОКА: Вернемся к цели нашего урока. Я думаю, что после нашей работы вы можете сделать вывод и определить в чем же заключается творческий почерк писателя Павла Бажова.

Произведение «Серебряное копытце» написано в особом жанре сказа, в котором сочетаются черты сказки и рассказа. Язык писателя напевный звучный, присущий только этому автору. Своих героев наделял добротой, трудолюбием, любовью к природе.

  • С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему?
  • За что бы вы себя похвалили сегодня?
  • С творчеством какого писателя мы познакомились на уроке?
  • Что вы запомнили об авторе?


На листочки

карточка

Выделенные слова произносятся обычно, как в разговорной речи ласково,обыденно..

Выделенные слова заканчиваются на о.Такие слова придают особую напевность тексту сказа Бажова.

Выделенные слова в современной речи не используются, они устаревшие. Они придают особый окрас произведению Бажова.

Выделенные слова произносятся ласково, нежно. Писатель часто употребляет в своей речи слова с уменьшительно- ласкательными суффиксами.

Выделенные слова произносятся ласково, нежно. Писатель часто употребляет в своей речи слова с уменьшительно- ласкательными суффиксами.

табличка

Аудиозапись.

хризолит-фото

На доску пишу

Словарь

Чтение учащимися текста

Работа в группах

На слайде портрет Коковани и Даренки, а между ними общие черты пишу маркером

6 Рефлексия

7. Домашнее задание:

Герои сказа заслужили чудо. Они говорили добрые слова, совершали добрые дела. Каждое доброе дело и слово, как драгоценный камушек. Ребята, мы тоже с вами можем совершить чудо. Хотите? Для этого необходимо совершать добрые дела. Сделали доброе дело, положили камушек, ракушку, пуговицу. Какое доброе дело совершил Кокованя, Даренка? Я кладу камушек за героев. Совершайте добрые дела, творите чудеса!!!

Домашнее задание с.180-192

Перечитать сказку. Подготовить выразительное, безошибочное чтение



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для урока по литературному чтению 4 класс.Тема "Работа над выразительным чтением.И.А. Бунин. Детство"

Вашему вниманию предлагаю конспект урока, презентацию и музыкальное произведение для работы на этапе урока....

Тест по литературному чтению в 4 классе П.П.Бажов "Серебряное копытце"

Тест по литературному чтению в 4 классе П.П.Бажов "Серебряное копытце"...

проверочная работа по литературному чтению в 4 классе: П. П. Бажов "Серебряное копытце"

Проверочная работа по литературному чтению составлена по программе Школа России. Разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального обще...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс. Тема: Тема: Агния Барто «В театре». УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о произведении А.Барто «В театре»; вспомнить о жизни итворчестве поэтессы; совершенствование навыка осознанного и выразительн...