Рабочая программа по литературному чтению.
календарно-тематическое планирование по чтению (1 класс)

Михеенко Елена Валерьевна

Рабочая программа создана на основе авторской программы «Обучение грамоте» УМК «Гармония» М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко, Н. М. Бетенькова, О. Е. Курлыгина. Образовательные программы, начальное общее образование. 1–4 классы: Система «Гармония»— М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2021 г.; авторской программы «Литературное чтение», О. В. Кубасова, Образовательные программы, начальное общее образование. 1–4 классы: Система «Гармония»— М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2021 г.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie_1.docx64.95 КБ

Предварительный просмотр:

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

«ШКОЛА «ПОЗИТИВ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Начальная  школа

Литературное чтение

1 «Б» класс

Создана на основе авторской программы «Обучение грамоте» УМК «Гармония» М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко, Н. М. Бетенькова, О. Е. Курлыгина. Образовательные программы, начальное общее образование. 1–4 классы: Система «Гармония»— М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2021 г.;

авторской программы «Литературное чтение», О. В. Кубасова, Образовательные программы, начальное общее образование. 1–4 классы: Система «Гармония»— М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2021 г.

Учебники: М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко, Н. М. Бетенькова, О. Е. Курлыгина «Букварь» в 2 ч., 1 класс – Смоленск: Ассоциация 21 век. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019 г.;

Кубасова О. В. «Литературное чтение» 1 класс - Смоленск: Ассоциация 21 век. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019 г.

132 часа (4 часа в неделю)

 

 

Составитель:

 учитель начальных классов

Михеенко Елена Валерьевна

                                                           2021 г.

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

В результате изучения всех без исключения предметов при получении начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

Личностные качества

 У первоклассника будут заложены основы:

 – положительного отношения к учению (к урокам литературного чтения);

– элементарной нравственно-этической ориентации в читаемом.

Первоклассник получит возможность:

 – для появления интереса к чтению и слушанию художественных литературных произведений;

 – развития дружеского отношения к другим детям.

Регулятивные УУД

Ученик научится:

 – понимать и принимать учебную задачу;

 – использовать выделенные учителем ориентиры действия;

 – осуществлять последовательность действий в соответствии с инструкцией, устной или письменной;

– осуществлять самоконтроль при выполнении упражнений в чтении.

Ученик получит возможность научиться:

 – воспринимать советы, оценку учителя, стараться учитывать их в работе;

 – осуществлять самоконтроль при чтении литературных произведений;

– осознавать свои затруднения и стремиться к их преодолению.

Познавательные УУД

Ученик научится:

– понимать прочитанное, находить в тексте нужные сведения;

– выявлять непонятные слова, интересоваться их значением;

 – выделять главное в небольшом тексте;

 – составлять картинный план небольшого текста;

– выполнять действия анализа, выявляя несложный подтекст и идею произведения, выраженную в тексте вербально;

 – сравнивать персонажей одного произведения и разных произведений по одному заданному критерию;

– ориентироваться в книге по обложке.

Ученик получит возможность научиться:

 – устанавливать элементарную логическую причинно-следственную связь действий героев произведения;

– выдвигать гипотезы в процессе прогнозирования читаемого;

– обосновывать свои утверждения ссылками на текст;

 – ориентироваться в книге по иллюстрациям и простому содержанию (оглавлению).

Коммуникативные УУД

Ученик научится:

– высказывать свои мысли, говорить о своих впечатлениях;

– слушать учителя, одноклассников;

 – участвовать в коллективной беседе, соблюдая основные правила общения на уроке. Ученик получит возможность научиться: 

– участвовать в групповой работе, в совместной деятельности;

 – высказывая своё мнение, стараться обосновать его;

– создавать небольшие ситуативные устные высказывания для решения учебных коммуникативных задач;

– быть способным к созданию небольшого устного текста по образцу или по иллюстрации.

Предметные

Планируемые результаты на конец обучения грамоте

В области речи, речевой деятельности:

Ученик научится:

  • читать правильно и плавно по слогам, в простых случаях – целыми словами, с темпом
  • (при чтении вслух) не менее 2540 слов в минуту;
  • понимать читаемое;
  • по заданию учителя, выделяя слоги, готовиться к чтению слов, трудных по слоговой структуре;
  • спрашивать о значении незнакомых слов;
  • соблюдать основные правила общения на уроке, пользоваться типовыми этикетными

формулами (в ситуациях приветствия, извинения, просьбы, благодарности);

  • понимать вопросы и задания, инструкции учителя, адекватно реагировать на них;
  • под руководством учителя создавать короткие устные высказывания на основе различных источников, в том числе деловые, на основе моделей букваря.

Ученик получит возможность научиться:

  • читать правильно и плавно целыми словами, в трудных случаях – по слогам, в темпе, близком к темпу устной речи;
  • понимать читаемое преимущественно по ходу чтения;
  • самостоятельно готовиться к чтению слов, трудных по слоговой структуре;
  • при повторном чтении использовать некоторые средства создания выразительности, в частности окраску голоса (интонацию), мимику;
  • под руководством учителя выбирать заголовок текста с учётом его темы или главной мысли (без терминов), восстанавливать нарушенную последовательность предложений;
  • участвовать в коллективном устном общении, вступать в диалог, соблюдая при этом основные правила речевого поведения: слушать говорящего, смотреть на него, обращаться к собеседнику по имени (по имени и отчеству) и т. п.;
  • строить небольшие монологические   высказывания на основе картинок букваря, собственных впечатлений.

В области освоения языка (фонетики, графики, грамматики):

Ученик научится:

  • слышать интонацию конца предложения, определять количество произнесённых предложений; выделять из предложения слова, определять их количество;
  • разграничивать звуки и буквы, правильно называть их;
  • различать звуки гласные и согласные, гласные ударные и безударные, согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие;
  • слышать наличие в слове звука [й’];
  • выделять и характеризовать отдельные звуки слова, определять их последовательность, обозначать звуковой состав слова в виде модели;
  • выделять слоги, различать ударные и безударные;
  • различать буквы гласных, обозначающие твёрдость или мягкость согласных;
  • различать позиции, когда буквы е, ё, ю, я обозначают два звука или один.

Ученик получит возможность научиться:

  • выделять из потока устной речи отдельные предложения, различать интонацию
  • конца предложения, с которой произносится каждое, соотносить её со знаком препинания, нужным для её обозначения;
  • различать парные и непарные по твёрдости-мягкости, по глухости-звонкости согласные, для парных по глухости-звонкости – определять их место в слове (на конце, перед гласным, перед другим парным).

Планируемые результаты освоения программы

по литературному чтению

Ученик научится:

  • осознавать значимость чтения для своего развития, для успешного обучения по другим предметам и дальнейшей жизни;
  • читать осмысленно и правильно (плавно по слогам вслух – не менее 25–30 слов в минуту, про себя – не менее 33–35 слов в минуту) доступные по содержанию и объёму произведения, соблюдая знаки препинания;
  • полноценно воспринимать (при чтении вслух и про себя, при прослушивании) художественные произведения, получая от этого удовольствие;
  • эмоционально отзываться на прочитанное;
  • стараться понять значение незнакомых слов по контексту;
  • находить в небольшом тексте информацию по заданному параметру;
  • определять эмоциональный характер текста или его фрагмента;
  • элементарно ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, оценивать поступки персонажей с точки зрения общепринятых морально-этических норм;
  • высказывать своё отношение к герою и его поступкам;
  • устанавливать элементарные причинно-следственные связи между описанными в тексте событиями;
  • озаглавливать прочитанное путём выбора верного заголовка из нескольких предложенных;
  •  распознавать основные жанровые особенности изучаемых фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы, небылицы, считалки, песни, скороговорки и др.);
  • составлять несложный картинный план;
  • ориентироваться в книге по её обложке.

Ученик получит возможность научиться:

  • участвовать в диалоге, в общей беседе о прочитанном, соблюдая принятые правила общения;
  • выступать перед знакомой аудиторией с небольшими сообщениями с опорой на содержание литературного текста;
  • высказывать и пояснять свою точку зрения, ссылаясь на прочитанное;
  • осуществлять такую форму творческой интерпретации прочитанного, как чтение по ролям;
  •  создавать текст (небылицу, считалку) по аналогии с заданным образцом.

2. Содержание учебного предмета

Содержание обучения

Кол-во часов

Обучение грамоте – 92 ч

  1. Добуквенный период

1

Знакомство с учителем, одноклассниками и первым учебником

1 ч

Введение в мир общения. Устная форма общения: умение говорить, слушать. Знакомство, собеседники, «моё имя». Имя собственное. Общее представление о диалоговой форме общения на основе наглядно-образных моделей. Различение целей речевого общения со сверстниками и взрослыми (игровые ситуации). Полноценное восприятие звучащей речи. Устранение речевых ошибок. Слова речевого этикета (слова вежливости) и их роль в общении.

2

Назначение речи, её разновидности; правила речевого поведения

5 ч

Речь как способ общения людей. Понятность и вежливость как главные качества речи. Правила поведения во время общения; этикетные формулы приветствия, прощания, просьбы, извинения.

Речь устная и письменная (общее представление); средства выразительности устной речи. Деловые сообщения и словесные рисунки как разновидности речи.

Накопление опыта адекватного восприятия устной речи, понимания информации, воспринимаемой на слух; участия в диалоге, в общей беседе, опыта говорения и слушания других, точного ответа на вопросы, пользования правилами речи, средствами выразительности устной речи. Составление небольших рассказов по картинкам, по серии картинок, о себе и своей жизни. Коллективное построение простых деловых сообщений по изучаемым вопросам курса, в том числе на основе графических моделей.

3

Понятия «предложение», «слово», «слог»

3 ч

Предложение как способ выражения мысли. Оформление предложений в устной и письменной речи. Знакомство с графической схемой предложения. Выражение мысли как основной признак предложения. Знакомство с правилом оформления

границ предложения (прописная буква в начале предложения и знаки препинания в конце). Введение выражения «опасные при письме места» применительно к оформлению границ предложения. Введение письма под диктовку слов и предложений (квазиписьмо).

Наличие значения как основной признак слова. Разграничение реальных предметов и слов как их названий. Знакомство с раздельным написанием слов. Прописная буква в именах собственных (без использования термина).

 Различение слова и предложения, выделение слов, конструирование, преобразование и составление предложений.

Слог как минимальная произносительная единица. Способ выделения слогов, деление слов на слоги. Овладение приёмом

скандирования как способом деления слова на слоги.

4

Звуки речи. Звуковой анализ

14 ч

Звуки речи, их отличие от звуков окружающего мира. Единство звукового состава слова и его значения. Приёмы интонационного выделения звуков. Установление последовательности и количества звуков в слове. Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных; приём выделения ударного гласного звука. Гласный звук как основа слога, смыслоразличительная роль звуков

и ударения. Различение согласных звуков: твёрдых и мягких, звонких и глухих; общее представление о согласных парных и непарных по твёрдости-мягкости и глухости-звонкости.

Выбор символов для обозначения гласных и согласных звуков. Введение модели слова, включающей звуковую схему и значение слова. Установление взаимосвязи звучания слова и его значения, смысла. Звуковой анализ слова как определение последовательности звуков в слове, обозначение их с помощь символов. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Твёрдые и мягкие согласные, их символическое обозначение на звуковой схеме.

Ударение, ударный слог. Ударный гласный звук в слове. Слогообразующая функция гласных. Образно-символическое обозначение ударения. Обучение выполнению фонетического

анализа слов, частичного и полного.

  1. Узнаем буквы и учимся читать

5

Первые буквы гласных звуков: А а, О о, И и, ы, У у, Э, э

4 ч

Звуковой анализ слов, выделение гласных звуков и обозначение их буквами. Различение гласных и согласных звуков, их характеристика с опорой на слого-звуковые схемы. Буква как знак звука.

Гласные звуки и буквы Аа, Оо, Уу, Ии, ы, Ээ. Сравнение звуков [и] — [ы] и букв и ы. Буква и как указатель мягкости впереди стоящего согласного. Наглядная модель слова (его звуковая структура и значение).

6

Буквы непарных звонких (сонорных) согласных: Л л, М м, Н н, Р р

5 ч

Согласные звуки. Различение гласных и согласных звуков. Сравнение твёрдых и мягких согласных, их артикуляционная

характеристика. Звуковой анализ; подбор слов с заданным звуком. Смыслоразличительная функция звуков. Обозначение звуков буквами. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Слого-звуковой анализ слов. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами, осмысление роли буквы и в слогах с мягкими согласными (лы-ли, ныи). Формирование слогового чтения.

7

Буквы парных по глухости-звонкости согласных звуков: С с, К к, Т т, В в, П п, Ш ш

9 ч

Звуки и буквы русского алфавита. Согласные звуки, обозначение их буквами. Звуковой анализ по моделям слов. Гласные и согласные звуки. Слова с указанным звуком в начале, середине, конце. Смыслоразличительная функция звуков. Мягкие и твёрдые согласные. Обозначение мягких звуков условными знаками на схеме и буквами на письме. Формирование навыка слогового чтения (ориентировка на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами с ориентировкой на знак ударения. Произнесение скороговорок с изученными звуками

речи. Знакомство с правилом написания ШИ. Чтение слогов и слов с

твёрдыми и мягкими согласными, звонкими и глухими согласными. Чтение текстов по слогам и целыми словами.

8

Буквы, обозначающие мягкость согласных: и, я, е, ё, ю; ь. «Опасности письма» на месте безударных гласных

11 ч

Роль букв е, ё ю, я после согласных. Чтение слов с буквами е, ё, ю, я; наблюдения за их ролью в слове. Буква ь как показатель мягкости предшествующего согласного звука. Знакомство с признаками «опасных при письме мест» на месте безударных гласных. Первоначальное обучение нахождению орфограмм («опасных при письме мест») по освоенным признакам; становление орфографической зоркости. Чтение слогов и слов с твёрдыми и мягкими согласными, звонкими и глухими согласными. Чтение текстов по слогам и целыми словами.

9

Буквы Й й и обобщение: непарные по глухости-звонкости звонкие согласные звуки и их буквы

2 ч

Сравнение звуков [и] и [й’]. Буква й, ее название «и краткое»

(обозначает согласный звук). Звуковой анализ по моделям слов. Знакомство ПДД на трамвайных путях. Правило деления слов на слоги с буквой Й в середине слова. Чтение слогов и слов с твёрдыми и мягкими согласными, звонкими и глухими согласными. Чтение текстов по слогам и целыми словами.

10

Буквы парных по глухости-звонкости согласных звуков: З з — С с, Б б — П п, Г г — К к, Д д — Т т, В в — Ф ф, Ж ж — Ш ш. «Опасности письма» на месте парных по глухости-звонкости согласных (на конце слова). «Опасности письма» в ударных сочетаниях жи-ши.

14 ч

Модели слов с новыми согласными звуками. Различение на моделях слов значения и звучания слова. Анализ звуковых схем; подбор слов с заданным звуком. Артикуляция и характеристика звуков: гласные — согласные, мягкие— твёрдые. Классификация звуков по звонкости –глухости и обозначение их буквами. Составление и чтение слогов и слов с парными (звонкими и глухими) согласными. Характеристика звуков: [б] — [б’], [б] —[п] и т. д.). Чтение текстов по слогам и целыми словами. Знакомство с признаками «опасных при письме мест» парных по глухости-звонкости согласных на конце слова. Первоначальное обучение нахождению орфограмм («опасных при письме мест») по освоенным признакам; становление орфографической зоркости. Обозначение гласных в сочетаниях жи-ши.

11

«Опасности письма» на месте парных по глухости-звонкости согласных (перед согласными). Буквы непарных по глухости-звонкости глухих согласных звуков: Х х, Ц ц, Ч ч, Щ щ. «Опасности письма» в ударных сочетаниях ча-ща, чу-щу

12 ч

Чтение текстов по слогам и целыми словами. Знакомство с признаками «опасных при письме мест» парных по глухости-звонкости согласных перед согласными. Первоначальное обучение нахождению орфограмм («опасных при письме мест») по освоенным признакам; становление орфографической зоркости. Обозначение гласных в сочетаниях ча-ща, чу-щу. Модели слов, значение слова и его звучание. Анализ звуковых схем на моделях слов, артикуляция

выделенных согласных звуков. Слогозвуковой анализ слов по звуковой схеме. Выделение искомых звуков [х], [х’], [щ’], [ч’], [ц], их артикуляция и характеристика: гласный-согласный, твёрдый-мягкий, звонкий-глухой. Формирование навыка плавного слогового чтения и чтения целыми словами с ориентировкой на знак ударения. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания.

12

Новая «работа» знакомых букв: Е е, Ё ё, Ю ю, Я я

6 ч

Буквы е, ё, ю, я; их роль в слове. Знакомство с новой функцией уже изученных букв гласных звуков. Наблюдения за изменением их значения в зависимости от места в слове. Обозначение буквами е, ё, ю, я двух звуков в начале слова и после гласных. Анализ звуковых схем. Формирование навыка плавного слогового чтения и чтения целыми словами с ориентировкой на знак ударения. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания.

13

Разделительные знаки — ь и ъ

3 ч

Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука, стоящего перед ним. Слова с мягким знаком в середине или на конце слова. Разделительные мягкий и твёрдый знаки. Сравнение слов с раздели-

тельным мягким знаком и мягким знаком как показателем мягкости согласных. Объяснение роли разделительных знаков ь и ъ в словах (в словах с этими буквами гласный и согласный звуки не сливаются).

Читать предложения и тексты с новыми буквами.

14

Обобщение, повторение

1 ч

Формирование навыка плавного слогового чтения и чтения целыми словами с ориентировкой на знак ударения. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания.

  1. Завершающий период обучения грамоте

15

Алфавит

2 ч

Общее знакомство с алфавитом и его первичное освоение. Правильные названия букв и знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв. Речевое общение. Устная и письменная речь. О чём рассказывают книги? Цель общения, собеседники.

Осознание модели общения, цели и ситуации устного общения (с учителем). Позитивный, доброжелательный стиль общения, основанный на внимании к собеседнику. Адекватное восприятие звучащей речи. Выбор слова (языковых средств) в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Чтение осознанное, правильное и выразительное на материале небольших текстов и стихотворений. Чтение коротких текстов с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания.

Литературное чтение – 40 ч

  1. Виды речевой деятельности

Изучается в рамках всего курса в процессе уроков

Аудирование (слушание)

Восприятие на слух звучащей речи (высказываний собеседника, художественных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию

услышанного произведения.

Чтение

Чтение вслух

Плавный слоговой способ чтения с соблюдением орфоэпических норм чтения (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Понимание читаемого с помощью вопросов по содержанию.

Умение интонационно оформлять предложения разных типов, передавать основной

эмоциональный тон произведения. Чтение по ролям небольших произведений.

Чтение про себя

Понимание при чтении про себя смысла доступных по объёму и жанру произведений. Умение находить в тексте необходимую информацию (выборочное чтение).

  1. Работа с разыми видами текста

Осознание того, что литературное произведение создано кем-то (народом, конкретным человеком), и таким образом преодоление «наивного реализма» в восприятии литературы. Определение темы текста, главной мысли. Деление текста на смысловые части,

их озаглавливание. Работа с картинным планом. Участие в коллективном обсуждении читаемого: умение отвечать на вопросы, слушать высказывания одноклассников, дополнять их ответы, используя текст.

  1. Работа с текстом художественного произведения

Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение его с содержанием текста. Определение главной мысли текста, в котором эта мысль сформулирована и высказана в конце произведения.

Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Элементарная характеристика героя произведения. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, характеру поступков героев. Озаглавливание текста способом выбора точного заголовка из предложенных. Схема, модель текста. Составление картинного плана. Ключевые (опорные) слова. Частичный и подробный пересказ текста в опоре на схему или картинный план с использованием выразительных средств языка; рассказ по иллюстрациям. Чтение по ролям, драматизация.

  1. Библиографическая культура

Книга учебная, художественная. Книга как особый вид искусства и как источник знаний. Элементы книги: обложка (переплёт), корешок, страницы, содержание (оглавление), иллюстрации.

Умение ориентироваться в характере книги по её обложке, оформлению и по содержанию (оглавлению). Выбор книг на основе открытого доступа к детским книгам в школьной библиотеке.

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник.

  1. Говорение культура речевого общения.

Освоение диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: отвечать на вопросы по прочитанному; выслушивать, не перебивая, собеседника. Использование норм речевого этикета в условиях как учебного, так и внеучебного общения.

Монолог: передача впечатлений (от повседневной жизни, литературного и живописного произведения).

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, сочинение по аналогии (небылица, считалка), рассказ по иллюстрации.

  1. Круг чтения

Круг чтения в 1 классе составляют прежде всего произведения отечественной литературы. Детям предлагаются произведения малых фольклорных форм: потешки, колыбельные песни, загадки, считалки, скороговорки, побасёнки, небылицы. При этом, как правило, параллельно с фольклорным произведением даётся его литературный аналог. Кроме того, в программу первого года обучения входят народные и литературные сказки, рассказы, стихотворения, тематически актуальные для первоклассников: о школьной жизни, морально-нравственных проблемах (честности и лживости, дружелюбии и недоброжелательности, жадности

и щедрости, хвастливости и скромности, трудолюбии и лени), о забавах детей, о природе. Отбор произведений подчинён в первую очередь принципам художественности, тематической актуальности и литературного разнообразия.

  1. Литературоведческая пропедевтика

Накопление, обобщение и систематизация жанровых

и тематических литературных впечатлений.

Знакомство с малыми фольклорными формами: потешка, колыбельная песня, пословица, небылица, побасёнка, считалка, загадка, скороговорка. Узнавание, различение, определение

ведущих жанровых особенностей. Народная и литературная (авторская) сказка. Различение фольклорных и авторских художественных произведений. Выявление сходства

одножанровых народных и авторских текстов. Общее представление о жанре басни. Введение в активный словарь терминов: автор, персонаж, текст, произведение народное,

произведение авторское, потешка, побасёнка, загадка, считалка, небылица, скороговорка, пословица, басня.

  1. Творческая деятельность

Формирование воссоздающего и творческого воображения.

Творческая интерпретация читаемого посредством интонационной выразительности, чтения по ролям, драматизации, словесного и графического рисования. Создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии). Продолжение прочитанного (прогнозирование).

  1. Внеурочная деятельность на основе прочитанного на уроках литературного чтения

Создание классной библиотечки (уголка чтения).

Участие в подготовке и проведении викторин по творчеству Х. К. Андерсена и А. С. Пушкина.

Создание поделок и рисунков по прочитанным сказкам.

Участие в конкурсе чтецов.

Участие в работе театрального кружка.

Создание небольшого сборника пословиц (на основе материалов рабочей тетради).

Создание небольшого сборника побасёнок (на основе материалов рабочей тетради).

Создание небольшого сборника загадок (на основе материалов рабочей тетради).

Сочинение собственных произведений по аналогии с произведениями малых жанров устного народного творчества.

Участие в «малых конференциях» по темам «Зачем человеку нужно уметь читать?», «Моя любимая книга».

1

Звенит звонок – начинается урок

7 ч

Л. Дьяконов «Первоклассникам»; А. Барто «Стали грамотными»; Г. Новицкая «Книжки»; Р. Сеф «Учись читать!..»; Л. Пантелеев «Ау»; С. Погореловский «Ох, и непорядки в Мишкиной тетрадке»; В. Голявкин «Болтуны»; С. Маршак «Угомон»; Э. Мошковская «Можно всему-всему научиться...».

2

Час потехи

9 ч

В. Смит «Час потехи» (перевод Б. Заходера); потешки; колыбельные песни; побасёнки; загадки; С. Маршак «Загадки» (отрывки); Г. Цыферов «В среду решили они играть в прятки...»;

В. Берестов «Искалочка»; считалки; В. Берестов «За игрой»; скороговорки; небылицы; С. Маршак «Я видел»; А. Босев «С нами Смех!» (перевод С. Михалкова); А. Усачёв «Если вы собрались в гости…»; С. Маршак «Пудель».

4

«Что такое хорошо и что такое плохо»

12 ч

Л. Н. Толстой «Правда всего дороже»; С. Прокофьева «Сказка про честные ушки»; В. Орлов «Кто первый»; Э. Мошковская «Не надо больше ссориться!..»; Л. Н. Толстой «Кто прав?»; В. Осеева «Всё вместе»; Е. Пермяк «Для чего руки нужны»; Эзоп «Собрался старик помирать...»; Л. Н. Толстой «Два раза не умирать»; Л. Н. Толстой «Два товарища»; В. Росин «Друзья познаются в беде»; С. Михалков «Ошибка», «Прививка»; Л. Яхнин «Силачи»; М. Пляцковский «Добрая лошадь».

5

«Там чудеса…»

12 ч

А. Шибаев «Сказки просят...»; русская народная сказка  «Лиса и рак»; русская народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко»; ингушская сказка «Заяц и черепаха»; американская сказка «Вот он, вор!»; армянская сказка «Заказчик и мастер»; А. С. Пушкин «Руслан

и Людмила» (отрывки), «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» (отрывки); X. К. Андерсен «Принцесса на горошине»; В. Орлов «Абрикос в лесу»; А. Курляндский «Первое сентября попугая Кеши».

3. Тематическое планирование

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Планируемая дата

Корректировка тем

1

Введение понятия «общение». Цель и результат речевого общения. Приветствие. Знакомство.

1

2

Как мы здороваемся и прощаемся?

1

3

Зачем нам нужна речь?

1

4

Правила хорошей речи

1

5

Об одном и том же по-разному

1

6

Речь устная и письменная

1

7

Предложение

1

8

Слово

1

9

Слог

1

10

Звуки вокруг нас. Звуки речи

1

11

Звуки речи: закрепление

1

12

Совершенствование умения выделять звуки речи

1

13

Звуки гласные и согласные

1

14

Звуки гласные и согласные: закрепление

1

15

Ударение. Ударные и безударные гласные звуки

1

16

Ударные и безударные гласные звуки: закрепление

17

Согласные звуки: твердые и мягкие

1

18

Твердые и мягкие согласные звуки: закрепление

1

19

Ударные и безударные гласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки: закрепление

1

20

Гласные и согласные звуки: обобщение

1

21

Согласные звуки: глухие и звонкие

1

22

Глухие и звонкие согласные звуки: закрепление

1

23

Звуки речи: обобщение. Повторение изученного

1

24

Буквы Аа-Оо

1

25

Буквы Ии-ы

1

26

Буквы Уу-Ээ

1

27

Закрепление изученных букв

1

28

Буквы Лл-Мм

1

29

Закрепление букв Лл-Мм

1

30

Буквы Нн

1

31

Буквы Рр

1

32

Закрепление изученных букв

1

33

Буквы Сс

1

34

Буквы Кк

1

35

Закрепление изученных букв

1

36

Буквы Тт

1

37

Буквы Вв

1

38

Закрепление изученных букв

1

39

Буквы Пп

1

40

Буквы Шш

1

41

Закрепление изученных букв

1

42

Повторение; буквы ы-Ии

1

43

Буквы Аа-я

1

44

Буквы Ээ-е

1

45

Закрепление: буквы Аа-я, Ээ-е, ы-Ии

1

46

Буквы Оо-ё

1

47

Буквы Уу-ю

1

48

Закрепление изученных букв

1

49

Буква ь как показатель мягкости

1

50

Закрепление букв, обозначающих мягкость согласных звуков

1

51

«Опасности письма» на месте безударных гласных

1

52

Закрепление: «опасности письма» на месте безударных гласных

1

53

Буквы Йй

1

54

Обобщение: непарные по глухости-звонкости звонкие согласные звуки и их буквы

1

55

Буквы Зз-Сс

1

56

Буквы Бб-Пп

1

57

Закрепление изученных букв

1

58

Буквы Гг-Кк

1

59

Буквы Дд-Тт

1

60

Закрепление изученных букв

1

61

«Опасности письма» на месте парных по глухости-звонкости согласных (на конце слова)

1

62

Буквы Вв-Фф

1

63

Буквы Жж-Шш

1

64

Закрепление изученных букв

1

65

Правописание ударных сочетаний жи-ши

1

66

Закрепление сведений об «опасностях письма»

1

67

Повторение изученного

1

68

Читаем и рассказываем

1

69

Повторение изученного

1

70

«Опасности письма» на месте парных по глухости-звонкости согласных (перед согласными)

1

71

Буквы Хх

1

72

Закрепление изученного

1

73

Буквы Цц

1

74

Буквы Чч

1

75

Буквы Щщ

1

76

Закрепление изученных букв

1

77

Читаем и обсуждаем

1

78

Правописаний сочетаний чá-щá, чý -щý

1

79

Закрепление: жѝ-шѝ, чá-щá, чý -щý

1

80

Повторение изученного

1

81

Буквы Ее, Ёё, Юю, Яя в начале слова

1

82

Буквы е, ё, ю, я после букв гласных

1

83

Закрепление изученного

1

84

Обобщение: «работа» букв гласных

1

85

Читаем и наблюдаем

1

86

Сравниваем «работу» букв й-е, ё, ю, я

1

87

Буква ь (разделительный)

1

88

Буква ъ (разделительный)

1

89

«Работа» букв ь и ъ 

1

90

Читаем, наблюдаем, всё повторяем

1

91

Алфавит

1

92

«Как хорошо уметь читать!»

1

93

Л. Дьяконов «Первоклассникам»; А. Барто

«Стали грамотными»

1

94

Г. Новицкая «Книжки»; Р. Сеф «Учись читать!..»

1

95

Л. Пантелеев «Ау»; С. Погореловски «Ох, и непорядки в Мишкиной тетрадке»

2

96

В. Голявкин «Болтуны»

1

97  

С. Маршак «Угомон»

1

98

Э. Мошковская «Можно всему-всему научиться...»; пословицы; обобщающий урок

1

99

В. Смит «Час потехи»

1

100

Потешки; колыбельные песни

1

101

Русские народные побасёнки

1

102

Русские народные загадки; С. Маршак «Загадки» (отрывки)

1

103

Г. Цыферов «В среду решили они играть в прятки…»; В. Берестов «Искалочка»

1

104

Русские народные считалки; В. Берестов

«За игрой»

1

105

Словесные игры: скороговорки, небылицы;

С. Маршак «Я видел»

1

106

А. Босев «С нами Смех!»; А. Усачёв «Если вы собрались в гости»

1

107

С. Маршак «Пудель»; обобщение прочитанного

1

108

Л. Н. Толстой «Правда всего дороже»;

С. Прокофьева «Сказка про честные ушки»

2

109

В. Орлов «Кто первый»; Э. Мошковская

«Не надо больше ссориться!..»; Л. Н. Толстой

«Кто прав?»

1

110

В. Осеева «Всё вместе»

1

111

Е. Пермяк «Для чего руки нужны»; Эзоп

«Собрался старик помирать…»

1

112

Л. Н. Толстой «Два раза не умирать», «Два товарища»

1

113

В. Росин «Друзья познаются в беде»

1

114

С. Михалков «Ошибка»

1

115

С. Михалков «Прививка»

1

116

Л. Яхнин «Силачи»

1

117

М. Пляцковский «Добрая лошадь»

1

118

Обобщающий урок

1

119

А. Шибаев «Сказки просят…»

1

120

Русская народная сказка «Лиса и рак»

1

121

Русская народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко»

1

122

Ингушская сказка «Заяц и черепаха»

1

123

Американская сказка «Вот он, вор!»

1

124

Армянская сказка «Заказчик и мастер»

1

125

Сказки А. С. Пушкина

1

126

Викторина «Сказки Х. К. Андерсена»; Х. К. Андерсен «Принцесса на горошине»

1

127

В. Орлов «Абрикос в лесу»

1

128

А. Курляндский «Первое сентября попугая Кеши»

2

129

Обобщающий урок. Рекомендации по организации летнего чтения и творческой деятельности.

1

                                                                                                  Приложение

Материально-техническое оснащение:

- классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц;

- магнитная доска;

- персональный(мобильный) компьютер с предустановленным программным обеспечением;

- мультимедийный проектор;

- интерактивная доска SMART;

- веер букв.

Литература:

Для учителя

Для учеников

1

Образовательные программы. Начальное общее образование. 1–4 классы: Система «Гармония»: учебно-методическое

пособие. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2021.

2

Литературное чтение. Методические рекомендации к учебнику для 1 класса общеобразовательных организаций (с примером рабочей программы) / О. В. Кубасова. — Смоленск: Ассоциация 21 век, 2017.

3

Кубасова, О. В. Оценка достижения планируемых результатов освоения предмета «Литературное чтение» в рамках образовательной системы «Гармония»:

Смоленск: Ассоциация XXI век, М: Бином. Лаборатория знаний, 2021 г.

4

Методические рекомендации к тестовым заданиям к учебникам «Литературное чтение» для 1–4 классов общеобразовательных учреждений/ О. В. Кубасова – Смоленск: Ассоциация 21 век, 2017

5

Умные уроки SMART. Сборник методических рекомендаций по работе со СМАРТ-устройствами и программами.

1

Букварь (в 2 частях), 1 класс, М. С. Соловейчик, Н. М. Бетенькова, Н. С. Кузьменко, О. Е. Курлыгина - Смоленск: Ассоциация 21 век, М: Бином. Лаборатория знаний, 2019 г.

2  

Учебник по литературному чтению для 1 класса, автор: Кубасова О. В. -Смоленск: Ассоциация 21 век, М: Бином. Лаборатория знаний, 2019 г.

2

Кубасова О. В. Литературное чтение: Рабочая тетрадь к учебнику для 1 класса. Смоленск: Ассоциация 21 век, М: Бином. Лаборатория знаний, 2020 г.

3

Я хочу читать. Книга для чтения к учебнику для 1 класса. Составитель Кубасова О. В. Смоленск: Ассоциация 21 век, М: Бином. Лаборатория знаний, 2019 г.

4

Кубасова О. В. Тестовые задания по литературному чтению для 1 класса. Смоленск: Ассоциация 21 век, М: Бином. Лаборатория знаний, 2020 г.

Интернет-ресурсы:

  1. http://viki.rdf.ru/cd_ella/ - детские электронные презентации и клипы.
  2. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=25 – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
  3. http://uchitel.edu54.ru/node/16047?page=1 – игры, презентации в начальной школе.
  4. http://www.uchportal.ru/load/47-4-2 - учительский портал.

-   http://www.openclass.ru/weblinks/44168 - открытый класс.        

- http://www.vidahl.agava.ru/  Толковый словарь О. Даля ON-LINE
  - http://vschool.km.ru - Виртуальная школа

 - http://www.cofe.ru/read-ka - Детский сказочный журнал «Почитай-ка».  

-  http://www.oldskazki.chat.ru/titul.htm - Сайт «Старые добрые сказки» содержит много сказок: русских народных, сказок народов мира, известных авторов.

- https://megabook.ru – Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия

- http://lukoshko.net/r.ru лукошко сказок

- http://www.skazka.com.ru На сайте представлены полные тексты 7015 народных и литературных сказок, мифов и легенд разных стран.

СОГЛАСОВАНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

протокол заседания методической кафедры   от

 «23» августа 2021 г. № 1

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе

«23» августа 2021 г.

педагогическим советом

 НОЧУ ОО «Школа «ПОЗИТИВ» от «30» августа 2021 г. № 1

Руководитель кафедры

_____________Корыткина М. В.

                           Ф.И.О

_____________ Савченко С. В.

                             Ф.И.О

Председатель педагогического совета, директор школы

______________Богданова Т. А.

                             Ф.И.О.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.

Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...

Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»

Рабочая программа по литературному чтению  УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...

Рабочая программа по литературному чтению (азбука+ литературное чтение). 1 класс.

рабочая программа в соответствии со ФГОС "Школа России"...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...