М.Ю.Лермонов " Бородино"
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Хунданова Аюна Робертовна

Урок Литературного чтения " Бородино"М.Ю.Лермонтов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literaturnoe_chtenie_m._yu._lermontov_borodino.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок

литературного чтения в 4 классе

Тема урока:   «М.Ю. Лермонтов «Бородино» 

Форма урока: интегрированный урок истории, литературы и музыки.

Тип урока:     урок усвоения новых знаний.

Задачи:

Предметные: 

Познакомить учащихся с содержанием стихотворения “Бородино”;

Развивать навык выразительного чтения;

Развивать устную речь и навыки анализа произведения.

Метапредметные: 

Познавательные: 

Развивать навыки работы с текстом, уметь выделять  в произведении выразительные средства:   эпитеты, сравнения;

Обогащать словарный запас.

Коммуникативные:

Развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, высказывать свою точку зрения, вступать в диалог, работать в группе, паре.

Регулятивные:

Развивать умение осуществлять самооценку и взаимооценку, проводить рефлексию.                                                                                                                          

Личностные: 

Вызвать чувство любви и уважение к автору стихотворения «Бородино» и к героям –  Отечественной войны 1812 года;

Раскрыть величие и красоту душевного порыва русских людей на примере героического подвига защитников Отечества;

Воспитать чувство патриотизма и гордости за свою великую Родину.

Оборудование: компьютерная презентация, учебник "Литературное чтение" (авт. В.Ю. Свиридова), карточки со словами,  диафильм с записью  стихотворения  «Бородино», муз. оформление: хор из оперы М. Глинки "Иван Сусанин".

Методы:

Словесные: беседа, рассказ учителя, работа с текстом.

Наглядные: использование ИКТ.

Практические:  метод проблемного изложения; метод исследования.

Принципы:  вариативности, психологической комфортности, деятельности.

Предварительная работа: знакомство с творчеством М. Ю. Лермонтова, сбор информации о войне 1812 года и исторических личностях (Наполеон, Кутузов, Багратион); чтение стихотворения М. Лермонтова «Москва, Москва…люблю тебя как сын…»

Ход урока (фильм)

1. Мотивация.

 Учитель:  С древности  на Руси ходят легенды, сказания о храбрых богатырях. Это об их славных подвигах пели русские женщины над колыбелью детей своих, это их имена звучат на устах народа нашего и поныне. Храбрые богатыри защищали границы нашей Родины от всякой нечисти. Так было много лет назад…

       Шли годы. Как и раньше, рожь поспевала на полях, журавли разрезали лазурное небо, хрустальные капли росы блестели на мягкой траве. И вместе с ароматом весенних набухающих почек вдыхал человек любовь к своей земле.

      Но наплыли на небо чистые свинцовые тучи…, заволокло мглою солнышко красное. Беда пришла на землю русскую.  

2. Актуализация опорных знаний.

Учитель:  В начале XIX в. грозная опасность нависла над нашей страной. Император Франции Наполеон, покоривший всю Европу, двинул свои полчища на Россию... "Не пройдет и месяца, как мы будем в Москве", - любил повторять Наполеон. Его военная сила почти втрое превосходила стоявшие против неё русские войска. Наполеон рассчитывал мощным ударом разгромить русские армии еще на границе. Но его план был сорван. 

Главнокомандующим русской армии в этот грозный час был назначен талантливый полководец Михаил Илларионович Кутузов, которого очень любили солдаты и беззаветно верили ему.

Опытный полководец, ученик Суворова хорошо понимал, что Россия была вынуждена пока отступать, чтобы сохранить силы. Но в 108 верстах от Москвы Кутузов остановился близ села Бородино.

26 августа 1812года здесь произошло кровопролитное сражение между русской и французской армиями. Это была  Бородинская  битва, продолжавшаяся три дня. Бомбы и ядра сыпались с обеих сторон градом, залпы пушек и мелкого орудия сливались в один гул... Земля дрожала... От дыма не было видно даже солнца...

В этом сражении лучший генерал русской армии Багратион держал левый фланг. Здесь были построены земляные укрепления (редуты), на которые обрушился главный удар наполеоновской армии.

Несмотря на потери, русские войны не теряли веру в победу, они продолжали отражать натиски врага. И даже тогда, когда кончались пули в бою, русские воины продолжали сражаться в рукопашную.

    Нашествие Наполеона на Россию закончилось полным  крахом. Героизм русских  людей, их преданность и любовь к Родине помогли защитить  свою землю от врагов. Это был 1812 год.

А через два года в 1814 году в Москве в семье армейского капитана Юрия Петровича Лермонтова и Марии Михайловны Лермонтовой родился мальчик Миша.

Мише Лермонтову было меньше года, когда родители увезли его в  деревню к бабушке Елизавете Алексеевне Арсеньевой.

В семье его кормилицы жил бородинский ветеран-инвалид Дмитрий Фёдоров, мальчик с удовольствием слушал рассказы старого солдата о его долгой, боевой жизни.

А в 6 лет, бабушка привезла Мишу в Москву, еще хранившую следы разрушений: на улицах груды обгорелых камней, сожженные дворцы, взорванные башни Кремля, сотни трофейных орудий у стены арсенала в Кремле. Это произвело глубокое впечатления на мальчика.

В 1837 году к 25-летию Бородинской битвы. Лермонтов уже известный поэт, создает произведение, ставшее лучшим и самым достоверным во всей русской литературе произведением об этом великом сражении.

И цель нашего урока: познакомиться с этим произведением и раскрыть красоту русских людей в борьбе за свою Родину.

3. Изучение нового материала

Учитель:  Конечно, в произведении, созданном около двух сотен лет назад, много слов, значение которых может быть нам не понятно. Как же быть? Все разъяснения можно найти в этимологическом словаре.

Прежде чем послушать стихотворение, я попрошу наших ребят, которые сегодня выступают в качестве экспертов,   объяснить нам значение  этих слов.

Словарная работа

1 слайд

 2-5 слайд Выступление экспертов. 

драгун - солдат или офицер кавалерии.

улан - солдат или офицер легкой конницы, особенностью обмундирования этого рода войск была “уланка” - головной убор с квадратным верхом.

кивер - высокий головной убор у военных.

лафет - станок, на который укрепляется пушка.

картечь – артиллерийский снаряд.

редут - полевое укрепление, обнесенное валом.

бивак – стоянка войска в поле для ночлега или отдыха.

басурман - иноземец, человек иной веры.

 6 слайд

Первичное восприятие учебного материала

Учитель:  Сейчас мы с вами прослушаем  стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино», а затем хотелось бы услышать ваше впечатление.                          (каждой группе предлагаются опорные слова: гордость за наших предков, уважение к их подвигу, желание быть похожими на них)

После прослушивания представитель от каждой группы высказывает общее впечатление о произведении.

7 слайд Выразительное чтение стихотворения  учащимся.

 4. Продолжение работы над новым материалом

Анализ произведения

Учитель: В этом произведении есть завязка, развитие событий, кульминация и развязка).  Давайте вспомним, что это такое.

8 слайд  Слово экспертам.

Что такое завязка произведения? это событие, которое является началом действия;  

Развитие событий – события, следующие за завязкой, в процессе которых происходит  развитие действия.

Кульминация момент наивысшего напряжения сюжета.

Развязка окончание действия.

Работа в группах.

  1. каждая группа находит в тексте:

1 группа

 завязка: “И вот нашли большое поле…”

2 группа

 развитие событий: “Забил снаряд я в пушку туго”.

3 группа

кульминация: “Уж был денек!… Слились в протяжный вой…” Это напряжение передается такими словами: дым летучий, двинулись как тучи, носились знамена, как тени, звучал булат, картечь визжала, гора кровавых тел.

Для всех:

 развязка:  Стали считать уцелевших, погибших. Погибших было много, но герои победы тоже были достаточно многочисленны.

Учитель: Чтобы передать напряжение боя, Лермонтов использовал  разнообразные языковые средства. Какие средства мы знаем? (эпитеты, сравнения, метафора)

9 слайд  Слово экспертам

Эпитет - это слово или целое образное выражение, которое  поясняет какое-нибудь свойство или качество понятия, явления, предмета.

Сравнение - образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов, понятий или состояний, обладающих общим признаком.

Метафора - слово или выражение, употребляемое в переносном значении.

  1. каждая группа находит в тексте  по 4 примера средств, записывают на листке и передают экспертам.

1 группа

 эпитеты: синие верхушки, поле грозной сечи,  русский бой удалый, протяжный вой, схватки боевые, плохая доля, русские штыки, зимние квартиры.

2 группа

 сравнения: умремте, как наши братья умирали; французы двинулись как тучи; носились знамена, как тени; земля тряслась, как наши груди;

3 группа

метафоры: ночная пала тень, утро осветило пушки, звучал булат, картечь визжала, клятва верности.

Учитель:  Пока эксперты проверяют это задание, мы продолжим нашу работу над произведением.

  1. Выборочное чтение

Учитель:  Как вы думаете, почему  герои лермонтовского стихотворения – русские люди, одержали победу?  (используя слова из текста, дети отвечают на этот вопрос)

(руководили  талантливые военачальниками: “могучее, лихое племя, богатыри…”

они горячо любят Родину: “Уж мы пойдем ломить стеною, уж постоим мы головою за родину свою!”

русский солдат верен клятве, верен Родине. Он умрет, но не изменит: “И клятву верности сдержали мы в Бородинский бой”.)

Слово экспертам.

10 слайд

Работа в паре: из списка предложенных качеств личности выбрать те, которые были присущи воинам русской армии: храбрость, смелость, героизм, чувство долга, мужество, честность, стойкость, уверенность, упорство, верность, отвага, настойчивость, трусость, страх, безразличие, лесть, предательство, малодушие, патриотизм.

Учитель: все эти качества необходимы и вам, чтобы добиться своей цели в жизни, осуществить свою мечту.

  1. Рефлексия

Подвиг русских воинов в войне 1812 года прославил не только М. Ю. Лермонтов, этот подвиг прославляли художники на своих полотнах, композиторы в своих произведениях.

11 слайд

Сегодня у нас  не простой урок, а урок-память. Давайте почтим память солдат, русского народа, отстоявшего свободу нашей Родины, и послушаем в исполнении хора произведение М. Глинки «Славься…» из  оперы  "Иван Сусанин".

Оценивание: эксперты оценивают работу групп.

Учитель: На следующем уроке мы продолжим работу над этим произведением, а сейчас запишите домашнее задание.

12 слайд 

Подготовить выразительное чтение стихотворения.

Подготовить сообщение:

 «Репродукции художников о войне 1812 года»

 «Литературные произведения о войне 1812 года»

 «Музыкальные произведения о войне 1812 года»

XIX век

26 августа

1812 год

1814 год

1837 год

ОПОРНЫЕ СЛОВА

гордость за наших предков

уважение к их подвигу

желание быть похожими на них

любовь к Москве

ОПОРНЫЕ СЛОВА

гордость за наших предков

уважение к их подвигу

желание быть похожими на них

Любовь к Москве

ОПОРНЫЕ СЛОВА

гордость за наших предков

уважение к их подвигу

желание быть похожими на них

любовь к Москве

храбрость, смелость, героизм, чувство долга, мужество, честность, стойкость, уверенность, упорство, верность, отвага, настойчивость, трусость, страх, безразличие, лесть, предательство, малодушие, патриотизм.

храбрость, смелость, героизм, чувство долга, мужество, честность, стойкость, уверенность, упорство, верность, отвага, настойчивость, трусость, страх, безразличие, лесть, предательство, малодушие, патриотизм.

храбрость, смелость, героизм, чувство долга, мужество, честность, стойкость, уверенность, упорство, верность, отвага, настойчивость, трусость, страх, безразличие, лесть, предательство, малодушие, патриотизм.

храбрость, смелость, героизм, чувство долга, мужество, честность, стойкость, уверенность, упорство, верность, отвага, настойчивость, трусость, страх, безразличие, лесть, предательство, малодушие, патриотизм.

храбрость, смелость, героизм, чувство долга, мужество, честность, стойкость, уверенность, упорство, верность, отвага, настойчивость, трусость, страх, безразличие, лесть, предательство, малодушие, патриотизм.

ЭПИТЕТЫ

СРАВНЕНИЯ

МЕТАФОРЫ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бородино. Уроки патриотизма.

Презентация служит дополнительным материалом к внеклассным мероприятиям и классным часам по теме "Великие победы». Может использоваться при объяснении нового материала по "Окружающему миру" для активи...

Бородино. Уроки патриотизма.

Презентация служит дополнительным материалом к внеклассным мероприятиям и классным часам по теме "Великие победы». Может использоваться при объяснении нового материала по "Окружающему миру" для активи...

Иллюстрация к стихотворению М.Ю.Лермонтова «Бородино»

Презентацию можно использовать при изучении стихотворения М. Ю. Лермонтова "Бородино" на уроке литературного чтения. Она поможет ученикам наглядно представить Отечественную войну 1812 года....

Сравнение исторической справки по Бородинскому сражению и текста стихотворения М.Лермонтова «Бородино» (Исследовательская работа.)

Учащиеся  мало информированы о том, какое значение имеет Отечественная война 1812 года для России и какое сражение считается главным в этой войне.Выполняяя данную работу учащиеся класса приходят ...

Презентация для классного часа "Бородино" (к 200-летию Отечественной войны 1812г.)

Данная работа представляет собой презентацию для демонстрации на уроках истории и на классных часах, посвященных Отечественной войне 1812 года. Основное внимание при отборе содержания уделялось ...

статья "Бородино- урок патриотизма в 21 веке"

Статья по окружающему миру  для учеников начальной школы на тему  "Бородино- урок патриотизма в 21 веке". Данную статью можно использовать  как  на уроках окружающего мира, так и д...

Про день Бородина

Этот кроссворд составлен по памятным событиям произошедшим 200 лет назад, во время Великой Отечественной войны 1812 года...