Праздник у Деда Мороза
план-конспект занятия по чтению (4 класс)

Новикова Татьяна Александровна

Конспект внеклассного мероприятия в ТДМ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл den_rozhdeniya_deda_moroza_konspekt.docx28.43 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект внеклассного мероприятия в ТДМ

«Праздник у Деда Мороза»

1. Мотивация к учебной деятельности

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный день.


- Ребята, кто из вас уверен, что сумеет сам открыть новое знание сегодня на занятии?

-Что дает вам такую уверенность? (Мы знаем, как должен действовать ученик, когда открывает новое знание) повторить этапы открытия нового знания

Тогда мы скажем себе : (все вместе) У меня все получится!

2.Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии

Предлагаю вам отгадать загадку

К нам спешит какой-то дед, в шубу теплую одет, 
Он с мешком, со снежком, и с метелями идет, 
Он не страшный бармалей, не кощей, и не злодей,
Его ждут зверята и малые ребята! 
Он несет подарков – воз, отгадали?  ….Дед Мороз!

2) Задание на пробное действие

-Ответьте на вопрос: Что за праздник, вот вопрос! Отмечает Дед Мороз?)

Какой праздник скоро будет отмечать Дед Мороз?

- Поднимите руку, кто не смог ответить на вопрос. В чем ваше затруднение? (Я пока не могу ответить на вопрос : Какой праздник скоро будет отмечать Дед Мороз?

 - Кто ответил на вопрос. Вы уверены, что ответили правильно? Можете обосновать свой ответ? (Нет)

В чем ваше затруднение? (Я пока не могу обосновать, верно ли я ответил на вопрос : Какой праздник скоро будет отмечать Дед Мороз?

У нас возникло затруднение. Что нужно сделать, когда сталкиваешься с затруднением? (Остановиться и подумать)

-Над чем подумать? (над причиной затруднения)

3. Выявление места и причины затруднения

-Какое задание вы выполняли? (Отвечали на вопрос: Какой праздник скоро будет отмечать Дед Мороз?

-Почему вы не смогли на него ответить? (Мы пока не знаем, Какой праздник скоро будет отмечать Дед Мороз?

4.Построение проекта выхода из затруднения

-Что же вы должны были узнать сами?

1. Как появился Дед Мороз

2. Почему его так зовут

3. Какой у него образ в устном народном творчестве

4. Где родина Деда Мороза

- Поставьте перед собой цель. (Узнать, какой праздник скоро будет отмечать Дед Мороз?)

- Какая же тема нашего занятия? (Праздник у Деда Мороза)

-Раз речь идет о празднике, я предлагаю вам провести наше занятие в необычном формате. Я хочу пригласить вас на волшебную пресс-конференцию. Вы согласны? (да)

- Тогда надевайте свои волшебные колпаки и мы начинаем

-Назовите следующий шаг. (составление плана)

План.

1. Узнать необходимую информацию из разных источников

2. Подготовиться к успешному выступлению

3. Успешно выступить

4. Сделать вывод

5. Реализация построенного проекта

- Ребята, вы работали в группах, давайте вспомним правила работы в группе

- Вы готовились к успешному выступлению, давайте вспомним эталон

-Ну, а теперь пришло время выслушать выступления групп

1 группа   «Как появился Дед Мороз»

1 рассказчик

В далёкие давние времена жил на свете мальчик. И был этот мальчик круглым сиротой. Никто никогда не говорил ему ласковых слов, никто никогда не дарил даже простой конфеты. Мальчик не жаловался и ничего не просил.

2 рассказчик

Шло время: мальчуган стал юношей, потом мужчиной, а потом поседел и превратился в дедушку.

3. Однажды (это случилось в ночь под новый год) он горько вздохнул и впервые в своей жизни сказал: “Эх, видимо никто никогда мне ничего не подарит!” Услышал этот вздох Великий повелитель сказок и тут же принёс в дом “мальчика” огромное множество игрушек и сладостей.

4 рассказчик

Но мальчик стал уже дедушкой, седым дедушкой с большой и длинной бородой. Он посмотрел на подарки и тихо молвил: “Спасибо тебе, Повелитель сказок, за доброту, за ласку! Но что мне делать со всеми этими машинками, куклами, конфетами? Мне они уже не нужны. Я теперь даже шоколад с мармеладом не люблю. А знаешь что? Раздам-ка я всё детям!!!”

Взял он мешок с подарками, посох(чтоб быстрее идти), надел тёплую шубу, шапку, да и пошёл на ночь глядя в те дома, где жили мальчишки и девчонки.

5 рассказчик

Увидев это, Повелитель сказок очень обрадовался.

– С этой поры наделяю тебя непомерной волшебной силой! – громогласно объявил он. – быть тебе навсегда моим первым помощником! Каждый год будешь ты приходить в гости к людям, совершать чудеса и дарить детям, всем без исключения, подарки! А звать тебя будем Дедом Морозом!

6.Вот, поэтому девять лет назад, такие же ребята, как и вы, решили, что пора бы устроить праздник для этого доброго волшебника.

2 группа «Почему его так зовут»

1.Мороз

2.Морозко,

3.Трескун,

4.Студенец

1славянский мифологический персонаж, повелитель зимнего холода.

2.Древние славяне представляли его в образе низенького старичка с длинной седой бородою.

3.Его дыхание – сильная стужа. Его слёзы – сосульки.

4.Иней – замёрзшие слова. А волосы – снежные облака.

5.Супруга Мороза – сама Зима.

6.Зимой Мороз бегает по полям, лесам, улицам и стучит своим посохом. От этого стука трескучие морозы сковывают реки, ручьи, лужи льдами.

7.А если он ударит посохом об угол избы – непременно бревно треснет. Очень не любит Морозко тех, кто дрожит и жалуется на стужу. А бодрым и весёлым дарует крепость телесную и жаркий румянец.

Сейчас Дед Мороз не такой: теперь у него есть посох, нарядная шуба, за плечами мешок с подарками. Этими вещами он обзавелся не так давно – лет так это 120 назад.

3 группа «Образ Деда Мороза в устном народном творчестве»

1. Ранее Деда Мороза называли Морозко, хотя Морозко и поныне существует в наших сказках. Образ Мороза нашёл своё отражение в русских пословицах, поговорках:
«Мороз не велик, да стоять не велит»


2.«Заковал мороз реки, да не навеки»


3.«Мороз, то мороз, береги свой нос!»


4.И в сказках: «Мороз Иванович», «Морозко», «Два Мороза»,

5.в волшебных сказках Мороз предстаёт в виде волшебного помощника (выступая под именами Студенец, Трескунец), или дарителя при правильном поведении сказочного героя (Морозко).

2.Морозы в представлении славянина-земледельца связывались с будущим урожаем. О наличии будущего урожая можно было судить по наличию рождественских или крещенских морозов.

3. Еда для мороза оставлялась на окне или на крыльце. Мороз просят не приходить летом и не портить урожай.

4.А для нас Дед Мороз появился в фильмах и мультиках с мешком подарков. Родиной является не далекий Север, как считают многие, а Великий Устюг в России. 

4 группа «Родина Деда Мороза»

1.Облюбовал Дед Мороз для своего поселения северный город  Великий Устюг, который  расположен на северо-востоке Вологодской области.

2.В самом центре Великого Устюга стоит красивый деревянный терем. Это Почта Деда Мороза. Сюда и приходят все письма, адресованные Деду Морозу , а его помощники разбирают их и помогают рассылать поздравления с Новым Годом во все концы не только России, но уже и всего мира.

Если вы захотите написать письмо, то можете это сделать очень просто. Почтовое отделение сказочного героя принимает пожелания круглый год. Под маркой просто напишите следующее: 162340, г. Великий Устюг, Деду Морозу. И ваше послание обязательно дойдет до адресата!

3.А мы направляемся в северный лес.

Совсем недалеко от Великого Устюга, на берегу реки Сухона, прямо в сосновом бору расположилась вотчина Деда Мороза.

Здесь мы и начинаем путешествие в сказку.

4.Во владения Деда Мороза ведут резные ворота.

Войдя в резные ворота, мы видим столб с указателями.

Дальше нас ждёт тропа сказок.

Здесь и начинаются настоящие чудеса.

Здесь можно встретить персонажей знакомых сказок.

5. Вот волшебная тропинка привела нас прямо к дому Деда Мороза. 

А дом этот необыкновенный, настоящий терем. В нём Дед Мороз живёт и работает. Его называют вотчиной Деда Мороза.

В рабочем кабинете Дед Мороз читает вашу почту, пишет поздравления с Новым годом.

Отдыхает Дед Мороз на великолепной резной кровати с пуховыми перинами.

Есть и гардеробная Деда Мороза

А в самом центре терема в тронном зале стоит настоящий трон Деда Мороза,

на котором можно посидеть и желание загадать. И оно обязательно сбудется,

ведь трон этот тоже волшебный.

6.В зоосаде Деда Мороза можно познакомиться с животными, пообщаться с некоторыми из них, погладить,  проехаться в конном экипаже или верхом на ослике.

7. Вот и заканчивается наше путешествие по вотчине Деда Мороза.

Считается, что именно 18 ноября наступает настоящая календарная зима, а значит именно в такой день и мог появиться на свет самый настоящий Дед Мороз.

6. Первичное закрепление во внешней речи

- Какой следующий шаг? (закрепить новое знание)

-Давайте вслух проговорим, что нового вы узнали? (ответы детей)

Вернемся к нашему пробному действию. На какой вопрос нужно было ответить?

Какой праздник скоро будет отмечать Дед Мороз?

Считается, что именно 18 ноября наступает настоящая календарная зима, а значит именно в такой день и мог появиться на свет самый настоящий Дед Мороз.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

- Какой следующий шаг? (Самостоятельная работа)

- С какой целью будем выполнять с/р? (чтобы проверить себя)

Ответь на вопросы и отметь нужный ответ  

1. Кто наделил Деда Мороза волшебной силой?

  • Повелитель сказок
  • Родители
  • Природа

2. Как еще называют Деда Мороза?

  • Дедушка
  • Дедуля
  • Морозко, Трескун, Студенец

3. Где нашел свое отражение образ Деда Мороза?

  • В устном народном творчестве
  • В искусстве
  • В озере

4. Родина Деда Мороза?

  • Крайний Север
  • Великий Устюг
  • Карелия

5. Какой праздник отмечает Дед Мороз 18 ноября?

  • Новый год
  • Рождество
  • День рождения

Мой результат:   ____________

-Давайте посмотрим, что у вас получилось (проверка теста с экрана)

-Оцените свою работу

-У кого есть ошибки? (Почему они появились? Исправьте их)

-Кто все выполнил верно? Оцените свою работу

8. Включение в систему знаний.

У каждого из нас есть свой день рождения. В этот день нас все поздравляют и дарят подарки. Но никто и никогда раньше не задумывался о том, что у Деда Мороза тоже может быть свой день рождения. Каков возраст зимнего волшебника доподлинно не известно, но превышает 2000 лет. В России этот праздник отмечается 18 ноября.

-Какие праздники будет отмечать наша страна в ближайшее время? (Новый год)

Дорогие ребята, именно со Дня рождения Деда Мороза начинается подготовка к празднованию Нового года. Новый год – это самый желанный праздник для взрослых и детей. Праздник, в который загадываются и сбываются все самые сокровенные мечты!

Ну, что ж. Новый год не за горами! Давайте, ребята, вместе поздравим еще раз Деда Мороза с праздником! (Все кричат «Поздравляем!»).

9. Рефлексия деятельности на уроке

-Наше занятие подходит к концу. Давайте подведем итог.

- О чем мы говорили на нашем занятии?

-Какое новое знание вы сами открыли?

-Какую цель мы ставили? Достигли мы своей цели? (ответы детей)

-Я предлагаю вам оценить свою работу и подарить Деду Морозу подарки ко Дню рождения.

-Кто все понял, и сможет рассказать друзьям и родным все о чем сегодня узнал, тот берет подарок синего цвета и кладет его в мешок Деда Мороза.

- Те, кто считает, что сегодня что- то было непонятым для него и были ошибки в с/р, тот берет подарок розового цвета и прикрепляет к солнышку.

-А теперь, ребята, я предлагаю по старинной традиции выйти и погреться в лучах нашего солнышка и загадать свои желания.

- И, конечно же, не один День рождения не обходится без стихов и песен.

Песня «И я поздравляю тебя»

На этом наше мероприятие подошло к концу, спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сценарий новогоднего праздника "Посох Деда Мороза"

Праздник для детей начальной школы....

Сценарий Новогоднего праздника "Волшебство Деда Мороза"

Сценарий Новогоднего праздника "Волшебство Деда Мороза" расчитан на детей 8-10 лет. Для проведения данного мероприятия необходимы костюмы Деда Мороза, Снегурочки, Собачки, Петушка....

Воспитательное мероприятие «Праздник для Деда Мороза»

Воспитательное мероприятие «Праздник для Деда Мороза»...

Сценарий новогоднего праздника "Помощники Деда Мороза"

Прекрасный, добрый, интересный сценарий детского новогоднего праздника. Не только дети будут довольны, но и все пришедшие гости. Забавные конкурсы, красивые стишки подарят радость и сча...