Открытый интегрированный урок по литературному чтению "Наш Есенин"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Павлова Светлана Владимировна

На основе  стихотворений С.Есенина  подвести учеников  к осознанию воздействия великой силы  лирических стихов на художественно-эстетическое развитие человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nash_esenin.docx170.64 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме: «Наш Есенин. Обобщение». 3 класс. «Начальная школа 21 века»

 Учебные задачи:

-формировать понятие о содержании стихотворения (мысли и чувства поэта)

-учить сравнивать темы стихов, их интонационные рисунки, чувства поэта

-учить видеть в тексте произведений эпитеты, сравнения, олицетворения

-учить передавать свои чувства через чтение

Учебные умения:

-называть стихи С. Есенина, вошедшие в круг чтения, определенного программой

-передавать содержание стихотворения (какие мысли и чувства высказывает поэт)

 Планируемые результаты:

предметные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение, выполнение анализа;

личностные УУД: самоопределение; нравственно-этическая ориентация; формирование национального самосознания (любовь к Родине), гражданской идентичности;

регулятивные УУД: целеполагание, формирование учебной проблемы, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, оценивание результатов деятельности (рефлексирование);  

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения, развитие навыков совместной деятельности.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1.Организационный

          момент.

1 слайд

- Здравствуйте!

Язык наш прекрасный
Язык наш прекрасный –
Богатый и звучный,
То мощный и страстный,
То нежно-певучий.
В нем есть и усмешка,
И мягкость, и ласка.
Написаны им
И рассказы, и сказки.
Страницы волшебных,
Волнующих книг!
Люби и храни
Наш великий язык!
Е.В.Федосюк

Дети слушают учителя и музыку П.И.Чайковского: «Времена года».

2. Актуализация

          знаний.

2 слайд

- Я рада всех приветствовать на уроке литературного чтения. Сегодня  все мы – участники урока, мы будем слушателями, художниками, исследователями.

Тебе одной плету венок,

Цветами сыплю стежку серую.

О Русь, покойный уголок,

Тебя люблю, тебе и верую.

- Как вы думаете, кто написал эти строки?

В этом имени слово «есень»,
Осень, ясень, осенний цвет.
Что-то есть в нём от русских песен-
Поднебесье, тихие веси,
Сень берёз и синь-рассвет.
Что-то есть в нём и от весенней грусти,
Юности и чистоты…
Только скажут - ………….
Всей России встают черты…(Н.Браун)

- Правильно. Почему Вы догадались?

Дети высказывают предположения.

- Сергей Александрович Есенин.

Есенин часто писал о России, называя её Русь. На уроках литературного чтения мы познакомились с его стихотворениями.

3 слайд и книги на столе!

- Перед вами  книги с  великолепными стихами С.Есенина.  Как вы думаете, о чем эти книги?

3. Тема и цель урока.

5 слайд

- Предлагаю назвать  урок «Наш Есенин».

- Давайте поставим цели нашей работы на уроке.

-  Итак, поговорим о творчестве замечательного русского поэта, с произведениями которого мы имели удовольствие работать на предыдущих уроках, вспомним изученные нами стихи Есенина, выделим некоторые темы его поэзии, будем совершенствовать выразительность чтения, поработаем с такими литературоведческими терминами, как рифма, строфа, строка, олицетворение, эпитет, сравнение.

4 слайд

Дети высказывают предположения.

4. Усвоение    новых знаний   и   способов действий.

6 слайд

7 слайд

8 слайд

- Есенин написал более 400 стихотворений.

Какие темы его стихов вы можете назвать?

       Сергей Есенин немало произведений написал о Родине, это  одна из главных тем в лирике поэта.. “ Моя лирика жива одной большой любовью – любовью к Родине”, - говорил сам поэт.

   

      Назовите, с какими произведениями о Родине мы с вами познакомились?

Прочитайте их (дети читают наизусть или в учебнике, в Хр).

Что значит для Есенина Родина?

О каких чувствах поэта мы с вами узнаем, читая эти произведения?  

Читая Есенина, убеждаешься вновь и вновь, что каждая строчка его стихов – это признание в любви родным полям, березам, перелескам. Отними у Есенина все это – и поэт погибнет, ведь Есенин живет и дышит родиной.

С. Есенин – единственный русский поэт, в творчестве которого невозможно выделить в особый раздел стихи о Родине, о России, потому что все, написанное им, продиктовано «чувством родины».  Тема родины и тема природы в лирике Есенина неразделимы.

Он был достойным певцом и гражданином своей страны.

Природа не только “колыбель” и поэтическая школа С. Есенина, она душа есенинских стихов.

Природа – источник, питающий и поэзию, и лирические чувства поэта. Ни одно стихотворение мастера слова не обходится без картин природы.

Красива есенинская природа во все времена года. Сколько добра, красоты, любви к родным местам слышится в стихах поэта.

- Можно ли сказать, что мы познакомились со стихами Есенина о родной природе в каждое время года?

- Попробуем доказать это.

Приведите, пожалуйста, пример стихотворения Есенина, посвящённого зиме.

- О весне…

- О лете…

- Об осени…

- Поэт очень любил свою Родину и восхищался красотой родной природы в любое время года.

- К какому  образу особенно часто обращается поэт? – К березе – к олицетворению всей природы. В стихах с березкой он ведет разговор, как с близким другом.

Берёза – символ России, наверное, поэтому поэт так горячо любил это дерево и  посвятил русской берёзе много стихов.

Одно из них вы сейчас вспомнили. Вспомним другие стихи о берёзе.

С каким чувством говорит автор о берёзе?

Есенин одушевил березу и саму природу – чудесницу, создательницу красоты. Он придает березе человеческие качества, наделяя ее характером, делая ее нежной и доброй.

6 слайд все щелчки

- О Родине, о природе.- 6 щелчков!!!!

Гой ты, Русь моя родная; Я покинул родимый дом…

- Да, можем.

6 слайд щелчок

- «Берёза».

- «Сыплет черёмуха снегом…»

- «Топи, да болота…»

- «Нивы сжаты, рощи голы…» дети читают наизусть или в книге

Дети читают наизусть или с книги

.

5.    Закрепление    

  знаний и способов  

         действий.

9 слайд

У вас лежат карточки с отрывками из произведений С. Есенина.

Вспомните это произведение и закончите модель. 

На уроках литературного чтения вы познакомились с такими литературоведческими понятиями, как сравнение, олицетворение, эпитет.

Вспомните определения этих понятий.

Предлагаю проверить, как вы усвоили эти понятия и выполнить небольшой тест с помощью оперативной системы контроля.

https://www.testwizard.ru/test.php?id=73320 

Тест начинается.

Тест

1. Еду. Тихо. Слышны звоны

Под копытом на снегу.

Только серые вороны

Расшумелись на лугу.

1) олицетворение;

2) эпитет;

3) сравнение;

4) рифма.

2. Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна.

1) олицетворение;

2) эпитет;

3) сравнение;

4) рифма.

3. Словно белою косынкой

Повязалася сосна.

1) олицетворение;

2) эпитет;

3) сравнение;

4) рифма.

4. Понагнулась, как старушка,

Оперлася на клюку…

1) олицетворение;

2) эпитет;

3) сравнение;

4) рифма.

5. Скачет конь, простору много.

Валит снег и стелет шаль.

1) олицетворение;

2) эпитет;

3) сравнение;

4) рифма.

6. Бесконечная дорога

Убегает лентой вдаль.

1) олицетворение;

2) эпитет;

3) сравнение;

4) рифма.

7. Бесконечная дорога

Убегает лентой вдаль.

1) олицетворение;

2) эпитет;

3) сравнение;

4) рифма.

Самооценка учащихся

Самостоятельная работа

Анализ

- Автор – Есенин.

- Заголовок – Я покинул родимый дом…

- Стихотворение. Значит, рисуем треугольник.

- О Родине. О природе.

- Половину в красный, половину – в зелёный.

Каждая строфа содержит 4 строки, такая строфа называется четверостишием.

- Автор – Есенин.

- Заголовок – Нивы сжаты, рощи голы…

- Стихотворение. Значит, рисуем треугольник.

- О природе. Значит, зелёный цвет.

 Каждая строфа содержит 4 строки, такая строфа называется четверостишием.

Олицетворение – это наделение предмета или явления природы признаками и свойствами живого существа.

Эпитет – это образное художественное определение предмета или явления. Эпитеты делают нашу речь более яркой, точной, красочной, выразительной.

Сравнение – это изобразительный прием, в котором сопоставляются два предмета (действия или явления) с целью усилить характеристики одного из них. Причем в отличие от метафор в сравнениях всегда упоминаются два элемента – то, что сравнивают, и то, с чем сравнивают.

Учащиеся выполняют тест онлайн  по теме «Средства художественной выразительности в лирическом стихотворении» 

- Предлагаю послушать ещё несколько стихотворений Есенина в исполнении гостей и насладиться певучестью стихов поэта.

«Отговорила  роща золотая….».

Стихи Есенина благодаря очень точной рифме и многообразию средств художественной выразительности, которые использует поэт, полны звуков, запахов, красок. Они такие красивые, яркие, очень мелодичны – после прочтения представляется описываемая картина, такие музыкальные – многие из них композиторы положили на музыку и сейчас они звучат как песни и романсы.

- Ребята, а кто знает из вас, что такое романс?

- Это детская песенка или уже более взрослое, серьезное произведение?

- Послушайте, пожалуйста, романс «Отговорила  роща золотая….».  Концертное исполнение романса Опишите музыку словами. Какие картины   предстали перед вами при прослушивании  данного романса? Какие чувства он вызвал у вас?  

Анализ мелодии романса.

6.  Обобщение      

        изученного      

        материала.

– Как вы думаете, что С. Есенин показал нам в своих стихотворениях? Каковы его главные мысли?

Что значит любить природу? Достаточно ли только восхищаться, любоваться ее красотой?

Давайте же будем беречь и любить каждую травинку, каждую бабочку, все живое, что нас окружает, так как наш мир будет бедным, невзрачным, мертвым без красоты живой природы.

(Любовь к природе, восторг от красоты цветущей черёмухи, радость от встречи с природой).

(Любовь к родному краю, к природе.) (Еще ее надо беречь и охранять.)

 

(Поэт использует разные художественные средства; часто употребляет олицетворение, это выразительное средство оживляет мир природы, показывает неповторимость каждой поры года.)

Много нового вы узнали сегодня, много сил приложили к тому, чтобы получить эти знания.

Спасибо вам за это!

Я уверена, что вы почувствовали живительную силу стихов С. Есенина.

Природа полна прелести, трогает и волнует каждого.

 

У писателя  К. Г.Паустовского есть такие прекрасные слова: “В природе есть своё волшебство, своя чарующая прелесть, которая лечит душу. Природа в картинах талантливых художников, поэтов, писателей открывает нам новый мир, волнует своей неповторимостью, своим напоминанием – не губите красоту вокруг себя”.

Рефлексия.

  • Чем интересен был урок?
  • О чем бы вы хотели рассказать дома родителям?
  • С каким настроением заканчиваете урок?

Самооценка. Оценивание своей работы.

- Если вы узнали много интересного, нового  и многое запомнили, если вам понравился урок, если у вас хорошее настроение и вы рады приближающейся весне   пусть на фоне голубого неба появятся  ваши цветы   черемухи.

- . Откройте дневник. Нарисуйте подходящий кружок соответствия сегодняшней работы.

- исследователь – синий кружок;
- художник – зелёный кружок;
- слушатель – жёлтый кружок.

Мне было очень приятно сегодня работать с вами.

- Спасибо за урок. Вас ждёт небольшой подарок – картинка для раскрашивания.

И напоследок, предлагаю Вам отправиться на заочную экскурсию в село Константиново Рязанской области – на родину поэта.

Это дом Есенина.

Сейчас это музей поэта.

Обстановка в доме такая же, как была при его жизни.

На стене висят семейные фото Есениных. А это вид из окна.

Действительно, под окном – берёза.

А это – памятник поэту на родине.

Вот какая природа в селе Константиново.

дети выходят с полученными цветочками

C:\Users\Admin\Desktop\fec22775eaac0d30338116b4d25c6c64.gif


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по литературному чтению + рисование 3 класс. Тема: С. Есенин «Черемуха»

Цель:Показывать и учить школьников видеть в поэтическом тексте выражение чувств, жизненных переживаний и ярких впечатлений поэта, которыми он делится с нами, создавая выразительный образ.Задачи:...

Интегрированный урок по литературному чтению и изобразительному искусству "Творчество С.А.Есенина. Стихотворение "Береза"

Разработка интегрированного урока литературного чтения и изобразительного искусства, презентация к нему...

Открытый интегрированный урок по литературному чтению во 2 классе

 Тема: «Русская народная сказка «Два Мороза»   Провели: учитель начальных классов С. В. Корниенко,...

Открытый интегрированный урок (литературное чтение, ИЗО, музыка, технология) в 3 классе. Урок-биенале «Устное сочинение по картине И. Шишкина «Зима в лесу».

Открытый интегрированный урок (литературное чтение, ИЗО, музыка, технология) в 3 классе. Урок-биенале «Устное сочинение по картине И. Шишкина «Зима в лесу»....

Открытый интегрированный урок по литературному чтению и русскому языку во 2 классе

Тема урока: А.А.Прокофьев " Люблю природу русскую" Цель: введение в новую тему по литературному чтению, общение знаний об имени существительном....

Открытый интегрированный урок по литературному чтению и русскому языку во 2 классе

Тема урока: А.А.Прокофьев "Люблю природу русскую" Цель: введение в новую тему по литературному чтению, обобщение знаний об имени существительном...