Работа с текстом как средство формирования читательской грамотности младшего школьника
статья по чтению (1, 2, 3, 4 класс)

Работа с текстом как средство формирования читательской грамотности младшего школьника

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа с текстом как средство формирования читательской грамотности младшего школьника.

В современных условиях, когда значительная часть учебного процесса проходит дистанционно, многие учителя столкнулись с тем, что дети не умеют работать с текстом.

Основная причина заключается в том, что дети в перенасыщенной информационной среде имеют доступ к различным интернет-ресурсам, поэтому мало читают учебную и дополнительную литературу.

В связи с этим у учащихся начальной школы должен быть сформирован не только навык чтения, но и умение использовать этот навык для поиска нужной информации в тексте, для освоения других дисциплин, обогащения своего читательского опыта, развития интеллекта и способности к творческой деятельности. Это довольно сложная проблема, требующая комплексного решения. Овладение навыком чтения необходимо для освоения всех других предметов образовательного процесса. Таким образом, уроки литературного чтения создают основу всего последующего образования, в котором чтение носит ярко выраженный метапредметный характер. Уроки литературного чтения играют определяющую роль в формировании читательской компетентности младшего школьника, осознания себя как грамотного читателя, любящего книгу и умеющего работать с ней.

Формирование читательской грамотности как способности учащихся к осмыслению письменных текстов различного содержания, а также умение использовать прочитанное в различных жизненных ситуациях представляет особо актуальную задачу для образовательной школы в целом.

Работа с текстом включает в себя ряд компонентов:

  • Ориентация в содержании текста и понимание его общего смысла. Данный компонент подразумевает определение темы, главной мысли прочитанного текста и его назначения. Для развития данного компонента школьникам предлагают задачи: озаглавить текст так, чтобы заглавие отражало главную тему или основную мысль текста; на объяснение фактов или явлений, порядок инструкций или действий, описанных в тексте; на выбор из сформулированных идей текста наиболее общую, доминирующую, подходящую для данного конкретного текста и т.п.
  • Поиск информации – предполагает понимание ребенком конкретного содержания произведения. Для того чтобы научить детей находить информацию в тексте эффективно будет использовать тексты научно-познавательного характера, соответствующие возрасту школьника.
  • Интерпретация текста предполагает извлечение информации, которая или сообщается напрямую, или скрыта. Чтобы дети научились этому, наиболее эффективен прием сопоставления текстов, сходных по содержанию, но отличных по стилю. То есть сравнение текстов в функционально стилистическом отношении.
  • Рефлексия на содержание или на форму текста и его оценка. На этом этапе учащиеся должны уметь связать информацию из текста с другими знаниями, соотнести прочитанное с собственным опытом, дать оценку главным мыслям текста. Главное, что формируется при этом компоненте - это умение размышлять над текстом и делать вывод из прочитанного, при этом находя факты и аргументы в подтверждение своего мнения.

Рассмотрим основные этапы работы с литературными произведениями:

1 этап - Подготовка к чтению. Введение в тему. На данном этапе учащиеся на основании названия, имени и фамилии автора, иллюстраций к тексту предполагают, какими могут быть содержание текста, тема и герои.

2 этап. Первичное чтение текста. Данный этап проходит в виде выразительного чтения учителем или же выразительного чтения по ролям с участием учеников и преподавателя, чтение по цепочке и др. При этом необходимо, чтобы дети делали пометки по тексту, то есть выделяли слова или фразы, являющимися ключевыми для определения смысла текста.

3 этап - Проверка первичного восприятия. После прочтения текста важно, чтобы учитель выяснил, какие эмоции вызвал текст у детей, как ученики поняли текст, смогли ли понять главную мысль текста. Для этого учитель задает вопросы, примерно следующего содержания:

- Понравилось ли прочитанное произведение?

- Какая часть понравилась больше всего?

- Когда вы наиболее сильно переживали за героя?

- Совпало ли ваше первоначальное предположение с содержанием текста?

4 этап - Анализ текста. Здесь учитель с помощью наводящих вопросов помогает ученикам понять главную мысль текста, чувства героев и дать оценку их поступков.

Важным элементом анализа произведения является словарная работа - выписывание из текста ключевых слов и понятий, подчеркивание главных мыслей писателя.

Для лучшего понимания содержания и структуры текста, можно предложить ученикам составить план текста. Выполняя данную работу, обучающийся осуществляет более вдумчивое осмысление текста, структурирует его по смыслу и логически, соотносит и сопоставляет части плана друг с другом. Также, нужно донести до детей то, что план помогает не только разобраться в тексте, но и является отличной основой для составления пересказа прочитанного текста.

Этапы работы над формированием плана текста:

1. Внимательное прочтение текста.

2. Выделение главных мыслей.

3.Проверка соотношения главных мыслей друг с другом.

4. Группировка частей по смыслу.

5. Определение количество пунктов плана исходя из количества главных мыслей.

6. Формулирование кратких названий для главных мыслей в виде пунктов плана

7. Повторное чтение текста для проверки наличия смысловых пропусков в плане.

Таким образом, правильная и целенаправленная работа с текстом позволяет учащимся находить из большого объема информации именно ту, которая окажется нужной и полезной, а также заставляет думать, анализировать и познавать окружающий мир.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Читательский дневник как средство формирования читательской культуры младшего школьника

В статье описаны составляющие читательский культуры, возможности читательский дневника в их формировании, описан опыт использования дневника в первом классе...

Работа с научными текстами на уроках окружающего мира как способ формирования читательской грамотности младших школьников

Работа с научными текстами на уроках окружающего мира как способ формирования читательской грамотности младших школьников...

Читательский дневник как средство формирования читательской компетенции младших школьников. (из опыта работы)

В материале рассматривается применение на уроках и во неурочной деятельности читательского дневника как средства формирования читательской компетенции младших школьников....

Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности младших школьников

Данная статья описывает значимость работы с текстами в процессе обучения младших школьников. Работа с текстами не только способствует развитию навыков чтения и письма, но и имеет множество других поле...

«Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности младших школьников»

         Тема моего мастер класса «Работа с текстом как способ формирования  читательской грамотности младших школьников ».  Базовым навыком функц...

«Способы и приемы работы с текстом, книгой для формирования читательской грамотности учащихся начальных классов на уроках и внеурочной деятельности»

laquo;Способы и приемы работы с текстом, книгой для формирования читательской грамотности учащихся начальных классов на уроках и внеурочной деятельности»...

Применение технологии «Мой читательский дневник» как средство формирования читательской самостоятельности младших школьников

Актуальность работы заключается в увеличении людей, способных творчески мыслить, обладающих гибкостью ума, а также умеющих делать правильный выбор. Кроме этого учитывая, что наш филиал считается малок...