Основы формирования читательской грамотности младших школьников при работе с текстом.
учебно-методическое пособие (1, 2, 3, 4 класс)

Значимость формирования читательской грамотности на современном этапе развития образования в нашей стране в первую очередь обусловлена акцентом в образовании на формирование функциональной грамотности.

Формирование функциональной грамотности рассматривается как условие становления динамичной, творческой, ответственной, конкурентоспособной личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Основы формирования читательской грамотности младших школьников при работе с текстом.

Аянитова Елена Гурьевна, учитель начальных классов МБОО «Туора-Кюельская СОШ им.И.Н.Гуляева» Таттинский улус, Республика Саха (Якутия)

Значимость формирования читательской грамотности на современном этапе развития образования в нашей стране в первую очередь обусловлена акцентом в образовании на формирование функциональной грамотности.

Формирование функциональной грамотности рассматривается как условие становления динамичной, творческой, ответственной, конкурентоспособной личности [1].

Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией. Следовательно, необходимое условие – это формирование и повышение уровня читательской грамотности школьников, которая является важнейшей составляющей функциональной грамотности [4].

Для контроля уровня сформированности читательской грамотности было создано международное сравнительное исследование качества чтения и понимания текста учащимися начальной школы PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study) [6].

В исследовании PIRLS понятие «читательская грамотность» определяется следующим образом: «способность понимать и использовать письменную речь во всём разнообразии её форм для целей, требуемых обществом и/или ценных для индивида» [6].

Читательская грамотность имеет две существенные характеристики: цель чтения и читательские действия, обеспечивающие относительную полноту понимания текста.

Ведущий научный сотрудник лаборатории начального общего образования Марина Ивановна Кузнецова вслед за доктором психологических наук, профессором Галиной Анатольевной Цукерман выделяет следующие уровни оценки успешности работы над читательской грамотностью выпускников начальной школы: высокий, средний и низкий [3].

Среди важнейших проявлений читательской грамотности младшего школьника можно выделить следующие: соотнесение цели чтения и содержания прочитанного; дифференциация главной и второстепенной информации; соотнесение графической и вербальной информации; интерпретация прочитанного текста (истолкование, размышление о прочитанном в форме своеобразного диалога читателя с текстом); анализ языковых и структурных особенностей текста; рефлексивный анализ изменений своих взглядов, которые произошли под влиянием текста; сравнение своей точки зрения с мнениями других.

Основным средством формирования читательской грамотности младших школьников является текст.

На современном этапе понятие «текст» трактуется широко. Текст как в учебном процессе, так и в повседневной жизни школьников включает не только слова, но и визуальные изображения в виде диаграмм, рисунков, карт, таблиц, графиков [2].

Среди классификаций текстов важными в становлении читательской грамотности школьников являются классификации непосредственно по функционально-смысловому типу речи.

Учащимся начальной школы, как правило, предлагается стандартная классификация текстов: текст-описание, текст-рассуждение и текст-повествование.

Умение работать с текстом любого типа подразумевает под собой следующее: умение искать нужную информацию и понимать прочитанное; умение преобразовывать и интерпретировать информацию, извлечённую из текста; способность высказывать собственное суждение о прочитанном.

Для того, чтобы формировать данные умения, непосредственно связанные со становлением читательской грамотности, работа с текстом выстраивается в три этапа: работа с текстом до чтения, во время чтения и после чтения [5].

Текст, как главное средство формирования читательской грамотности младших школьников, требует продуманной и целенаправленной поэтапной работы, которая будет позволять извлекать ребёнку из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально – нравственный опыт и заставлять думать, познавая окружающий мир.

Каждый этап работы с текстом должен преследовать определенную цель, достижение которой связано с использованием тех или иных приемов. Результаты комплексной работы учителя и учащихся в дальнейшем складываются в общую картину уровня развития читательской грамотности.

Подводя итог, хочется отметить, что читательская грамотность – это не просто способность понимать текст. Это ключевое метапредметное умение, формирующееся у младших школьников и находящее свое применение не только в рамках урока, но и во внеурочной деятельности, а также в повседневной жизни в целом. Достижение педагогом успешного результата в ее формировании – это результат ежедневной кропотливой работы, с учетом особенностей использования технологий обучения, методов и приемов в педагогической практике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи учащихся на основе восприятия младшими школьниками театрального искусства

Сценарий урока. Тема: Правописание мягкого знака после шипящих в именах существительных женского рода единственного числа на конце слов в новых речевых ситуациях. Выведение алгоритма написания "Ь" н...

«Внеклассное чтение в начальной школе как средство творческого взаимодействия школьника-читателя с текстом литературного произведения»

Одним из важнейших источников знаний для человека является книга. Подсчитано, что в раннем детстве человек задает окружающим до 500 вопросов в день. С годами их число значительно снижается. Это происх...

Теория и практика обучения младших школьников созданию письменных текстов различных типов.

   В работе представлен фрагмент работы по профилактике трудностей при изложении текста-повествования, сопряженных с использованием лексических средств связи в тексте; показан подход ...

Основы смыслового чтения и работа с текстом 1-4 классы

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА Основы смыслового чтения и работа с текстом для 1 – 4  классов...