Урок литературного чтения по теме "Сказка о жабе и розе" В. М. Гаршин
план-конспект занятия по чтению (4 класс)

Масалкова Лариса Сергеевна

Знакомство с литературным жанром- сказка. Формирование образного мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazka.docx24.76 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения по теме "В.М. Гаршин "Сказка о жабе и розе". 4-й класс 

Цель урока:  познакомить учащихся с произведением М. Гаршина "Сказка о жабе и розе".

Задачи урока:

  1. Предметные:

 -познакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя, начать знакомство со сказкой,

-развивать умение понимать прочитанное,

-формировать понимание единства автора и его произведений,

-формировать умение пользоваться литературоведческой терминологией.

-пополнять словарный запас учащихся;

- расширить знания детей о жизни и творчестве В.М. Гаршина;

- учить анализировать поступки и характер героев;

2.  Метапредметные:   

-учить смысловому прочтению прозаического текста, умению ориентироваться в нем, находить нужную информацию,

-формировать умения формулировать тему урока;

-ставить учебную задачу и удерживать ее;

-строить высказывания, понятные собеседнику;

-анализировать информацию и делать выводы;

-формировать начала предметной рефлексии.

- отрабатывать навыки правильного выразительного чтения;

- формировать умение самостоятельно находить решение поставленной проблемы через активизацию мыслительной деятельности.

3.   Личностные:     

-формировать навыки взаимодействия в коллективе (умение сотрудничать),

- воспитывать чувство сострадания к другим

-воспитывать любовь к литературе, сказке, чтению,

-развивать мотивы учебной деятельности,

-стимулировать проявления эмпатии.

Оборудование:

  • презентация к уроку;
  • учебник "Литературное чтение" 4 класс Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В.;
  • тест для учащихся

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Вот и прозвенел звонок,

Начинается урок.

Вы ребята не зивайте,

На вопросы отвечайте.

  1. Сообщение темы  и постановка целей урока:

- Разгадайте загадки

Кто там булькает в тиши,

Бульк и бульк и жи-жи-жи,

Не лягушка, точно знаем,

Это земляная …

Жаба

Шипами покрыта,

Длинная ножка,

Прекрасный цветок,

Но дотронутся больно!           

Роза

- Где встречались вам эти персонажи?

- Кто автор этой сказки?

- Как вы думаете, чем мы будем заниматься,  и о чём будем говорить на сегодняшнем уроке?

  1. Подготовка к изучению нового материала.

Всеволоду Михайловичу Гаршину принадлежит удивительная мысль: «Если ты оставил после себя след красоты души, то будь уверен, что выполнил свою миссию на земле...». Но чтобы почувствовать глубину этой мысли, понять удивительный мир образов художника слова, мы должны быть очень внимательны, вдумчивы, серьезны. Ведь сегодня речь на уроке у нас пойдет о художнике слова, который подарил нам прекрасную по форме и глубокую по мысли «Сказку о жабе и розе». 

Рассказ учителя о В. М. Гаршине.

Вдумчивый взгляд писателя свидетельствует о серьезном отношении к жизни, ко всему тому, за что он в ответе. Умный, строгий облик подчеркивает не только его характер и образованность, но и требовательность к себе и к своей творческой деятельности... 

Всеволод Михайлович Гаршин родился 14 февраля 1855 года в Санкт-Петербурге. А детство у него было не таким уж и счастливым. По каким-то причинам мать ушла из семьи, когда мальчику было 5 лет. Ее не было несколько лет. Мальчик очень переживал расставание с матерью, поэтому он старался хорошо учиться и много читать. Он был внимательным читателем, очень наблюдательным мальчиком. Когда он повзрослел, то стал глубоко сострадать людям. Это нашло отражение в его произведениях. Он считал, что писатель должен не только разделять с людьми страдания, ответственность за боль, но и принять на себя главную их долю!

В.М. Гаршин  много странствовал, хорошо учился, был любознательным гимназистом, увлекался естествознанием.

Гаршиным написано множество произведений.

Вот некоторые из них, которые написаны специально для детей.

Незнакомые произведения я рекомендую вам взять в школьной библиотеке и прочитать.

3. Изучение нового материала.

Рассказ на фоне музыки Рубинштейна.

Однажды Гаршин был в гостях у своего друга – поэта Полонского, где играл Рубинштейн. Напротив Гаршина сидели музыкант и весьма несимпатичный, неприятного вида старик. Гаршин смотрел на них обоих, и у него возникла мысль о жабе и розе. Под звуки музыки Рубинштейна у него складывалась в голове его маленькая трогательная сказка о жабе и розе.

Ребята, понравилась ли вам эта мелодия?

  1. Постановка проблемного вопроса.

Почему возникла идея о написании сказки? На этот вопрос мы должны ответить в конце урока. 

- Откройте свои учебники на стр 169

Прочитайте название сказки. Вспомните, о ком идёт речь? (Этот рассказ о жабе и розе.)

Что вы можете сказать о розе? Какая она?( Роза – это красивый цветок с приятным ароматом. Растет кустом, имеет шипы, цветет с середины лета до осени.) 

Какой вы представляете себе жабу? (Жаба – земноводное животное, скользкая, холодная, вся в пупырышках, безобразная).

  1. Чтение сказки. Работа над содержанием текста:

1) Выборочное чтение.

- Прочитайте описание цветника. С 169-170

- Найдите описание розы. С 170

- Как вы поняли выражение «Запах был ее словами, слезами и молитвой»?

- Прочтите, как автор раскрывает нам образ жабы? С 170-171

- Поменялось ли ваше настроение, когда вы прочитали об этом? Почему?

- Чей это был цветник?

- Как автор доказывает нам, что это был цветник мальчика? С 171-172

- Расскажите кратко о мальчике. Что вы о нем узнали?

2) Беседа по содержанию сказки.

- Что случилось с мальчиком? Почему он перестал заходить в сад?

-  Прочтите. Как автор нам говорит о жизни розы? С 173

- Прочтите. Что было с жабой, когда она в первый раз увидела цветок? С 173

- Прочтите. Что она решила сделать? Как выражала свои чувства? С 174

А теперь давайте послушаем отрывок, завершающий сказку.

- Что спасло розу от жабы?

- Как вы думаете, роза спаслась? Ведь ее срезали?

- Как автор показывает розу? (Бледное создание).

- Можно ли провести аналогию с кем-нибудь? (С мальчиком, его автор показывает бледным от болезни).

- Почему роза тогда «бледное создание»? (От страха)

- Какую смерть предпочла бы себе роза? (Чтобы принести кому-нибудь радость, даже срезанной).

- Что случилось с мальчиком? (Он умер)

- Можно ли сказать, что мальчик умер счастливым, умиротворенным? (Да, он вдохнул аромат той розы, которая росла у него в саду. Может быть в этот момент ему казалось, что он находится в любимом садике.)

- Что можно сказать о розе? Принесла она радость или трагедию в этот дом? (Роза почувствовала, что срезали ее не зря. Роза помогла мальчику, она сделала его счастливым. Она принесла тишину и покой в этот дом).

- Почему автор говорит нам, что это было лучшим происшествием в жизни розы? (Среди всех цветов, выделили именно ее).

- Забыли ли розу после этого случая? (Нет, ее засушили, передали другим членам семьи, которые глядя на этот цветок вспоминали о мальчике, ушедшем от них.) 

  1. Анализ персонажей, характеристика главных героев.

- Можем ли мы сказать что жаба и роза противопоставляются друг другу?

  1. Итог урока.

Чему научил вас рассказ? (Добрые поступки, дела никогда не забываются, а остаются в памяти других людей на долгие годы. Лучше делать добро людям).

Вспомните начало нашего урока. Я задала вам вопрос: «Почему возникла идея о написании сказки?» 

Кто может ответить на этот вопрос? (Гаршин слушал прекрасную музыку и смотрел на безобразного старика, который сидел рядом и слушал эту музыку. Он хотел поделиться со всеми тем, как он понимает красивое и безобразное, доброе и злое).

  1. Тест по проверке знания содержания и идеи сказки

1. Прочитайте слова: корни, куст, земля, брюхо, ночь. Они относятся к …

А) жабе

Б) розе

В) бабочке

2. О чём думает роза в период своего цветения?

А) быстрей бы распуститься

Б) умереть бы другою смертью

В) цвести вечно

3. Что в жабе самое омерзительное?

А) грязно-серые бородавчатые бока

Б) скверные липкие лапы

В) бесчувственность и равнодушие

4. Роза не жалеет о преждевременной гибели, так как

А) она не досталась жабе

Б) её гибель была неизбежна

В) она украсила последние минуты жизни мальчика

5. Символом света, добра, красоты в сказке является:

А) роза

Б) жаба

Взаимопроверка результатов теста по ключу:

1 -  А

2 -  Б

3 – В

4 – В

5 – А

  1. Домашнее задание:

придумать и записать сказку о растении или животном, оформить ее в виде книжки. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 4 классе по теме В.М. Гаршин "Жаба и Роза"

Урок помогает учащимся осмыслить мир как воплощение добра и зла, счастья и сострадания;Учить видеть прекрасное, сделать прекрасное частицей своей жизни....

Урок литературного чтения в 3 классе по теме: В.М.Гаршин " Лягушка- путешественница"

Конспект урока литературного чтения  для 3 класса . Тема урока: В.М.Гаршин " Лягушка- путешественница" ...

Конспект урока литературного чтения по сказке Б.Юнгер "Белая роза"

Урок  литературного чтения с использованием мультимедийной презентации во 2 классе(1-4) На Земле огромное количество цветов - и у каждого своя красота, свой характер, своя сказка. Но розы вс...

Презентация к уроку литературного чтения в 3 классе по произведению В.М.Гаршина "Лягушка-путешественница"

Для проведения урока литературного чтение в 3 классе по программе "Школа России" предлагается презентация к изучению произведения Всеволода Михайловича Гаршина "Лягушка-путешественница". В презентации...

Урок литературного чтения. Тема: "Лягушка -путешественница", по сказке В.М. Гаршина

План-конспект урока литературного чтения в 3 классе. Урок проведен с использованием технологии РКМЧП....

Урок литературного чтения в 4 классе . Идейный замысел В.М.Гаршина в Сказке о жабе и розе.

Это второй урок по данному произведению. На первом уроке дети познакомились с биографией писателя, прочитали произведение,  а также была проведена лексическая работа.  Данный урок, кроме реш...

Урок литературного чтения в 3 классе по сказке В.М. Гаршина "Лягушка–путешественница"

Цели:- обеспечение целостного восприятия и понимания текста; - осмысление заглавия произведения;- формирование коммуникативных умений: выделять главную мысль текста и каждой части, озаглавливать ...