Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса
рабочая программа по чтению (4 класс)

Программа по литературному чтению для 4 класса УМК "Школа России".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №152

Красногвардейского района Санкт-Петербурга

ПРИНЯТА

Решением педагогического совета
Протокол от «___»_________ 2021 г. № _______

УТВЕРЖДАЮ:                        

Директор ГБОУ школа № 152
_____________Р. Ю. Клименко
Приказ от «____» _______ 2021 г. № ______

Рабочая программа

по предмету «Литературное чтение» для 4 «З» класса

на 2021/2022 учебный год

Составитель: Шульгина Татьяна Владимировна

Санкт-Петербург

2021

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 279-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утверждённым приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (с изменениями и дополнениями от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643, от 18.05.2015 №507); Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»; с учебным планом ГБОУ СОШ №152 на 2021/2022 учебный год.

Данная учебная программа ориентирована на учебник Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой, Л. А. Виноградской, М. В. Бойкина «Литературное чтение 4 класс, М., Просвещение, 2013 года.

 Курс «Литературное чтение» направлен на достижение следующих целей:

  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
  • воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников. Формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.

Основные задачи курса «Литературное чтение»:

  • развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
  • учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
  • формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление;
  • развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
  • формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
  • обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
  • формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
  • обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
  • расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
  • обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;
  • работать с различными типами текстов;
  • создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность»

Место курса в учебном плане

Рабочая программа рассчитана на 102 часа в год – 3 часа в неделю

Учебно-методический комплект:

Школа России. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова. Литературное чтение: Учебник: 4 класс: В 2 ч.

Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Уроки литературного чтения: Методическое пособие к учебнику «Литературное чтение: 4 класс».

Планируемые результаты учебного предмета

Реализация программы обеспечивает достижение учащимися 4 класса следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

    2)  формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

    3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

    4)  развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

   5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

    6)   овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

    7)  принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

    8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

    9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

   10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты

     1)  овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

     2)  освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

     3)формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

    4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

    5)   использование знаково-символических средств представления информации о книгах;

    6)  активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

    7)  использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

    8)  овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

    9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

   10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

   11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

   12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты

    1)  понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

    2)  осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

    3)  достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

  4)  использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

   5)  умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;

   6)  умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

   7)  умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;

    8)  развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.

Содержание учебного предмета

Былины. Летописи. Жития

О былинах. «Ильины три поездочки». Летописи. Жития. «И повесил Олег щит свой на вратах Цареграда...» «И вспомнил Олег коня своего...»

Чудесный мир классики

П. П. Ершов. «Конек-горбунок» (отрывок); А. С. Пушкин. «Няне», «Туча», «Унылая пора!..», «Птичка Божия не знает...», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; М. Ю. Лермонтов. «Дары Терека» (отрывок), «Ашик-Кериб»;

А. П. Чехов. «Мальчики».

Поэтическая тетрадь

Ф. И. Тютчев. «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко...»; А. А. Фет. «Весенний дождь», «Бабочка»; Е. А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Где сладкий шепот...»; А. Н. Плещеев. «Дети и птичка»; И. С. Никитин. «В синем небе плывут над полями...»;. Н. А. Некрасов. «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки...»; И. А. Бунин. «Листопад».

Литературные сказки

В. Ф. Одоевский. «Городок в табакерке»; П. П. Бажов. «Серебряное копытце»; С. Т. Аксаков. «Аленький цветочек»; В. М. Гаршин. «Сказка о жабе и розе».

Делу время — потехе час

Е.Д.Шварц. «Сказка о потерянном времени»; В.Ю. Драгунский. «Главные реки», «Что любит Мишка»; В. В. Голявкин. «Никакой горчицы я не ел».

Страна далекого детства

Б. С. Житков. «Как я ловил человечков»; К. Г. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками»; М. М. Зощенко. «Елка».

Поэтическая тетрадь

В. Я. Брюсов. «Опять сон», «Детская»; С. А. Есенин. «Бабушкины сказки»; М. И. Цветаева. «Бежит тропинка с бугорка...», «Наши царства».

Природа и мы

Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Приемыш»; А. И. Куприн. «Барбос и Жулька»; М. Пришвин. «Выскочка»; К. Г. Паустовский. «Скрипучие половицы»; 5. Е. И. Чарушин. «Кабан»; В. П. Астафьев. «Стрижонок Скрип».

Поэтическая тетрадь

Б. Л. Пастернак. «Золотая осень»; С. А. Клычков. «Весна в лесу»; Д. Б. Кедрин. «Бабье лето»; Н. М. Рубцов «Сентябрь»; 5. С. А. Есенин. «Лебедушка».

Родина

И. С. Никитин «Русь»; С. Д. Дрожжин. «Родине»; А. В. Жигулин. «О, Родина! В неярком блеске...»; Б. А. Слуцкий. «Лошади в океане».

Страна «Фантазия»

Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника». К. Булычев. «Путешествие Алисы».

Зарубежная литература

Дж. Свифт. «Путешествие Гулливера»; Г. X. Андерсен. «Русалочка»; М. Твен. «Приключения Тома Сойера»; С. Лагерлёф «В Назарете».

Тематическое планирование по литературному чтению в 4 классе

Название раздела

Количество часов

1

Летописи. Былины. Жития

9

2

Чудесный мир классики

18

3

Поэтическая тетрадь 1

9

4

Литературные сказки 

11

5

Делу время – потехе час

6

6

Страна детства

6

7

Поэтическая тетрадь 2

4

8

Природа и мы

11

9

Поэтическая тетрадь 3

6

10

Родина

6

11

Страна Фантазия

5

12

Зарубежная литература

11

Итого

102

Календарно-тематическое планирование

Литературное чтение 4 класс

№ урока

Номер раздела и темы урока

Тема урока

Количество часов

Дата

 ( план)

Дата

(факт)

Примечание

Раздел 1.  Летописи, былины, сказания, жития (9ч)

1

1.1

  Знакомство с названием раздела. «Летописи. Былины. Жития»

1

2.09

2

1.2

 Из летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда»

1

6.09

3

1.3

«И вспомнил Олег коня своего»

7.09

4

1.4

Поэтический текст былины« Ильины три поездочки»

1

9.09

5

1.5

Прозаический текст былины в пересказе И. Карнауховой.

1

13.09

6

1.6

Особенности житийной литературы «Житие Сергия Радонежского»  

14.09

7

1.7

Образ Сергия Радонежского

1

16.09

8

1.8

Проект: «Создание календаря исторических событий»

20.09

9

1.9

Обобщение по разделу «Летописи, былины, сказания, жития».

Раздел 2. Чудесный мир классики (18)

9

2.1

Знакомство с названием раздела. 

1

21.09

11

2.3

 А.Пушкин "Няня", "Унылая пора! Очей очарованье!", "Туча".

1

23.09

12

2.4

А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

1

27.09

13

2.5

А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

Характеристика героев

1

28.09

14

2.6

 Отличие авторской сказки от народной А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

1

30.09

15

2.7

Нравственный смысл сказки А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

1

4.10

16

2.8

Библиотечный урок по сказкам А.С.Пушкина

1

5.10

17

2.9

Знакомство с биографией М.Ю.Лермонтова

1

7.10

18

2.10

 М.Ю.Лермонтов. «Ашик - Кериб». Сравнение мотивов русской и турецкой сказок

1

11.10

19

2.11

М.Ю.Лермонтов. «Ашик - Кериб».Характеристика героев

1

12.10

20

2.12

Знакомство с биографией Л.Н.Толстого

1

14.10

21

2.13

Жизнь и творчество Л.Н. Толстого

1

18.10

22

2.14

Л.Н. Толстой Детство.

1

19.10

23

2.15

Знакомство с биографией А.П.Чехова

1

21.10

24

2.16

А.П. Чехов Мальчики

1

8.11

25

2.17

А.П. Чехов Мальчики. Главные герои рассказа - герои своего времени.

1

9.11

26

2.18

Наедине с книгой. По книгам писателей раздела

1

11.11

27

2.19

Обобщающий урок КВН «Чудесный мир классики»

1

15.11

Раздел 3. Поэтическая тетрадь (9ч)

28

3.1

 Страницы русской классики. Знакомство с названием раздела.

1

16.11

29

3.2

Ф.И.Тютчев «Еще земли печален вид…»,«Как неожиданно и ярко…»

1

18.11

30

3.3

Ушинский К. «Четыре желания».

1

22.11

31

3.4

 А.Фет «Весенний дождь», «Бабочка».

1

23.11

32

3.5

Е. Баратынский «Весна, весна! как воздух чист!...», «Где сладкий шёпот…».

1

25.11

33

3.6

И.С.Никитин. «В синем небе плывут над полями…»

1

29.11

34

3.7

Настроение стихотворения Н.Некрасов «Саша».

1

30.11

35

3.8

Образ природы в стихотворении. И.А.Бунин «Листопад»

1

2.12

37

3.10

 Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». Оценка достижений.

1

6.12

Раздел 4. Литературные сказки (11 ч)

38

4.1

Знакомство с названием раздела. В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке».

1

7.12

39

4.2

В.Ф.Одоевский. «Городок в табакерке».Составление плана сказки

1

9.12

40

4.3

В.Ф.Одоевский. «Городок в табакерке».Подробный пересказ

1

13.12

41

4.4

П.П. Бажов Серебряное копытце

1

14.12

42

4.5

П.П. Бажов «Серебряное копытце». Мотивы народных сказок в авторском тексте.

1

16.12

43

4.6

П.П. Бажов «Серебряное копытце».

Герои художественного произведения

1

20.12

44

4.7

 С.Т.Аксаков «Аленький цветочек».

1

21.12

45

4.8

 С.Т.Аксаков «Аленький цветочек». Герои произведения.

1

23.12

46

4.9

 С.Т.Аксаков «Аленький цветочек». Деление текста на части.

1

27.12

47

4.10

Проверочная работа по итогам 1 полугодия

1

28.12

48

4.11

Обобщающий урок-игра «Крестики-нолики». Оценка достижений.

1

10.01

Раздел 5. Делу – время, потехе – час (6ч )

49

5.1

 Знакомство с названием раздела.

Е.Л.Шварц «Сказка о потерянном времени».

1

11.01

51

5.3

Е.Л.Шварц «Сказка о потерянном времени». Нравственный смысл произведения.

1

13.01

52

5.4

В.Ю. Драгунский «Главные реки».

1

17.01

53

5.5

 В.В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел».

1

18.01

54

5.6

Инсценирование произведения В.В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел».

1

20.01

55

5.7

Обобщение по разделу «Делу время - потехе час». Оценка достижений.

1

24.01

Раздел 6. Страна детства (6 ч)

56

6.1

Знакомство с названием раздела.

Б.С. Житков «Как я ловил человечков».

1

25.01

57

6.2

Б.С.Житков «Как я ловил человечков». Герой произведения.

1

1.02

58

6.3

К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками».

1

3.02

59

6.4

К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Музыкальное сопровождение произведения

1

7.02

60

6.5

 М.М.Зощенко «Ёлка».

1

8.02

61

 6.6                

62

6.7

Главная мысль в стихотворении М.Цветаевой

1

10.02

63

6.8

64

6.9

Обобщение по разделу «Страна детства».

1

14.02

Раздел 7. Поэтическая тетрадь (4 часа)

60

7.1

В. Я. Брюсов «Опять сон», «Детское».

17.02

61

7.2

С. А. Есенин «Бабушкины сказки».

1

21.02

62

7.3

М. И. Цветаева «Наши царства», «Бежит тропинка с бугорка…».

1

22.02

63

7.4

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь».

24.02

Раздел 8. Природа и мы (11 часов)

65

8.1

Знакомство с названием раздела.

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш».

1

28.02

66

8.2

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш». Отношение человека к природе.

1

1.03

67

 8.3

 А.И. Куприн «Барбос и Жулька».

1

3.03

68

8.4

Главная мысль произведения А.И. Куприн «Барбос и Жулька».

1

10.03

69

8.5

М.М. Пришвин «Выскочка».

1

14.03

70

8.6

М.М. Пришвин «Выскочка». Характеристика героя на основе поступка.

1

9.03

71

8.7

Е. И. Чарушин «Кабан».

1

15.03

72

8.8

 В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Герои рассказа.

1

17.03

73

8.9

В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Составление плана

1

21.03

74

8.10

Проект «Природа и мы».

1

22.03

75

8.11

Обобщение по разделу «Природа и мы». Оценка достижений.

1

24.03

Раздел 9. Поэтическая тетрадь (6 ч.)

75

9.1

Б.Л. Пастернак «Золотая осень»

1

4.04

76

9.2

С.А. Клычков «Весна в лесу»

1

5.04

77

9.3

Д.Б. Кедрин «Бабье лето»

1

7.04

78

9.4

Н.М. Рубцов «Сентябрь»

1

11.04

79

9.5

С.А. Есенин «Лебедушка».

1

12.04

80

9.6

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь»

1

1.04

Раздел 10. Родина (6 часов)

81

8.1

Знакомство с названием раздела.

И.С. Никитин «Русь».

1

1.04

82

8.2

С.Д. Дрожжин «Родине». 

1

4.04

83

8.3

А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске».

1

5.04

84

8.4

Б. А. Слуцкий «Лошади в океане»

6.04

85

8.5

 Проект: «Они защищали Родину»

1

7.04

86

8.6

Обобщение по теме «Родина». Оценка достижений.

1

8.04

Раздел 11. Страна Фантазия( 5 часов)

87

9.1

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания.

Е. С. Велтистов «Приключение Электроника»

1

11.04

88

9.2

Особенности научно-фантастического рассказа Е. С. Велтистов «Приключение Электроника»

1

12.04

89

9.3

Сравнение фантастической литературы со сказкой. К.Булычев «Путешествие Алисы» 

1

14.04

90

9.4

Сравнение героев рассказов фантастического жанра К.Булычев «Путешествие Алисы»

1

18.04

91

9.5

Обобщение и систематизация знаний по разделу «Страна Фантазия»

1

19.04

Раздел 12. Зарубежная литература (11 часов)

89

10.1

Средства художественной выразительности в произведении Дж. Свифт «Путешествие Гулливера».

1

21.04

90

10.2

Герои приключенческой литературы.Дж. Свифт «Путешествие Гулливера»

1

25.04

91

10.3

Поступки главного героя сказки Г.Х.Андерсен «Русалочка»

1

26.04

92

10.4

Отношение автора к героине сказки Г.Х.Андерсен «Русалочка»

1

28.04

93

10.5

Составление плана сказки Г.Х.Андерсен «Русалочка»

1

5.05

94

10.6

Сравнение героев, их поступки. М.Твен «Приключения Тома Сойера» 

1

12.05

95

10.7

Составление отзыва по книге М.Твена «Приключения Тома Сойера»

1

16.05

96

10.8

С. Лагерлеф «Святая ночь»

1

17.05

97

10.9

С. Лагерлеф «В длазарете»

1

19.05

98

10.10

Обобщающий урок «Зарубежная литература»

1

23.05

99

10.11

Обобщение и систематизация изученного материала за 4 класс

1

24.05

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению. 3 класс. Программа Л.В.Занкова.

Рабочая программа содержит:пояснительную запискусодержание программытребования к уровню подготовки к концу третьего классакалендарно-тематическое планированиекритерии и нормы оценок...

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс.Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»

Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различн...

рабочая программа по литературному чтению, 4 класс, программа "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа + развернутое тематичекое планирование...

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс по программе Н.Ф.Виноградовой

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями инструктивно-методического письма....

рабочая программа по литературному чтению 3 класс, рабочая программа по физической культуре 3 класс

рабочая программа по литературному чтению 3 классрабочая программа по физической культуре 3 класс...

Рабочая программа по литературному чтению 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по литературному чтению 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...