Рабочая программа по литературному чтению на родном (селькупском) языке для 4 класса
рабочая программа по чтению (4 класс)

Курс призван продолжить обучение чтению в мир художественной литературы и помочь осмыслить образность словесного искусства. Литературное чтение пробуждает у детей интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений. Оказывает большое воспитательное воздействие на школьника, формирует его личность.       

Литературное чтение — один из основных предметов в обучении млад­ших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной лите­ратуры и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравствен­ному и эстетическому воспитанию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

       Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для 4 класса разработана на   основе  примерной программы (В.Н. Няруй, Л.И. Потапова «Типовая программа по родному (ненецкому) языку для 1-9 классов 2007 года издания) в соответствии с требованиями Федерального компонента  государственного  стандарта начального образования (Москва, 2004 г.).

Курс призван продолжить обучение чтению в мир художественной литературы и помочь осмыслить образность словесного искусства. Литературное чтение пробуждает у детей интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений. Оказывает большое воспитательное воздействие на школьника, формирует его личность.       

Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.

Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:

  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора.
  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости, эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
  • обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы.

Общая характеристика учебного предмета «Литературное чтение»

На начальном звене обучения в общеобразовательной школе учащиеся учатся правильно и образно говорить, выразительно читать и понимать содержание художественного текста, обогащают свой словарный запас, получают первое понятие о литературном языке. Данная программа рассчитана на обладателей диалектной формы родной речи.

       На начальном этапе обучения программа рекомендует четыре основных направления изучения литературного чтения:

- знакомство с литературными нормами языка;

- изучение чтению на родном  (селькупском ) языке;

- классное и внеклассное чтение;

       Каждое направление имеет свои особенности и методику изучения. От урока к уроку по предлагаемой рабочей  программе перед преподавателем стоит задача формирования умений общения, чтения, пересказа, составления планов по прочитанному на родном литературном языке, навыков сочинения своих творческих работ.

       В первом классе в течении года формируется умения и навыки общения и чтения на родном литературном языке, первые навыки выразительного чтения, умения составлять рассказы из 4-5 предложений по рисунку или иллюстрации.

       Во втором и третьем классе развиваются приобретённые навыки и умения, совершенствуется выразительное чтение, пересказ, составление ученических текстов.

        В четвёртом классе прививаются первоначальные навыки литературного анализа. В течении года  по мере изучения художественных текстов от урока к уроку формируется понимание художественных тропов (эпитет, метафора, сравнение…). К выпускному классу младшего школьного звена учащиеся, таким образом, должны уметь:

- выразительно читать, понимать прочитанное;

- давать развёрнутые ответы по прочитанному, пересказывать;

- составлять свои тексты по аналогии прочитанного, по рисункам, по плану;

- составлять простые и сложные планы по прочитанному тексту;

- раскрывать тему прочитанного;

- выделять в тексте эпитеты, метафоры, сравнения;

- знакомить с прочитанным вне класса художественным текстом.

Описание места учебного предмета «Литературное чтение»

     В соответствии с учебным планом и календарным учебным графиком на 2021-2022 учебный год количество часов определено следующим образом: в год - 34, 34 учебных недели по 1 часу в неделю.

 Программа состоит из разделов курса,  темы различных учебных занятий. Каждый раздел темы имеет свою комплексно - дидактическую цель, в которой заложены специальные знания и умения. Принцип построения рабочей программы предполагает целостность и завершенность, полноту и логичность построения единиц учебного материала в виде разделов, внутри которых учебный материал распределен по темам. Из разделов формируется учебный курс по предмету.

        Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета «Литературное чтение»

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение»

Личностные результаты:

1) формирование чувства гордости за свой народ, своим родным селькупским языком, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3)воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы на родном языке;

4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;

6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты:

1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

4. Овладение первоначальными представлениями о нормах родного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.

7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре родного языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;

9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.

10. Восприятие на слух художественного текста ( рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащегося на селькупском языке.

11. Подробный пересказ текста на селькупском языке;

           12. Разделение текста на части, озаглавив части;

           13. Осознанное, правильное, выразительное чтение вслух на родном селькупском языке;

           14. Составление простого и сложного плана текста;

            15. Самостоятельная характеристика героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою.

  1. Содержание учебного предмета «Литературное чтение»

      В программу по литературному чтению на этапе обучения включены:

  • селькупский фольклор и его жанры – сказки о животных, великанах, бытовые и волшебные сказки;
  • героические предания (легенды);
  • загадки, пословицы, поговорки;
  • народные песни – индивидуальные, исторические;
  • литературные произведения писателей – литературные сказки, созданные по мотивам устного народного творчества,
  • стихотворения, рассказы, поэмы, повести, очерки.

       Разделы программы 1-4 классов отражают темы: устное народное творчество – народ – творец, поэт, певец; через творчество писателей селькупов раскрываются такие темы, как жизнь селькупов, строительство новой жизни расцвет национальной культуры и литературы.

 

  В содержание курса обучения по литературному чтению в 3 классе входят:

 

I. Сфера общения

1.Социально - бытовая (этикет, этика селькупской семьи, угодья, рода, народа .

2.Учебно-трудовая (школа, распорядок дня, каникулы и т.д.)

3.Социально-культурная (город, село, учреждения культуры. Отношение к природе, сезонные изменения в природе, погода. Сказки, песни, стихи.)

4 Игровая

  Виды и типы игр (детские в помещении и на улице,  мужские и женские.)

II. Речевые умения

1. Аудирование (слушание)

Понимание речи учителя и других носителей языка в объеме, предусмотренном курсом.

Определение основной мысли звучащей речи, отделение главного от второстепенного.

2. Говорение

Составление рассказа с опорой на наглядность.

Составление рассказа согласно ситуации.

Продолжение рассказа по заданному началу.

Трансформация речевых высказываний.

3 Чтение

Чтение полного текста без заданий.

Чтение с пониманием основного содержания.

Ответы на вопросы по прочитанному

III. Комплекс знаний и представлений о национально-культурных особенностях жизни ненцев

1  Место расселения народа. Названия населенных пунктов.

2  Особенности природно-климатических условий региона: особенности времен года в Арктике, типичные виды трудовой деятельности, типичные животные Севера.

3   Произведения  селькупского  детского  фольклора  (сказки, загадки, пословицы,  

поговорки, песни.)

4   Произведения селькупских писателей и поэтов.

5   Образцы орнаментов.

6   Жилище (стойбище) оленеводов – чум, его интерьер, дизайн, архитектура расположения нарт и других предметов стойбища

7  Орудия труда и средства передвижения.

8  Традиционная мужская и женская одежда.

9  Народные детские игры.

10 Традиционные виды труда и отдыха.

IV Виды читательской деятельности. Работа с учебными и научно – популярными текстами (познавательная деятельность).

Общее представление об учебных и научно – популярных текстах. Восприятие и понимание учебных и научно – популярных текстов на родном (селькупском) языке. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста. Понимание учебных и научно – популярных текстов как источников информации. Определение темы, главной мысли, деление текста на смысловые части, определение темы каждой части, озаглавливаем каждой части. Установление причинно – следственных связей, выделение ключевых слов. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, умение перевести русское слово, предложение, словосочетание на родной язык и наоборот.

V. Работа с художественными текстами:

  • Познавательная деятельность учащихся;
  • Творческая деятельность учащихся;
  • Круг детского чтения
  • Литературоведческая пропедевтика;
  • Библиографическая культура.

Тематическое планирование

Дата

Тема урока 1 четверть

Основные виды деятельности

Домашнее задание

1.

Селькупская песня " Песня о Севере ".

Прогнозировать содержание раздела. 

Планировать работу с произведением в соответствии с условными обозначениями видов деятельности.  

Читать, выражая настроение произведения. 

 Объяснять смысл пословиц, поговорок, примет.

Соотносить пословицы, поговорки  с содержанием книг и жизненным опытом. 

Придумывать рассказ по пословицы, поговорки;

Сочинять колыбельные песни, потешки, прибаутки, небылицы, опираясь на опыт создания народного творчества селькупов. 

Находить различия в потешках и прибаутках, сходных по теме.

 Находить слова, которые помогают представить героя произведений устного народного творчества селькупов.

Анализировать загадки. Соотносить загадки и отгадки.

Сб. песен. Выразительное чтение стих.

2.

Загадки. Пословицы, поговорки, скороговорки.

Учить наизусть загадку.

3.

 Загадки. Пословицы, поговорки, скороговорки.

Учить наизусть пословицу и поговорку.

4.

 Сказка "Берлога медведя"

Прочитать сказку с. 115.

5.

Селькупская песня " Песня о Севере ".

Учить наизусть песню.

6.

Сказка "Кукушка"

Характеризовать героев сказки, 

соотносить качества с героями сказок. 

Называть другие народные сказки народов севера; перечислять героев сказок. 

Соотносить пословицу и сказочный текст, определять последовательность событий, составлять план.

Рассказывать сказку (по иллюстрациям, по плану, от лица другого героя сказки).

с. 116 Читать сказку.

7.

 Сказка "Ича - муравей "

с. 106 Читать 1 часть.

8.

 Сказка "Ича - муравей "

Читать 2 часть с. 108

9.

 Урок - обобщение.

Дата

Тема урока 2 четверть

Основные виды деятельности

Домашнее задание

1.

 И. Суриков. Зима.

Планировать работу с произведением, выбирать виды деятельности на уроке. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. 

Воспринимать на слух прочитанное.

Сравнивать художественный и научно-познавательный тексты. 

Сравнивать сказки и рассказы о животных. 

Определять последовательность событий. 

Составлять план. Пересказывать подробно по плану произведение. Видеть красоту природы, изображённую в художественных произведениях. 

Определять героев произведения; характеризовать их.

 Выражать своё собственное отношение к героям, давать 

нравственную оценку поступкам.

 Оценивать свой ответ.

с. 86 учить стих.

2.

 Ю. Шесталов. Снег.

с. 87 ответить на вопросы

3.

 И. Соколов -Микитов. Зима в тайге.

Ответить на вопросы.

4.

Вн.Чтение. Как бурундук полосатым стал.

Нарисовать рисунок к сказке.

5.

 А. Митяев. В декабре месяце.

с. 89 Читать рассказ.

6.

 И. Соколов -Микитов. В тайге.

с. 92 ответить на вопросы

7.

 Сказка. Зима.

Дата

Тема урока 3 четверть

Основные виды деятельности

Домашнее задание

1.

Г. Чинков. Заяц.

Прогнозировать содержание раздела. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. 

Воспринимать на слух художественный текст. Определять смысл произведения.

Соотносить смысл пословицы с содержанием произведения.

 Объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря.

характеризовать героя, используя слова-антонимы.

Рассказывать о героях, отражая собственное отношение к ним; выразительно.

Составлять план произведения, 

пересказывать текст подробно на основе плана.

Пересказывать текст подробно на основе картинного плана, высказывать своё мнение.

Читать тексты в паре, 

организовать взаимоконтроль, оценивать своё чтения.

с. 96 Рисунок к стихотворению.

2.

С.Ириков. Бригада охотников.

с. 96-97 читать.

3.

 Г. Чинков - Эден. Метель. Приметы.

с. 96 учить приметы наизусть.

4.

 Вн.Чтение.

Учить стих Пуровская Толька.

5.

 Я. Аким. Друг. И.Истомин. Урок труда.

с. 101 учить стих наизусть.

6.

Е. Ялогир. Соревнование.

с. 100-101 ответить на вопросы.

7.

В.Торпушёнок. Маленький охотник.

с. 97-98 ответить на вопросы.

8.

 Вн.Чтение. Берестяная малица Ичи.

Нарисовать рисунок к сказке

9.

 Сказка. Берлога медведя.

с. 115-116 читать и перевод текста.

10.

 Обобщение пройденного материала.

Дата

Тема урока 4 четверть

Основные виды деятельности

Домашнее задание

1.

А. Кривошапкин. Олененок.

Прогнозировать содержание раздела. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. 

Воспринимать на слух художественный текст. Определять смысл произведения.

Соотносить смысл пословицы с содержанием произведения.

 Объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря.

характеризовать героя, используя слова-антонимы.

Рассказывать о героях, отражая собственное отношение к ним; выразительно.

Составлять план произведения, 

пересказывать текст подробно на основе плана.

Пересказывать текст подробно на основе картинного плана, высказывать своё мнение.

Читать тексты в паре, 

организовать взаимоконтроль, оценивать своё чтения.

с. 132 читать и перевести на русский язык.

2.

Сказка. Берлога медведя. 1 часть

 С. 115-116 читать 1 часть.

3.

Сказка. Берлога медведя. 2 часть

 С. 116-117 читать 2 часть.

4.

Р.Ругин. Утренняя песня.

 С. 133 перевести текст на русский язык.

5.

В. Данько.Радость.

 С. 135-136 учить наизусть стих.

6.

 А.Немтушкин. Рыбаки.

С. 138-139 учить наизусть песню. 

7.

 Н.Оёгир. Ягода.

 С. 137 учить стих наизусть.

8.

Обобщающий урок.

 

Описание материально-технического обеспечения

        Учебно-методическое  обеспечение реализации программы направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией данной программы, планируемыми результатами.

Учебно-методическое обеспечение включает:

-учебники:

УМК для обучающихся

УМК для учителя

  1. С.И. Ириков. А.А. Хозова. Селькупский язык. 3 класс

     

А.И. Кузнецова, О.А. Казакевич, Е.В. Грушкина, Е.В. Грушкина, Е.А. Хелимский

Селькупский язык. С-П. «Просвещение», 2002. ю

- методические материалы:

Для обучающихся

Для учителя

  1. А.И. Гашилов. Тематический словарь селькупского языка. Учебное пособие для старших классов школ. (СПб., 2008).
  2. С.И. Ириков. Словарь селькупско-русский и русско-селькупский. Пособие для учащихся. Ленинград, 1988.
  3. Г.Е. Аюпова, С.И. Ириков, Л.В. Хомич. Тазовские селькупы. Очерки традиционной культуры. (С.П.б., 2002).

  1. А.И. Гашилов. Тематический словарь селькупского языка. Учебное пособие для старших классов школ. (СПб., 2008).
  2. С.И. Ириков. Словарь селькупско-русский и русско-селькупский. Пособие для учащихся. Ленинград, 1988.
  3. С.И. Ириков. Учебник для 3 класса. (СПб., 2002).
  4. Г.Е. Аюпова, С.И. Ириков, Л.В. Хомич. Тазовские селькупы. Очерки традиционной культуры. (С.П.б., 2002).

-дидактические материалы:

1. Аудиокассета

2. Предметные и сюжетные картины

-материалы для контроля:

1. КИМы по разделам учебника

2. Карточки с заданиями по селькупскому языку

Формы и средства контроля

Виды контроля на уроках чтения и нормы оценок по литературному чтению

В течение учебного года используются разнообразные формы контроля, например, пересказ текста, чтение  наизусть, выразительное чтение, ответы на вопросы, перевод текста с родного на русский язык и наоборот, выполнение творческого задания, решение тестовых заданий, проверка техники чтения.

Контрольная проверка навыка чтения проводится ежемесячно у каждого учащегося, оценка выставляется в классный журнал по следующим критериям :    

                      -         беглость, правильность, осознанность, выразительность.

Оценка "5" ставится, если выполнены все 4 требования.

Оценка "4" ставится, если выполняется норма чтения по беглости (в каждом классе и в каждой четверти она разная), но не выполнено одно из остальных требований.

Оценка "3" ставится, если выполняется норма по беглости, но не выполнено два других требования.

Оценка "2" ставится, если выполняется норма беглости, но не выполнены остальные три требования  или  не выполнена норма беглости, а остальные требования выдержаны. В индивидуальном порядке, когда учащийся прочитал правильно, выразительно, понял прочитанное, но не уложился в норму по беглости на небольшое количество слов, ставится   положительная отметка. 

Чтение наизусть

Оценка "5" -  твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно  читает.

Оценка "4"  - знает стихотворение  наизусть,  но допускает при  чтении  перестановку  слов,  самостоятельно исправляет допущенные неточности.

Оценка "3" - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста.

Оценка "2" - нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст

Выразительное чтение стихотворения

Требования к выразительному чтению:

1.    Правильная постановка логического ударения

2.    Соблюдение пауз

3.    Правильный выбор темпа

4.    Соблюдение нужной интонации

5.    Безошибочное чтение

Оценка "5" - выполнены правильно все требования

Оценка "4" - не соблюдены 1-2 требования

Оценка "3" -допущены ошибки по трем требованиям

Оценка "2" - допущены ошибки более, чем по трем требованиям  

Чтение по ролям

Требования к чтению по ролям:

1.    Своевременно начинать читать свои слова

2.    Подбирать правильную интонацию

3.    Читать безошибочно

4.    Читать выразительно

Оценка "5" - выполнены все требования

классы

 

 

Обязательный уровень 

Зч

1 класс

-

10-12

12-18

18-25

2 класс

30сл

40

45

50

3 класс

45

50

55

60

4 класс

55

60

65

70

Список литературы

  1. А.И. Гашилов. Тематический словарь селькупского языка. Учебное пособие для старших классов школ. (СПб., 2008).
  2. С.И. Ириков. Словарь селькупско-русский и русско-селькупский. Пособие для учащихся. Ленинград, 1988.
  3. Г.Е. Аюпова, С.И. Ириков, Л.В. Хомич. Тазовские селькупы. Очерки традиционной культуры. (С.П.б., 2002).
  4. С.И. Ириков. Учебник для 3 класса. (СПб., 2002).
  5. А.И. Кузнецова, О.А. Казакевич, Е.В. Грушкина, Е.В. Грушкина, Е.А. Хелимский

Селькупский язык. С-П. «Просвещение», 2002. ю


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ НА РОДНОМ (КРЫМСКОТАТАРСКОМ) ЯЗЫКЕ 1 класс

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ НА РОДНОМ (КРЫМСКОТАТАРСКОМ) ЯЗЫКЕ 1 класс (2 часа в неделю)...

Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке 2 класс

Рабочая программа по литературному чтению  на родном (русском) языке 2 класс...

Рабочая программа по литературному чтению на родном русском языке 1 класс

Рабочая программа по литературному чтению на родном русском языке на 2 полугодие 1 класса...

Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке (3 класс)

Рабочая программа по  предмету «Литературное чтение на родном (русском) языке» для 3 класса  разработана на основе:Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. ...

Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке 4 класс

Учебно – методический комплекс:Литературное чтение. 4 класс: учебная хрестоматия в 2частях/ Л.А. Ефросинина.- М.: «Вентана – Граф», 2016г....