АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету литературное чтение 1 класс ТНР вариант 5.1
рабочая программа по чтению (1 класс)

Жукова Людмила Владимировна

Адаптированная основная общеобразовательная программа  начального общего образования  обучающихся с тяжелыми нарушениями речи  – это образовательная программа, адаптированная для обучения детей с ТНР с учетом особенностей их психофизического и речевого развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literat_chtenie_h.docx87.92 КБ

Предварительный просмотр:

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету литературное чтение

  1 класс    

       

ТНР вариант 5.1  

Составитель: учитель начальных классов

Жукова Л.В.

 

 

2021-2022 учебный год

Г. Советский

 

1. Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для обучающегося 1б класса разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ                        «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), на основании требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373 (с изменениями и дополнениями), (авторы: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В., Виноградская Л.А., Бойкина М.В.(учебно-методический комплект «Школа России»), Примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 №1/15), Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ №6» на 2018-2022 годы, утвержденной приказом директора от 31.08.2018 № 666-о, Адаптированной образовательной программы начального общего образования, утверждённой приказом директора от 31.08.2020 №453-о.

Рабочая программа реализует следующие цели обучения:

-овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности; приобретение умения работать с разными видами информации;

-развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами; - воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта младших школьников; формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств; уважение к культуре народов многонациональной России и других стран.

- создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.

Задачи: 

-освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге;

-овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой;

-воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе;

-формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.

-создание специальных условий для получения образования в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями и особыми образовательными потребностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого учащегося как субъекта отношений в сфере образования;

-обеспечение вариативности и разнообразия содержания и организационных форм получения образования учащимися с учетом их образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья, типологических и индивидуальных особенностей;

- формирование социокультурной и образовательной среды с учетом общих и особых образовательных потребностей разных групп учащихся.

Основными направлениями коррекционной работы: удовлетворение особых образовательных потребностей, обучающихся с ТНР; коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения; развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция её недостатков; развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций; формирование произвольной регуляции деятельности и поведения; коррекция нарушений устной и письменной речи.

Основная задача педагога – оказание психолого-педагогической поддержки учащегося с ТНР. Психолого-педагогическая поддержка предполагает: помощь в формировании адекватных отношений между ребенком, учителями, одноклассниками и другими обучающимися, родителями; работу по профилактике внутриличностных и межличностных конфликтов в классе, школе; поддержание эмоционально комфортной обстановки в классе; помощь в освоении нового учебного материала на уроке и, при необходимости индивидуальной коррекционной помощи в освоении предмета, курса; обеспечение учащемуся успеха в доступных ему видах деятельности с целью предупреждения у него негативного отношения к учебе и ситуации школьного обучения в целом.

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ТНР (вариант 5.1)

У детей с фонетико-фонематическим и фонетическим недоразвитием речи наблюдается нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляторными признаками. Несформированность произношения звуков крайне вариативна и может быть выражена в различных вариантах: отсутствие, замены                    (как правило, звуками простыми по артикуляции), смешение, искаженное произнесение (не соответствующее нормам звуковой системы родного языка).

Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к дифференциации звуков, обеспечивающая восприятие фонемного состава родного языка, что негативно влияет на овладение звуковым анализом.

Фонетическое недоразвитие речи характеризуется нарушением формирования фонетической стороны речи либо в комплексе (что проявляется одновременно в искажении звуков, звукослоговой структуры слова, в просодических нарушениях), либо нарушением формирования отдельных компонентов фонетического строя речи (например, только звукопроизношения или звукопроизношения и звукослоговой структуры слова). Такие обучающиеся хуже, чем их сверстники запоминают речевой материал, с большим количеством ошибок выполняют задания, связанные с активной речевой деятельностью.

Обучающиеся с нерезко выраженным общим недоразвитием речи характеризуются остаточными явлениями недоразвития лексико-грамматических и фонетико-фонематических компонентов языковой системы. У таких обучающихся не отмечается выраженных нарушений звукопроизношения. Нарушения звукослоговой структуры слова проявляются в различных вариантах искажения его звуконаполняемости как на уровне отдельного слога, так и слова. Наряду с этим отмечается недостаточная внятность, выразительность речи, нечеткая дикция, создающие впечатление общей смазанности речи, смешение звуков, свидетельствующее о низком уровне сформированности дифференцированного восприятия фонем и являющееся важным показателем не закончившегося процесса фонемообразования.

У обучающихся обнаруживаются отдельные нарушения смысловой стороны речи. Несмотря на разнообразный предметный словарь, в нем отсутствуют слова, обозначающие названия некоторых животных, растений, профессий людей, частей тела. Обучающиеся склонны использовать типовые и сходные названия, лишь приблизительно передающие оригинальное значение слова. Лексические ошибки проявляются в замене слов, близких по ситуации, по значению, в смешении признаков. Выявляются трудности передачи обучающимися системных связей и отношений, существующих внутри лексических групп. Обучающиеся плохо справляются с установлением синонимических и антонимических отношений, особенно на материале слов с абстрактным значением.

Недостаточность лексического строя речи проявляется в специфических словообразовательных ошибках. Правильно образуя слова, наиболее употребляемые в речевой практике, они по-прежнему затрудняются в продуцировании более редких, менее частотных вариантов. Недоразвитие словообразовательных процессов, проявляющееся преимущественно в нарушении использования непродуктивных словообразовательных аффиксов, препятствует своевременному формированию навыков группировки однокоренных слов, подбора родственных слов и анализа их состава, что впоследствии сказывается на качестве овладения программой по русскому языку.

Недостаточный уровень сформированности лексических средств языка особенно ярко проявляется в понимании и употреблении фраз, пословиц с переносным значением.

В грамматическом оформлении речи часто встречаются ошибки в употреблении грамматических форм слова.

Особую сложность для обучающихся представляют конструкции с придаточными предложениями, что выражается в пропуске, замене союзов, инверсии.

Лексико-грамматические средства языка у обучающихся сформированы неодинаково. С одной стороны, может отмечаться незначительное количество ошибок, которые носят непостоянный характер и сочетаются с возможностью осуществления верного выбора при сравнении правильного и неправильного ответов, с другой – устойчивый характер ошибок, особенно в самостоятельной речи.

Отличительной особенностью является своеобразие связной речи, характеризующееся нарушениями логической последовательности, застреванием на второстепенных деталях, пропусками главных событий, повторами отдельных эпизодов при составлении рассказа                        на заданную тему, по картинке, по серии сюжетных картин. При рассказывании о событиях из своей жизни, составлении рассказов на свободную тему с элементами творчества используются, в основном, простые малоинформативные предложения.

Наряду с расстройствами устной речи у обучающихся отмечаются разнообразные нарушения чтения и письма, проявляющиеся в стойких, повторяющихся, специфических ошибках при чтении и на письме, механизм возникновения которых обусловлен недостаточной сформированностью базовых высших психических функций, обеспечивающих процессы чтения и письма в норме.

Особые образовательные потребности обучающихся с ТНР

К особым образовательным потребностям, характерным для обучающихся с ТНР относятся:

-выявление в максимально раннем периоде обучения детей группы риска (совместно со специалистами медицинского профиля) и назначение логопедической помощи на этапе обнаружения первых признаков отклонения речевого развития;

-организация логопедической коррекции в соответствии с выявленным нарушением перед началом обучения в школе; преемственность содержания и методов дошкольного и школьного образования и воспитания, ориентированных на нормализацию или полное преодоление отклонений речевого и личностного развития;

 -получение начального общего образования в условиях образовательных организаций общего или специального типа, адекватного образовательным потребностям обучающегося и степени выраженности его речевого недоразвития;

-обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого как через содержание предметных и коррекционно-развивающей областей и специальных курсов, так и в процессе индивидуальной/подгрупповой логопедической работы;

 -создание условий, нормализующих/компенсирующих состояние высших психических функций, анализаторной, аналитико-синтетической и регуляторной деятельности на основе обеспечения комплексного подхода при изучении обучающихся с речевыми нарушениями и коррекции этих нарушений;

-координация педагогических, психологических и медицинских средств воздействия в процессе комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения;

 -получение комплекса медицинских услуг, способствующих устранению или минимизации первичного дефекта, нормализации моторной сферы, состояния высшей нервной деятельности, соматического здоровья;

-возможность адаптации образовательной программы при изучении содержания учебных предметов по всем предметным областям с учетом необходимости коррекции речевых нарушений и оптимизации коммуникативных навыков учащихся;

-гибкое варьирование организации процесса обучения путем расширения/сокращения содержания отдельных предметных областей, изменения количества учебных часов              и использования соответствующих методик и технологий;

-индивидуальный темп обучения и продвижения в образовательном пространстве для разных категорий обучающихся с ТНР;

-постоянный (пошаговый) мониторинг результативности образования и сформированности социальной компетенции обучающихся, уровня и динамики развития речевых процессов, исходя из механизма речевого дефекта;

-применение специальных методов, приемов и средств обучения, в том числе специализированных компьютерных технологий, дидактических пособий, визуальных средств, обеспечивающих реализацию «обходных путей» коррекционного воздействия на речевые процессы, повышающих контроль за устной и письменной речью;

-возможность обучаться на дому и/или дистанционно при наличии медицинских показаний;

-профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации путем максимального расширения образовательного пространства, увеличения социальных контактов; обучения умению выбирать и применять адекватные коммуникативные стратегии                        и тактики;

 - психолого-педагогическое сопровождение семьи с целью ее активного включения в коррекционно-развивающую работу с ребенком; организация партнерских отношений с родителями.

2. Общая характеристика учебного предмета

Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).

Добукварный период является введением в систему литературного образования и охватывает изучение первых гласных звуков и их буквенных обозначений. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача - приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы.

Содержание букварного периода охватывает изучение согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое («читаю, как написано») и орфоэпическое («читаю, как говорю»); работают со слоговыми таблицами к слогами-слияниями; осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов.

Послебукварный (заключительный) - повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов. Учащиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения приветствия, благодарности, прощания и т.д.) на основе разыгрывания ситуаций общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идет параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей. В этот период дети начинают читать литературные тексты и включаются в проектную деятельность по подготовке «Праздника букваря», в ходе которой происходит осмысление знаний, полученных в период обучения грамоте.

Блок «Литературное чтение». Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.

В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.

На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая вашему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребность в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, понижем прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.

Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, а также связи и отношения, существующие в системе языка и речи Усвоение морфологической и синтаксической структуры языка, правил строения слова и предложения, графической формы s осуществляется на основе формирования символико-моделирующих учебных действий с языковыми единицами. Через овладение языком - его лексикой, фразеологией, фонетикой и графикой, богатейшей словообразовательной системой, его грамматикой, разнообразием синтаксических структур - формируется собственная языковая способность ученика, осуществляется становление личности.

Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака; осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата. ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.

Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы «но для формирования всех видов речевой деятельности; аудирования, говорения, чтения. Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией, В ходе освоения курса формируются умения, связанные с информационной культурой: умение читать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, сборники творческих работ и др.

Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками.

3. Описание места учебного предмета в учебном плане

На изучение предмета «Литературное чтение» в 1 классе – 99 часов (3 часа в неделю, 33 учебные недели).

4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, самопознание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.

Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

5. Освоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно ­ познавательные и внешние мотивы;

- учебно ­ познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

- ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так               и поступков окружающих людей;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;

- установка на здоровый образ жизни;

- основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровье сберегающего поведения;

Обучающийся получит возможность для формирования:

- внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения                             к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного                       в преобладании учебно ­ познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

- выраженной устойчивой учебно ­ познавательной мотивации учения;

- устойчивого учебно ­ познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

- адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

- положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

- компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы                      и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

- установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;

- осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство                         как значимую сферу человеческой жизни;

- эмпатии, как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале                   в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями                       её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

- различать способ и результат действия;

Обучающийся получит возможность научиться:

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату                      и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

- самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- использовать знаково ­ символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

- основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

- устанавливать причинно­следственные связи в изучаемом круге явлений;

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

- устанавливать аналогии;

- владеть рядом общих приёмов решения задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек               и сети Интернет;

- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости               от конкретных условий;

- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно ­ следственных связей;

- произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций                                   в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе

в ситуации столкновения интересов;

- строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

- задавать вопросы;

- контролировать действия партнёра;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные                         от собственной;

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров                              в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

- продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов                       и позиций всех участников;

- с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности                          и сотрудничества с партнёром;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.

Чтение. Работа с текстом (метапредметные результаты)

У обучающихся будут развиты такие читательские действия, как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей                        и информации, их интерпретация и преобразование. Обучающиеся смогут использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях.

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

Обучающийся научится:

- находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;

- определять тему и главную мысль текста;

- делить тексты на смысловые части, составлять план текста;

- вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать                                       их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;

- сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2—3 существенных признака;

- понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;

- использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;

- ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.

Обучающийся получит возможность научиться:

- использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;

- работать с несколькими источниками информации;

- сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

Обучающийся научится:

- соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные                в тексте напрямую;

- формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;

- сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;

- составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая                   на поставленный вопрос.

Обучающийся получит возможность научиться:

- делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования;

- составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.

Работа с текстом: оценка информации

Обучающийся научится:

- высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;

- оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место                 и роль иллюстративного ряда в тексте;

- участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

Обучающийся получит возможность научиться:

- сопоставлять различные точки зрения;

- соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;

- в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.

Формирование ИКТ­компетентности обучающихся (метапредметные результаты)

Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером

Обучающийся научится:

- использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно­двигательного аппарата эргономичные приёмы работы с компьютером и другими средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения (мини­зарядку);

Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения, цифровых данных

Обучающийся научится:

- рисовать (создавать простые изображения) на графическом планшете;

- сканировать рисунки и тексты.

Обучающийся получит возможность научиться использовать программу распознавания сканированного текста на русском языке.

Обработка и поиск информации

Обучающийся научится:

- искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера; составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок);

Обучающийся получит возможность научиться грамотно формулировать запросы              при поиске в сети Интернет и базах данных, оценивать, интерпретировать и сохранять найденную информацию; критически относиться к информации и к выбору источника информации.

Создание, представление и передача сообщений

Обучающийся научится:

- создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ, редактировать, оформлять и сохранять их;

- готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы                       для презентации;

- создавать простые изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера; составлять новое изображение из готовых фрагментов (аппликация);

Обучающийся получит возможность научиться:

- представлять данные;

- создавать музыкальные произведения с использованием компьютера и музыкальной клавиатуры, в том числе из готовых музыкальных фрагментов и «музыкальных петель».

Планирование деятельности, управление и организация

Обучающийся научится:

- планировать несложные исследования объектов и процессов внешнего мира.

Обучающийся получит возможность научиться:

- проектировать несложные объекты и процессы реального мира, своей собственной деятельности и деятельности группы, включая навыки роботехнического проектирования

- моделировать объекты и процессы реального мира.

6. Содержание учебного предмета.

Раздел

Темы

Добукварный период.

Речь (устная и письменная) - общее представление. Предложение и слово. Членение речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги

с использованием графических схем. Слог, ударение. Деление слов на слоги; ударение в словах (выделение голосом, длительное и более сильное произнесение одного из слогов в слове), определение количества слогов в слове. Звуки и буквы. Представление о звуке, различение на слух и при произношении гласных и согласных (твердых и мягких, глухих и звонких) звуков: отсутствие или наличие преграды

в полости рта, наличие или отсутствие голоса, слогообразующая роль гласных. Выделение в словах отдельных звуков (гласных и согласных), слого-звуковой анализ слов (установление количества звуков в слове, их характера, последовательности), выделение ударных слогов, соотнесение слышимого и произносимого слова

со схемой-моделью, отражающей его слого-звуковую структуру.

Самостоятельный подбор слов с заданным звуком, нахождение соответствия между произносимыми (а впоследствии и читаемыми) словами и предъявленными слого-звуковыми схемами-моделями. Знакомство с буквами, а, о, и, ы, у, узнавание букв

по их характерным признакам (изолированно и в составе слова, в различных позициях), правильное соотнесение звуков и букв

Букварный период

Обучение чтению

Согласные и гласные звуки и буквы, ознакомление со способами обозначения твердости и мягкости согласных. Чтение слогов-слияний с ориентировкой на гласную букву, чтение слогов с изученными буквами. Составление из букв и слогов разрезной азбуки слов (после предварительного слого-звукового анализа, а затем и без него), их чтение. Постепенное обучение осознанному, правильному и плавному слоговому чтению вслух отдельных слов, коротких предложений и небольших текстов, доступных детям по содержанию, на основе правильного и относительно быстрого узнавания букв, определения ориентиров в читаемом слове, места ударения в нем. Знакомство с правилами гигиены чтения

Развитие устной речи

Звуковая культура речи. Развитие у детей внимания к звуковой стороне слышимой речи (своей и чужой), слуховой памяти и речевого аппарата. Совершенствование общих речевых навыков: обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости и правильному интонированию.

Совершенствование произношения слов, особенно сложных по слого-звуковой структуре, в соответствии с нормами- орфоэпии, с соблюдением ударения. Правильное произнесение всех звуков родного языка, особенно различение на слух, верное употребление сходных звуков, наиболее часто смешиваемых детьми: л - р, с - з, щ - ж, п- б, с - ш и т. д. (изолированное произнесение в словах, фразах и скороговорках).

Исправление недостатков произнесения некоторых звуков, обусловленных отклонениями в речевом развитии детей.

Работа над словом. Уточнение, обогащение и активизация словаря детей. Правильное употребление слов - названий предметов, признаков, действий и объяснение их значения. Объединение и различие по существенным признакам предметов, правильное употребление видовых и родовых слов-названий. Умение быстро находить нужное слово, наиболее точно выражающее мысль, приводя его

в грамматически верное сочетание с другими словами. Воспитание чуткости

к смысловым оттенкам слов, различие и понимание простейших случаев многозначности слов, омонимии, подбор синонимов и антонимов (без использования терминов). Обучение пониманию образных выражений в художественном тексте.

Выработка умений пользоваться словом в правильной грамматической форме, борьба с засорением речи нелитературными словами (диалектизмами, просторечиями).

Работа над предложением и связной устной речью. Совершенствование речевых умений, полученных детьми до школы. Обдумывание предстоящего ответа

на вопросы учителя, точное его формулирование, использование в ответе предложений различного типа.

Пересказ знакомой сказки или небольшого рассказа без пропусков, повторений и перестановок частей текста (по вопросам учителя).

Составление по картинке или серии картинок определенного количества предложений, объединенных общей темой, или небольшого рассказа с соблюдением логики развития сюжета.

Ответы на вопросы по прочитанным предложениям и текстам.

Рисование с помощью учителя словесной картинки с использованием нескольких прочитанных слов, объединенных ситуативно. Дополнение сюжета, самостоятельное придумывание событий, предшествующих изображенным или последующих.

Составление рассказов о простых случаях из собственной жизни по аналогии

с прочитанным, по сюжету, предложенному учителем.

Развернутое объяснение загадок, заучивание наизусть стихотворений, потешек, песенок, считалок и воспроизведение их с соблюдением интонации, диктуемой содержанием.

Развитие грамматически правильной речи детей, ее точности, полноты, эмоциональности, последовательности и содержательности при изложении собственных рассказов и при пересказе текста

Послебукварный период

Обучение чтению

Жили-были буквы

Стихи, рассказы и сказки, написанные В. Данько, И. Токмаковой, С. Черным, Ф. Кривиным, Т. Собакиным

Сказки, загадки, небылицы

Произведения устного народного творчества: песенки, загадки, потешки, небылицы и сказки. Отрывки из сказок А. Пушкина. Потешки, песенки

из зарубежного фольклора

Апрель, апрель! Звенит капель

Стихи А. Майкова, А. Плещеева, С. Маршака, И. Токмаковой, Т. Белозерова, Е. Трутневой, В. Берестова, В. Лунина о русской природе

И в шутку и всерьез

Произведения Н. Артюховой, О. Григорьева, И. Токмаковой, М. Пляцковского, К. Чуковского, Г. Кружкова, И. Пивоваровой

Я и мои друзья

Рассказы и стихи, написанные Ю. Ермолаевым, Е. Благининой, В. Орловым, С. Михалковым, Р. Сефом, Ю.Энтиным, В.  Берестовым, А.  Барто, С.Маршаком,

Я. Акимом, о детях, их взаимоотношениях, об умении общаться друг с другом и

со взрослыми

О братьях наших меньших

Произведения о взаимоотношениях человека с природой, рассказы и стихи С. Михалкова, В. Осеевой, И. Токмаковой, М. Пляцковского, Г. Сапгира, В. Берестова, Н. Сладкова, Д. Хармса, К. Ушинского

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

урока

Раздел/

количество часов

Тема урока

Основные виды учебной деятельности обучающихся

1

Добукварный (подготовительный) период (14 часов)

«Азбука»  - первая учебная книга.

- формируется внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

-формируется широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно ­ познавательные и внешние мотивы;

-принимают и сохраняют учебную задачу;

- учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале                   в сотрудничестве с учителем;

-используют знаково ­ символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;

-проявляют познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

-учитывают разные мнения и стремиться к координации различных позиций                                   в сотрудничестве;

-формулируют собственное мнение и позицию;

2

Устная и письменная речь. Предложение

3

Слово и  предложение.

4

 Слог.

5

Ударение.  Ударный слог

6

Звуки в окружающем мире и в речи.

7

Звуки в словах.

8

Слог-слияние.

9

Повторение и обобщение пройденного материала.

10

Гласный звук а, буквы А, а. 

11

Гласный звук о, буквы О, о.

12

Гласный звук и, буквы И, и. 

13

Гласный звук ы, буква ы.

14

Гласный звук у, буквы У, у. 

15

Букварный (основной) период (58 часов)

Согласные звуки н, н’, буквы Н, н.

-имеют установку на здоровый образ жизни;

-понимают основы экологической культуры: принимают ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровье сберегающего поведения;

- адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

- различают способ и результат действия;

- строят сообщения в устной и письменной форме;

- ориентируются на разнообразие способов решения задач;

- договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности, в том числе

в ситуации столкновения интересов;

16

Согласные звуки с, с’, буквы С, с.

17

Согласные звуки к, к’, буквы К, к. 

18

Согласные звуки т, т’, буквы Т, т.

19

Согласные звуки т, т’, буквы Т, т.

20

Согласные звуки л, л’, буквы Л, л.

21

Согласные звуки р, р’, буквы Р, р.

22

Согласные звуки в, в’, буквы В, в.

23

Гласные буквы Е, е.

24

Согласные звуки п, п’, буквы П, п.

25

Согласные звуки м, м’, буквы М, м.

26

Согласные звуки м, м’, буквы М, м.

27

Согласные звуки з, з’, буквы З, з.

28

Согласные звуки з, з’, буквы З, з.

29

Согласные звуки б, б’, буквы Б, б.

30

Согласные звуки б, б’, буквы Б, б.

31

Сопоставление слогов и слов с буквами б и п.

32

Согласные звуки д, д’, буквы Д, д. 

33

Согласные звуки д, д’, буквы Д, д.

Сопоставление слогов и слов с буквами д и т.

34

Гласные буквы Я, я.

35-36

Повторение пройденного материала

37

Гласные буквы Я, я.

38-39

Согласные звуки г, г’, буквы Г, г.

40

Согласные звуки г, г’, буквы Г, г.

Сопоставление слогов и слов с буквами г и к.

41

Мягкий согласный звук ч’, буквы Ч, ч.

42

Мягкий согласный звук ч’, буквы Ч, ч.

43

Буква ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков.

44

Твёрдый согласный звук ш, буквы Ш, ш.

Сочетание ши.

45-46

Твёрдый согласный звук ш, буквы Ш, ш.

Сочетание ши.

47

Твёрдый согласный звук ж, буквы  Ж, ж

48

Твёрдый согласный звук ж, буквы  Ж, ж. Сопоставление звуков ж и ш.

49

Гласные буквы Ё, ё.

50

Гласные буквы Ё, ё.

51

Звук j’, буквы Й, й.

52

Звук j’, буквы Й, й.

53

Согласные звуки х, х’, буквы Х, х.

54

Согласные звуки х, х’, буквы Х, х.

55

Согласные звуки х, х’, буквы Х, х.

56

Гласные буквы Ю, ю.

57

Гласные буквы Ю, ю.

58

Твёрдый  согласный  звук ц,  буквы Ц, ц.

59

Твёрдый согласный звук ц,  буквы Ц, ц.

60

Гласный звук э, буквы Э, э.

61

Гласный звук э, буквы Э, э.

62-64

Повторение пройденного материала

65

Мягкий глухой согласный звук щ’.

Буквы Щ, щ.

66

Мягкий глухой согласный звук щ’.

Буквы Щ, щ.

67

Мягкий глухой согласный звук щ’.

Буквы Щ, щ.

68

Согласные звуки ф, ф’, буквы Ф, ф.

69

Согласные  звуки ф, ф’, буквы Ф, ф.

70

Мягкий и  твёрдый  разделительные знаки.

71

Мягкий и твёрдый разделительные знаки.

72

Русский алфавит

73

Послебукварный (заключительный) период (20 часов)

Как хорошо уметь читать. Е. Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить букву "р"». Герои произведения. Чтение по ролям.

- знают основные моральные нормы и ориентируются на их выполнение;

- развиваются этические чувства — стыда, вины, совести как регуляторы морального поведения; понимают чувства других людей и сопереживают им;

- оценивают правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

- учатся основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделяют существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

- осуществляют анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- строят понятные для партнёра высказывания, учитывают, что партнёр знает и видит, а что нет;

74

Одна у человека мать – одна и родина.  

К. Ушинский «Наше  Отечество».

75

История славянской азбуки. В. Крупин

«Первоучители словенские».

76

В. Крупин «Первый букварь».

77

А.С. Пушкин «Сказки». Выставка книг.

78

Л.Н. Толстой «Рассказы для детей». Нравственный смысл поступка.

79

К.Д. Ушинский «Рассказы для детей». Поучительные рассказы для детей.

80

К.И. Чуковский «Телефон». Инсценирование стихотворения. Выставка книг К. Чуковского для детей.

81

К.И. Чуковский. «Путаница», «Небылица».

82

В.В. Бианки «Первая охота».

83

С.Я. Маршак «Угомон», «Дважды два».

84

М.М. Пришвин «Предмайское утро».

85

Стихи и рассказы русских поэтов и писателей: С. Маршак, А. Барто, В. Осеева.

86

Весёлые стихи Б. Заходера, В. Берестова.

«Песенка-азбука».

87

Весёлые стихи Б. Заходера, В. Берестова. «Песенка-азбука».

88

Проект «Живая Азбука».

89

Проект «Живая Азбука».

90

Чтение произведений любимых писателей

91-92

Урок-путешествие «До свидания, азбука!»

93

Жили – были буквы

(8 часов)

Знакомство с учебником по литературному чтению.

- формируется учебно ­ познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

- ориентируется в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так       и поступков окружающих людей;

- осуществляют итоговый и пошаговый контроль по результату;

- осуществляют синтез как составление целого из частей;

- проводят сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

- устанавливают причинно­следственные связи в изучаемом круге явлений;

- строят рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

- задают вопросы;

- контролируют действия партнёра;

94

Стихотворения В. Данько, С. Чёрного, С. Маршака.

95

Литературные сказки  И. Токмаковой, Ф. Кривина.

96

Стихотворения Г. Сапгира, М. Бородицкой, И. Гамазковой, Е. Григорьевой.

97

Выразительное чтение с опорой на знаки препинания.

98

Творческая  работа: волшебные превращения.

99

Проектная деятельность. «Создаём город букв», «Буквы – герои сказок».

100

Конкурс чтецов. Оценка планируемых результатов

101

Сказки, загадки, небылицы (8 часов)

Сказки авторские и народные. «Курочка Ряба».

«Теремок».

«Рукавичка».

- знают основные моральные нормы и ориентируются на их выполнение;

- развивают этические чувства — стыд, вину, совесть как регуляторы морального поведения; понимают чувства других людей и сопереживают им;

- учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения;

- осуществляют итоговый и пошаговый контроль по результату;

- используют речь для регуляции своего действия;

102

Загадки.

Тема загадок. Сочинение

загадок.

103

Песенки. Русские народные песенки. Английские народные песенки.

104

Потешки. Герои потешки.

105

Небылицы.  Сочинение  небылиц.

106

Сказки А.С. Пушкина.

107

Русская народная сказка «Петух и собака».

108

Произведения К. Ушинского и Л. Толстого.

109

Апрель! Апрель! Звенит капель… ( 5 часов)

Лирические стихотворения А. Майкова,

А. Плещеева,

Т. Белозёрова, С. Маршака.

- формируется учебно ­ познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

- ориентируются в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так   и поступков окружающих людей;

- планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строят монологическое высказывание, владеют диалогической формой речи.

110

Литературная загадка. Сочинение загадок.

111

Проект «Составляем сборник загадок».

112

Чтение стихотворений наизусть.

113

Сравнение стихов разных поэтов на одну тему, выбор понравившихся, их выразительное чтение. 

114

И в шутку, и всерьёз

(6 часов)

Весёлые стихи для детей И. Токмаковой, Г. Кружкова.

- обретают установку на здоровый образ жизни;

- знают основы экологической культуры: принимают ценности природного мира, следуют в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровье сберегающего поведения;

- учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале                   в сотрудничестве с учителем;

- устанавливают аналогии;

- владеют рядом общих приёмов решения задач.

- учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций                                   в сотрудничестве;

- формулируют собственное мнение и позицию;

115

Юмористические рассказы для детей Я. Тайца,

Н. Артюховой.

116

Весёлые стихи для детей К. Чуковского, О. Дриза, О. Григорьева.

117

Весёлые стихи для детей И. Токмаковой, К. Чуковского, И. Пивоварова,О. Григорьева, Т. Собакина.

118

Юмористические рассказы для детей М. Пляцковского.

119

Чтение по ролям. Заучивание наизусть.

120

Я и мои друзья

(6 часов)

Рассказы о детях Ю. Ермолаева, М. Пляцковского.

- формируют внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентируются на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

- имеют широкую мотивационную основу учебной деятельности, включающую социальные, учебно ­ познавательные и внешние мотивы;

- учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале   в сотрудничестве с учителем;

- планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций    в сотрудничестве;

- формулируют собственное мнение и позицию;

121

Стихотворения Е. Благининой, В. Орлова, С. Михалкова, Р. Сефа, В. Берестова, И. Пивоваровой, Я. Акима, Ю. Энтина.

122

Стихотворения Е. Благининой, В. Орлова, С. Михалкова, Р. Сефа,

В. Берестова, И. Пивоваровой, Я. Акима, Ю. Энтина.

123

Проект «Наш класс – дружная семья». Создание летописи класса.

124-125

Стихотворения Е. Благининой, В. Орлова, С. Михалкова, Я. Акима, Ю. Энтина.

126

О братьях наших меньших

(7 часов)

Стихотворения о животных С. Михалкова, Р. Сефа, И. Токмаковой.

- знают основные моральные нормы и ориентируются на их выполнение;

- развивают этические чувства— стыд, вину, совесть как регуляторы морального поведения; понимают чувства других людей и сопереживают им;

- планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиям её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строят  монологическое высказывание, владеют диалогической формой речи.

127

Рассказы  В. Осеевой.

128

Стихи о животных Г. Сапгира, И. Токмаковой, М. Пляцковского

129-130

Сказки-несказки Д. Хармса, В. Берестова, Н. Сладкова.

131-132

Повторение пройденного материала

Календарно - тематическое планирование

 по литературному чтению

1б класс

2020-2021 учебный год

Количество часов в неделю - 4

Количество часов в год - 132

Учитель Жукова Л.В.

№ п\п

Тема

Дата по плану

Дата по факту

Раздел

 Добукварный период

1

Путешествие.«Азбука» – первая учебная книга

 1 неделя

2

Речь устная и письменная. Предложение.

 

3

Слово и предложение.

 

4

Слог.

 

5

Игра. Ударение. Ударный слог.

2 неделя

6

Звуки в окружающем мире и в речи.

 

7

Звуки в словах

 

8

Слог-слияние.

 

9

Викторина. Повторение и обобщение пройденного материала.

3неделя

10

Гласный звук [а], буквы А, а.

11

Гласный звук [о], буквы О, о.

12

Гласный звук [и], буквы И, и.

13

Конструирование. Гласный звук [ы], буква ы.

4 неделя

14

Гласный звук [у], буквы У, у.

Раздел

Букварный период.

15

Согласные звуки [н], [н’], буквы Н, н.

16

Согласные звуки [с], [с’], буквы С, с.

17

Сказка. Согласные звуки [к], [к’], буквы К, к.

5 неделя

18

Согласные звуки [т],  [т’] , буквы Т, т.

19

Согласные звуки [т],  [т’] , буквы Т, т.

20

Согласные звуки [л], [л?], буквы Л, л.

21

Игра. Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р.

6 неделя

22

Согласные звуки [в], [в’], буквы В, в.

23

Гласные буквы Е, е.

24

Согласные звуки [п], [п’], буквы П, п

25

Викторина. Согласные звуки [м], [м’], буквы М, м.

7 неделя

26

Согласные звуки [м], [м’], буквы М, м.

27

Согласные звуки [з], [з’], буквы З, з.

28

Согласные звуки [з], [з’], буквы З, з.

29

Импровизация. Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б.

8 неделя

30

Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б. Сопоставление слогов и слов с буквами б и п.

31

Сопоставление слогов и слов с буквами б и п.

32

Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д.

33

Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д. Сопоставление слогов и слов с буквами д и т.

9 неделя

34

Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д. Сопоставление слогов и слов с буквами д и т.

35

Гласные буквы Я, я.

36

Твердые и мягкие согласные.

37

Согласные звуки [П] [ п].

10 неделя

38

Согласные звуки [П] [ п].

39

Согласные буквы Г г.

40

Чтение слов и слогов с изученными буквами.

41

  Буквы Г г.

11  неделя

42

Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч, ч.

43

Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч, ч.

44

Буква ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков.

45

Буква ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков.

12 неделя

46

Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши.

47

Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши.

48

Буква ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков.

49

Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши.

13  неделя

50

Твёрдый согласный звук [ж], буквы Ж, ж.

51

Твёрдый согласный звук [ж], буквы Ж, ж. Сопоставление звуков [ж] и [ш].

52

Гласные буквы Ё, ё.

53

Звук [j’], буквы Й, й.

14  неделя

54

Буква ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков.

55

Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши.

56

Твёрдый согласный звук [ж], буквы Ж, ж.

57

Твёрдый согласный звук [ж], буквы Ж, ж.

15  неделя

58

Твёрдый согласный звук [ж], буквы Ж, ж. Сопоставление звуков [ж] и [ш].нет д\з.

59

Твёрдый согласный звук [ж], буквы Ж, ж. Сопоставление звуков [ж] и [ш].

60

Мягкий глухой согласный звук [щ’]. Буквы Щ, щ.

61

Твёрдый согласный звук [ж], буквы Ж, ж.

16  неделя

62

Твёрдый согласный звук [ж], буквы Ж, ж. Сопоставление звуков [ж] и [ш].

63

Мягкий глухой согласный звук [щ’]. Буквы Щ, щ.

64

Чтение слов с изученными буквами.

65

Мягкий глухой согласный звук [щ’]. Буквы Щ, щ.

17  неделя

66

Мягкий глухой согласный звук [щ’]. Буквы Щ, щ.

67

Мягкий глухой согласный звук [щ’]. Буквы Щ, щ.

68

Чтение слов и предложений. Словарная работа.

69

Согласные звуки [ф], [ф’], буквы Ф, ф.

18 неделя

70

Согласные звуки [ф], [ф’], буквы Ф, ф.

71

Мягкий и твёрдый разделительные знаки.

72

Мягкий и твёрдый разделительные знаки.

Раздел

Послебукварный период.

73

После букварный период.  Чтение по ролям.

19 неделя

74

  Одна у человека мать – одна и родина. К. Ушинский «Наше Отечество».

75

История славянской азбуки. В. Крупин «Первоучители словенские».

76

В. Крупин «Первый букварь».

77

А.С. Пушкин «Сказки». Выставка книг.

20 неделя

78

Л.Н. Толстой «Рассказы для детей». Нравственный смысл поступка.

79

К.Д. Ушинский «Рассказы для детей». Поучительные рассказы для детей.

80

К.И. Чуковский «Телефон». Инсценирование стихотворения. Выставка книг К. Чуковского для детей.

81

К.И. Чуковский. «Путаница», «Небылица».

21 неделя

82

В.В. Бианки «Первая охота».

83

  С.Я. Маршак «Угомон», «Дважды два».

84

  М.М. Пришвин «Предмайское утро».

85

  и рассказы русских поэтов и писателей: С. Маршак, А. Барто, В. Осеева.

22 неделя

86

  Весёлые стихи Б. Заходера, В. Берестова. «Песенка-азбука».

87

Карантинное занятие. Весёлые стихи Б. Заходера, В. Берестова. «Песенка-азбука».

88

Проект «Живая Азбука».

89

Проект «Живая Азбука».

90

Наши достижения.

23 неделя

91

Знакомство с учебником по литературному чтению.

Раздел

Жили-были буквы.

92

Жили-были буквы. Стихотворения С.маршака.

93

Стихотворения В. Данько, С. Чёрного, С. Маршака.

94

Литературные сказки И. Токмаковой, Ф. Кривина.

24 неделя

95

Стихотворения Г. Сапгира, М. Бородицкой, И. Гамазковой, Е. Григорьевой

96

Выразительное чтение с опорой на знаки препинания.

97

Творческая работа: волшебные превращения.

98

Проектная деятельность. «Создаём город букв», «Буквы – герои сказок».

25 неделя

Раздел

Сказки, загадки, небылицы.

99

Конкурс чтецов. Оценка планируемых достижений.

100

Сказки, загадки, небылицы.

101

Сказки авторские и народные. «Курочка Ряба». «Теремок». «Рукавичка».

102

Загадки. Тема загадок. Сочинение загадок.

26  неделя

103

Песенки. Русские народные песенки. Английские народные песенки.

104

Потешки. Герои потешки.

105

Небылицы. Сочинение небылиц.

106

Сказки А.С. Пушкина.

27 неделя

107

Русская народная сказка «Петух и собака».

108

Произведения К. Ушинского и Л. Толстого. Оценка планируемых достижений.

Раздел

Апрель, апрель. 3венит капель!

109

Лирические стихотворения А. Майкова, А. Плещеева, Т. Белозёрова.

110

Лирические стихотворения А. Майкова, А. Плещеева, Т. Белозёрова.

28 неделя

111

Литературная загадка. Сочинение загадок.

112

Проект «Составляем сборник загадок».

113

Литературная загадка. Сочинение загадок.

114

Проект «Составляем сборник загадок».

29неделя

115

Проект «Составляем сборник загадок».

116

Чтение стихотворений наизусть.

117

Сравнение стихов разных поэтов на одну тему, выбор понравившихся, их выразительное чтение. Оценка планируемых достижений.

Раздел

И в шутку и всерьёз.

118

И в шутку и всерьёз. Весёлые стихи для детей

30 неделя

119

Весёлые стихи для детей И. Токмаковой, Г. Кружкова.

120

Юмористические рассказы для детей М. Пляцковского.

121

Внеурочная деятельность. Экскурсия по зоопарку в стихах С. Михалкова, Р. Сефа, И. Токмаковой.

122

  Путешествие по рассказам  В. Осеевой.

31 неделя

123

  Стихотворный клуб.  Стихи о животных Г. Сапгира, И. Токмаковой, М. Пляцковского.

124

  Литературная гостиная: сказки-несказки Д. Хармса, В. Берестова, Н. Сладкова.

125

  Литературный вечер.«Здравствуй, край мансийский милый…»

126

  Экскурсия по зоопарку в стихах С. Михалкова.

32неделя

127

  Литературная гостиная: сказки-несказки Д. Хармса.

Раздел

Резерв.

128

Резервный урок.

129

Резервный урок.

33 неделя

130

Резервный урок.

131

Резервный урок.

132

Резервный урок.

        8. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Информационно-методические ресурсы

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г.

№ 1598

УМК «Школа России», Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа, в 2 ч.  М.: Просвещение, 2019.

Рабочие программы для 1-х классов на основе программы  Канакиной В.П.,             Горецкого В.Г

Климанова М.В., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Азбука. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с аудиприл. на электрон. носителе. в 2 ч. / -3-е изд.-  М., Просвещение, 2019

Климанова М.В., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с аудиприл. на электрон. носителе. в 2 ч. / -3-е изд.-  М., Просвещение, 2019.