Урок обучения грамоте 1 класс М.М. Пришвин "Предмайское утро"
методическая разработка по чтению (1 класс)

Миллер Светлана Вениаминовна

Технологическая карта урока обучения грамоте в 1 классе М.М. Пришвин "Предмайское утро"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пришвин предмайское утро презентация 1 класс школа россии – Презентация к  уроку по чтению (1 класс) на тему: Презентация к уроку М. М. Пришвин «Предмайское  утро», «Глоток молока». — Море позитива

Пришвин предмайское утро презентация 1 класс школа россии – Презентация к  уроку по чтению (1 класс) на тему: Презентация к уроку М. М. Пришвин «Предмайское  утро», «Глоток молока». — Море позитива



Предварительный просмотр:

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

 

Тема

Творчество М. М. Пришвина. Предмайское утро.  

Педагогическая цель

Создать условия для ознакомления учащихся с жизнью и творчеством М. М. Пришвина, его произведениями, развития речи, воображения, памяти и логического мышления

Тип урока

Введение нового знания

Планируемые результаты (предметные)

Слушать текст в чтении учителя; воспроизводить на слух слова, которые помогают представить картину природы; определять основную   мысль текста; читать текст самостоятельно; рисовать словесные картины;  объяснять значение новых слов, отвечать на вопросы по содержанию.

Личностные результаты

Проявлять интерес к изучению природы. Контролировать и оценивать свою работу и её результат.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: адекватно воспринимать оценку учителя. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; учиться работать по предложенному учителем плану.

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного; учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные: общеучебные – применять метод познания окружающего мира – наблюдение; логические – осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;  

выделять существенную информацию из сообщений разных видов; уметь оформлять свои мысли в устной форме; 

Коммуникативные: уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

Слушать и слышать речь учителя; слушать ответы одноклассников, дополнять и уточнять их; воспитывать в себе культуру поведения при фронтальной работе, парной работе, самостоятельной работе.

Средства формирования  действий: технология проблемного диалога, технология ТРИЗ, организация работы в парах.

Основное содержание темы, понятия и термины

М. М. Пришвин «Предмайское утро». Природа нашей Родины. Жизнь животных и растений. Отношение человека к родной природе. Текст-описание по теме урока.

Образовательные ресурсы

Портрет М. М. Пришвина, презентация, текст с решеткой.

 

Этапы урока

Формы, методы, методические приёмы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Осуществляемые  действия

Формируемые  умения

1

2

3

4

5

I. Организация начала урока Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок 

Фронтальная.

Словесный.

Слово учителя 

Приветствие учащихся.

- Проверим готовность к уроку.

-

 

Организуют свое рабочее место. Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

 

Проявляют готовность начать учебную деятельность

II. Актуализация знаний.  

Ш. Постановка учебной задачи

IV. Усвоение новых знаний и способов действий  

Чтение учителем пейзажной зарисовки. Разбор прочитанного по вопросам учителя с выборочным чтением:

Чтение рассказа вслух по предложениям. Работа над выразительным чтением.

Физминутка

Чтение текста вслух «по цепочке».

IV. Закрепление знаний и способов действий.

Чтение текста с использованием упражнения «Бросок-засечка»

Чтение текста с использованием решетки.

Прием «Вхождение в картину.

V. Рефлексивно-оценочный

Фронтальная.

Словесный.

Беседа

Фронтальная.

Словесный.

Беседа

Фронтальная, Парная. Словесный, наглядный, практический.

        Рассказ         по

картинке.

Коллективная. Практическая.

Парная, фронтальная. Практическая. Упражнения.

Фронтальная.

Словесный. Беседа.

Работа с портретами писателей.  Слайд 2.

-Покажите портрет и назовите ФИО писателя.

Кто изображен на этом портрете (показать портрет М.М. Пришвина) нам пока не известно.

-Что предстоит сделать  на уроке?

-Чему будем учиться?

Сегодня на уроке мы узнаем об этом замечательном человеке и писателе, будем учиться внимательно\вдумчиво читать его произведение, чтобы понять, что хотел сказать нам автор. Будем работать над выразительностью речи. Будем учиться вести беседу с учителем и одноклассниками.

Работа с портретом писателя. Слайд 3.

-Назовите фамилию, имя, отчество писателя.

-Внимательно рассмотрите портрет. Что вы можете сказать о М.М. Пришвине как о человеке?

Вот видите, сколько  может рассказать портрет о человеке. Действительно, М.М. Пришвин с ранней весны и до поздней осени ходил по лесам с охотничьей сумкой, ружьем и блокнотом, наблюдая за жизнью растений и животных.

Работа с выставкой книг. Слайд 4.

Внимательно рассмотрите обложки книг.

-Кто является автором этих книг?  На обложке указан автор, затем название книги.

-Читаем названия книг.

-Рассмотрите художественное оформление книг.

-Что вы можете сказать о М.М. Пришвине, как о писателе? (О чем писал?)

Да, действительно, М.М. Пришвин был ученый, путешественник. Много удивительного он замечал в жизни природы. И об этом рассказал в своих книгах.

Работа с учебником.

Стр 102. Прочитайте название произведения. Как понимаете это выражение?

Рассмотрите иллюстрацию. Расскажите, что вы видите.

По названию и иллюстрации предположите, о чем будет этот рассказ?

- Перед чтением текста давайте прочитаем трудные для понимания слова.

- Кто знает, что оно означает?

Чтение учителем.

- О чем рассказ М.М. Пришвина?

- О каком времени года идет речь в рассказе?  

  • Как вы догадались?  

-Подтвердилось наше предположение перед чтением?

– Каким тоном надо читать этот рассказ?

– Громко или тихо надо читать?

- Почему?

Прочитайте 1 предложение

-Почему в начале предложения стоит многоточие?

-Какие ещё знаки заметили? Какой сигнал они нам дают?

-Что привлекло внимание нашего героя?

- Прочитайте 2 предложение.

-Как вы понимаете: март-свет, апрель-вода, май- цвет?

Работа с картинами. Слайд 5.

-Узнайте весенние месяцы с помощью слов М.М. Пришвина.

-В марте дни становятся длиннее, чаще на небе появляется солнце.

-В апреле начинают таять снег и лед. Начинается половодье.

-В мае природа оживает. Появляются на деревьях листочки, зацветают цветы, пробивается трава.

- Прочитайте 3 и 4 предложения.

-Что же сейчас привлекло внимание автора?

-Как понимаете «дымится первая зелень»?

-Как понимаете «оживают зеленя»?

К нам весна шагает,

Быстрыми шагами.                        

 Шаги

И сугробы тают

Под ее ногами.                                                                     Приседания

Черные проталины

На полях видны.                                        

 Хлопки

Видно очень теплые

Ноги у весны.                                          

 Прыжки 

- Давайте прочитаем рассказ "по цепочке".

 

-Как выглядит лес, когда только начинают распускаться листочки? Прочитайте.

 

 

- Какие запахи можно почувствовать в весеннем лесу?

Прочитайте.

-Найди и прочитай предложение, в котором писатель сумел в одном слове сказать о самом главном для каждого весеннего месяца.

    - Какой цвет шоколадный?

- Прочитаем текст, используя упражнение «Бросок-засечка».

 

Работа с текстом. Слайд 6.

-Прочитаем текст, используя упражнение «Чтение с решеткой». Работаем в паре. Договоритесь, кто начнет, кто продолжит. Слушайте друг друга внимательно, доброжелательно, помогайте друг другу.

     

 

 Работа с картиной. Слайд 7.

Предлагаю вам оказаться утром весной на природе. Войдем в картину.

-Где бы вы хотели встать?

-Оглянитесь вокруг. Что видите?

-Что слышите?

-Какие запахи чувствуете?

-Потрогайте то, до чего хотели бы дотронуться. Что ощущает ваша рука?

«Думаете,  чудеса далеко, а они тут, рядом». Это слова М.М. Пришвина.

-Как вы их понимаете?

 Вот и подошёл к концу  урок. Благодаря слаженной работе, взаимовыручке и поддержке друг друга, мы смогли открыть новые знания.  

 -Какую задачу ставили?

  • Какие новые знания вы унесёте с этого урока?  
  • Что вам особенно запомнилось и понравилось?

-Что не совсем получилось, какие вы испытали трудности?

Работа с выставкой книг. Слайд 8.

-Какую книжку М.М. Пришвина Вы хотели прочитать? Почему?

У нас в Азбуке есть замечательный, интересный рассказ М. М. Пришвина «Глоток молока». Советую прочитать его  дома.

 

 

 

 

 

Выходят к доске называют писателя, указывая на его портрет. Виталий Валентинович Бианки, Александр Сергеевич Пушкин,

Самуил Яковлевич Маршак, Лев Николаевич Толстой, Корней Иванович Чуковский.

Шестой портрет не можем узнать.

Высказывают предположения.

Слушают учителя.

Читают таблички на доске.

Рассматривают портрет, высказывают суждения, делятся мнениями.

М.М. Пришвин  любит животных. На портрете он изображен с собакой. Любит гулять по лесу. На портрете он сидит на стволе дерева. Скромный, просто одет. Сидит с книжкой в руке, любит читать. А может это блокнот, и он что-то пишет.

Слушают рассказ учителя.

Рассматривают. Читают названия книг. Делают вывод о теме произведений М.М. Пришвина.

Слушают.

Предмайское – перед маем, весеннее утро.

Человек стоит и смотрит на природу, рядом собака, в руках у человека блокнот, на ремне висит фотоаппарат. Может быть, это М.М. Пришвин?

Рассматривают иллюстрацию в учебнике

Читают название текста.

По названию рассказа высказывают

предположение о его содержании.

 

- Горизонт – это воображаемая линия, где небо сходится с землей.

- Зеленя, от слова зеленый.

Поля, засеянные под зиму (осенью), с приходом весны очень зеленая молодая поросль.

Слушают текст в чтении учителя,

отвечают на вопросы,  

 -Рассказ М.М. Пришвина о том, какую картину увидел герой на прогулке. О природе.

-В рассказе речь идет о весне.

Дети доказывают свои ответы

- Спокойным, доброжелательным, темп размеренный, неторопливый.

- Негромко.

- Наблюдаем за природой.

…Всё зеленеет - трава, деревья, на горизонте шоколадного цвета березы с такими густыми почками, что птица сядет и скроется.

Раздумывает неторопливо, любуется природой.

Делать паузы, не торопиться.

Шоколадного цвета березы, густые почки.

Так всё идет правильно: март-свет, апрель-вода, май- цвет.

Высказывают предположения.

Рассматривают картины русских художников.

- Лес не одет, пахнет корой и березовым соком. Чуть дымится первая зелень на ивах, оживают зеленя, обозначаются дорожки лесные.

Отвечают на вопросы.        

Только-только разворачиваются листочки, и дерево будто окутано прозрачной зеленью.

 Из земли начинают прорастать молодые свежие ростки зеленой травки.

Выполняют движения по тексту под руководством учителя

Читают текст целыми словами, соблюдая интонацию и знаки препинания.  Отвечают на вопросы по содержанию. Воспринимают на слух содержание рассказа. Представляют картину природы.  

-Всё зеленеет – трава, деревья, на горизонте шоколадного цвета берёзы с такими густыми почками, что птица сядет и скроется.

-Пахнет корой и берёзовым соком.

Так всё идёт правильно: март – свет, апрель - вода, май - цвет.

Темно-коричневый.

Дети кладут руки на колени и начинают читать текст вслух по команде “Бросок”. Когда раздается команда учителя “Засечка” дети отрывают голову от книги, закрывают глаза и несколько секунд отдыхают, руки при этом остаются на коленях. По команде “Бросок” дети должны отыскать глазами то место в книге, на котором они остановились и продолжить чтение вслух.  

Читают текст с решеткой.

Рассматривают картину. Делятся впечатлением. Обмениваются мнениями. Делятся ощущениями. Словесное рисование.

Принимают

учебную задачу

Внимательно слушают, воспринимают информацию, проявляют интерес.

Воспринимают на слух содержание рассказа.  

Читают текст самостоятельно. Отвечают на вопросы по содержанию. Представляют картину природы.  Рисуют словесные картины.

Читают осознанно текст, находят в нём названия

знакомых произведений. Определяют основную тематику

произведений  

 

Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни,

 

Развитие зрительного умения ориентироваться в тексте.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок обучения грамоте "Планета знаний"Тема урока: Урок обучения грамоте Звук [щ\']. Буквы Щ, щ.

Ход урока. 1. Орг . момент . Снег порхает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег-снежок. Начинаем наш урок.-Ка...

Мастер - класс "Виды работы над звуком, буквой, словом на уроках обучения грамоте в системе развивающего обучения Л.В.Занкова в рамках ФГОС"

Целью данного мастер - класса является формирование представлений об организации работы на уроках обучения грамоте в соотетствии с требованиями нового образовательного стандарта с учётом УУД и ...

Урок обучения грамоте (чтение) в 1 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова учитель начальных классов Кичигина Тамара Федоровна

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО по системе развивающего обучения Л.В. Занкова....

Календарно-тематическое планирование уроков обучения грамоте(чтение) по УМК"Школа России" 1 класс и обучение письму

Календарно-тематическое планирование с УУД уроков обучения грамоте ( чтение) по УМК "Школа России" и обучение письму....

Учебно-методический комплект по русскому языку (обучение грамоте) (технологическая карта урока обучения грамоте «Буква Ь для обозначения мягкости согласных» + учебная презентация в трёх частях) 1 класс

Конспект урока обучения грамоте.Тема: «Буква Ь для обозначения мягкости согласных»Цели деятельности учителя: познакомить  учащихся с Ь, обозначающим мягкость согласных; познакомить с элементами с...

Урок обучения грамоте (обучению письму) в 1 классе. Сочетания Ча и Чу.

Освоение и закрепление написания сочетаний " ча" и "чу" у учеников 1 класса.Разработка конспекта урока по обучению грамоте....

Технологическая карта урока обучения грамоте в 1 классе "Развитие умения выделять корень слова" (ОС "Школа 2100") с использованием технологии продуктивного обучения

Технологическая карта  урока обучения грамоте в 1 классе по теме "Развитие умения выделять корень слова, наблюдение над написанием однокоренных слов" с использованием технологии продукт...