Урок по литературному чтению на тему «Владимир Одоевский "Мороз Иванович"» в 3 классе
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Петрова Наталья Евгеньевна
Конспект урока по литературному чтению в 3 классе
УМК «Перспектива»
Авторы: Л.Ф. Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_literaturnomu_chteniyu.docx17.66 КБ

Предварительный просмотр:

Петрова Наталья Евгеньевна,

учитель начальных классов

ГБОУ СОШ № 283

Кировского района СПб

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе

УМК «Перспектива»

Авторы: Л.Ф. Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий

Тема:

Владимир Одоевский «Мороз Иванович» (Начало разбора)

Задачи:

  • Продолжить разбор понятия «литературная сказка»
  • Познакомить с новым писателем В. Одоевским
  • Начать знакомство с авторской сказкой В. Одоевского «Мороз Иванович»
  • Способствовать обучению младших школьников умению находить необходимое, выделять основную мысль для озаглавливания композиционных (смысловых) частей произведения и для составлении плана
  • Развитие речи

Оборудование:

  • Учебник – Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / Сост. Л.Ф. Климанова и др. ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – 2-е изд. ; М. : Просвещение, 2011. – 160 с.
  • Компьютер, проектор, экран:

- Презентация с фотографией автора и информацией о нем

- Иллюстрации к нескольким моментам из сказки

Организационный момент:

Здравствуйте, ребята. Садитесь.

Актуализация знаний:

Недавно вы познакомились с понятием «литературная сказка» (тема на 68 стр. учебника). Что это такое? Как иначе называется литературная сказка? (Авторская сказка)

Постановка учебной задачи:

Сегодня мы с вами начнем разбирать сказку под названием «Мороз Иванович», автором которой является Одоевский Владимир Федорович.

Мы будем учиться составлять план, который нужен для того, чтобы в дальнейшем вы смогли по нему кратко пересказать произведение.

Несколько слов об авторе сказки:

(на экран выводится фотография писателя и краткая информация о нем)

ОДО́ЕВСКИЙ Владимир Федорович (1804-1869) родился в Москве. Последний потомок древнего княжеского рода Рюриковичей (происходил по прямой линии от черниговского князя Михаила Всеволодовича, 12-13 века). Одоевский успешно занимался литературным творчеством, философией, точными науками (математикой, физикой), а также историей, географией, медициной, педагогикой и музыкой. Он написал музыку к стихотворению Пушкина «Дарует небо человеку», к стихотворению Некрасова «Прости», к басне Крылова «Квартет».

Тесно общался с А.С. Пушкиным, М.Ю. Лермонтовым, Н.В. Гоголем, а также практически со всеми выдающимися музыкантами середины XIX века.

Чтение и обсуждение текста:

Сейчас мы с вами начнем читать сказку «Мороз Иванович».

Прочитайте вводные слова перед текстом сказки. (Ученик читает)

Кто знает, как называется эта часть? (Эпиграф)

Ученики предполагают, как может называться эта часть, при ответе у них возникают трудности. Вводится новое для них понятие «эпиграф». Эпиграф – это вводное слово, которое заставляет нас задуматься над смыслом произведения. (Записывают слово к себе в тетрадь)

Какая идея скрыта в эпиграфе? (Известно с давних пор о том, что вознаграждение можно получить, лишь хорошо потрудившись).

Какие вы знаете пословицы с похожим смыслом? Дети вспоминают другие возможные пословицы.

Сейчас приступим к чтению сказки.

Дети читают текст по абзацам.

После окончания первой смысловой части ученикам задаются вопросы, с помощью которых они осмысливают рассказ, постигают замысел автора.

Почему я попросила остановиться на этом моменте? (Потому, что именно здесь заканчивается первая смысловая часть, т.е. здесь рассказывается о том, как жилось Рукодельнице и Ленивице в доме у нянюшки)

Мы с вами будем читать текст, разделяя его на смысловые части, для того, чтобы проще было выделить основную мысль и озаглавить каждую часть.

1 часть – Вступление (до слов «Однажды с рукодельницей…», стр.77)

– Как звали девочек?

– Почему автор их так назвал?

– Как просыпалась и проводила свой день Рукодельница, Ленивица?

– В прямом или переносном смысле употреблено словосочетание «считать мух»? (на экран выводится иллюстрация)

– Если в переносном смысле его рассматривать, то как мы данное словосочетание назовем? (Фразеологизм)

– А что такое фразеологизм? Недавно на уроках русского языка как раз шел разговор о фразеологизмах.

– Какой смысл у данного фразеологизма? (Витать в облаках, мечтать, бездельничать)

– Как озаглавим 1 часть? («Жизнь Рукодельницы и Ленивицы в доме у нянюшки»)

Приступим к чтению второй смысловой части. Дети читают ее по абзацам.

2 часть – Завязка (до слов «Знаю я…», стр.78)

– Какая беда случилась с Рукодельницей?

– Что подтверждает, что нянюшка была строгая и сердитая?

– Какое чудо случилось с Рукодельницей в колодце?

– Как выглядел Мороз Иванович?

– Как озаглавим 2 часть? («Чудеса в колодце»)

Сейчас прочитаем следующую часть. Дети читают ее по абзацам.

3 часть – Развитие действия (до слов «Так прожила Рукодельница…», стр.80)

– Как Рукодельница могла вернуть ведерко?

– Легко ли было девочке взбивать перину? Почему?

– С какой работой сравнивается эта работа? (С работой бедных людей, которые в проруби белье стирают)

– Почему Мороз Иванович говорит о себе, что он старик добрый? Какие черты вы можете в нем выделить? Как бы вы изобразили его на портрете?

– Как озаглавим 3 часть? («Рукодельница в гостях у Мороза Ивановича»)

Итог урока:

Ребята, сегодня мы с вами начали разбирать сказку Одоевского под названием «Мороз Иванович». Завтра с Анастасией Никитичной вы узнаете, какие события произойдут в сказке дальше, и чем она закончится.

Домашнее задание:

Хоть текст еще не прочитан до конца, все же мы можем представить себе старика Мороза Ивановича. Дома составьте устный словесный портрет этого героя; также можете изобразить его на бумаге, при желании.

Лексическая работа на уроке:

Студене’ц – колодец, родник.

Отзно’бить (озно’б) – отморозить.

Духом дохнёт – выдохнет, вздохнёт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению по теме: "Книги – мои друзья" 1 класс

Конспект урока по литературному чтению по теме: "Книги – мои друзья" 1 класс...

Конспект урока по литературному чтению на тему "Устное народное творчество" 3 класс

Конспект урока литературного чтения на тему: "Устное народное творчество" 3 класс. Программа "Школа России"...

Конспект урока по литературному чтение на тему" Ирина Пивоварова Сочинение" 3 класс

Конспект урока по литературному чтение на тему" Ирина Пивоварова Сочинение"  3 класс...

Технологическая карта урока по литературному чтению на тему: А. Барто "Квартет" 3 класс "Перспектива".

Технологическая карта урока по литературному чтению на тему: А. Барто "Квартет"...