Мастер класс. Развитие связной речи младших школьников.
методическая разработка по чтению (1 класс)

Корген-оол Софья Доптун-ооловна

Научиться хорошо и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме, уметь говорить и писать необходимо каждому. Поэтому одной из наиболее главных задач на современном этапе обучения учащихся считается развитие речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер класс «Развитие связной речи младших школьников»

Цель: Научить применять различные методы, приёмы и формы по развитию речи с младшими школьниками.

пропаганда и распространение наиболее результативных элементов, разновидностей и форм работы с детьми по формированию и развитию речи детей.

Задачи: познакомить педагогов с эффективными методами и приёмами использования игровых технологий в жизни ребёнка.

Актуальность темы. Развитие речи младших школьников – одна из главных задач, стоящих перед учителем начальных классов. Речь ребенка - показатель общего развития его личности. Недостаточное владение речью является объективной причиной, которая не дает возможности усваивать школьные предметы, свободно общаться как со своими сверстниками, так и со взрослыми.

Речь является показателем уровня культуры человека, его мышления, интеллекта. Ребёнок с хорошей, внятной речью легче вступает в контакт со сверстниками и взрослыми, может понятно выразить свои мысли, желания.

Научиться хорошо и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме, уметь говорить и писать необходимо каждому. Поэтому одной из наиболее главных задач на современном этапе обучения учащихся считается развитие речи.

Основной базой для достижения этой задачи служат уроки литературного чтения и русского языка. Для ребенка хорошая речь – залог успешного обучения и развития. Вначале язык усваивается ребенком стихийно, в процессе общения. Но этого недостаточно, поскольку стихийно усвоенная речь примитивна и не всегда правильна.

         Почему речь детей так скудна?

В чём причина неразвитой речи учащихся?

Вот некоторые причины:

- воспитание и условия жизни,

- дефицит языкового общения (много времени проводят перед мобильными телефонами),

- чрезмерная опекаемость,

- ослабленная нервная система

Главным условием развития речи младшего школьника является разнообразие методов и приёмов обучения учащихся на уроках русского языка и литературного чтения, и их умелое применение учителем.

Чтобы получить положительный результат, поставила перед собой цель: создание условий, способствующих формированию звуковой культуры речи.

И задачи работы по развитию речи:

 Обогащение активного, пассивного, потенциального словаря.

 Развитие умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка.

 Развитие умения составлять рассказы по серии сюжетных картинок.

Работа по развитию связной речи строилась на основных её уровнях: звук – слово – предложение – связное высказывание – текст.

Игра-ассоциация “Словесная цепочка”

Детям в группах даётся слово и они должны продолжить словесный ряд, используя слова по ассоциации.

Учитель спрашивает: “Что ты представляешь себе, когда слышишь это слово?” Например, “ сказка”, следующий ребёнок называет “герои”, “волшебство”…

Эта работа развивает мыслительную активность детей, развивает такое важное умение, как умение слушать друг друга, учиться друг у друга, пополняя тем самым свой словарный запас.

Сначала провожу такие работы:

- Работа над правильным дыханием,

- Работа над дикцией,

- Работа над правильной постановкой ударения,

- Самое интересное - это работа над интонацией.

Работа над правильным дыханием.

Даю пояснение, что значит - правильно дышать:

- незаметно для окружающих делать вдох, своевременно запасаться воздухом, постепенно плавно выдыхать, равномерно расходуя воздух. Это необходимо, чтобы речь была плавной, понятной, без лишних пауз.

Будем учиться правильно делать вдох и плавно выдыхать во время речи.

Упражнение 1. Сели прямо, спинки выпрямили, головку подняли, улыбнулись. Правую ручку положили на верхнюю часть живота, почувствовали нижнюю часть ребер. Вдохнули. Плечи неподвижны, "работают" живот и грудная клетка. Плавно, не спеша выдохнули. Повторяем 3-4 раза.

Упражнение 2. Сели красиво, улыбнулись. Вдохнули. На выдохе считаем от одного до десяти. Слова произносим громко, красиво, особо выделяем гласные звуки.

 

Работа над дикцией

Для освоения речи ребенок должен уметь управлять мускулами своего речевого аппарата. В этом нам помогает артикуляционная гимнастика. Она помогает сделать речь более четкой и понятной. Работа над артикуляцией - это шаг к хорошей дикции.

Упражнения: 1 движение

Попросите ребенка растянуть губы в улыбку, при этом резцы должны быть обнажены (видны), то есть улыбка должна быть широкой.
                        Зубки все мои видны –
                        От краёв и до десны.

Можно чередовать стишками.

Если наши губы улыбаются,
Посмотри – заборчик появляется.
Ну, а если губы узкой трубочкой,
Значит, можем мы играть на дудочке.

2 движение

Затем попросите его сделать «трубочку». Для этого нужно вытянуть губы вперед в трубочку. Обратите внимание – при переключении недолжно быть движений нижней челюсти. Двигаются только губы!

Также при работе над дикцией помогает речевая гимнастика:
произнесение определенных сочетаний звуков с четкой артикуляцией. Например:  ИЭАОУЫ

БДИК БДЭК БДАК

ТПИК ТПЭК ТПАК

Чистоговорки – это стихотворные упражнения, направленные на развитие органов артикуляционного аппарата и помогающие отработке произношения какого – то одного или нескольких звуков при регулярном их повторении.

Ба-бо-бы - на дворе стоят столбы.

Бу-бы-ба – из окна торчит труба.

Такие простые чистоговорки любят сочинять сами дети.

Самый распространенный вид работы над дикцией - скороговорки.

Вся прелесть скороговорки в том, что с первого раза её ни за что не проговоришь. Ведь по правилам игры скороговорку не читают, а повторяют со слуха, что гораздо труднее. Это делает скороговорки полезными упражнениями, которые способствуют улучшению звукопроизношения, дикции ребёнка, приучают быстро менять положение органов артикуляции при произношении трудных сочетаний звуков, помогают устранить нечёткое, словно с кашей во рту, произношение, а также превращает их в увлекательную игру.

Чтобы научиться произносить скороговорку быстро и правильно, нужно делать это постепенно и об этом мы учителя начальной школы знаем  прекрасно.

Работа над правильной постановкой ударения.

Обязательно на каждом уроке учителю следует обращать внимание на слова, в которых дети испытывают трудности в постановке ударения. Можно завести словарик, в котором фиксировать такие слова по мере того, как они встречаются на уроках.

Для запоминания правильного произношения слов провожу такую работу.

Раздаю карточки со словами с изображениями, произношение которых надо запомнить. Даю установку на запоминание. Например:

Карточка № 1

Прочитай слова. Поставь в них ударение так, чтобы смысл слова соответствовал картинке.

https://fsd.multiurok.ru/html/2019/12/15/s_5df5d95ebde50/1290526_1.png    замок                          https://fsd.multiurok.ru/html/2019/12/15/s_5df5d95ebde50/1290526_2.png        замок

 кружки             кружки

Написание данных слов одинаковое, но значение другое.

Можно проводить игру "Произнеси правильно". Можно соревноваться по рядам. За правильное произнесение каждого слова команда получает одно очко и т.д.

Учителя начальной школы знают, что работа над связной речью требует отдельного внимания над  связной речью и большого труда как со стороны учителя, так и со стороны учеников. 

Самое интересное - это работа над интонацией.

Огромную роль в речевом общении играет интонация. Без неё вообще не может быть устной речи. Мысли, чувства, настроение сознательно или непроизвольно передаются и с помощью интонационных средств (мелодики, логического ударения, пауз, тона, тембра голоса, темпа речи).

На первых уроках обучения грамоте мы знакомим детей с особенностями разных видов интонации: повествовательной, вопросительной, восклицательной. Учимся произносить предложения с различной интонацией и, в зависимости от интонации, ставить нужный знак препинания. Примеры упражнений:

Прочитай предложения с нужной интонацией.

Девочка играет в мяч.

Девочка играет в мяч?

Девочка играет в мяч!

Приём: «Игра в театр»: - Легче запомнить, если прочитать в разных эмоциях:

- с чувством радости,

- с вопросом

- с грустью

- с удивлением

- с восторгом

- с отвращением

- хвастливо

- с таинственностью

- с завистью

Работаем над постановкой логического ударения: учимся выделять голосом нужное слово, в зависимости от смысла высказывания. Наблюдаем за тем, как меняется смысл в зависимости от того, какое слово мы выделяем голосом.

Речевые упражнения, как правило, не дают заметного эффекта в короткий срок. Систематическая работа по развитию речи обязательно приведёт к успеху. В целом развитие речи – это есть работа над речевой культурой учащихся, а значит и работа над развитием личности ребёнка.


Приложение 1

1. Фонетическая зарядка.
Как дудят в дудочку?
( Ду-ду-ду…)

Как жужжит шмель?
( Ж-ж-ж…)

2. Чистоговорки:
На-на-на – высока у нас сос…
Ло-ло-ло - на улице теп..
Ла-ла-ла – вот лопата и пи..
Ча-ча-ча – на столе горит све..
Жи-жи-жи – над водой кружат стри…
Крур-крир-саморир-рики-брики-кальтаир

На часок мы заш-ш-ш-шли
К черепаш-ш-ш-шке
Черепаш-ш-ш-шка подала
Чайник, чаш-ш-ш-шки.

3. Скороговорки:
В поле полет Фрося просо,
Сорняки выносит Фрося.

Кота Потап по лапе хлопал,
И от Потапа кот утопал.

Считалки:

Раз, два, три, четыре.
Сосчитаем дыры в сыре.
Если в сыре много дыр,
Значит, вкусным будет сыр,
Если в нем одна дыра,
Значит, вкусным был вчера.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика развития связной речи младших школьников

Развитие речевой деятельности младшего школьника.Направления в работе по развитию связной речи....

Развитие связной речи младших школьников.

Для младшего школьника развитие речи имеет исключительное значение, так как выступает решающим фактором успешного овладения всеми учебными предметами. Обучение детей умению грамотно и последовательно ...

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ, НАПРАВЛЕННОЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОНР

Формирование умения узнавать образцы связной речи     В системе логопедической работы в общеобразовательной школе на формирование и развитие связной речи отводится III этап. ...

Доклад "Развитие связной речи младших школьников через игровую деятельность"

Отчет по теме самообразования "Развитие связной речи через игровую деятельность". Проблема развития речи одна из самых актуальных в начальной школе. Работа по развитию речи требует разнообразных метод...

Диалог как средство развития связной речи младших школьников на уроках литературного чтения

В статье  рассказывается о технологии учебного диалога, которая  является ведущей в числе технологий личностно - ориентированного образования....

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи младших школьников в 4 классе VII вида

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи младших школьников в 4 классе VII вида.Тема: Восстановление деформированного текста по серии картинок «Зимой». Цели ...

"Развитие связной речи младших школьников как формирование образовательной компетентности в соответствии с требованиями ФГОС НОО"

Одним из базовых компонентовв обучении и воспитании детей является развитие связной речи. Большинство учёных озабочены снижением общего уровня речевой культуры. Следовательно, необходимо вести планоме...