В.Ю.Драгунский "Тайное становится явным"
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Кеваева Анна Юрьевна

Цель: формировать навык литературного осознанного чтения, анализировать поступки героев

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v.dragunskiy_taynoe_stanovitsya_yavnym_2_klass.docx24.53 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения

2 класс УМК «Школа России»

Тема урока: В. Ю. Драгунский «Тайное становится явным»

Цель урока: Познакомить учащихся с содержанием рассказа

Задачи урока:

  • Формировать навык литературного осознанного чтения, анализировать поступки героев
  • Развивать способность прогнозировать содержания произведения в процессе чтения
  • Воспитывать честность, порядочность, уважение к старшим и близким людям

Планируемые результаты:

1. Личностные:

  • Самоопределение
  • Смыслообразование
  • Учебно-познавательный интерес к учебному предмету
  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свою часть работы
  • Ориентироваться в нравственном содержании рассказа
  • Оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности

2. Познавательные:

  • Учащиеся должны уметь читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение про себя
  • Анализировать заголовок произведения
  • Формировать у учащихся умения проводить анализ, сравнение
  • Сравнивать героев произведения, характеризовать их поступки
  • Восстанавливать последовательность событий по вопросам

3. Коммуникативные:

  • Формировать умение договариваться, находить общее решение
  • Формировать умение аргументировать своё предположение, объяснять свой выбор

4. Регулятивные:

  • Прогнозировать содержание урока
  • Развивать умения давать оценку своей работы
  • Формировать навыки управления своей деятельностью, проявлять инициативу и самостоятельность.

Ход урока:

1. Эмоциональный настрой на урок.

Ты улыбкой как солнышком брызни,

Выходя поутру из ворот

Понимаешь у каждого в жизни

Предостаточно бед и забот.

Разве любы нам хмурые лица

Или чья-то сердитая речь?

Ты улыбкой сумей поделиться

И ответную искру зажечь.

 -Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра и хорошего настроя

2. Введение в тему урока

  • Мы продолжаем знакомиться с произведениями из раздела «И В ШУТКУ И ВСЕРЬЕЗ»
  • Почему так назван этот раздел?

3. Знакомство с автором В. Драгунским

а) Портрет писателя

б) Рассказ учителя об авторе

Виктор Драгунский родился 17 ноября 1913 года в Америке, где его родители получали образование. После рождения сына возвратились в Россию. Рано потеряв отца, с 16 лет начал самостоятельную жизнь: работал актером кино и театра, был цирковым клоуном. Написал несколько повестей, много юмористических рассказов, но главная его книга – «Денискины рассказы». Это веселые и жизнерадостные рассказы о городских мальчишках: Дениске и его друзьях. Примером главного героя этих рассказов был сын Драгунского – Дениска, а в образе папы легко узнать самого писателя.

Его рассказы читаются легко ,т.к. в них юмор, шутки, они веселые. Но в них есть глубокий смысл, они поучительны.

Всего было написано около 90 очень весёлых рассказов. Эти рассказы принесли писателю заслуженную славу. Его книги читают не только у нас в России, но и в других странах.

4. Постановка целей урока

Прочитайте название рассказа В. Драгунского.

-Какие ассоциации у вас возникают?

Тайное становится явным

-Можете ли вы определить по названию , о чем будет этот рассказ?

-Почему он помещен в раздел «И в шутку, и всерьез?»

-Так ли это, мы сможем узнать, прочитав рассказ, но сначала поставим цели урока.

5. Словарная работа

- Прочитайте слова из рассказа. Значение каких слов хотели бы уточнить?

Интеллигентный- культурный, образованный. Это человек, обладающий большой внутренней культурой, то есть человек, обладающий образованием и специальными знаниями в различных областях науки, техники и культуры.

Не клевещите- ложное обвинение, наговоры.

Хрен-растение, корень которого содержит едкое эфирное масло, корень хрена употребляют в пищу как острую приправу к пище.

Язвительный –Злобно-насмешливый, стремящийся досадить

Подберём синонимы: злой, обидный, резкий, ядовитый, , колкий.

6.  Чтение и анализ по частям:

1 часть

- Что вы узнали о Дениске из этой части?

- Из- за чего произошёл конфликт между мамой и Дениской? На чьей вы стороне?

-Что мешало Дениске заснуть?

-А в каком городе происходят события?

-А как вы догадались?

-Что такое Московский Кремль? ( Древнейшая часть Москвы. Постройки Кремля обнесены высокой каменной стеной)

-Может, вы что-то слышали о Грановитой палате? (Это историческое двухэтажное здание на территории Кремля. Стена облицована граненым белым камнем. Отсюда и название – Грановитая. В этом здании велся прием особенно уважаемых иностранных гостей)

-Оружейная палата . Откуда может быть это название?

-Царь – пушка ( Отлита как памятник. Из нее не было сделано ни единого выстрела.)

-Русский царь Иван Грозный ( Грозным его называли за его жестокий нрав, характер.)

-Почему Дениска очень хотел пойти в Кремль? Что помогло вам понять, что для Дениски Кремль-ценность? (Зачитайте)

-Какое условие мамы он должен был выполнить?

-Почему мама хотела, чтобы Дениска хорошо покушал? Найдите эти слова в тексте.

-Найдите описание ,как Дениска ел яйцо. (Раскромсал – раздавил на кусочки)

- « Белок раскромсал», как понимаете это выражение?

-Попробуйте заменить синонимом. Что меняется? Почему же Драгунский выбирает именно этот глагол?

-А за что можно похвалить Дениску ?

2 часть

Какие чувства вы испытывали, когда Дениска пытался сделать кашу вкуснее?

Почему у нашего героя глаза на лоб полезли?

Как мальчик избавился от каши?

- Что говорит нам предложение, в котором автор пишет: « А я остался с кашей наедине».

- С кем обычно можно остаться наедине? (с человеком).

-Почему же Дениска так говорит о каше? (Она – враг, никто не может ему помочь, ее нужно одолеть, победить, уничтожить. Вот он и пытается.)

- Можно ли убрать это предложение? Какова его роль в тексте? (усиливает комичность ситуации)

- Как же получилось, что он выбросил кашу в окно?

-Задумал ли он это с самого начала?

- Что испытывал Дениска, когда выплеснул кашу на улицу? Как говорит об этом автор? (И я, наверное, потерял сознание).

-У вас была такая ситуация, когда вам казалось, что вы теряете сознание?

-Что вы чувствовали в этот момент?

-От чего у Дениски возникло такое состояние? (от жуткого вкуса каши).

- хрен – растение с корнем, содержащим едкое эфирное масло, корень этого растения употребляют как острую приправу к пище.

- «Глаза на лоб полезли, и остановилось дыхание».

-Давайте составим цепочку действий с кашей:

пошлепал ложкой,

посолил,

посыпал сахаром,

долил кипятку,

хрен,

вылил

-О чём он думал в тот момент, когда выбрасывал кашу? (как быстрее от неё избавится).

- Он хорошо подумал прежде, чем это сделать? Почему? (ему плохо, когда такое состояние, мы не контролируем свои поступки).

-Это важно? Почему это важно? (если бы подумал, не поступил бы так).

3 часть

- Что испытала мама, увидев, пустую тарелку?

- Почему Дениска не рассказал маме правду? Он – лжец? (он не успел опомниться, всё произошло очень быстро).

- Как вы это узнали? ( «В ту же минуту дверь открылась…»).

- О чём подумал Дениска, увидев пострадавшего?

-Как вы об этом узнали?

- Прочитайте рассказ пострадавшего. Почему вам смешно? Почему он заикается?

- А кто ещё смеялся с нами? Дениска? Мама? Милиционер? Пострадавший? Кто создал эту комическую ситуацию? (автор)

- Зачем автор смеётся сам и даёт нам возможность смеяться, когда другим не смешно? Какова роль смеха в этом рассказе? (посмеявшись над другими, не захочешь оказаться на их месте. Никому не нравится когда над ним смеются.)

-- Почему мил-р был удивлен, что мама вылила кашу за окно?(Все удобства, мусоропровод, интеллигентный человек)

-Хорошо ли Дениска знал свою маму?

-Какие слова это доказывают? (…глаза у нее стали зеленые, как крыжовник, а уж это верная примета, что мама ужасно рассердилась)

- Почему мама не ругала сына?

• Что Дениска сказал маме? Прочитайте.

• Почему она так долго на него смотрела?

• Какие чувства она испытывала?

• Понял ли он мамины слова? Почему вы так считаете?

7. Практическая работа ( работа в парах), составление плана

Давайте составим цитатный план этого рассказа. У вас на столах лежат листочки с цитатами из текста.

- Определите последовательность происходящих в тексте действий, расставив их по порядку.

- Как вы думаете получится ли у нас пересказ, глядя на план? ( Нет, нет начала.)

-Что должно быть, по вашему мнению, изображено на первой картинке? Выберите цитату.

«Я опять почистил зубы и стал завтракать»

«Видеть не могу манную кашу»

«Только помни-ты должен съесть все до дна»

«Я остался с кашей наедине»

«У меня глаза на лоб полезли и остановилось дыхание»

«..дверь открылась и в комнату вошел милиционер»

«Я как на него взглянул, так сразу понял, что в Кремль я не пойду»

«Ты это запомнил на всю жизнь?»

8. Работа с притчей.

Работа с притчей Афонского «ПРАВДА И ЛОЖЬ».

Притча – это небольшой текст, рассказ . Каждая притча может чему-то научить, в ней заложена правда, жизненный урок. Притчи помогают понять законы Мира, Мира, в котором мы живем. Слова притчи попадают прямо в сердце. Они прогоняют из сердца горе и печаль

«О Правде и Лжи» Семиона Афонского

Услышал человек, что есть на свете правда. Пошел ее искать.

Идет себе, видит – Ложь идет. – «Куда, человек, идешь?» - Спрашивает. – «Иду Правду искать!» – «Вот, хорошо! - Говорит Ложь. – Я тоже хочу Ее раз увидеть, а то никогда не встречала!» Пошли они вместе.

Пришли в один край, спрашивают: «Правда здесь есть?» – «Была, ушла только что! Куда – не знаем!» Пошли человек и ложь дальше правду искать.

Пришли в другой край, опять спрашивают: «Была здесь Правда?» – «Была! – Отвечают. – Где-то неподалеку ходит. А кто это с тобой?  - Спрашивают люди у человека. – «Это – Ложь!» - Отвечает. А люди ему говорят: «Да кто же Правду может вместе с Ложью найти? Ты прогони Ложь!» - Советуют...  -А ЧТО МОГЛО БЫТЬ ДАЛЬШЕ??? (ответы детей)

«И то правда!» - Изумился человек и прогнал от себя Ложь.

Только прогнал, глядь – Правда заходит! – «Здравствуйте, - говорит, - добрые люди!» Вот чудеса-то!

-Какое название можно дать притче ? («Правда и Ложь», «Где правда, там нет лжи» , «Правда не дружит с ложью»)

-Я очень надеюсь , ребята , что мы сегодня сделали ,может быть, и маленький, но шаг навстречу ПРАВДЕ.

9. Итог урока:

-Что главное хотел нам сказать Виктор Драгунский своим рассказом?

Проверка знаний (приложение 1) Тест.

Домашнее задание: с. 117-121 прочитать, пересказ

Заключение:Поэт Яков Аким, близкий друг Драгунского, однажды сказал:

«Юному человеку нужны все витамины, в том числе все нравственные витамины. Витамины доброты, благородства, честности, порядочности, мужества. Все эти витамины дарил нашим ребятам щедро и талантливо В. Драгунский».

- Читайте рассказы Драгунского и получайте нравственные витамины.

Приложение 1 Тест

1. В рассказе «Тайное становится явным» сколько всего персонажей?

    а) 3;

    б) 4;

    в) 5.

2. Что сначала съел Дениска?

    а) яйцо;

    б) творог;

    в) булочку.

3. Какая была каша?

     а) пшённая;

     б) рисовая;

     в) манная.

4. Что мама сказала Дениске, услышав , что он не хочет есть кашу?

а) Тощий;

б) Вылитый Кощей;

в) Вредный ребёнок;

г) Голодный;

5. Куда обещала мама пойти с сыном?

     а) в зоопарк;

     б) в цирк;

     в) в Кремль.

6. Что Денис добавил в кашу?

    а) соль;

    б) перец;

    в) сахар.

7. У мальчика «глаза на лоб полезли и остановилось дыхание» потому, что добавил много чего?

     а) масла;

     б) хрена;

     в) горького перца.

8. Когда Дениска понял, что в Кремль он не пойдёт?

     а) когда вошёл милиционер;

     б) когда взглянул на дяденьку;

     в) когда милиционер посмотрел из окна вниз.

9. Куда шёл пострадавший?

     а) фотографироваться;

     б) на работу;                  в) гулял.

10. Какие слова сказал Дениска маме, чтобы она поняла его раскаяние?

а) Я всё понял.

б)  Прости меня.

в) Я больше так не буду.

г) Всё тайное становится явным.  

1. В рассказе «Тайное становится явным» сколько всего персонажей?

    а) 3;

    б) 4;

    в) 5.

2. Что сначала съел Дениска?

    а) яйцо;

    б) творог;

    в) булочку.

3. Какая была каша?

     а) пшённая;

     б) рисовая;

     в) манная.

4. Что мама сказала Дениске, услышав , что он не хочет есть кашу?

а) Тощий;

б) Вылитый Кощей;

в) Вредный ребёнок;

г) Голодный;

5. Куда обещала мама пойти с сыном?

     а) в зоопарк;

     б) в цирк;

     в) в Кремль.

6. Что Денис добавил в кашу?

    а) соль;

    б) перец;

    в) сахар.

7. У мальчика «глаза на лоб полезли и остановилось дыхание» потому, что добавил много чего?

     а) масла;

     б) хрена;

     в) горького перца.

8. Когда Дениска понял, что в Кремль он не пойдёт?

     а) когда вошёл милиционер;

     б) когда взглянул на дяденьку;

     в) когда милиционер посмотрел из окна вниз.

9. Куда шёл пострадавший?

     а) фотографироваться;

     б) на работу;                  в) гулял.

10. Какие слова сказал Дениска маме, чтобы она поняла его раскаяние?

а) Я всё понял.

б)  Прости меня.

в) Я больше так не буду.

г) Всё тайное становится явным.  

1. В рассказе «Тайное становится явным» сколько всего персонажей?

    а) 3;

    б) 4;

    в) 5.

2. Что сначала съел Дениска?

    а) яйцо;

    б) творог;

    в) булочку.

3. Какая была каша?

     а) пшённая;

     б) рисовая;

     в) манная.

4. Что мама сказала Дениске, услышав , что он не хочет есть кашу?

а) Тощий;

б) Вылитый Кощей;

в) Вредный ребёнок;

г) Голодный;

5. Куда обещала мама пойти с сыном?

     а) в зоопарк;

     б) в цирк;

     в) в Кремль.

6. Что Денис добавил в кашу?

    а) соль;

    б) перец;

    в) сахар.

7. У мальчика «глаза на лоб полезли и остановилось дыхание» потому, что добавил много чего?

     а) масла;

     б) хрена;

     в) горького перца.

8. Когда Дениска понял, что в Кремль он не пойдёт?

     а) когда вошёл милиционер;

     б) когда взглянул на дяденьку;

     в) когда милиционер посмотрел из окна вниз.

9. Куда шёл пострадавший?

     а) фотографироваться;

     б) на работу;                  в) гулял.

10. Какие слова сказал Дениска маме, чтобы она поняла его раскаяние?

а) Я всё понял.

б)  Прости меня.

в) Я больше так не буду.

г) Всё тайное становится явным.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения В. Драгунский «Тайное становится явным»

Литературное чтение В. Драгунский «Тайное становится явным»Цели:1 .Образовательная: ознакомить детей с рассказом «Тайное становится явным».2.       Развивающая: развивать...

Урок литературного чтения в 3-м классе. В. Ю. Драгунский. "Тайное всегда становится явным"

Наталья Николаевна Попова учитель начальных классовТема урока: Виктор  Юзефович  Драгунский  "Тайное всегда становится явным".Цели урока:раскрыть нравственный ...

Виктор Драгунский "Тайное становится явным"

На данном уроке происходит знакомство с биографией и творчеством Виктора Драгунского, для более прочного усвоения новых знаний на уроке использована мультимедийная презентация...

В. Драгунский "Тайное становится явным" 3 класс "Гармония"

Предложенный конспект позволяет интнресно и разнообразно организовать работу на уроке при минимальной подготовке учителя, даёт возможность детям достаточно глубоко проанализировать произведение и оцен...

Урок литературного чтения на основе технологии развития критического мышления по теме: «Рассказ В. Ю. Драгунского «Тайное становится явным»

Урок литературного чтения по программе Марии Павловны Воюшиной, разработан на основе  технологии развития критического мышления по теме: «Рассказ Виктора Юзефовича Драгунского «Тайное стано...

Урок внеклассного чтения во 2 классе по творчеству В.Ю.Драгунского "Тайное всегда становится явным"

На уроке учащиеся отгадывают кроссоворд, в ходе эвристической беседы выясняют особенности творчества писателя...