В.Ю.Драгунский "Тайное становится явным"
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Цель: формировать навык литературного осознанного чтения, анализировать поступки героев
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v.dragunskiy_taynoe_stanovitsya_yavnym_2_klass.docx | 24.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения
2 класс УМК «Школа России»
Тема урока: В. Ю. Драгунский «Тайное становится явным»
Цель урока: Познакомить учащихся с содержанием рассказа
Задачи урока:
- Формировать навык литературного осознанного чтения, анализировать поступки героев
- Развивать способность прогнозировать содержания произведения в процессе чтения
- Воспитывать честность, порядочность, уважение к старшим и близким людям
Планируемые результаты:
1. Личностные:
- Самоопределение
- Смыслообразование
- Учебно-познавательный интерес к учебному предмету
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свою часть работы
- Ориентироваться в нравственном содержании рассказа
- Оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности
2. Познавательные:
- Учащиеся должны уметь читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение про себя
- Анализировать заголовок произведения
- Формировать у учащихся умения проводить анализ, сравнение
- Сравнивать героев произведения, характеризовать их поступки
- Восстанавливать последовательность событий по вопросам
3. Коммуникативные:
- Формировать умение договариваться, находить общее решение
- Формировать умение аргументировать своё предположение, объяснять свой выбор
4. Регулятивные:
- Прогнозировать содержание урока
- Развивать умения давать оценку своей работы
- Формировать навыки управления своей деятельностью, проявлять инициативу и самостоятельность.
Ход урока:
1. Эмоциональный настрой на урок.
Ты улыбкой как солнышком брызни,
Выходя поутру из ворот
Понимаешь у каждого в жизни
Предостаточно бед и забот.
Разве любы нам хмурые лица
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь.
-Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра и хорошего настроя
2. Введение в тему урока
- Мы продолжаем знакомиться с произведениями из раздела «И В ШУТКУ И ВСЕРЬЕЗ»
- Почему так назван этот раздел?
3. Знакомство с автором В. Драгунским
а) Портрет писателя
б) Рассказ учителя об авторе
Виктор Драгунский родился 17 ноября 1913 года в Америке, где его родители получали образование. После рождения сына возвратились в Россию. Рано потеряв отца, с 16 лет начал самостоятельную жизнь: работал актером кино и театра, был цирковым клоуном. Написал несколько повестей, много юмористических рассказов, но главная его книга – «Денискины рассказы». Это веселые и жизнерадостные рассказы о городских мальчишках: Дениске и его друзьях. Примером главного героя этих рассказов был сын Драгунского – Дениска, а в образе папы легко узнать самого писателя.
Его рассказы читаются легко ,т.к. в них юмор, шутки, они веселые. Но в них есть глубокий смысл, они поучительны.
Всего было написано около 90 очень весёлых рассказов. Эти рассказы принесли писателю заслуженную славу. Его книги читают не только у нас в России, но и в других странах.
4. Постановка целей урока
Прочитайте название рассказа В. Драгунского.
-Какие ассоциации у вас возникают?
Тайное становится явным
-Можете ли вы определить по названию , о чем будет этот рассказ?
-Почему он помещен в раздел «И в шутку, и всерьез?»
-Так ли это, мы сможем узнать, прочитав рассказ, но сначала поставим цели урока.
5. Словарная работа
- Прочитайте слова из рассказа. Значение каких слов хотели бы уточнить?
Интеллигентный- культурный, образованный. Это человек, обладающий большой внутренней культурой, то есть человек, обладающий образованием и специальными знаниями в различных областях науки, техники и культуры.
Не клевещите- ложное обвинение, наговоры.
Хрен-растение, корень которого содержит едкое эфирное масло, корень хрена употребляют в пищу как острую приправу к пище.
Язвительный –Злобно-насмешливый, стремящийся досадить
Подберём синонимы: злой, обидный, резкий, ядовитый, , колкий.
6. Чтение и анализ по частям:
1 часть
- Что вы узнали о Дениске из этой части?
- Из- за чего произошёл конфликт между мамой и Дениской? На чьей вы стороне?
-Что мешало Дениске заснуть?
-А в каком городе происходят события?
-А как вы догадались?
-Что такое Московский Кремль? ( Древнейшая часть Москвы. Постройки Кремля обнесены высокой каменной стеной)
-Может, вы что-то слышали о Грановитой палате? (Это историческое двухэтажное здание на территории Кремля. Стена облицована граненым белым камнем. Отсюда и название – Грановитая. В этом здании велся прием особенно уважаемых иностранных гостей)
-Оружейная палата . Откуда может быть это название?
-Царь – пушка ( Отлита как памятник. Из нее не было сделано ни единого выстрела.)
-Русский царь Иван Грозный ( Грозным его называли за его жестокий нрав, характер.)
-Почему Дениска очень хотел пойти в Кремль? Что помогло вам понять, что для Дениски Кремль-ценность? (Зачитайте)
-Какое условие мамы он должен был выполнить?
-Почему мама хотела, чтобы Дениска хорошо покушал? Найдите эти слова в тексте.
-Найдите описание ,как Дениска ел яйцо. (Раскромсал – раздавил на кусочки)
- « Белок раскромсал», как понимаете это выражение?
-Попробуйте заменить синонимом. Что меняется? Почему же Драгунский выбирает именно этот глагол?
-А за что можно похвалить Дениску ?
2 часть
Какие чувства вы испытывали, когда Дениска пытался сделать кашу вкуснее?
Почему у нашего героя глаза на лоб полезли?
Как мальчик избавился от каши?
- Что говорит нам предложение, в котором автор пишет: « А я остался с кашей наедине».
- С кем обычно можно остаться наедине? (с человеком).
-Почему же Дениска так говорит о каше? (Она – враг, никто не может ему помочь, ее нужно одолеть, победить, уничтожить. Вот он и пытается.)
- Можно ли убрать это предложение? Какова его роль в тексте? (усиливает комичность ситуации)
- Как же получилось, что он выбросил кашу в окно?
-Задумал ли он это с самого начала?
- Что испытывал Дениска, когда выплеснул кашу на улицу? Как говорит об этом автор? (И я, наверное, потерял сознание).
-У вас была такая ситуация, когда вам казалось, что вы теряете сознание?
-Что вы чувствовали в этот момент?
-От чего у Дениски возникло такое состояние? (от жуткого вкуса каши).
- хрен – растение с корнем, содержащим едкое эфирное масло, корень этого растения употребляют как острую приправу к пище.
- «Глаза на лоб полезли, и остановилось дыхание».
-Давайте составим цепочку действий с кашей:
пошлепал ложкой,
посолил,
посыпал сахаром,
долил кипятку,
хрен,
вылил
-О чём он думал в тот момент, когда выбрасывал кашу? (как быстрее от неё избавится).
- Он хорошо подумал прежде, чем это сделать? Почему? (ему плохо, когда такое состояние, мы не контролируем свои поступки).
-Это важно? Почему это важно? (если бы подумал, не поступил бы так).
3 часть
- Что испытала мама, увидев, пустую тарелку?
- Почему Дениска не рассказал маме правду? Он – лжец? (он не успел опомниться, всё произошло очень быстро).
- Как вы это узнали? ( «В ту же минуту дверь открылась…»).
- О чём подумал Дениска, увидев пострадавшего?
-Как вы об этом узнали?
- Прочитайте рассказ пострадавшего. Почему вам смешно? Почему он заикается?
- А кто ещё смеялся с нами? Дениска? Мама? Милиционер? Пострадавший? Кто создал эту комическую ситуацию? (автор)
- Зачем автор смеётся сам и даёт нам возможность смеяться, когда другим не смешно? Какова роль смеха в этом рассказе? (посмеявшись над другими, не захочешь оказаться на их месте. Никому не нравится когда над ним смеются.)
-- Почему мил-р был удивлен, что мама вылила кашу за окно?(Все удобства, мусоропровод, интеллигентный человек)
-Хорошо ли Дениска знал свою маму?
-Какие слова это доказывают? (…глаза у нее стали зеленые, как крыжовник, а уж это верная примета, что мама ужасно рассердилась)
- Почему мама не ругала сына?
• Что Дениска сказал маме? Прочитайте.
• Почему она так долго на него смотрела?
• Какие чувства она испытывала?
• Понял ли он мамины слова? Почему вы так считаете?
7. Практическая работа ( работа в парах), составление плана
Давайте составим цитатный план этого рассказа. У вас на столах лежат листочки с цитатами из текста.
- Определите последовательность происходящих в тексте действий, расставив их по порядку.
- Как вы думаете получится ли у нас пересказ, глядя на план? ( Нет, нет начала.)
-Что должно быть, по вашему мнению, изображено на первой картинке? Выберите цитату.
«Я опять почистил зубы и стал завтракать»
«Видеть не могу манную кашу»
«Только помни-ты должен съесть все до дна»
«Я остался с кашей наедине»
«У меня глаза на лоб полезли и остановилось дыхание»
«..дверь открылась и в комнату вошел милиционер»
«Я как на него взглянул, так сразу понял, что в Кремль я не пойду»
«Ты это запомнил на всю жизнь?»
8. Работа с притчей.
Работа с притчей Афонского «ПРАВДА И ЛОЖЬ».
Притча – это небольшой текст, рассказ . Каждая притча может чему-то научить, в ней заложена правда, жизненный урок. Притчи помогают понять законы Мира, Мира, в котором мы живем. Слова притчи попадают прямо в сердце. Они прогоняют из сердца горе и печаль
«О Правде и Лжи» Семиона Афонского
Услышал человек, что есть на свете правда. Пошел ее искать.
Идет себе, видит – Ложь идет. – «Куда, человек, идешь?» - Спрашивает. – «Иду Правду искать!» – «Вот, хорошо! - Говорит Ложь. – Я тоже хочу Ее раз увидеть, а то никогда не встречала!» Пошли они вместе.
Пришли в один край, спрашивают: «Правда здесь есть?» – «Была, ушла только что! Куда – не знаем!» Пошли человек и ложь дальше правду искать.
Пришли в другой край, опять спрашивают: «Была здесь Правда?» – «Была! – Отвечают. – Где-то неподалеку ходит. А кто это с тобой? - Спрашивают люди у человека. – «Это – Ложь!» - Отвечает. А люди ему говорят: «Да кто же Правду может вместе с Ложью найти? Ты прогони Ложь!» - Советуют... -А ЧТО МОГЛО БЫТЬ ДАЛЬШЕ??? (ответы детей)
«И то правда!» - Изумился человек и прогнал от себя Ложь.
Только прогнал, глядь – Правда заходит! – «Здравствуйте, - говорит, - добрые люди!» Вот чудеса-то!
-Какое название можно дать притче ? («Правда и Ложь», «Где правда, там нет лжи» , «Правда не дружит с ложью»)
-Я очень надеюсь , ребята , что мы сегодня сделали ,может быть, и маленький, но шаг навстречу ПРАВДЕ.
9. Итог урока:
-Что главное хотел нам сказать Виктор Драгунский своим рассказом?
Проверка знаний (приложение 1) Тест.
Домашнее задание: с. 117-121 прочитать, пересказ
Заключение:Поэт Яков Аким, близкий друг Драгунского, однажды сказал:
«Юному человеку нужны все витамины, в том числе все нравственные витамины. Витамины доброты, благородства, честности, порядочности, мужества. Все эти витамины дарил нашим ребятам щедро и талантливо В. Драгунский».
- Читайте рассказы Драгунского и получайте нравственные витамины.
Приложение 1 Тест
1. В рассказе «Тайное становится явным» сколько всего персонажей? а) 3; б) 4; в) 5. 2. Что сначала съел Дениска? а) яйцо; б) творог; в) булочку. 3. Какая была каша? а) пшённая; б) рисовая; в) манная. 4. Что мама сказала Дениске, услышав , что он не хочет есть кашу? а) Тощий; б) Вылитый Кощей; в) Вредный ребёнок; г) Голодный; 5. Куда обещала мама пойти с сыном? а) в зоопарк; б) в цирк; в) в Кремль. 6. Что Денис добавил в кашу? а) соль; б) перец; в) сахар. 7. У мальчика «глаза на лоб полезли и остановилось дыхание» потому, что добавил много чего? а) масла; б) хрена; в) горького перца. 8. Когда Дениска понял, что в Кремль он не пойдёт? а) когда вошёл милиционер; б) когда взглянул на дяденьку; в) когда милиционер посмотрел из окна вниз. 9. Куда шёл пострадавший? а) фотографироваться; б) на работу; в) гулял. 10. Какие слова сказал Дениска маме, чтобы она поняла его раскаяние? а) Я всё понял. б) Прости меня. в) Я больше так не буду. г) Всё тайное становится явным. | 1. В рассказе «Тайное становится явным» сколько всего персонажей? а) 3; б) 4; в) 5. 2. Что сначала съел Дениска? а) яйцо; б) творог; в) булочку. 3. Какая была каша? а) пшённая; б) рисовая; в) манная. 4. Что мама сказала Дениске, услышав , что он не хочет есть кашу? а) Тощий; б) Вылитый Кощей; в) Вредный ребёнок; г) Голодный; 5. Куда обещала мама пойти с сыном? а) в зоопарк; б) в цирк; в) в Кремль. 6. Что Денис добавил в кашу? а) соль; б) перец; в) сахар. 7. У мальчика «глаза на лоб полезли и остановилось дыхание» потому, что добавил много чего? а) масла; б) хрена; в) горького перца. 8. Когда Дениска понял, что в Кремль он не пойдёт? а) когда вошёл милиционер; б) когда взглянул на дяденьку; в) когда милиционер посмотрел из окна вниз. 9. Куда шёл пострадавший? а) фотографироваться; б) на работу; в) гулял. 10. Какие слова сказал Дениска маме, чтобы она поняла его раскаяние? а) Я всё понял. б) Прости меня. в) Я больше так не буду. г) Всё тайное становится явным. | 1. В рассказе «Тайное становится явным» сколько всего персонажей? а) 3; б) 4; в) 5. 2. Что сначала съел Дениска? а) яйцо; б) творог; в) булочку. 3. Какая была каша? а) пшённая; б) рисовая; в) манная. 4. Что мама сказала Дениске, услышав , что он не хочет есть кашу? а) Тощий; б) Вылитый Кощей; в) Вредный ребёнок; г) Голодный; 5. Куда обещала мама пойти с сыном? а) в зоопарк; б) в цирк; в) в Кремль. 6. Что Денис добавил в кашу? а) соль; б) перец; в) сахар. 7. У мальчика «глаза на лоб полезли и остановилось дыхание» потому, что добавил много чего? а) масла; б) хрена; в) горького перца. 8. Когда Дениска понял, что в Кремль он не пойдёт? а) когда вошёл милиционер; б) когда взглянул на дяденьку; в) когда милиционер посмотрел из окна вниз. 9. Куда шёл пострадавший? а) фотографироваться; б) на работу; в) гулял. 10. Какие слова сказал Дениска маме, чтобы она поняла его раскаяние? а) Я всё понял. б) Прости меня. в) Я больше так не буду. г) Всё тайное становится явным. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения В. Драгунский «Тайное становится явным»
Литературное чтение В. Драгунский «Тайное становится явным»Цели:1 .Образовательная: ознакомить детей с рассказом «Тайное становится явным».2. Развивающая: развивать...
Урок литературного чтения в 3-м классе. В. Ю. Драгунский. "Тайное всегда становится явным"
Наталья Николаевна Попова учитель начальных классовТема урока: Виктор Юзефович Драгунский "Тайное всегда становится явным".Цели урока:раскрыть нравственный ...
Виктор Драгунский "Тайное становится явным"
На данном уроке происходит знакомство с биографией и творчеством Виктора Драгунского, для более прочного усвоения новых знаний на уроке использована мультимедийная презентация...
В. Драгунский "Тайное становится явным" 3 класс "Гармония"
Предложенный конспект позволяет интнресно и разнообразно организовать работу на уроке при минимальной подготовке учителя, даёт возможность детям достаточно глубоко проанализировать произведение и оцен...
Урок литературного чтения на основе технологии развития критического мышления по теме: «Рассказ В. Ю. Драгунского «Тайное становится явным»
Урок литературного чтения по программе Марии Павловны Воюшиной, разработан на основе технологии развития критического мышления по теме: «Рассказ Виктора Юзефовича Драгунского «Тайное стано...
Урок внеклассного чтения во 2 классе по творчеству В.Ю.Драгунского "Тайное всегда становится явным"
На уроке учащиеся отгадывают кроссоворд, в ходе эвристической беседы выясняют особенности творчества писателя...