Технологическая карта урока по литературному чтению. 2 класс. "В.Осеева. "Почему?"
методическая разработка по чтению (2 класс)

Севастьянова Ольга Александровна

Сформировать умение определять главную мысль изучаемого произведения с помощью наблюдений за выразительными средствами, используемыми писателем, на основе знакомства с рассказом В.Осеевой “Почему?”

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Прозвенел уже звонок Начинаем наш урок Будьте все внимательны А ещё старательны.

Слайд 3

Вез корабль карамель, Наскочил корабль на мель. И матросы три недели, Карамель на мели ели . Кукушка кукушонку купила капюшон . Мышь в углу прогрызла норку, Тащит в норку хлеба корку. Но не лезет корка в норку. Велика для норки корка.

Слайд 5

Почему бывает дождик? Почему течёт вода? Почему краснеет борщик ? Почему горит звезда? Почему кот лижет лапу? Почему нет ночью дня? Почему зовёт мой папа Почемучкою меня?

Слайд 7

Черепки – обломки разбитого глиняного фарфорового изделия. Приоткрытую – немного открытую. Забарабанил – громко застучал. Бранить – ругать.

Слайд 9

1. МАЛЬЧИКА МУЧИЛА СОВЕСТЬ. 2. МАЛЬЧИКУ БЫЛО ЖАЛЬ БУМА. 3. МАЛЬЧИК БОЯЛСЯ НАКАЗАНИЯ. 4. МАЛЬЧИК ЖАЛЕЛ МАМУ.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Разработчик: Севастьянова Ольга Александровна, учитель начальных классов.

УМК «Школа России»

Класс 2-ой

Предмет: литературное чтение

Тема урока: «В.А. Осеева "Почему?"

Тип урока: Урок «открытия нового знания»

Цель урока

Сформировать умение определять главную мысль изучаемого произведения с помощью наблюдений за выразительными средствами, используемыми писателем, на основе знакомства с рассказом В.Осеевой “Почему?”

Планируемые результаты

Формировать УУД:

Личностные УУД:
освоение личностного смысла учения, желания учиться.

- уважать мнение одноклассников.

- оценка жизненных ситуаций и поступков героев с точки зрения общечеловеческих норм.

Регулятивные УУД:
- самостоятельно организовывать свое рабочее место.

- определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

- соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.

- корректировать выполнение задания в дальнейшем.

- оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.

Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- оформлять свои мысли в устной форме;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний;
- осуществлять анализ объектов;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- составлять ответы на вопросы.

Планируемые результаты:

Личностные:
уметь объяснять свое отношение к предложенным ситуациям;

формировать способность к самооценке на основе наблюдения за собственной деятельностью;

Предметные:
понимать и объяснять поступки героев;

составлять план пересказа и пересказывать текст по нему;

соотносить чувства героя с состоянием природы.

Метапредметные:
Регулятивные:
уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей

Познавательные:
уметь ориентироваться в своей системе знаний;
осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы

Коммуникативные:
уметь слушать и понимать речь других;

Организация пространства

Кабинет, средства обучения, взаимодействие учеников и педагога. 

Ресурсы

Учебник Литературное чтение В 2 частях, часть 2Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий , презентация, мультмедийная доска.

Форма организации познавательной деятельности учащихся

Индивидуальная, фронтальная форма организации деятельности учащихся. Творческое задание.

Методы обучения

Проблемный метод, наглядный, частично-поисковый.

Технологии работы с информацией

Работа с источниками учебной информации, образовательные ресурсы сети интернет, технология деятельностного метода.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Предметные

Личностные, метапредметные

1.Организационный момент

Речевая разминка.

Проверка домашнего задания.

СЛАЙД 1(начало урока) СЛАЙД 2

Прозвенел уже звонок.

Начинаем наш урок.

Будьте все внимательны.

А ещё старательны.

Давайте с вами вспомним  весёлые скороговорки:

СЛАЙД 3

Вёз корабль карамель,

Наскочил корабль на мель.

И матросы три недели

Карамель на мели ели.

Кукушка кукушонку

Купила капюшон.

Мышь в углу прогрызла норку, Тащит в норку хлеба корку,

Но не лезет корка в норку:

Велика для норки корка.

СЛАЙД 4

Целью нашего урока будет знакомство еще с одним произведением  В.А. Осеевой, которое называется   «Почему». В конце урока нам предстоит ответить на контрольные вопросы

А сейчас назовите произведения Валентины Александровны с которыми  познакомились на предыдущих уроках?

Кто подготовил иллюстрации к рассказу «Волшебное слово», «Хорошее»?

Попросить прокомментировать рисунок одного из учеников.

Слушают стихотворение.

Дети быстро читают скороговорки.

Дети называют произведения

 (Волшебное слово», «Хорошее)

Ученики коротко пересказывают произведения.

-создание благоприятной рабочей обстановки.

2.Мотивация. Актуализация знаний. Постановка проблемы.

Дискуссия

СЛАЙД 5

- Почему бывает дождик?
Почему течёт вода?
Почему краснеет борщик?
Почему горит звезда?
Почему кот лижет лапу?
Почему нет ночью дня?
Почему зовёт мой папа
Почемучкою меня?

- Как вы думаете, как будет звучать вопрос, на который мы будем искать сегодня ответ?

СЛАЙД 6

- Прочитайте название следующего рассказа В. Осеевой. Как вы думаете, о чем нас спрашивает автор?

- Правильно мы предположили или нет, мы узнаем, когда прочитаем произведение,  

Словарная работа

СЛАЙД 7

- В произведении «Почему?» вам встретятся следующие слова. Прочитайте их. Что они обозначают?

- черепки - обломки разбитого глиняного фарфорового изделия;

- приоткрытую - немного открытую;

- забарабанили – громко застучали;

- бранить – резко порицать, ругать.

Отвечают на вопросы

Читают, отвечают на вопрос.

Дети дают собственные пояснения, читают пояснения на слайде.

- актуализация имеющихся знаний;

- фиксация затруднений, связанных с «незнанием».

- анализ учащимися возникшей ситуации, и на этой основе подведение их к выявлению места и причины затруднения.

регулятивные:
–пошаговый и итоговый контроль собственных действий;
познавательные:
–извлечение необходимой информации из выступлений;
–выбор наиболее эффективных способов решения проблемы;
–сопоставление информации;
–использование извлеченной информации;
–разграничение основной и второстепенной информации;
коммуникативные:
–инициативное сотрудничество учащихся друг с другом;
–участие в коллективном обсуждении.

регулятивные:
– учиться высказывать своё предположение (версию);
познавательные:
– нахождение ответов на вопросы;
– осуществление анализа и синтеза;
– установление причинно-следственных связей;
– построение рассуждения
коммуникативные:
– умение оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;
– высказывание и обоснование своей точки зрения;
– выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения.

 3. Совместное открытие знаний

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Прослушивание грамзаписи

А теперь мы внимательно прослушаем аудиозапись произведения, а затем, ответим на вопросы.

Беседа

- Какие чувства вызвал у вас этот рассказ? Какой момент вы считаете самым волнующим?

- От чьего имени ведется рассказ? Назовите главных героев.

- Определите тему рассказа.(главную мысль текста)

Выборочное чтение

Выборочное чтение рассказа детьми.

- В каких случаях задают вопрос «Почему?»

- Почему рассказ называется «Почему?» (найдите фразу в тексте)

Какое почему было у мальчика (найдите фразу из текста)

Как вы думаете, почему мама не ругала мальчика?

Какое почему было у мамы? (найдите фразу из текста)

Почему мальчик не сразу рассказал все маме?

Какое почему было у Бума?

Когда мальчик сказал маме правду.

От имени мальчика.

Когда хотят что-то узнать, выяснить какую-то причину.

В эту ночь мы долго не спали, и у каждого из нас троих было своё "почему".

"Почему мама нисколько не бранила меня, почему она даже обрадовалась, что чашку разбил я, а не Бум?"

Потому что он сам признался.

"Почему мой сын не сказал мне правду сразу, а разбудил меня ночью?"

Он боялся, что мама будет его ругать. А рассказал потому, что увидел как мокнет на дожде Бум, который пострадал из-за мальчика

"Почему меня выгнали во двор, почему впустили и обласкали сейчас?"

Правильно, он не понимал почему его выгнали, ведь он ничего плохого не сделал?

- определение смысла названия и главной мысли произведения;

- чтение без ошибок, полными словами.

Учащиеся находят фразы из текста

регулятивные:
– определение и формулирование цели деятельности на уроке с помощью учителя;
– прогнозирование(предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик)
познавательные:
– нахождение ответов на вопросы;
– переработка и преобразование информации из одной формы в другую (составление плана, таблицы, схемы);
– осуществление анализа и синтеза;
коммуникативные:
– умение оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;
– высказывание и обоснование своей точки зрения;
– выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения.

регулятивные:
– учиться высказывать своё предположение (версию);
– учиться работать по предложенному учителем плану
познавательные:
– нахождение ответов на вопросы;
– переработка и преобразование информации из одной формы в другую (составление плана, таблицы, схемы);
– осуществление анализа и синтеза;
– установление причинно-следственных связей;
– построение рассуждения
коммуникативные:
– умение оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;
– высказывание и обоснование своей точки зрения;
– выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения.

регулятивные:
– оценка успешности своего задания, признание ошибки;

познавательные:
– поиск и выделение информации;
– установление причинно-следственных связей;
– доказательство;

коммуникативные:
– развитие умения слушать и понимать других.

Регулятивные: менять позиции слушателя, читателя, зрителя в зависимости от учебной задачи.

Познавательные: читать тексты вслух и про себя, понимать содержание текста, находить в тексте отрывки по заданию

4. Первичное закрепление нового

-Ребята, у вас у каждого на парте лежат карточки с заданиями. Ваша задача расположить предложения по порядку, как они были в тексте, т.е. восстановить последовательность событий в рассказе

1.В эту ночь мы долго не спали, и у каждого из нас троих было своё "почему".

2.Уши мои горели. Я развёл руками.

3.Мы были одни в столовой - я и Бум

4.Мама сказала: - Будет дождь.

5.Послышался звон... Сердце у меня замерло.

6.Она спала, сидя за столом и положив голову на согнутый локоть.

7.Бум бегал от двери к окнам, он зевал, просил, скрёбся лапами и жалобно взвизгивал.

8.- Не пускай! - быстро сказала мама и, взяв меня за руку, притянула к себе.

9.Время шло, и с каждым часом на сердце у меня становилось всё тяжелее.

10.- Мама! Мама! Это я разбил чашку! Это я, я! Пусти Бума...

11.Но мама так берегла всё папино!

1.Мы были одни в столовой - я и Бум

2.Послышался звон... Сердце у меня замерло.

3.Уши мои горели. Я развёл руками.

4.- Не пускай! - быстро сказала мама и, взяв меня за руку, притянула к себе.

5.Время шло, и с каждым часом на сердце у меня становилось всё тяжелее.

6.Но мама так берегла всё папино!

7.Мама сказала: - Будет дождь.

8.Бум бегал от двери к окнам, он зевал, просил, скрёбся лапами и жалобно взвизгивал.

9.Она спала, сидя за столом и положив голову на согнутый локоть.

10.- Мама! Мама! Это я разбил чашку! Это я, я! Пусти Бума...

11.В эту ночь мы долго не спали, и у каждого из нас троих было своё "почему".

Ответ: 3,5,2,8,9,11,4,7,6,10,1

(резервное)

Творческое задание

- Как можно было продолжить вопрос, который стоит в названии рассказа?

Выбери правильный ответ и подходящую иллюстрацию, представленную на доске.

- Мальчика мучила совесть;

- Мальчику было жаль Бума;

- Мальчик боялся наказания;

- Мальчик жалел маму.

Ребята, какое чувство у вас возникает, когда вы обманываете человека сделав какой-либо поступок? Как оно называется?
Правильно! Что такое совесть?
Совесть — способность человека к различению добра и зла, сознание добра и зла.
Кто-нибудь из вас был в такой ситуации? Что вы чувствовали?
Как вы думаете что было на душе у мальчика, когда он обманул маму?
У каждого из вас лежат белые листы и цветные карандаши. Я предлагаю вам с помощью различных цветов или какого-либо рисунка изобразить те ощущения, которые испытывал мальчик, после того, как разбил папину чашку, под надписью 
«Душа мальчика, когда разбил папину чашку»
Итак, какие цвета вы изобразили, что нарисовали?
А теперь найдите в тексте эпизод признания мальчика.

- Обратимся теперь к краскам, изобразите, какой теперь стала душа мальчика под надписью «Душа мальчика, когда признался маме»

-Давайте сравним, что у нас получилось?

-Почему иллюстрации получились разными?

Правильно, когда человек признается в своем плохом поступке, то ему становиться светлее и легче на душе.

- Молодцы! Именно совесть, которая живёт в сердце каждого человека, показывает, как правильно жить и правильно поступать. Каждый человек имеет право на ошибку, главное уметь вовремя найти правильное решение, исправить её.

 

 - организация самопроверки детьми на основе сопоставления с эталоном своего  умения  применять новые знания.

регулятивные:
–последовательная реализация поставленной задачи;
–определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;
–пошаговый и итоговый контроль собственных действий;
познавательные:
–извлечение необходимой информации из различных источников;
–использование извлеченной информации;
–выбор наиболее эффективных способов решения проблемы;
–чтение текстовой инструкции;
–разграничение основной и второстепенной информации;
коммуникативные:
–инициативное сотрудничество учащихся друг с другом;
–участие в коллективном обсуждении;
–формулирование мыслей в устной и письменной форме.

7.Рефлексия деятельности.

- Назовите тему урока.

- Какую цель мы  поставили в начале  урока?

- Достигли ли мы этих целей?

- Где вы можете применить полученные знания?

 

Дидактические материалы:

В. А. Осеева "Почему?"

Текст произведения.docx

Иллюстрация 7.png

Иллюстрация 6.png

Иллюстрация 9.png

Биография автора с портретом.docx

Иллюстрация 1.png

Аудиозапись.mp3

- организация рефлексии и самооценки учениками своей учебной деятельности.

8.Домашнее задание

- Ребята, какого цвета сердце у доброго человека с чистой совестью?

На партах у вас лежат сердечки, дома напишите на них, какое сердце должно быть у человека чистой совестью.

- К следующему уроку подробный пересказ текста.

-  подробный пересказ текста.

регулятивные:
–пошаговый и итоговый контроль собственных действий;
познавательные:
–извлечение необходимой информации из выступлений;
–выбор наиболее эффективных способов решения проблемы;
–сопоставление информации;
–использование извлеченной информации;
–разграничение основной и второстепенной информации;
коммуникативные:
–инициативное сотрудничество учащихся друг с другом;
–участие в коллективном обсуждении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению 3 класс "Басня. знакомст во с новым литературным жанром"

Ø  Помочь школьникам на близком им материале (случаи из их жизни, в которых они сами винили обстоятельства в своих неудачах) лучше понять смысл басни Эзопа и специфику басни вообще.Ø  Обнару...

технологическая карта урока по литературному чтению ( метод продуктивного чтения) Тема урока : Как мудрость в жизни помогает по сказке " Мудрый старик" 2 класс

Как учить детей вести диалог с автором?К сожалению, способность, читая, вести диалог с автором через текст редко когда возникает самостоятельно. У большинства учащихся её необходимо формировать в проц...

технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс( технология продуктивного чтения по Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Н.Носов "На горке."

Тема урока: «Н.Носов «На горке» Цель: достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чтения Е.В. Бунеевой и О.В. Чиндиловой.Задачи:1. Формировать предметные умения:- ...

технологическая карта урока по литературному чтению 3 класс ( метод продуктивного чтения Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Во что нельзя "играть" ? И. Дик " Красные яблоки»

Тема урока: Во что нельзя «играть»? И. Дик «Красные яблоки».Тип урока: знакомство с новым произведением.Цель: достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чтения Е.В. Бу...

технологическая карта урока по литературному чтению 1 класс ( технология продуктивного чтения по Е.В.бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Михаил Зощенко " Глупая история"

Предмет: Литературное чтение.Класс: 1.Тема урока: Михаил Зощенко « Глупая история»Тип урока: знакомство с новым произведением.Цель: Достижение образовательных результатов посредством технологии продук...