Технологическая карта урока по литературному чтению, 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Елена Георгиевна Мухутдинова

Технологическая карта урока по литературному чтению составлена в соответствии с требованиями  ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературного чтения                                                                            

Дата

26 января 2020 г

ФИО учителя

Мухутдинова Е.Г.

Класс

3

Тема

С.А. Есенин «Черемуха». 

Педагогические цели

Познакомить с творчеством и стихотворением «Черемуха» С. Есенина, совершенствовать умения выразительно читать стихотворения; развивать навыки анализа,  память, речь, мышление.

Тип урока

Изучения нового материала

Планируемые результаты
(предметные)

      Учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведений;

      Читать выразительно, передавая настроение стихотворения;

      Рисовать словесные картины цветущей черемухи с опорой на текст стихотворения;

      Отвечать на вопросы учителя, обосновывать и анализировать свой ответ;

      Рассказывать о своих впечатлениях, делиться мыслями с товарищами.

Личностные результаты

      Сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, развивать    способность к самооценке;

        выражать свое собственное мнение;

Универсальные
учебные действия
(метапредметные)

Регулятивные: планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определяют наиболее эффективные способы достижения результата.

Познавательные: эмоционально и осознанно воспринимать лирическое стихотворение;

      самостоятельно находить в тексе простые средства изображения природы;

      умения вычленять описание черемухи в художественном произведении;

      осуществлять поиск нужной информации, использовать знаки, символы;

      проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

      устанавливать причинно – следственные связи, строить рассуждения.

Коммуникативные: определяют общую цель и пути ее достижения; умеют договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществляют взаимный контроль; адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих

Основное содержание
темы, понятия и термины

Текст. Признаки текста: связность, целостность, законченность. Тема и главная мысль текста. Заглавие.
Части текста. Начало, основная часть, заключение. Воспроизведение прочитанного текста

Формы работы

Работа в парах, фронтальная работа, беседа, самостоятельная работа, работа с книгой.

Используемые методы

Словесные, наглядно-иллюстративные, частично-поисковый, предметно- практические.

 

 

 

 

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап фрагмента урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая)

Дидактические средства,

интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

(П-познавательные, Р - регулятивные, К- коммуникативные)

Личностные

1.Этап мотивации к учебной деятельности.

Основной задачей этапа мотивации (самоопределения) к учебной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Словесные (беседа)

Наглядные (презентация)

Приёмы (пословица)

Добрый день ребята, меня зовут Елена Марсильевна, сегодня я проведу у вас урок литературного чтения

 

Прочитайте, пожалуйста, поговорку.

«За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь»

- Как вы понимаете это высказывание?

 

-Совершенно верно, нельзя браться сразу за два дела одновременно. Так и в учении, всё требует времени для выполнения.

 

-Как вы думаете, почему я взяла на урок такое высказывание?

 

 

 

 

 

 

-Я желаю вам сегодня  работать на уроке старательно, быть внимательными, не отвлекаться на что-то постороннее.

Приветствуют учителя.

 

 

 

 

 

 

 

- Нельзя браться за несколько дел сразу.

 

 

 

 

 

- Вы взяли такое высказывание для того, чтобы мы качественно усваивали материал, никуда не торопились.

Ф

Слайд с презентацией.

Речь учителя.

Самоконтроль ( умение слушать и понимать значение пословицы)

 

Р.1- научатся формулировать, принимать, сохранять и стремиться выполнить учебную задачу урока; планировать свою деятельность (вначале урока);

К.1-  формулировать речевое высказывание; обосновывать свою точку зрения.

Лположительная мотивация к предмету «Литературное чтение»; любовь к чтению, уважение мнения сверстников по обсуждаемой проблеме.

 

2.Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии.

 

Задачей является подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

Словесные (беседа)

Наглядные(Презентация)

Приём:( строки стихотворения)

- Ребята, посмотрите, пожалуйста на экран.

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом

Точно серебром…

Прочитайте строки этого стихотворения сначала медленно, затем чуть быстрее, затем совсем быстро.

 

- Ребята, а кто автор этого стихотворения?

 

 

 

 

 

 

 

 

Читают стихотворение медленно, затем чуть быстрее, затем совсем быстро.

-С.А. Есенин.

Ф,И

Слайд с презентацией, речь учителя

Самоконтроль (умение слушать учителя)

Устный контроль

П.1- развивать речь, память, мышление.

Р.1- научатся формулировать, принимать, сохранять и стремиться выполнить учебную задачу урока; планировать свою деятельность (вначале урока);

К.1-  формулировать речевое высказывание; обосновывать свою точку зрения.

Лположительная мотивация к предмету «Литературное чтение»; любовь к чтению, уважение мнения сверстников по обсуждаемой проблеме.

 

3.Этап выявления места и причины затруднения.

Организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

Словесные (беседа)

Наглядные (презентация)

 

- А вы что-нибудь знаете о его биографии?

- Сегодня мы с вами более подробно познакомимся с его биографией, а также познакомимся со стихотворением «Черемуха». Как вы думаете, о чем будет это стихотворение?

- А правильно вы догадались или нет, это мы с вами узнаем после того, как разберем произведение.

 

- Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить? Какая будет тема нашего урока?

 

- Совершенно верно.

 -Какие цели и задачи мы поставим себе на урок. Давайте составим план нашего урока.

 

 

- Нет

 

 

 

 

 

 

Высказывают свои предположения, пытаются прогнозировать произведение.

 

 

- «С.А. Есенин «Черемуха».

Формулируют цель и задачи на урок.

Ф,И

Слайд с презентацией, речь учителя

Устный контроль

 

Пр.1 –формировать представление о  содержании произведения «Черемуха».

Р.1- научатся формулировать, принимать, сохранять и стремиться выполнить учебную задачу урока; планировать свою деятельность (вначале урока);

К.1-  формулировать речевое высказывание; обосновывать свою точку зрения.

Лположительная мотивация к предмету «Литературное чтение»; уважение мнения сверстников по обсуждаемой проблеме.

 

4.Этап построения выхода из затруднения.

Постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.
Для этого необходимо, чтобы учащиеся:
сформулировали конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (то есть сформулировали, какие знания им нужно построить и чему научиться)

Словесные

 (беседа)

Наглядные

 ( презентация)

План (на слайде):

1. Познакомиться с биографией С.А. Есенина.

 

2. Прогнозировать содержание произведения «Черемуха».

 

3. Уметь находить в стихотворении яркие, образные слова и выражения.

 

- Итак, ребята, по ходу урока мы с вами выполним все пункты плана.

Составляют план урока.

 

Ф

Слайд с презентацией

Устный контроль

Самоконтроль (умение составлять план урока)

 

Р.1- научатся формулировать, принимать, сохранять и стремиться выполнить учебную задачу урока; планировать свою деятельность (вначале урока);

К.1-  формулировать речевое высказывание; обосновывать свою точку зрения.

Лположительная мотивация к предмету «Литературное чтение»; уважение мнения сверстников по обсуждаемой

проблеме.

 

5. Этап реализации построенного проекта.

Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

Словесные (опрос)

Практические (читают биографию автора)

- Сейчас я вам предлагаю более подробно познакомиться с биографией С.А. Есенина. У каждого на парте лежит текст с биографией. Ваша задача самостоятельно внимательно прочитать текст. Затем придумать 2 вопроса по тексту и задать эти вопросы друг другу со своим соседом по парте.

 

 

 

 

- Какая была главная тема в творчестве Сергея Есенина?

- Совершенно верно, тема Родины тесно переплетается с темой природы и сегодня мы с вами ребята будем читать стихотворение «Черемуха».

 

Физминутка

 

 

 

 

Знакомятся с биографией Сергея Есенина.

Задают вопросы по биографии друг другу.

 

- Тема Родины

 

И,П,Ф

Карточка с биографией, речь учителя, документ камера

Устный контроль (умение правильно понимать биографию, верно отвечать на вопросы)

 

 

Взаимоконтроль (задают вопросы друг другу в парах)

 

Самоконтроль ( умение контролировать своё поведение во время проведения физминутки)

 

Пр.2- узнать биографию С.А. Есенина.

П.1- развивать речь, память, мышление.

Р.1- научатся принимать, сохранять и стремиться выполнить учебную задачу урока;

Р.2 -  оценивать результаты деятельности своей, соседа по парте (на этапах урока);

К.1-  формулировать речевое высказывание; обосновывать свою точку зрения.

Лположительная мотивация к предмету «Литературное чтение»; любовь к чтению, уважение мнения сверстников по обсуждаемой

проблеме.

 

6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи..

Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

Словесные (беседа)

Практические (работа по учебнику).

 

Откройте учебник на стр. 55 найдите стихотворение «Черемуха». Сейчас я его прочитаю, а вы внимательно следите за текстом, выделяйте простым карандашом непонятные слова.

 

-Прослушав стихотворение. Что вы представили?

- Какая черемуха?

 

 

 

- Какой день?

 

 

 

- Какой аромат почувствовали?

 

 

 

 

 

- Ребята, какие слова в тексте вам были непонятны?

 

 

 

 

 

 -Роса медвяная - ароматная, с запахом мёда.

 

Зелень пряная - с острым ароматным запахом.

 

Вкрадчиво – осторожно, доверительно.

Под кручею – под обрывом.

 

- Какое настроение автора вы почувствовали, услышав стихотворение?

 

- Ребята, почему стихи поэта так проникнуты любовью?

 

- Ребята, нужно беречь любить свой родной край, свою природу. Ценить то, что мы имеем.

Ответы детей.

 

 

- большая, белая, вся в цвету.

-ясный, с солнечный.

- запах цветов хочется вдыхать полной грудью.

 

- роса медвяная, зелень пряная, вкрадчиво, под кручею.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 -ликующее; восторженное; шутливое; печальное; веселое; праздничное; радостное; спокойное; мечтательное; грустное.

 

Ответы детей.

И,Ф

Учебник, документ камера, речь учителя.

Самоконтроль (умение внимательно слушать задание).

 

 

Письменный контроль (Следить по тексту, отмечать непонятные слова).

Пр.1 –формировать представление о содержании произведения «Черемуха».

 

Пр.3 - Уметь понимать и чувствовать окружающую природу, находить в стихотворении яркие, образные слова и выражения.

П.1- развивать речь, мышление, память.

П.2 – понимать содержание стихотворения «Черемуха».

Р.1- научатся принимать, сохранять и стремиться выполнить учебную задачу урока;

К.1-  формулировать речевое высказывание; обосновывать свою точку зрения.

 

Лположительная мотивация к предмету «Литературное чтение»; любовь к чтению, уважение мнения сверстников по обсуждаемой

проблеме.

 

7.Этап самостоятельной  работы с самопроверкой по эталону.

организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия

Словесные (беседа)

Практические (выполнение задания на карточке)

 

У каждого из вас на парте лист бумаги (Приложение №1). Вам нужно ответить на вопрос: Какие чувства возникли в вашем сердце прослушав стихотворение «Черемуха»?

 

 - Как ответите на вопрос, скажите мне.

 

 

Выполняют самостоятельную работу.

Ф,И

Карточка с заданием, речь учителя.

Самоконтроль ( умение правильно понимать вопрос и дать на него верный ответ)

Пр.3 - Уметь понимать и чувствовать окружающую природу, находить в стихотворении яркие, образные слова и выражения.

 

П.1 – развивать память, мышление речь.

Р.1- научатся принимать, сохранять и стремиться выполнить учебную задачу урока;

 

Лположительная мотивация к предмету «Литературное чтение»; любовь к чтению, уважение мнения сверстников по обсуждаемой

проблеме.

 

8.Этап включения нового знания в систему знаний и повторение.

 

Повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний.

Словесные (опрос)

Наглядные (презентация)

 

- Ребята, с чем мы сегодня познакомились, что нового узнали?

 

 

 

 

 

 

- Ребята, выполнили все пункты плана?

 

- Молодцы! Хорошо освоили материал, мне понравилось, как вы сегодня рассуждали, высказывали свои чувства и эмоции.

- Ребята, мне было приятно с вами работать, вы показали себя внимательными и сообразительными, молодцы! Ребята, как бы вы оценили свою работу на уроке?

Активно сегодня работали (перечисление детей) получают отметку 5, хорошо сегодня работали на уроке ( перечисление детей) получают отметку 4, остальным ребятам, нужно быть поактивнее и повнимательнее.

 - С биографией С.А. Есенина, познакомились со стихотворением «Черёмуха».

- да

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценивают свою работу на уроке.

Ф

Слайд с презентацией, речь учителя

Устный контроль

( умение продемонстрировать полученные знания)

 

Р.1- научатся принимать, сохранять и стремиться выполнить учебную задачу урока;

 

К.1-  формулировать речевое высказывание; обосновывать свою точку зрения.

Лположительная мотивация к предмету «Литературное чтение»; уважение мнения сверстников по обсуждаемой

проблеме.

 

9.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

Словесные (беседа)

Наглядные (Презентация)

- Ребята, кому всё было понятно и интересно, закрасьте лист березы зеленым цветом; если вам было интересно, но были затруднения при выполнении заданий закрасьте лист березы желтым цветом, ну а если на уроке был непонятный материал закрасьте лист красным цветом.

- Я очень рада, что все усвоили материал, откройте дневники, запишите дз: нарисуйте иллюстрацию к стихотворению С. Есенина «Черемуха».

 

 

 

Оценивают свою деятельность на уроке.

Ф,И

Слайд с презентацией, речь учителя

Самоконтроль( умение адекватно оценить свою деятельность на уроке)

 

К.1-  формулировать речевое высказывание; обосновывать свою точку зрения.

Лположительная мотивация к предмету «Литературное чтение»; уважение мнения сверстников по обсуждаемой

проблеме.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

технологическая карта урока по литературному чтению ( метод продуктивного чтения) Тема урока : Как мудрость в жизни помогает по сказке " Мудрый старик" 2 класс

Как учить детей вести диалог с автором?К сожалению, способность, читая, вести диалог с автором через текст редко когда возникает самостоятельно. У большинства учащихся её необходимо формировать в проц...

технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс( технология продуктивного чтения по Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Н.Носов "На горке."

Тема урока: «Н.Носов «На горке» Цель: достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чтения Е.В. Бунеевой и О.В. Чиндиловой.Задачи:1. Формировать предметные умения:- ...

технологическая карта урока по литературному чтению 3 класс ( метод продуктивного чтения Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Во что нельзя "играть" ? И. Дик " Красные яблоки»

Тема урока: Во что нельзя «играть»? И. Дик «Красные яблоки».Тип урока: знакомство с новым произведением.Цель: достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чтения Е.В. Бу...

Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3 Тема урока: «А. С. Пушкин. «Зимнее утро»».

Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3Тема урока: «А. С. Пушкин. «Зимнее утро»»....