Конспект урока в ТРКМ Тема урока "Что такое стихи"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Панфилова Анастасия Сергеевна

Конспект урока с в ТРКМ

Тема урока: Борис Заходер. «Что такое стихи?»

Стихотворение- художественный стиль.

Класс: 3 класс

Цель урока: «Создание условий для ознакомления и осмысления стихотворения Бориса Заходера «Что такое стихи?»»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspet_uroka_v_trkm_panfilova_a.s.docx231.06 КБ

Предварительный просмотр:

Панфилова Анастасия Сергеевна

ГБОУ гимназия № 32 «Гимназия петербургской культуры»

Конспект урока с в ТРКМ

Тема урока: Борис Заходер. «Что такое стихи?»

Стихотворение- художественный стиль.

Класс: 3 класс

Цель урока: «Создание условий для ознакомления и осмысления стихотворения Бориса Заходера «Что такое стихи?»»

Задачи урока:

Предметные

Знать:

Фамилию, имя и отчество автора, названия произведений и их главных персонажей, средства выразительности

Понимать:

Отличие жанра стихотворение от других жанров.

Применять:

Соотносить названия произведений и главных персонажей, находить средства выразительности в тексте.

Анализировать:

Чтение и разбор стихотворения, анализ выявленной проблемы

Синтезировать:

Составить кластер, составить синквейн.

Оценивать:

Значимость читателя для творчества.

Метапредметные:

Регулятивные:

Формирование умений планировать, контролировать и оценивать свои учебные действия

- учащиеся самостоятельно формулируют  проблему;

-  определяют способы её решения;

- самостоятельно составляют план решения проблемы.

Познавательные:

- развитие познавательных умений, умения наблюдать, анализировать, делать выводы;

- обогащение словарного запаса учащихся;

- извлекают информацию при работе с текстом

Коммуникативные:

Работа в паре, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, принятие и уважение точки зрения партнёра

Личностные:

 Самоопределение и определение общих для всех учащихся правил поведения, осознание ответственности за выполнение заданий.

Ход урока


Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Фаза «Вызова»

Организационный момент. Актуализация знаний.

Ребята, здравствуйте! Сегодня мы с Вами познакомимся с неизвестным ещё для нас произведением, автор которого давно стал нам другом. Посмотрите, пожалуйста, на его портрет. Как зовут писателя? Закройте глаза и вспомните о нём всё-всё, что знаете.

Приём «Кубик Блума»

Сейчас, мы с Вами поиграем.

У меня есть кубик. На его гранях написаны начала вопросом. Та грань, которая будет ближе к вам - начало вопроса, который я задам. Ваша задача ответить на него.

Вопросы на гранях:

1. Назови (произведения писателя)

2. Сравни (Произведения, характеристики любимых персонажей)

3. Проассоциируй (Что напоминает Вам произведение "Вредный кот"?)

4. Какой (Какой персонаж загадан в описании: Он постоянно боится темноты и многих других вещей, и всегда очень тревожится по самым разным поводам. Является самым близким другом главного героя, после Кристофера Робина)

5. Чему (Чему учит произведение "Винни-Пух и все-все-все")

6. Поделись (Поделись впечатлениями от любимого произведения автора)

Сегодня мы будем знакомиться со стихотворением Б. Заходера. Но прежде, давайте разберёмся, а что нужно стихотворению? Без чего оно не может существовать?

Предлагаю составить кластер и записать все наши предположения.

Приём кластер.

В центр я предлагаю вам разместить слово "стихотворение". От него мы и будем строить наши размышления.

(Дети выстраивают и вписывают догадки в пропущенные кружочки)

Но у нас вами есть ещё один кружок. К нему мы вернёмся позже, и вы узнаете, какая ещё есть важная часть, без которой стихотворении существовать не может.

Вспоминают творчество писателя.

Отвечают на вопросы.

1. "Волчок", "Винни-Пух и все-все-все"(перевод), "Серая звёздочка", "Моя Вообразилия", "Вредный кот".

2. Характеристики персонажей для сравнения:

- Кролик: очень умный и грамотный, часто недоволен проказами остальных

- Сова: Сова, считается самой умной в лесу, но на самом деле не умеет читать

3. Напоминает себя, образ друга, одноклассника.

4. Пятачок

5. Сказка учит взаимовыручке, настоящей дружбе и находчивости.

6. Это очень добрая и веселая сказка, в которой особенно интересно читать песенки, которые сочиняет Винни Пух. Сам Винни Пух - очень добрый и веселый медведь, который постоянно попадает в разные истории. Но это и умиляет в этой сказке. Мы с первых строк влюбляемся в Винни Пуха и жалеем, что у нас нет такого замечательного друга.

Заполняют кластер.

Фаза «Реализации смысла»

Давайте подробно  остановимся на стихотворении Б. Заходера  

“Что такое стихи? Откройте учебники на странице 139.

Словарная работа.

Ребята, посмотрите на текст стихотворения. Давайте разберём лексические значения непонятных нам слов. (презентация)

[Сначала обучающиеся предполагают своё значение слова, затем сравнивают со значением в презентации.]

•        Сердцебиение (сердце и биение) как вы это понимаете?

•        Разум

•        Рассудок

•        Воображение

•        Вдохновение

•        Озарение

•        Вечность

•        Мгновение

•        Бессмысленная болтовня

1. Первичный синтез.

Приём «IDEAL»

[Обучающиеся получают лист для заполнения ответов]

Чтение стихотворения учителем.

Ребята, сейчас мы будем работать в парах. Я прочитаю стихотворение.  А вы внимательно слушайте и подумайте, какой вопрос волнует автора, какая проблема  в данном стихотворении?

После прослушивания посовещайтесь с соседом и заполните первую графу.

Формулировка проблемы должна начинаться с вопросительного слова «Как…?», в ней должна отсутствовать частица «не», а также – она должна быть максимально конкретной.

Давайте теперь послушаем ваши предположения и выберем одно, наиболее подходящее.

Итак, остановившись на одной из формулировок, как стихотворению не стать пустой болтовнёй,  мы можем перейти ко второму этапу.

Повторное чтение и анализ.

Давайте ещё раз прочтём стихотворение и подумаем над данным вопросом, уточним его.

Вернемся к листам. Посовещайтесь в парах и заполните 2 графу на листе.

Сегодня на уроке мы должны найти ответ на вопрос, как стихотворению не стать пустой болтовнёй, без чего не может существовать стихотворение?

Давайте найдем как можно больше способов решения проблемы!

Опять поработайте со своим соседом и заполните 3 графу на наших рабочих листах. Позже мы все вместе обсудим.

Давайте же послушаем, какие пути решения вы нашли.

Вы выявили довольно много путей решения.

А давайте мы с вами обсудим, какими средствами выразительности пользуется автор при создании данного стихотворения?

Давайте поищем скрытые сравнения. С чем автор сравнивает стихотворения?  

 

Ребята, а действительно разум может петь?

А найдите ещё одно такое скрытое сравнение.

Отлично. Давайте двигаться дальше.

Заполним 4 и 5 пункты. Выберите «сильное» решения проблемы запишите его в 4 графу.

А дальше уже в 5 пункте напишите, как ваше решение реализовать. Любопытно, как это будет выглядеть на практике.

Подведение итогов урока.

Давайте сравним наше решение с тем, что пишет автор.

Прочитайте, что автор говорит нам о стихотворении, что необходимо стихотворению, чтобы не стать бессмысленной болтовнёй?

Значит, мы с вами были правы. Стихотворению необходим читатель, чтобы не стать той самой бессмысленной болтовнёй. А читатели - это мы с вами, поэтому мы должны не забывать про книги и чаще к ним обращаться. Чтобы вступить в этот невидимый диалог с автором.

Давайте вернёмся к кластеру, который мы заполняли в начале урока. Мы оставили пустое место, самое важное для стихотворения.  Давайте запишем в наш кластер читателя.

Давайте выразительно прочитаем стихотворение.

Обучающиеся называют  слова, которые вызывают трудности в понимании значения.

Сердцебиение

Разум

Рассудок

Воображение

Вдохновение

Озарение

Вечность

Мгновение

Бессмысленная болтовня

Слушают стихотворение. Заполняют первую графу - выявляют проблему.

Заполняют  2 графу. Уточняют проблему.

Заполняют 3 графу. Выявляют пути решения проблемы.

Зачитывают свои пути решения.

Отвечают на вопросы учителя.

Музыка  нашего сердцебиения,

нашего разума  тайное пение,

вдохновение, озарение, вечность и тайна, откровение.

Нет, значит это метафора.

Танец  рассудка и воображения

Но, –

Добавляет оно еле слышно, –

Может,

Я зря выражаюсь так пышно?

Я –

Лишь бессмысленная болтовня,

Если читателя нет у меня.

Ты –

Вдохновенный и озарённый,

Ты, мой читатель,

Душой одарённый, –

Ты мне нужнее, чем сердце в груди.

Жду. Приходи.

Возвращаются к кластеру.

Читают стихотворение по желанию.

Фаза «Рефлексии»

А сейчас я предлагаю вам побыть писателями. А Вашим читателем буду я. Напишите синквейн по теме нашего урока. Алгоритм, как писать синквейн есть на доске.

Составляют синквейн.

Читатель.

Необходимый, важный.

Вдохновляет, воодушевляет, помогает.

Читатель - придает стихотворениям смысл.

Товарищ.

Что же такое

Стихотворение?

Музыка

Нашего сердцебиения?

  – Нашего разума

Тайное пение?

  –Танец

Рассудка и воображения?

  Что ты такое,

Стихотворение?

 Ты – вдохновение!

Ты – озарение!

  Вечность,

Открытая нам

На мгновение!

  Вместе –

И тайна,

И откровение…

  – Да! –

Соглашается

Стихотворение.

  – Всё это – я,

Это я,

Без сомнения!

  Я – вдохновение,

Я – озарение,

Неповторимое повторение,

  Но, –

Добавляет оно еле слышно, –

Может,

Я зря выражаюсь так пышно?

Я –

Лишь бессмысленная болтовня,

Если читателя нет у меня.

 Ты –

Вдохновенный и озарённый,

Ты, мой читатель,

Душой одарённый, –

Ты мне нужнее, чем сердце в груди.

Жду. Приходи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира. Тема: «Что такое деньги?». 3 класс (УМК Школа России)

Тема урока: «Что такое деньги?»Цели урока: дать определение понятию «деньги», познакомить с историей возникновения денег; выявить требования, которые предъявляются к деньгам; р...

Конспект урока. Окружающий мир. Тема: Кто такие звери?

Цель: создать условия для формирования у детей представления об отличительных особенностях строения зверей и показать их многообразие и красоту.Планируемые достижения учащихся:Предметные:- научить раз...

Конспект урока нравственности на тему «ЧТО ТАКОЕ ДОБРОТА?»

Познакомить учащихся с общечеловеческими ценностями: улыбчивость и доброта....

Конспект урока музыки На тему: «Что такое музыка»

Конспект урока музыки в первом классе по теме "Что такое музыка?"...

Конспект урока русского языка Тема: "Что такое местоимение?", 2 класс . УМК "ШР"

Цели деятельности учителя: создание условий для организации совместной  и самостоятельной деятельности обучающихся по распознаванию местоимений и овладению умением составлять слова с помощью мест...

Конспект урока окружающего мира. Тема: Что такое Бенилюкс

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся со странами Бенилюкса, экономикой этих стран; развивитие кругозора учащихся, их познавательного интереса.Планируемые результаты: Предметные:- знать...

Конспект урока Окружающий мир Тема: Что такое Родина? 1 класс

Подробный конспект урока с заданиями на сайте учи.ру по  карточкам  ....