Рабочая программа по Литературному чтению "Школа России" 1 класс
рабочая программа по чтению (1 класс)

Лонгортова Татьяна Валериановна

Рабочая программа учебного предмета «­­­­­­­­­­­­­­Литературное чтение» УМК "Школа России"ориентирована на учащихся 1 класса и разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом  начального общего образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» ориентирована на учащихся 1 класса и разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом  начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373  в действующей редакции; с учетом основной образовательной программы начального общего образования и программы воспитания МБОУ «Мужевская СОШ имени Н.В.Архангельского», на основе авторской программы  Горецкого В.Г. УМК «Школа России».

Рабочая программа обеспечена учебниками, учебными пособиями, включенными в федеральный перечень учебников, рекомендованных Минпросвещения России к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях:

 1.  Литературное чтение. Учебник. 1 класс. В 2 ч. Ч. 1 / (сост. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, Л. А. Виноградская).

2.  Литературное чтение. Учебник. 1 класс. В 2 ч. Ч. 2 / (сост. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Виноградская).

3.Климанова Л. Ф. Чтение. Рабочая тетрадь. 1 класс.

В соответствии с учебным планом МБОУ «Мужевская СОШ имени Н.В.Архангельского» на 2021-2022 учебный год на изучение учебного предмета «Литературное чтение» отводится 132 часа из расчета 4 часа в неделю.

По календарно-тематическому планированию 127ч., 2 ч.- дни здоровья, 3 ч. – праздничные дни.

1.Планируемые результаты освоения

учебного предмета «Литературное чтение»

Предметные планируемые результаты

« Обучение грамоте. Чтение»

Добукварный период

Обучающиеся научатся:

  • отличать устную и письменную речь, отличать буквы и звуки;
  • выделять слова из предложения, соотносить их с моделью слова; разделять слово на слоги с использованием графических схем;
  • делить слова на слог; определять ударный слог в слове;
  • определять главную мысль предложения;
  • отличать гласные звуки от согласных, отличать буквы от звуков;

Обучающийся получат возможность научиться в совместной деятельности с учителем:

  • выделять слоги в словах в процессе слогового анализа слова;
  • определять позицию (ударную и безударную) слога в слове; определять логическое ударение, различать интонационную окраску предложения;
  • понимать смысловое значение интонации;
  • обозначать гласные звуки буквами;
  • рассматривать гласные а, о, у, и  как букву, слог слово;
  • наблюдать за позиционным изменением согласных звуков.

Букварный период (основной)

Обучающиеся научатся:

  • давать характеристику согласным звукам,
  • узнавать буквы, обозначающие гласные и согласные звуки,
  • узнавать графический образ букв выделять звуки из слов,
  • группировать, систематизировать буквы по обозначению ими разных звуков и по начертанию;
  • обозначать йотированные звуки вначале слова и  после гласной буквы буквами Е, Ё, Ю, Я;
  • называть буквы в алфавитном порядке, правильно называть буквы.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • распространять основу предложения, сокращать предложения до основы;
  • правильно выражать свои мысли в речи, наблюдать за ролью формоизменения для точности высказывания мысли и связи слов;
  • наблюдать за расхождением написания и произношения безударных гласных;
  • выделять в однокоренных словах корень;
  • объяснять значение многозначных слов,
  • отгадывать буквенные ребусы;
  • выбирать отрывок,  к которому можно подобрать пословицу.

Послебукварный период        

Обучающиеся научатся:

  • ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на вопросы;
  • соотносить содержание с темой чтения, выделять особенности пушкинской поэзии (интонация, темп чтения, особенности речи);
  • определять тему, главную мысль произведения;
  • правильно строить ответы на поставленные вопросы;
  • ставить вопросы по содержанию прочитанного;

Обучающиеся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться:

  • участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения рассуждать на заданную тему;
  • различать элементы книги (обложка, титульный лист, оглавление,  иллюстрация, аннотация);
  • сравнивать различные по жанру произведения;
  • кратко характеризовать героев произведений,
  • делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
  • выявлять в содержании текста реальное и фантастическое, смешное и комическое;
  • составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;
  • давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;
  • создавать небольшой устный текст на заданную тему.

«Литературное чтение»

Виды речевой и читательской деятельности

Обучающиеся научатся:

•        воспринимать на слух произведения различных жанров (небольшие рассказы, стихи, сказки);

•        чётко и правильно произносить все звуки;

•    плавно читать по слогам и целыми словами с постепенным увеличением скорости чтения; (Темп чтения к концу обучения в 1 классе должен быть не ниже 20-25 слов в минуту, иначе ребенок не сможет дальше успешно учиться.)

•        читать, определяя ударный слог, соблюдать паузы в соответствии со знаками препинания в середине и в конце предложения;

•        читать и понимать нравственный смысл пословиц и поговорок, соотносить их с помощью учителя с содержанием произведения;

•        определять основную мысль прочитанного произведения с помощью учителя, а также с помощью пословицы;

•        определять последовательность событий и находить смысловые части произведения (начало, основная часть, конец) под руководством учителя;

•        восстанавливать текст произведения, вставляя пропущенные слова и предложения;

•        соотносить иллюстрации и текст;

•        называть героев произведения, давать им простейшую характеристику; размышлять об их поступках;

•        уметь отвечать на вопросы: «Чем тебе запомнился тот или иной герой произведения?», «Чем понравилось / не понравилось произведение?»;

•        выбирать нужную книгу по названию и обложке для самостоятельного чтения;

•        отгадывать с помощью учителя загадки (о каком предмете идёт речь, как догадались), сопоставлять их с отгадками;

•        отвечать на вопросы о прочитанном произведении;

•        объяснять незнакомые слова, пользоваться словарем.

Обучающиеся получат возможность научиться:

•        соотносить название рассказа с его содержанием;

•        отвечать на вопрос: «Почему автор дал произведению именно такое название?».

•        читать с выражением, выделяя важные слова и мысли под руководством учителя;

•        читать текст по ролям, отражая настроение и характер героя (под руководством учителя);

•        задавать вопросы по прочитанному произведению;

•        при помощи учителя составлять план, определять смысловые части;

•        пересказывать небольшой текст на основе картинного плана при помощи учителя;

•        выявлять под руководством учителя особенности научно- познавательных и художественных текстов;

•        определять особенности прозаического и поэтического текстов;

•        высказывать собственное мнение о прочитанном произведении;

•        сравнивать разные произведения на одну тему.

Творческая деятельность

Обучающиеся научатся:

•        восстанавливать содержание произведения (сказки) по серии сюжетных иллюстраций (картинному плану);

•        восстанавливать деформированный текст на основе картинного плана, под руководством учителя;

•        составлять небольшое высказывание на основе образца, данного учителем (о дружбе, о питомце);

•        придумывать окончание сказок по образцу.

Обучающиеся получат возможность научиться:

•        сочинять загадки в соответствии с тематическими группами (загадки о природе, животных и др.) по заданным критериям;

•        самостоятельно придумывать небылицы, потешки, песенки по образцу;

•        обсуждать прочитанное или прослушанные произведение; соглашаться или не соглашаться с высказыванием учителя, товарищей, приводить свои аргументы с помощью простых предложений (например, он хочет стать героем или поступков героя не совершал.)

Литературоведческая пропедевтика

Обучающиеся научатся:

•        на практике различать загадки, песенки, потешки, небылицы;

•        отличать прозаический текст от поэтического под руководством учителя;

•        понимать особенности народных и авторских сказок (авторская сказка — указание автора на обложке, к произведению; народная сказка — указание, что сказка русская народная, татарская и т. д.).

•        отличать сказку от рассказа, называть особенности сказочного текста (герои животные, герои — буквы разговаривают, как люди; поступают, как люди);

•        знать, что такое рифма, приводить примеры рифмованных строчек.

Обучающиеся получат возможность научиться:

•        находить в тексте различные средства художественной выразительности (слова, с помощью которых описывается объект наиболее точно, необычно, ярко; сранивается с другим объектом; приписываются действия живого неживому, передается речь неживого);

•        определять тему произведения, выставки;

•        оценивать по предложенным учителем критериям поступки героев, проводить аналогии со своим поведением в различных ситуациях.

2.Тематическое планирование учебного предмета «Литературное чтение»  с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

п/п

Тема

Количество

часов

Количество

проверочных ИЛИ контрольных

работ

1

Добукварный период

14

-

2

Букварный период

53

3

Послебукварный период

24

4

«Литературное чтение»

36

1

Итого

127

1

3.Содержание учебного предмета «Литературное чтение»

ДОБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД

Обучение чтению (14 ч)

«Азбука» — первая учебная книга.

Речь устная и письменная. Предложение.

Слово и предложение.

Слог.

Ударение. Ударный слог

Звуки в окружающем мире и в речи.

Звуки в словах.

Слог-слияние.

Слог-слияние. Повторение и обобщение пройденного материала.

Гласный звук[а], буквы А, а.

Гласный звук [о], буквы О, о.

Гласный звук [и], буквы И, и.

Гласный звук [ы], буква ы.

Гласный звук [у], буквы У, у.

Букварный период (53 ч)

Согласные звуки [н], [н’], буквы Н, н.

Согласные звуки [с], [с’], буквы С, с.

Согласные звуки [к], [к’], буквы К, к.

Согласные звуки [т], [т], буквы Т, т.

Закрепление по теме: «Согласные звуки [т], [т], буквы Т, т»

Согласные звуки [л], [л], буквы Л, л.

Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р.

Согласные звуки [в], [в’], буквы В, в.

Гласные буквы Е, е.

Согласные звуки [п], [п’], буквы П, п.

Согласные звуки [м], [м’], буквы М, м.

Закрепление по теме: «Согласные звуки [м], [м’], буквы М, м»

Согласные звуки [з], [з’], буквы З, з.

Согласные звуки [з], [з’], буквы З, з.

Сопоставление слогов и слов с буквами з и с.

Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б.

Закрепление по теме: «Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б»

Сопоставление слогов и слов с буквами б и п.

Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д.

Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д.

Сопоставление слогов и слов с буквами д и т.

Гласные буквы Я, я.

Закрепление по теме: «Гласные буквы Я, я»

Обобщение по теме: «Гласные буквы Я, я»

Согласные звуки [г], [г’], буквы Г, г.

Согласные звуки [г], [г’], буквы Г, г.

Сопоставление слогов и слов с буквами г и к.

Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч, ч.

Закрепление по теме: «Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч, ч»

Буква ь — показатель мягкости предшествующих согласных звуков.

Закрепление по теме: «Буква ь — показатель мягкости предшествующих согласных звуков»

Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш.

Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш.

Сочетание ши.

Твёрдый согласный звук [ж], буквы Ж, ж.

Твёрдый согласный звук [ж], буквы Ж, ж. Сопоставление звуков [ж] и [ш].

Гласные буквы Ё, ё.

Закрепление по теме: «Гласные буквы Ё, ё»

Звук [j’], буквы Й, й.

Согласные звуки

[х], [х’], буквы Х, х.

Закрепление по теме: «Согласные звуки

[х], [х’], буквы Х, х»

Обобщение по теме: «Согласные звуки

[х], [х’], буквы Х, х»

Гласные буквы Ю, ю.

Закрепление по теме: «Гласные буквы Ю, ю»

Твёрдый согласный звук [ц], буквы Ц, ц.

Закрепление по теме: «Твёрдый согласный звук [ц], буквы Ц, ц»

Гласный звук [э], буквы Э, э.

Закрепление по теме: «Гласный звук [э], буквы Э, э»

Мягкий глухой согласный звук [щ’].

Буквы Щ, щ.

Закрепление по теме: «Мягкий глухой согласный звук [щ’].

Буквы Щ, щ»

Согласные звуки [ф], [ф’], буквы Ф, ф.

Мягкий и твёрдый разделительные знаки.

Закрепление по теме: «Мягкий и твёрдый разделительные знаки»

Русский алфавит

Закрепление по теме: «Русский алфавит»

Повторение по теме: «Русский алфавит»

Выразительное чтение  русских народных   сказок.

Послебукварный период (24 ч)

Как хорошо уметь читать

Одна у человека мать -  одна  у него и Родина. М. Матусовский. С чего начинается Родина

Пословицы и поговорки о Родине (литературное чтение на родном языке)

История славянской азбуки.

История первого русского букваря

А. С. Пушкин — гордость нашей Родины

Рассказы Л. Н. Толстого для детей

Произведения К. Д. Ушинского

для детей

Стихи К. И. Чуковского

Закрепление по теме: «Стихи К. И. Чуковского»

Рассказы В. В. Бианки о животных

Стихи С. Я. Маршака

Закрепление по теме: «Стихи С. Маршака»

Рассказы М. М. Пришвина о природе

Закрепление по теме: «Рассказы М. М. Пришвина о природе»

Стихи А. Л. Барто

Стихи С. В. Михалкова

Весёлые стихи Б. В. Заходера

Стихи В. Д. Берестова

Проект: «Живая Азбука»

Наши достижения. Планируемые результаты изучения

Русские народные сказки Выразительное чтение сказок. Пересказ краткий и полный

Рассказы о детях. Выразительное чтение рассказов. Пересказ

Рассказы В. Осеевой

Рассказы о животных

Литературное чтение (36 ч)

Вводный урок (1ч)

Знакомство с учебником по литературному чтению.

Жили-были  буквы (7ч.)

Знакомство с названием раздела. Стихотворение В. Данько

Литературная сказка И. Токмаковой

Стихотворение С. Чёрного. Литературная сказка Ф. Кривина.

Стихотворение Г.Сапгира

Стихотворения М.Бородицкой, И.Гамазковой, Е.Григорьевой.

Стихотворение С. Маршака.

Проекты «Создаём город букв», «Буквы — герои сказок».

Сказки, загадки, небылицы (7 ч.)

Знакомство с названием раздела. Сказки авторские и народные. «Курочка Ряба». «Теремок».

Русская народная сказка «Рукавичка».

Загадки. Песенки. Потешки. Небылицы.

Английские народные песенки.

Сказки А. С. Пушкина

Русская народная сказка «Петух и собака».

Произведения К. Ушинского и Л. Толстого. Оценка планируемых достижений.

Апрель, апрель. Звенит капель! (3ч.)

Знакомство с названием раздела. Лирические стихотворения А. Майкова, А. Плещеева.

Лирические стихотворения  А.Майкова,  Т. Белозёрова. Лирическое стихотворение  С. Маршака

Литературная загадка. И. Токмакова,  Е. Трутнева.

Проект «Составляем сборник загадок».

И в шутку и всерьез (6ч.)

Знакомство с названием раздела. Весёлые стихи для детей И. Токмаковой

Юмористический рассказ для детей Я. Тайц. Стихотворение  для детей Г. Кружкова

Юмористический рассказ для детей Н.Артюховой. Стихи К. Чуковского, О. Дриза, О. Григорьева, И. Токмаковой

Весёлые стихи для детей К. Чуковского

Рассказ для детей М. Пляцковского

Весёлый стих Т. Собакина. Оценка достижений

Я и мои друзья (6ч.)

Знакомство с названием раздела. Рассказы о детях Ю. Ермолаев. Стихотворение Е. Благининой

Стихотворения В. Орлова, С. Михалкова, Р. Сефа

Стихотворения В. Берестова, И. Пивоваровой, Я. Акима.

Проект: «Наш класс — дружная семья». Создание летописи класса

Рассказ о детях М. Пляцковского

Стихотворение Ю. Энтина. Оценка достижений.

О братьях наших меньших (6 ч)

Знакомство с названием раздела. Рассказ Н. Сладкова.

Стихотворения о животных С. Михалкова, Р. Сефа

Рассказ В. Осеевой

Стихотворения о животных И. Токмаковой.

Итоговая комплексная работа

Сказки-несказки Д. Хармса, Н. Сладкова. Оценка достижений


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению. 3 класс. Программа Л.В.Занкова.

Рабочая программа содержит:пояснительную запискусодержание программытребования к уровню подготовки к концу третьего классакалендарно-тематическое планированиекритерии и нормы оценок...

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс.Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»

Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различн...

рабочая программа по литературному чтению, 4 класс, программа "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа + развернутое тематичекое планирование...

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс по программе Н.Ф.Виноградовой

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями инструктивно-методического письма....

рабочая программа по литературному чтению 3 класс, рабочая программа по физической культуре 3 класс

рабочая программа по литературному чтению 3 классрабочая программа по физической культуре 3 класс...

Рабочая программа по литературному чтению 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по литературному чтению 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...