Упражнения по чтению
учебно-методический материал по чтению (1, 2 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.12 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ СИЛЫ ГОЛОСА
Гудок паровоза.
Изобразим голосом гудок паровоза: «Ту-ту-ту-ту». Сначала произносим очень тихо, как будто паровоз еще очень далеко, потом громче, еще громче, очень громко, а затем голос слабеет, как будто паровоз удаляется.
Аукание.
Представьте, что вы заблудились в лесу. Вы стоите и кри-чите: «Ау - ау!». Произносить звуки надо сначала тихо, потом громче, затем еще громче.
Покричим?
Как часто мы слышим: «Не кричи, говори потише!» А ино-гда так хочется покричать, например:
Дождик, дождик, пуще, Дам тебе гущи, Выйду на Крылечко, Дам огуречка!
Вьюга.
Изобразим зимнюю вьюгу, воющую в ненастный вечер. По сигналу «Вьюга начинается» ребенок тихо произносит: «У—у—у». По сигналу «Сильная вьюга» - говорит громко
«У-у-у». По сигналу «Вьюга кончается» произносит тише и смолкает по сигналу «Вьюга кончилась».
Дни недели.
Назовем дни недели с постепенным усилением и последую-щим ослаблением силы голоса:
понедельник, вторник - беззвучная артикуляция; среда, четверг - шепот; пятница, суббота - голосом средней силы; воскресенье - громко;
суббота, пятница - голосом средней силы; четверг, среда - шепот; вторник, понедельник - беззвучная артикуляция.
ИГРЫ-УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ РЕЧЕВОГО ТЕМПА И НА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЧУВСТВА РИТМА
Карусели.
Учащиеся, держась одной рукой за шнур, начинают движе-ние по кругу в соответствии с текстом стихотворения:
Еле, еле, еле, еле (в медленном темпе)
Завертелись карусели (в умеренном темпе), А потом кругом, кругом (в быстром темпе), Все бегом, бегом, бегом
(бег).
Курочка и цыплята.
Учащиеся сидят на стульях полукругом. Слушая отрывок скороговорки, произносимой педагогом в медленном темпе, кистью одной руки, собранной в щепоть, медленно дотрагива-ются до раскрытой ладони другой руки - «курочка клюет зер-нышки»; при слушании отрывка в быстром темпе совершают те же движения быстро - «цыплята клюют зернышки».
Вышла курочка гулять, Свежей травки пощипать, (медленный темп)
А за ней ребята - Желтые цыплята (быстрый темп).
Барабанщик.
Педагог произносит текст стихотворения, произвольно ме-няя темп (от быстрого к медленному и наоборот), дети на своих «барабанчиках» отстукивают ладонями заданный темп. После одного-двух повторений педагог предлагает каждому ребенку коврик из другого материала.
Левой, правой! Левой, правой!
На парад идет отряд. На парад идет отряд. Барабанщик очень рад: Барабанит, барабанит Полтора часа подряд. Левой, правой!
Левой, правой! Барабан уже дырявый.
Осенние листочки.
Учащиеся, сидящим за столом , предлагается выложить пе-ред собой кружки-символы в той последовательности, в какой педагог меняет темп речи, читая стихотворение.
Листопад, листопад, Листья желтые летят. Желтый клен, желтый бук, Желтый в небе солнца круг. Желтый двор, желтый дом. Вся земля желта кругом. Желтизна, желтизна, Значит, осень - не весна.
Игра повторяется несколько раз. При повторном чтении темп произнесения каждой строчки меняется.
Произнесите данные скороговорки в разном темпе:
сначала медленно, потом быстрее и очень быстро. При их про-говаривании обращайте особое внимание на правильное и чет-кое произнесение звуков.
Усядемся на пригорке Да расскажем скороговорки.
Всех скороговорок не перескороговоришь, Не перевыскороговоришь.
Тридцать три вагона в ряд Тараторят, тарахтят. Усядемся на пригорке Да расскажем скороговорки. Тридцать три вагона в ряд Тараторят, тарахтят.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА ВЫДЕЛЕНИЕ ПАУЗ
Бубен.
- каждого ребёнка маленький бубен. Читаем стих, сопрово-ждая его ударами о бубен, на паузы – поднять бубен вверх. Бубен весело звенит: “Дили – дили – дон! Дили – дили – дон!” Ребятишек веселит: “Дили – дили – дон! Дили – дили – дон!” Бубен, спой ещё разок: “Дили – дили – дон! Дили – дили – дон!” Твой чудесен голосок: “Дили – дили – дон! Дили – дили – дон!”
в чем разница?
Прочитайте предложения парами. Докажите, что в зависи-мости от места паузы изменяется смысл высказывания. Паузы обозначены вертикальной чертой.
Как обрадовали | его успехи | друга! Как обрадовали его | успехи друга!
После ухода учителя | в класс принесли журнал. После ухода учителя в класс | принесли журнал.
- нас | с братом беда.
- нас с братом | беда.
Кто правильнее?
Часто паузы ставятся там, где в письменном тексте есть знаки препинания – точка, запятая, тире, двоеточие, точка с запятой. Про-читайте следующие пары предложений, правильно делая паузы.
Что, болит? - Что болит?
Ну что, споем? – Ну, что споем?
Как вы закончили? – Как, вы закончили? Дайте мне другую, новую книгу.
Дайте мне другую новую книгу.
- не видел брата, товарища и его сестру.
- не видел брата товарища и его сестру.
Кто быстрее?
Определите варианты прочтения следующих фраз. Что по-могает различить разный смысл этих предложений при одина-ковом их написании?
Поездку отложить нельзя выезжать. Детей отправьте вечером встретим. На утес одинокий орел садится.
Рассеянный наборщик.
Прочитайте стихотворение Бориса Заходера, который набрал в типографии один рассеянный наборщик. Что тут напутано? Как исправить стихотворение в соответствии с законами логи-ки и здравого смысла? Правильно расставьте паузы и запятые.
Где поставить запятую. Очень-очень Странный вид:
Речка за окном Горит, Чей-то дом
Хвостом виляет, Песик из ружья стреляет, Мальчик чуть не слопал Мышку, Кот в очках
Читает книжку, Старый дед Влетел в окно, Воробей Схватил зерно Да как крикнет, Улетая:
Вот что значит запята! Б.Заходер
Устраните путаницу.
Надо устранить смысловую нелепость, правильно рас-ставив знаки препинания и обозначив в тексте паузы верти-кальной линией. Затем необходимо прочитать получившийся текст, обращая особое внимание на паузы.
В реке там рыба на бугре мычит корова в конуре собака лает на заборе поет синичка в коридоре играют дети на стене висит картина на окне узоры инея в печурке
горят дрова в руках девчурки нарядная там кукла в клетке ручной щегол поет салфетки там на столе лежат коньки к зиме готовят там очки лежат для бабушки тетрадки всегда содержатся в порядке. Г.Граник
Что написал почтальон Печкин?
Вот такое письмо прислал родителям дяди Федора почта-льон Печкин из книги Эдуарда Успенского «Дядя Федор, пес и кот». Прочитайте письмо, делая в нужных местах паузы, обозначив их вертикальной чертой.
УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ
Анализируем ситуацию.
А) Представьте ситуацию: мама просит сына заняться уроками.
- Саша, иди делать уроки! Молчание в ответ.
- Саша!..
- Да иду, иду.
- Ты как со мной разговариваешь?
Как вы думаете, почему обиделась мама? Представьте, как должен был ответить Саша маме?
Б) Произнесите фразы с определённой целевой установкой словесного действия.
«Миша умеет танцевать»
- удивите;
- огорчите;
- иронизируйте;
- восхитите;
- разгневайте;
Определи тон.
Учитель произносит следующие фразы разным тоном.
Дети должны определить характер тона, то есть, с каким чувством была произнесена фраза.
Мы завтра идем в поход.
В нашей школе сегодня будет концерт. Завтра обещают дождь.
Радостно,
грустно,
равнодушно,
удивленно,
с досадой и огорчением. Произнеси по-разному.
1) Произнеси междометие «О» с разной интонацией. Удивленно, радостно,
О! недовольно, испуганно.
2) Попробуйте произнести маленькое слово «Да» девятью разными способами.
Восторженно, нежно, категорическим тоном, вопросительно,
Да! задумчиво, скорбно, дерзко, иронически, с сожалением.
3)Произнесите данные слова и фразы, выражая голосом разные чувства и настроения. Пусть ваши слушатели попробу-ют определить эти чувства.
«Открой дверь!» - гневно, грустно, весело, высокомерно, раздраженно.
«Молодец!» - восхищенно, удивленно, насмешливо, угрожа-юще
4)Прочитайте стихотворение так, чтобы стало понятно, как относится к футболу мальчик, его тетя, мама, сестра.
Футбол Сказала тетя:
- Фи, футбол! с пренебрежением Сказала мама
- фу, футбол! с отвращением Сестра сказала:
- Ну, футбол! разочарованно А я ответил:
- Во, футбол! восторженно Г.Сапгир
5)Хоровое произнесение текста с указаниями учителя. На-
пример:
Тихо, словно бы во сне, /вполголоса/ Закружился в тишине.
Первый снег и зашептал: /тихо/ - Как давно я не летал! /шепотом/ (В. Ланцетти)
6)Любую скороговорку можно прочитать разным тоном. От чего зависит его выбор?
От топота копыт Пыль по полю летит.
а) радостно, восторженно («Как красиво мчатся кони!»); б) раздраженно, недовольно («Фу, как напылили!»); Проворонила ворона вороненка.
а) с сожалением («Жалко вороненка»); б) с осуждением («Вот растяпа эта ворона!»);
в) с удивлением («Не может быть!»).
Чтение по ролям, инсценирование.
А Береснев. Тыква.
- Почему, скажи мне, тыква, Все лежишь?
- А я привыкла.
- Почему не ходишь в гости, А грустишь весь день в траве?
- Я привязана за хвостик Крепко-накрепко к ботве! Подготовительная работа.
- Прочтите стихотворение сами. Чей это диалог? Какова ты-ква по характеру? (Ленивая, медлительная, скучающая.) Как это передать при чтении? (Читать ее фразы медленно, разме-ренно, негромко. А последнюю реплику – с обидой, как бы жа-луясь.) А что можно сказать о втором персонаже? (Он любо-пытен, добр, внимателен.) Действительно, поэтому его вторую реплику нужно прочесть с сочувствием.
УПРАЖНЕНИЯ В ПОСТАНОВКЕ ЛОГИЧЕСКОГО УДАРЕНИЯ
игра «Построение»
Дети встают в шеренгу. Педагог, обращаясь к каждому ре-бёнку по имени, просит назвать того, кто стоит справа (слева) от него. Принимаются только полные ответы, в которых логи-ческим ударением выделены имена детей.
Возьмем фразу из букваря.
«Мама мыла Машу».
Произнести его можно с логическим ударением (т.е. выде-ляя при произношении) на любом слове.
МАМА мыла Машу. (Мыла именно мама, а не кто-то другой).
Мама МЫЛА Машу. (Мама именно мыла, не купала, не била, не ругала, а мыла).
Мама мыла МАШУ. (А не Колю, не Васю).
Возьми меня с собой!
Выделите голосом сначала первое слово, затем – второе, по-том – третье. Как меняется смысл предложения?
Говорение в образе.
«У ужа – ужата, а у ежа – ежата». Вы – ручеек, несет радостную весть. Вы – столетний дуб, которого трудно чем-либо удивить.
Кто в каком домике живёт?
Ответьте на вопросы: «Где живёт белка?», «Кто живёт в боло-те?», «Чей домик – гнездо?». Следите за тем, чтобы при ответах дети голосом выделяли слово – носитель логического ударения.
Список используемой литературы:
1.Лазаренко О.И. Диагностика и коррекция выразительно-сти речи у детей.
2.Горбушина Л.А. Выразительное чтение и рассказывание. М.,1975
3 .Евдокимова Л.А., Гаврилова Л.А. Стимулирующее влия-ние движений пальцев рук на развитие речи. Курск, 1998.
4.Зикеев, А.Г. Развитие речи учащихся специальных (кор-рекционных) образовательных учреждений [Текст] / А.Г. Зике-ев. - М.: Издательский центр «Академия», 2000
5.Р.И. Нарушения речи и система их коррекции у умственно отсталых школьников [Текст] / Р.И. Лалаева. - Л., 1988
6.Петрова, В.Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы [Текст] /В.Г. Петрова. - М.: Педагогика, 1977
7.Сорокина, Н.К. Особенность навыков чтения у детей-оли-гофренов [Текст] // Вопросы олигофренопедагогики. - 1977. - №3.
8.Астафьева, О. Детская литература: выразительное чтение /О.Астафьева, А. Денисова. М.: Академия, 2007. 272 с.
9.Буяльский, Б. А. Искусство выразительного чтения: книга для учителя./ Б.А.Буяльский. М.: Юнити-Дана, 2006. 245 с.
10.Задман, И. Н. Развитие речи и психолого-педагогичекая коррекция младших школьников/ И. Н. Зайдман // Начальная школа. 2003. №6. С. 5-14.
11.Найденов, Б. С. Методика выразительного чтения / Б.С. Найденов, Л.Ю. Коренюк. М.: Просвещение, 2007. 176 с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/16/picture-40197-1665896132.jpg)
Упражнения в чтении. Чтение слов, предложений с изученными буквами. Работа с текстом.
Цели:– формируем умение различать гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные, согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие;– формируем умение работать с предложением: выделять слова,...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/23/picture-537247-1416750175.jpg)
Конспект урока обучения грамоте по теме "Упражнения в чтении и письме. Чтение и написание слов, предложений с изученными буквами. Работа с текстом" Образовательная система "Школа 2100"
Конспект урока составлен на 2 часа (чтение и письмо). К конспекту прилагается презентация....
![](/sites/default/files/pictures/2018/08/17/picture-1049868-1534484696.jpg)
Урок чтения " Упражнение в чтении и анализе текста."
Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммун...
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/23/picture-50830.jpg)
Конспект урока по обучению грамоте (чтение) «Упражнение в чтении слов с буквами Х и Ц. Словообразование» для учащихся 1 класса.
Конспект урока по обучению грамоте (чтение) «Упражнение в чтении слов с буквами Х и Ц. Словообразование» для учащихся 1 класса....
Урок английского языка 2 класс "Чтение буквосочетаний. Упражнения на чтение." УМК "Rainbow English"
Развитие навыков произношения английских звуков, слов, небольших отрезков речи.Развитие навыков чтения с общим и детальным пониманием информации.Совершенствование лексико-грамматических навыков говоре...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/17/picture-408137-1429250677.jpg)
Тренировочные упражнения на чтения О,А, Е. Четвёртый тип чтения
Тренировочные упражнения на чтения О,А, Е. Четвёртый тип чтения...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/17/picture-408137-1429250677.jpg)
Тренировочные упражнения на чтение букв U,I,Y. Четвёртый тип чтения.
Тренировочные упражнения на чтение букв U,I,Y. Четвёртый тип чтения....