Конспект урока по обучению грамоте (чтение) «Упражнение в чтении слов с буквами Х и Ц. Словообразование» для учащихся 1 класса.
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Селина Елена Владимировна

Конспект урока по обучению грамоте (чтение) «Упражнение в чтении слов с буквами Х и Ц. Словообразование» для учащихся 1 класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Селина Елена Владимировна, МБОУ «Верхнекужебарская СОШ им. В. П. Астафьева», учитель начальных классов.

Конспект урока по обучению грамоте (чтение)

 «Упражнение в чтении слов с буквами Х и Ц. Словообразование»

для учащихся 1 класса.

Учебник: Азбука: Учебник по изучению грамоте для 1 класса. – 11-е изд., испр. – Самара Издательство  «Учебная литература» : -  Издательский дом «Фёдоров», 2011. -  112 с. : ил.

Нечаева Н. В., Белорусец К. С.

Цель: 

Формировать УУД:

личностные:

  • сохранять мотивацию к учебе,
  • проявлять интерес к новому учебному материалу (устного народного творчества, сформулировать понятие “фольклор”);
  • развивать речь, интонационное произношение, артистизм, способность к самооценке;

регулятивные: 

  • принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
  • адекватно воспринимать оценку учителя, оценивать свои действия, вносить коррективы в действия, выполнять учебные действия в материале, в речи, в уме;

познавательные:

  • осуществлять поиск нужной информации, высказываться в устной форме;
  • владеть основами смыслового чтения текста, анализировать объекты;
  • выделять главное, осуществлять синтез, проводить сравнение;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения об объекте, обобщать.

коммуникативные:

  • допускать существование различных точек зрения;
  • учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях, задавать вопросы по существу;
  • использовать речь для регуляции своего действия, владеть монологической и диалогической формой речи.

Ожидаемые результаты: учащиеся определяют критерии для обобщения народного фольклора, демонстрируют жанры народного фольклора.

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Эмоциональный подход:

Все сумели мы собраться,
За работу дружно взяться.
Будем думать рассуждать,
Можем мы урок начать.

Актуализация знаний:

- Ребята, откройте учебник стр. 92

. прочитайте первое задание

Прочитай. Что это: пословицы, загадки, считалки, заклички?

Как вы поняли задание?

Необходимо прочитать и определить что это: пословицы, загадки, считалки, или заклички.

Прочитайте первый текст по строчке. Все следят за тем кто читает.

Загадаю загадку, закину за грядку, загадка в год пойдёт, калачом взойдёт.

Как вы думаете что это?

Загадка

Что обозначает загадка?

 один предмет изображается посредством другого, имеющего с ним какое-нибудь сходство.

Прочитайте второй текст по строчке. Все следят за тем кто читает.

Дождик, дождик, пуще –

Дай хлеба гуще!

Дождичек, роси, роси,

Хлебушек, расти, расти!

Как вы думаете что это?

Закличка

Как вы понимаете что обозначает слово «закличка»?

Где мы можем узнать грамотное объяснения этого слова?

В Интернете, в словаре.

Правильно. Есть много различных словарей. Чтобы найти значение  необходимого нам слова, в словаре все слова распределены по алфавиту.

Слово «закличка» означает …

Найдём в словаре Ожегова значение этого слова.

Заклички представляют собой обращение к чему либо.

Авторы учебника предлагают нам ещё одно задание, которое необходимо выполнить с этими текстами. Прочитайте его.

Найди рифмующиеся слова. Раздели их на слоги, поставь ударение.

Как вы поняли задание? Что необходимо выполнить?

Найти рифмующиеся слова. Раздели их на слоги, поставь ударение.

А что это за рифмующиеся слова

Куда опять мы можем обратиться, чтобы узнать о рифмующихся словах?

В Интернете, в словаре.

Найдите слова, которые рифмуются

Загадку – грядку, пойдёт – взойдёт,

пуще – гущу, роси – расти.

Разделите на слоги и поставьте ударение

Ребята, а кто нашёл пословицу в тексте о хлебе (в тексте домашнего задания стр. 91)

Кто поохал не ленился, у того и хлеб уродился.

Как вы думаете, кто всё это сочинил?

Люди.

Устное народное творчество

Как вы понимаете эти три ключевых слова?

- Что значит устное?

- Что значит народное?

- Что такое творчество?

Произведения передавались из уст в уста.

 Это значит, что сочинял не один какой - то человек, а народ.

Создавать, делать, сочинять, придумывать.

Какие жанры устного народного творчества вы знаете?

 колыбельные песни,
* потешки, небылицы;
*загадки,
*пословицы
, поговорки
*
считалки
*
скороговорки,
*
частушки, страшилки
*заклички,
прибаутки.

Целеполагание:

Скажите мне, пожалуйста, тогда что мы будем делать на уроке?

Кто догадался, с какими жанрами устного народного творчества мы будем работать сегодня на уроке? (поговорки, считалки, скороговорки).

- А вы знаете, почему их так называют? (Мнения учащихся)

- А вы знаете, что означают эти жанры? Хотите узнать?

- Каким другим, словом называют устного народного творчества?

- Что же вы должны узнать сегодня на уроке?

Узнать, каким словом называют устное народное творчество; что означают,  и какими бывают загадки, поговорки, заклички, скороговорки.

Физкультминутка

  1. Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки нагнули, кисти встряхнули,

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем,

Крылья сложили назад.

А теперь давайте прочитаем следующий текст, который сочинил поэт Эдуард Успенский «Путаница».

Дети следят за читающими ребятами стихотворение «Путаница»

Ребята, что перепутал автор?

Ну а кактус в это время мыл старушку на окне.

Молодцы! Все так считают?

Да

А в какой форме написан этот текст?

В стихотворной.

Правильно.

Ребята, найдите в этом тексте слова, в которых есть буквы, которые мы вчера изучили (Х и Ц)

Хвалю, ехал.

А вот следующие путаницы сочинили твои ровесники-первоклассники Аня Смоленцева и Серёжа Зубарев.

Как вы думаете кто такие ровесники?

Ребята такого же возраста.

Проблематизация:

Давайте прочитаем эти путаницы по строчке

Все следим за читающим учащимся.

Как вы думаете, бывает так в жизни?

Нет

Почему?

Журавлик не кричит «Ку-ка-ре-ку», а лисица не летает, а бегает по полям.

Книжки не бегают

Правильно.

Внизу на странице автор учебника нам ставит вопрос. Давайте его прочитаем.

Сколько животных упомянуто в текстах на этой странице?

Задание понятно.

Что необходимо выполнить?

Посчитать животных, о которых говорится в текстах

Считаем

Лошадь, собачка, журавль, лиса, мышка.

Найдите в путаницах ваших ровесников буквы, обозначающие всегда твёрдый знак.

Журавлик, бежала, мышка, книжка

И с этим вы заданием справились. Молодцы!

А теперь, ребята, предлагаю вам поработать над следующим заданием

Прочитайте мне его, пожалуйста, в учебнике на стр. 93.

Сравни рифмующие слова. Соответствует ли стихотворение своему названию по содержанию и звучанию?

Как вы поняли, что необходимо сделать в этом задании?

Найти и сравнить рифмующие слова. Определить соответствует ли стихотворение своему названию по содержанию и звучанию?

Читаем скороговорку. Все следят за читающим учащимся.

Найдите рифмующие слова

Водица – глядится, напьётся - поётся

Сравниваем

Решение учебной задачи:

А теперь я вам предлагаю следующее задание. Определите, когда мы так говорим?

прочитаем

Орлиный взгляд.

Надулся как индюк.

Идти гуськом.

Нахохлился как воробей.

  1. ФИЗМИНУТКА:
    Спал цветок и вдруг проснулся –

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, потянулся,

Взвился вверх и полетел.

Солнце утром лишь проснётся,

Бабочка кружит и вьётся.

проверить умение применять новое учебное содержание в типовых ситуациях; организовать рефлексию усвоения (ситуация успешности).

-а теперь я вам предлагаю самостоятельно поработать, дописать слова имеющие корень «ход»

Дети дописывают

Вход, поход, подход, переход.

выявить границы применимости нового знания, повторить учебное содержание.

Наше путешествие подходит к концу.

Каким словом называют устно народное творчество?

Это слово – фольклор.

А теперь посмотрим значение этого слова в словаре. Фольклор – в  переводе с английского обозначает folk – народ, Lore – мудрость. Фольклор – народная мудрость


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по обучению грамоте с использованием инновационных технологий "Письмо заглавной буквы «В»" .

Данные уроки учитель может использовать полностью или частично, творчески реализуя в собственной педагогической практике с учетом индивидуальных особенностей и уровня подготовки учеников....

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА русского языка по теме : «Упражнение в написании слов с буквами и, у, а после шипящих»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА по русскому языкуТема урока:  «Упражнение в написании слов с буквами и, у, а после шипящих»...

Конспект урока по обучению грамоте на тему «Согласные звуки [ р] [р’]. Буква Р»

Конспект урока по обучению грамоте на тему «Согласные звуки [ р] [р’]. Буква Р»...

Конспект урока по обучению грамоте на тему: «Согласные звуки [д], [д`], буква д». 1класс

Планируемые результаты:Познавательные УУД: формировать умение:- извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов,- представлять информацию в виде схемы,- выявлять сущность, особенности объектов,...

Конспект урока по обучению грамоте на тему Звуки [л] и [л’], буква Лл

Конспект урока по обучению грамоте на тему Звуки [л] и [л’], буква Лл...