В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип»
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Кудухова Марина Арменовна

создание условий для формирования знаний о творчестве В. П. Астафьева и умений анализировать поступки и характер героев рассказа «Стрижонок Скрип »;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx35.94 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет: литературное чтение

Класс: 4 «А»

Автор УМК: «Школа России» Климанова Л.Ф., Горецкий В. Г.

Тема урока: В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип»

Тип урока: открытие нового знания

Цель урока: создание условий для формирования знаний о творчестве В. П. Астафьева и умений анализировать поступки и характер героев рассказа «Стрижонок Скрип »;

Задачи урока:

Дидактическая: расширить знания детей о творчестве В. П. Астафьева, раскрыть смысл рассказа «Стрижонок Скрип»;

Развивающая: развивать умение мыслить, предполагать, рассуждать, анализировать, делать выводы в процессе работы над художественным текстом, используя приемы технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения в начальной школе.

Воспитательная: воспитывать любовь и интерес к природе.

Планируемые результаты изучения темы

Предметные

Метапредметные

Личностные

Ученик познакомится:  с  произведением В.П.Астафьева  «Стрижонок  Скрип».

Научатся:  анализировать  поступки  героев, давать характеристику;  вести  внутренний  и внешний диалог  как  необходимое и  достаточное  условие  развития  творческих  способностей  детей, задавать  вопросы:  креативные, когнитивные, экстенсивные, доказывать свою точку зрения.

Ученик научится:

Регулятивные: – организация учащимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование; контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности.

Познавательные– умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос на основе жизненного опыта  приводить примеры, аргументы, факты  для формирования целостной картины мира.

Коммуникативные – умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение работать в паре, оказывать взаимопомощь.

Ученик получит возможность  осознавать  эстетическую  ценность  произведения,  проявляющуюся  в  оригинальности  авторского  мировоззрения;  осознавать, что благодаря  использованию  изобразительно-выразительных  средств  автор  проявляет  собственные  чувства и  отношение  к  героям  своих  произведений.

Ресурсы

Учебно-методическое сопровождение

Дидактические материалы

ИКТ, ЦОР

УМК: «Школа России» Климанова Л.Ф., Горецкий В. Г.

портрет В. П. Астафьева, таблицы, учебник,  выставка  книг В.П.Астафьева,  картинки с изображением  птиц.

Мультимедийная презентация

Межпредметные связи

Окружающий мир

Организация пространства

Традиционная

Этапы урока

Название этапа

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Планируемые результаты

Предметные

УУД

1.Мотивационный

Приветствие учащихся.

Прозвенел звонок  веселый.

Мы начать  урок  готовы!

Будем  слушать,  рассуждать

И друг другу  помогать.

 

Приветствие учителя

Готовятся к уроку, настраиваются на работу

 

Л: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

2. Эмоциональное  введение  в тему.

Слайд 1. (пение птиц и звуки природы).

3.Этап актуализации знаний по предложенной теме.

А) Прием  ассоциаций.

Б) Игра «Найди  пару».  (слайд 2)

В) Узнай  по  описанию.

4. Подготовка к восприятию нового  материала.

5. Объявление темы.

6. Стадия  осмысления.

Беседа об  авторе.

(слайд 3)

7. Речевая разминка перед  чтением. (слайд 4)

 

8. Разработка проекта, плана по выходу из создавшегося затруднения

 

            - Удивительную  зеленую страну населяют удивительные  жители:  одни  из них  перьях,  другие -  в шерсти,  а третьи – в чешуе.  Встречи  там неожиданные,  знакомства  негаданные,  голоса звучат неслыханные,  а  уж  загадки -  на  каждом шагу.  У  нас  есть  все, чтобы совершить путешествие  в эту страну:  ноги,  чтобы идти,  уши – чтобы слышать;  глаза, чтобы видеть и сердце,  чтобы любить.

- «Где  же эта  страна?» -  спросите  вы.

-  Она не за морями, не за лесами, не за  горами,  она вокруг нас.

- Ребята,  а что эта за страна?  (природа)

- Путешествуя  сегодня по этой  удивительной  стране  «Природа  и  мы», мы  узнаем  еще  одну  интересную и познавательную  историю.  И я уверена,  что она вас впечатлит.

-Какие  ассоциации  у  вас  возникают,  когда  вы  слышите  слово  «природа»?  (отдых  и  уют,  красота природы,  источник  тепла  и  света).

В  разделе  «Природа  и  мы»  нами  уже  изучено  несколько  произведений.  Предлагаю  вам  соединить  название  произведения  и  автора.

Д.Н.Мамин-Сибиряк                                       «Выскочка»

А.И.Куприн                                                      «Кабан»

Е.И.Чарушин                                                    «Приемыш»

М.М.Пришвин                                               «Барбос и Жулька»

  1. Он  серого  цвета.  Баловства  не любит.  Чуть  где-нибудь  непорядок – суета  или  драка -  он, не  торопясь, пришагает  и  ткнет кого надо  клювом.  Начальник  птица! ( серый  журавль  из  рассказа  Е.И.Чарушина – «Кабан»)
  2. Она  была  маленькая, тонконогая,  с гладкой  черной шерстью и желтыми подпалинами над  бровями и на груди. (Жулька. Рассказ А.И.Куприна «Барбос  и Жулька»).
  3. Он, как человек, тосковал.  Выйдет  на  берег,  встанет на  одну  ногу  и начнет  кричать.  Да  ведь  так жалобно  кричит… (Лебедь  из  рассказа  «Приемыш»  Д.Н.Мамина-Сибиряка)
  4. Веселая она  была,  всем  нравилась:  ушки,  как рожки,  хвостик  колечком, зубки  беленькие,  как  чеснок. (Собака Вьюшка из  рассказа  «Выскочка» М.М.Пришвина.

- Тема  нашего  урока  зашифрована  в  загадке.

Угадайте,  что  за  птичка –

Темненькая  невеличка,

Беленькая  с  живота,

Хвост  раздвинут в два хвоста.

Всех  быстрей  она  летает,

Мошек  на  лету хватает.

Если  к нам  летит она,

Значит,  началась  весна.

-Сегодня  мы  узнаем о ласточках-береговушках.

-Как называют таких ласточек?

- Тема  нашего урока -  рассказ Виктора Петровича Астафьева «Стрижонок  Скрип».

- Сегодня мы  продолжим знакомство с творчеством В.П. Астафьева.

       Виктор Петрович  Астафьев  писал  о природе  и для детей,  и для взрослых.  Ему хотелось внушить людям, что все, что нас окружает – от зеленой травинки, маленькой беззащитной пташки до воздуха,  дающего нам дышать; до солнца, согревающего нас – все это есть часть нашей жизни, то есть частичка нас самих,  потому что человек тоже есть создание  природы и должен относиться к земле, как родное дитя, заботиться о ней, чувствовать ее.

Над деревнею кружа,

Веселились два стрижа.

То носились друг за другом,

То зигзагом, а то кругом.

- Посмотрите на фото птиц, вы узнали героя нашего рассказа? Почему?

- В загадке говорится о стриже, а на фото его нет.

Приём «Незаконченные предложения».

- Сформулируйте задачи  урока, продолжив предложения

Познакомиться с

Учиться анализировать

Определить,  чему учит

 

 

 

 

 

 

Ученики  настраиваются на  положительный  лад.

Ученики  высказывают  свое  мнение.\

 

 

Ученики  соединяют  автора с  названием произведения.

Дети  зачитывают по  карточкам  отрывки  из  произведений.

Васютка «Васюткино озеро»  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ласточка

Стрижи

Читают шепотом;  грустно;  весело; торжественно.

Осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев

Р: организация учащимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование; контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности.

П: умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос на основе жизненного опыта  приводить примеры, аргументы, факты  для формирования целостной картины мира.

К:умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение работать в паре, оказывать взаимопомощь.

П:  Уметь  находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, уметь логически мыслить;

К:Уметь  высказывать свою точку зрения, формулировать   собственное  мнение

9. Реализация выбранного плана по разрешению затруднения.

Осмысление Приём «Сюжетная таблица»

Работа с учебником (с. 100 – 109)  и сюжетной таблицей (работа в парах).

Текст  начинает читать учитель, потом по абзацам читают ученики и заполняют таблицу.

Ф. И

 

Кто?

Что сделал?

Когда?

Где?

Почему?

Стрижата

вылупились

ночью

в норке

пора

Мама-

стрижиха

кормила стрижат

в течение дня

в  норке

просили есть

Папа

утонул

до их рождения

в реке

подбили из рогатки

Сокол

унёс в когтях

стрижиху

 

во время битвы

в небе

 над рекой

хищник

Белое брюшко

согревал стрижат

ночью

в норке

могли замёрзнуть и умереть

Стрижи

кормили

в течение  дня

в норке

не было мамы

Белое брюшко

учил летать

когда Скрип подрос

над рекой

должен становиться самостоятельным

Скрип

строил норку

когда научился летать

в яре

нужна своя норка

Мальчишки

вытащили Скрипа из норки

во время рыбалки

в яре

захотели посмотреть

Скрип

присоединился к стае

в конце августа

в небе

пора улетать на юг

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чтения текста, заполнение таблицы

Стрижата вылупились ночью в норке пора

Осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев

П: умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос на основе жизненного опыта  приводить примеры, аргументы, факты  для формирования целостной картины мира.

К:умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение работать в паре, оказывать взаимопомощь.

П:  Уметь  находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, уметь логически мыслить;

К:Уметь  высказывать свою точку зрения, формулировать   собственное  мнение

10. Физминутка-релаксация.

11. Первичное закрепление нового знания.

Работа в группах по карточкам.

 

-

- Положите голову на стол и закройте глаза. Представьте свою маму,  вспомните  ее голос. Прислушайтесь! Мамин  голос живет  в  каждом из нас, такой знакомый и до боли родной. Его не спутаешь ни с кем. Даже когда вы станете взрослыми, всегда будете помнить мамин голос, мамины глаза, чувствовать ее теплые руки. Берегите  своих мам, не огорчайте их, говорите им почаще о своей любви. Дорожите ими!

Группа 1.

- Какие качества  проявили стрижи к Скрипу и его братьям и сестрам? Подчеркни.

Терпение, хитрость, сострадание, забота, бессердечие, милосердие, доброта, равнодушие, сочувствие.

- Кем стали для Скрипа стрижи?

Группа 2.

- Зачем писатель вставил эпизод с мальчишками?

- Почему Скрип оказался в руках ребят?

- Какой вывод сделал для себя Скрип?

- Почему Скрип не погиб от голода и других опасностей? Какие черты характера ему помогли выжить?

Группа 3.

- Является ли Скрип эгоистом? Докажите или опровергните это высказывание.

- Расскажите, что вы знаете о стрижах?

Подумайте и скажите, Астафьев мог наблюдать в жизни все происходящее или  придумал  данную историю?

- Что  хотел сказать читателям автор своим произведением? Работа с пословицами.

- Какие пословицы подходят к рассказу?

Один за всех, все за одного.

Мир не без добрых людей.

Учись смолоду – пригодится в старости.

Делу – время, потехе – час.

 

 

 

Отвечают на вопросы учителя 

Семьей.

Бывают хорошие люди и плохие.

Ученик читает сообщение о стрижах.

Осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев

П: уметь читать осознанно , анализировать текст, подтверждать свои ответы выдержками из текста.

К: уметь  высказывать свою точку зрения, слушать мнение других, уметь  оформлять свою мысль в устной речи;

 

Рефлексия

 

- Вернемся к сюжетной таблице.  Если вы внимательно посмотрите на таблицу, то увидите продукт своего труда.  На что похожа сюжетная таблица?

- План пересказа. Давайте его озвучим. 

-Астафьев назвал свое произведение « Стрижонок Скрип» А есть ли у вас  варианты своего заголовка?

Рефлексия « Синквейн»про одного из героев рассказа

- Чему учит нас это произведение?

- Чему бы мы могли  поучиться у стрижей?

Будем птиц любить, оберегать.

Будем взрослым в этом деле помогать:

Беречь леса, поля и реки,

Чтоб сохранилось все на веки!!!

 

 

 

 

 

 

 

 

Стрижиха

 Строгая, заботливая.

Кормит, воспитывает, защищает.

Стрижатам с ней хорошо.

Мать.

 

 

П:

Уметь  систематизировать и обобщать полученную информацию, соотносить   с ранее имеющимися знаниями;  уметь высказывать свои предположения;

К:        

Уметь  высказывать свою точку зрения, слушать  мнение других;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Астафьев Стрижонок Скрип урок литературного чтения в 4 кл

Разработка к данному уроку поможет провести Вам урок...

Разработка урока литературного чтения по теме "В.П. Астафьев "Стрижонок Скрип"

Конспект урока литературного чтения в 4 классе по УМК "Школа России". Второй урок по произведению....

Презентация к уроку чтения по теме:В.Астафьев "Стрижонок Скрип"

Данная презентация содержит фотографию автора, обложку книги, фотографии ласточек- береговушек. Может быть использована на уроке чтения в 4 классе при изучении рассказа Виктора Астафьева "Стрижонок Ск...

Литературное чтение. В.Астафьев. "Стрижонок Скрип".

Урок литературного чтения в 4 классе по произведению В.Астафьева "Стрижонок Скрип"....

Конспект и презентация урока чтения по теме: В. Астафьев «Стрижонок Скрип».

Чтение 4 класс.Тема:  В. Астафьев  «Стрижонок  Скрип».Цель: Познакомить детей с III  частью произведения и поработать над её содержанием.Задачи:формировать навыки выразительного чт...

Урок литературного чтения В. Астафьев "Стрижонок Скрип"

Урок литературного чтения В. Астафьев "Стрижонок Скрип" 4 класс "Школа России"...