Технологическая карта урока литературного чтения "Н.Н. Носов «Федина задача»" 3 класс.
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Вишнякова Анастасия Александровна

Тема урока: Н.Н. Носов «Федина задача»

 

Тип урока: открытие нового знания

Цель урока: знакомство детей с биографией Н.Н. Носова, с рассказом Н.Н. Носова «Федина задача»; совершенствование навыков чтения: выразительность, осознанность.

 

Задачи урока

 

Дидактические:

1.понимать основную мысль произведения;

2.делить текст на смысловые части, выделять микротему каждой части;

3.анализировать произведение, читать выразительно по ролям.

Развивающие:

  1. развивать навыки выразительного, осознанного чтения, навыки анализа, обобщения, сравнения;
  2. способствовать развитию коллективных навыков в работе.

Воспитательные:

  1. воспитывать чувство коллективизма при совместной работе
  2. воспитывать бережное отношение к учебнику

Оборудование: Учебник «Литературное чтение» 3 класс, 2 часть (УМК «Школа России»); учебная презентация, раздаточный материал.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Дата:

Школа: ОЦ №5

Класс: 3-7

Кабинет: 3-49

Студент:  Вишнякова А.А.

Учитель: Седых Е.Ю.

Тема урока: Н.Н. Носов «Федина задача»

Тип урока: открытие нового знания

Цель урока: знакомство детей с биографией Н.Н. Носова, с рассказом Н.Н. Носова «Федина задача»; совершенствование навыков чтения: выразительность, осознанность.

Задачи урока

Дидактические:

1.понимать основную мысль произведения;

2.делить текст на смысловые части, выделять микротему каждой части;

3.анализировать произведение, читать выразительно по ролям.

Развивающие:

  1. развивать навыки выразительного, осознанного чтения, навыки анализа, обобщения, сравнения;
  2. способствовать развитию коллективных навыков в работе.

Воспитательные:

  1. воспитывать чувство коллективизма при совместной работе
  2. воспитывать бережное отношение к учебнику

Оборудование: Учебник «Литературное чтение» 3 класс, 2 часть (УМК «Школа России»); учебная презентация, раздаточный материал.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося



Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

 Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на лчностно значимом уровне

Формы: фронтальная

Словесный метод: беседа.

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

- Здравствуйте, ребята! Проверьте вашу готовность к уроку, наличие на парте тетради, ручки, учебника.

Создаёт эмоциональный настрой.

 Литературное чтение – прекрасный урок,

Много полезного в каждой из строк,

Стих это будет, сказка, рассказ

Вы учите их – они учат вас!

Показывают готовность к уроку.

П: знать правила русского языка при оформлении записи в тетради.

М: К: планируют учебное сотрудничество
с учителем и сверстниками.

Л: понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться.

Л:проявляют мотивы к учебной деятельности

 Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Форма: фронтальная, индивидуальная

Словесный метод: беседа

1. Мотивирование учащихся к пробному учебному процессу.

-Начнем наш урок с проверки домашнего задания.

- Что вам было задано на дом?

- Кто желает выйти с домашним заданием к доске?

- Молодец! Присаживайся на свое место!

- Сегодня мы продолжим знакомиться с произведениями из раздела «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»

Выполняют речевую разминку.

М: Р: выработать учебную мотивацию, целеполагание

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план

Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося.

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Форма: фронт. Словесный метод: беседа

Формулирует тему и цель урока:

 - Сегодня мы продолжим знакомство с произведениями в разделе «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»

- Откройте учебник на стр.144. Сформулируйте тему сегодняшнего занятия.

- Какие цели мы поставим на урок?

Внимательно слушают учителя, формулируют тему и цель урока.

М: Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднения

П: построение логической цепи рассуждений, доказательств

К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

П: логический анализ объектов с целью выделения признаков.

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Формы: индивидуальная, фронтальная

Словесный метод: беседа, объяснение

Работа над новой темой

Рассказ об авторе

- Сейчас я вас познакомлю с биографией Николая Николаевича Носова. Внимательно слушайте и будьте готовы ответить на вопросы.

Носов Николай Николаевич родился 23 ноября 1908 года в г. Киеве, но детство своё провёл в небольшом городке Ирпень.

Отец был актёром эстрады, певцом. Мама была рукодельницей и певуньей. Они воспитали четверых детей: сыновей Петра, Николая, Бориса и дочь Ларису.

Разносторонность дарований писателя проявилась еще во время его учебы в гимназии, а затем в школе рабочей молодежи. Молодой человек интересовался химией, шахматами, радиолюбительством, электротехникой, фотографией. Уже в те времена Носов сочинял для рукописного журнала "Икс".

Юность писателя пришлась на непростые времена в нашей истории. Носов успел поработать чернорабочим, торговцем газет, землекопом, косарем, возчиком бревен.

Много лет Носов

работает в качестве режиссера-постановщика мультипликационных, научно-популярных и учебных фильмов. После съемки в 1943 году нескольких учебных фильмов для Красной Армии он был награждён орденом Красной Звезды. В 1976 году Н. Носова не стало, но память о нём жива в его весёлых рассказах.

По сценариям Н. Носова были сняты фильмы:

1. Дружок – 1958

2. Приключения

Толи Клюквина – 1964

3. Фантазеры - 1965

К 100-летию со дня рождения в ноябре 2008 года выпустили монету с изображением Н.Н. Носова.

Выставка книг.

Как и многие знаменитые писатели, Николай Носов сначала сочинял сказки и рассказы просто так – для своего маленького сынишки. А потом один свой рассказ, он назывался «Затейники», он отнес в журнал «Мурзилка». Рассказ напечатали. Это было в 1938 году.

  1. В каком году родился Н.Н. Носов?
  2. А сколько бы лет исполнилось писателю в этом году?
  3. Кем были родители Н.Н. Носова?
  4. Сколько было в семье детей?
  5. Чем в юности интересовался Н.Н. Носов?
  6. Для какого журнала сочинял в юности Н.Н. Носов?

Каким орденом был награжден Н.Н. Носов за съемку фильмов для красной Армии?

Открывают учебники.

Внимательно слушают учителя. Отвечают на вопросы. 

1. В 1908 году.

2. 111 лет.

3. Отец был актёром эстрады, певцом. Мама была рукодельницей и певуньей.

4. Четверо.

5. Интересовался химией, шахматами, радиолюбительством, электротехникой, фотографией.

6. Для рукописного журнала «Икс»

7. Орденом Красной Звезды.

М:Р: выработать учебную  мотивацию, устанавливать  связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план,

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса

Л : принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки

Предметные: знать алгоритм объяснения нахождения частного способом подбора

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Формы: индивидуальная, фронтальная

Словесный метод: беседа            Взаимопроверка

Практический метод: словарная работа работа в тетрадях, упражнение

Организует выполнение задания в парах на закрепление первичных знаний:

Словарная работа.

- Перед тем, как приступить к прослушиванию текста, давайте обратим внимание на некоторые слова. Как вы объясните значение данных слов?

  • Рокочущим басом
  • Титулярный советник
  • Кафтан
  • Борзая
  • Репродуктор
  • В море полуденном

- Ребята, сейчас вы прослушаете рассказ, который читает заслуженный артист России Лев Дуров. После прочтения текста будьте готовы высказать свое мнение о рассказе.

- Почему Федя не мог решить задачу?

- Нет ли среди вас таких детей?

Физминутка

Выполняют задание.

Рокочущим басом – Низким мужским голосом.

Титулярный советник – высокий служебный чин в дореволюционной России.

Кафтан – старинная мужская верхняя одежда.

Борзая – быстрая.

Репродуктор – устройство для громкого воспроизведения звука.

В море полуденном – в море в середине, в полдень.

П: знать алгоритм объяснения нахождения частного способом подбора, уметь решать примеры на деление

М: Р: выработать учебную  мотивацию

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план,

Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Формы: индивидуальная

Практический метод: самостоятельная работа, упражнение

- Почему автор назвал свой рассказ «Федина задача»?

- Как Федя готовился делать уроки? Прочитать отрывок.

-Как вы думаете, хотелось ли Феде делать уроки? 

-Как Федя слушает концерт? 

- Почему Феде так и не удалось решить задачу? 

- Как поступил Федя после того, как не смог решить задачу? Прочитать

- Почему Федя решил обратиться за помощью к Юре?

- Как вы думаете, для чего Н.Н. Носов написал этот рассказ?

Внимательно слушают учителя. Высказывают своё впечатление.

Нет. Он говорит, включая телевизор: «Веселей будет делать уроки». Значит, делать уроки не весело, скучно

Слушает с интересом, вникает в содержание песни, делает комментарии.

Его отвлекала музыка.

П: знать таблицу умножения, уметь выполнять деление, сложение, вычитание

М:Р: выработать учебную мотивацию, контроль, коррекция, волевая саморегуляция в ситуации затруднения

П: работать по предложенному плану

Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности,

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Форма: фронтальная, индивидуальная

Практический метод: работа с текстом

Организует повторение текста.

- Вернёмся к теме и цели нашего урока. Справились ли мы с поставленными задачами?

- Над чем задумались?

Ребята, прочитайте пословицу на доске:

«За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь»

- Как вы понимаете смысл этой пословицы?

- Что можете сказать?

- Можно ли сказать, что пословица выражает главную мысль произведения, его идею?

- Понравился ли вам урок? Что понравилось на уроке?

Читают текст по цепочке.

Предметные: знать таблицу умножения, уметь выполнять деление, сложение, вычитание, уметь решать задачи и составлять краткую запись

Метапредметные:

Р: контроль, коррекция, оценка

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план, анализ, обобщение

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Форма: фронтальная

Словесный метод: беседа

Проводит рефлексию деятельности:

-С каким новым рассказом мы познакомились сегодня. Прочитав рассказом, какой вывод вы сделали для себя?

- Урок окончен, а если вы хотите узнать новые, весёлые, забавные истории, читайте книги Н.Н. Носова.

Д/з: с.164-169, чтение по ролям.

-Оцените свою работу на уроке: (лесенка успеха)

1 ступенька - вы ничего не поняли

2 ступенька - у вас возникли трудности

3 тупенька - все получилось

-Спасибо за урок, вы большие молодцы, можете быть свободны!

Отвечают на вопросы учителя.

Метапредметные:

Р: устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

П: рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока литературного чтения Н. Носов. На горке.

Урокам литературного чтения уделяю самое серьезное внимание. Ведь не для кого не секрет, что в последнее время у детей пропал интерес к чтению. Уроки провожу, учитвая все требования ФГОС второго покол...

Учебно - методический комплект (технологическая карта урока литературного чтения "Н. Носов «На горке»" и мультемедийная презентация) 2 класс

Предмет: литературное чтение Класс: 2 «а» Тема урока: «Н. Носов «На горке»» Цели деятельности учителя: продолжить знакомство учащихся с творчеством Н.Носова; развивать память, речь, умение подробно из...

Конспект урока литературного чтения "Николай Носов "Федина задача""

Коспект составлен в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Он содержит все основные этапы проведения урока, включая физкультминутку и этап рефлексии. Материал очень насыщенный, интересный, так как урок...

Презентация к уроку литературного чтения.Н.Носов "Федина задача"

Презентация к уроку литературного чтения.Н.Носов "Федина задача"...

Конспект урока литературного чтения Н.Носов "Федина задача" 3 класс Школа России

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с жизнью и творчеством писателя Н.Н. Носова и с рассказом «Федина задача», совершенствование навыка выразительного чтения. Планируемые р...

Конспект урока литературного чтения Н. Носов «Федина задача» (УМК "Школа России", 3 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема: Н. Носов «Федина задача»Цели деятельности учителя:  формирование представлений  у учащихся о биографии Н. Носова и его произведения &laqu...

Конспект урока литературного чтения "Н.Носов Федина задача" (УМК "Школа России" 3 класс)

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с произведением Н. Носова «Федина задача».Планируемые результаты:Предметные: - знать произведение Н. Носова «Федина задача»;- уме...