ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ 1 КЛАСС
учебно-методический материал по чтению (1 класс)

Рябева Елена Михайловна

познакомить с историей азбуки; закрепить умение составлять звуковые схемы слов; совершенствовать навыки чтения и рассказывания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1kl._tehnologicheskaya_karta_uroka_obucheniya_gramote.docx29.75 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА.  

Учебный  предмет:  литературное чтение. Обучение грамоте.

Класс: 1Г класс

Тема урока: «Старинные азбуки и буквари.»

Тип урока: общеметодологической направленности.

Задачи урока (УУД):

Предметные: познакомить с историей азбуки; закрепить умение составлять звуковые схемы слов; совершенствовать навыки чтения и рассказывания.

Метапредметные:

1) Личностные: способствовать самоопределению и формированию положительного отношения к учебному процессу и познавательной деятельности; развивать желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению.

2) Регулятивные: развивать умение принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы.

3) Познавательные: развивать умение осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить ее в материалах учебника; понимать информацию, представленную в разной форме; использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач.

4) Коммуникативные: развивать умение вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; строить небольшие монологические высказывания.

Методическое обеспечение: учебник «Азбука» 1 класс, авторы Л.Ф. Климанова, С.Г. Макеева.

Техническое обеспечение: презентация, карточки с древнерусским алфавитом.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

                                                                                            1 этап. Мотивации.

Цель этапа: 

-Мотивировать к изучению темы;

 

 

Включение в деловой ритм.

С добрым утром!

Начат день!

Первым делом гоним лень!

На уроке не зевать,

А активно отвечать!

Речевая зарядка.

Чистоговорка.

Дождик, дождик, не дожди!
Дождик, дождик, подожди!
Дай дойти до дому
Дедушке седому!

Готовятся к уроку.

Личностные.

-проявлять интерес к изучению темы

Коммуникативные:

- умение слушать

Предметные.

-чёткое проговаривание чистоговорки.

2 этап.      Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Цель этапа:    

Научить:

- желание читать, думать, рассуждать.

Загадки.

Этой белокрылой птице

В зоопарке не сидится.

Чтобы люди улыбались,

К ним летит с подарком …

Грозный рык раздался вдруг,

Распугал всех птиц вокруг.

Ходит в клетке, озверев,

Царь зверей, короче …

Мигом спрятались утята

От лесного супостата

Видно, клетку не закрыли

Улетел на волю …

Мчится, воды рассекая,

Злая хищница морская.

Улыбнулась, подмигнула

Нам зубастая…!

Рвом глубоким огорожен

Этот хищник от прохожих.

Кто в охоте знает толк?

Это страшный серый …

 Кто расхаживает важно,

В бой бросается отважно:

Бороду распустит вдруг

И надуется…

Вот еще гигантский кот –

Полосатый обормот.

С ним водить не стоит игр,

Он опасен, этот …

Какое слово получилось?

А что такое алфавит?

-Подумайте, что нового мы можем узнать сегодня на уроке?

-А вы знаете, что слово алфавит пришло к нам из греческого языка. Первые буквы назывались альфа и вита. Из этих двух названий получилось слово.

-А кто мне может перечислить буквы алфавита?

-Составьте звуковую схему слова алфавит.

Ответы.

 

 

аист

лев

филин

акула

волк

индюк

тигр

-Алфавит

-Алфавит – это порядок постановки букв.

-Мы узнаем об алфавите.

 Ответы учащихся.

Ученик работает на доске, ребята в тетрадях по чтению

Личностные. 

-совершенствовать имеющиеся знания.

Регулятивные умения:

-целеполагание.

Познавательные:

- выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

                                                                         3 этап.  Этап закрепления с проговариванием во внешней речи.

Цель этапа:

Стимулировать:

-эмоционально ценностное отношение.

Научить:

-определять главную мысль и обосновывать своё мнение

Работа по учебнику стр. 72-73

-Как называется наша первая учебная книга?

-Составьте звуковую схему слова азбука.

-Попробуйте объяснить, почему её так назвали?

-А теперь ребята, проверим верны ли наши предположения, откроем учебники на странице 72.

-Что вы узнали нового?

-Прочитайте пословицу «Сначала Аз и буки- потом все науки»

-Почему так говорят?

-Как появилась слово азбука?

-Слово азбука появилась 1000 лет назад из двух первых русских букв А - это Аз, Б -это Буки.

-Давайте рассмотрим, как выглядели буквы в древности и сравним их.

-Что вы можете сказать о них?

Азбука

Ученик работает на доски, ребята в тетрадях по чтению.

Ответы детей

Чтение статьи учебника

Ответы детей

Работа по карточкам.

Дети анализируют и работают в паре.

В современном алфавите 33 буквы, а в древнем алфавите 42.

Познавательные. 

- умение добывать информацию из учебника.

Регулятивные.  

- адекватно оценивать

результат выполнения

учебного задания.

Коммуникативные.

- адекватно взаимодействовать в паре при выполнении учебного задания.

- точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

 

Физкультминутка

Ученик выполнят с классом физические упражнения.

Выполняют упражнения.

                        4 этап.   Этап включения изученного в систему знаний.

Цель этапа:  

Научить:

-ориентироваться в разных способах выполнения задания;

-использовать

приобретённые знания и умения

при выполнении задания;

-выполнять учебное

действие в соответствии с учебным заданием

-А где используется алфавит?

-С какой целью слова располагаются в алфавитном порядке?

-А давайте мы представим, что мы пришли в библиотеку и нам нужно выбрать книги следующих авторов С.Я. Маршак, А.С. Пушкин, А.Л. Барто, Г.Х. Андерсен, В.Г. Сутеев, Л.Н. Толстой.

-Поставьте фамилии авторов в алфавитном порядке, чтоб нам легче было найти их на полке.

Проверка самостоятельной работы и исправление допущенных ошибок.

-Кто считает, что он правильно выполнил задание?

- А кто думает, что допустил ошибки?

-Прочитайте фамилию последнего автора!

-Посмотрите, перед вами портрет Льва Николаевича Толстого. Что вы можете рассказать об этом человека?

Л.Н.Толстой в своём имении открыл школу для детей крестьян и создал учебники, по которым они учились.

Работа по учебнику стр. 73

Мы сейчас прочитаем один из рассказов этой книги. Рассказ называется «Таня».

-Чему учит букварь?

-Одинаковы ли по смыслу слова «азбука» и «букварь»?

-Ребята, посмотрите раньше ваши бабушки учились по букварям.

-А вы знаете кто и когда написал первый русский букварь?

-Первый русский букварь был написан и напечатан в 1574 году Иваном Фёдоровым.

Первый печатный учебник был в двух частях: одна часть посвящена изучению букв и слогов, другая содержала тексты-поучения. Знакомила эта книга и с цифрами. Прослушайте отрывки из данной книги.

Работа по учебнику стр. 75

-Как вы понимаете данное высказывание? Чему оно нас учит?

-А можно ли эти поучения применять в наше время?

Алфавит используется для составления словарей, различных справочников, в каталоге, в школе, в классном журнале, в библиотеке.

Для удобства поиска нужного слова.

Работа в паре.

Проверка по слайду презентации

Самооценка.

Л.Н.Толстой

Ответы детей

Чтение детьми.

Слайды презентации.

Чтение детей.

Ответы учащихся.

Личностные.

- умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами знание моральных норм, умение выделить нравственный аспект поведения.

Регулятивные.    

-контроль в форме сличения способа действия и его результата, коррекция.

Коммуникативные.

- адекватно взаимодействовать в паре   при выполнении учебного задания.

 Предметные.

- использовать знания алфавита

  

5 этап. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Цель этапа: 

Научить:

-соотносить

 полученный результат с поставленной целью;

- оценивать результат

своей деятельности;

- оценивать результат

учебной деятельности.

-Что повторили на уроке?

-Что нового вы узнали на уроке?

-Что вас заинтересовало на нашем уроке?

-Чтобы вы хотели ещё узнать по теме нашего урока?

- Оцените свою работу на уроке.  

Ответы учащихся.

Светофор

Личностные умения:

- оценивать результат собственной деятельности.

Регулятивные умения:

- соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

 

Учитель: Рябева Елена Михайловна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока обучение грамоте (литературное чтение) в 1 классе по программе "Перспективная начальная школа" с дидактической структурой урока

Цель урока:- знакомство детей с согласными звуками [ с],  [ с‘], формирование у учащихся понимания смысла различительной функции фонем. Задачи: -обучающие: познакомить учащи...

Учебно-методический комплект по русскому языку (обучение грамоте) (технологическая карта урока обучения грамоте «Буква Ь для обозначения мягкости согласных» + учебная презентация в трёх частях) 1 класс

Конспект урока обучения грамоте.Тема: «Буква Ь для обозначения мягкости согласных»Цели деятельности учителя: познакомить  учащихся с Ь, обозначающим мягкость согласных; познакомить с элементами с...

Технологическая карта урока «Обучение грамоте». 1 класс. УМК «Перспективная начальная школа» ,самоанализ и критериальная самооценка разработанного конспекта урока

Размещаю технологическую карту урока "Обучение грамоте" 1 класс по прогамме УМК "Преспективная начальная школа" с УУД...

Технологическая карта урока обучения грамоте в 1 классе "Развитие умения выделять корень слова" (ОС "Школа 2100") с использованием технологии продуктивного обучения

Технологическая карта  урока обучения грамоте в 1 классе по теме "Развитие умения выделять корень слова, наблюдение над написанием однокоренных слов" с использованием технологии продукт...

Технологическая карта урока обучения грамоте. Тема урока: «Звуки [х] и [х’] и буква, которая их обозначает» , УМК «Перспектива» (1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование представления учащихся о звуках [х] ,[х’] и о букве, которая их обозначает.Задачи урокаДидактические:Научить отличатьзвук...