Главные вкладки

    Технологическая карта урока обучение грамоте (литературное чтение) в 1 классе с дидактической структурой урока Звуки [х] и [х'], буквы Х, х
    план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

    Капитонова Светлана Николаевна

    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта урока обучение грамоте (литературное  чтение) в 1 классе

    с дидактической структурой урока

                                                             Звуки [х] и [х'],  буквы Х, х

    1.

    ФИО

    Капитонова Светлана Николаевна, учитель начальных классов МБОУ  "Дуденевская школа"  Богородского района Нижегородской области

    2.

    Предмет

    обучение грамоте (литературное чтение)

    3.

    Класс

    1

    4.

    Тема и номер урока в теме

     «Согласные звуки [х], [х’]. Строчная буква «х», основной период, урок  

    5.

    Базовый учебник

    Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А., Азбука, 1 класс: Учебник. Под ред. М.Л.Каленчук. – М.: Академкнига/Учебник, 2012

    Цель урока:

    - знакомство детей с согласными звуками [ х],  [ х‘], формирование у учащихся понимания смысла различительной функции фонем.

     Задачи:

     -обучающие: познакомить учащихся с новыми звуками [х],[ [ х‘ ] и буквой «х»; научить читать слоги, слова и предложения с этой буквой; формировать навык  сознательного чтения, обогащать словарный запас учащихся.

    -развивающие: развивать фонематический слух детей, развивать речь детей, развивать логическое мышление, внимание, память, воображение.

    -воспитательные: формировать культуру общения, воспитывать интерес и желание читать, прививать навыки работы в коллективе.

    Личностные  УУД:

    -понимание  значение знаний для человека и принятие этих знаний ;  желание и стремление хорошо учиться.

    Познавательные УУД:

    -моделирование – преобразование объекта из словесной формы в пространственно – графическую модель;

    - рефлексия способов и условий действия , контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

    - анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

    Регулятивные УУД:

    - планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;

    - прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

    - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

    Коммуникативные УУД:

    - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

    - постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

    - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; - управление поведением партнёра: контроль, коррекция, оценка действий партнёра;

    - владение монологической и диалогической формами речи.

    Тип урока

    -изложение нового материала

    Формы работы учащихся

     -фронтальная работа

    -работа в парах

    -самостоятельная работа

      Необходимое техническое оборудование

    Элементы – шаблоны букв, модель предложения с моделями слов, задания на печатной основе с эталоном проверки, шарады,  рабочая тетрадь, ИКТ ( слайды презентации)

    Структура и ход  урока:

    1. Организационный момент.

    2. Постановка цели урока

    3. Актуализация знаний

    4. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала

    5.  Итоги урока. Рефлексия.

                               

                                                   

    Структура и ход урока

    Этап урока

    Деятельность учителя                

    Деятельность ученика

    Планируемые результаты

    1.

    Организационный   момент

    Приветствую обучающихся, проверяю готовность обучающихся к уроку, создаю эмоциональный настрой на изучение нового:

    Утром ранним кто-то странный

    Заглянул в мое окно,

    На ладони появилось рыжее пятно.

    Это солнце заглянуло,

    Будто руку протянуло,

    Тонкий лучик золотой.

    И как с первым лучшим другом

    Поздоровалось со мной.

     слайд 1  – солнышко

    Давайте, улыбнемся солнышку. А теперь повернемся к нашим гостям и подарим им свои солнечные улыбки. От ваших улыбок всем станет теплее и уютнее.

    • А теперь, повернитесь ко мне и представим, что ваши ладошки – это маленькое зеркальце, посмотрите в него и улыбнитесь себе.
    • Теперь улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне.

    Ведь добрая улыбка поднимает настроение и улучшает здоровье, и люди от этого становятся добрее.

    Прозвенел звонок,

    Начался урок.

    Вы за парты дружно сели

    На Алину  посмотрели.

    Алина расскажет стихотворение, а вы внимательно послушайте и скажите, какой одинаковый звук встречается во многих словах этого стихотворения?

    Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. Слушают стихотворение

    Личностные:

    -понимание  значение знаний для человека и принятие этих знаний;  желание и стремление хорошо учиться.

    Коммуникативные УУД:

    - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

    2.

    Постановка цели HYPERLINK "file:///C:/Documents%20and%20Settings/Маруся/Рабочий%20стол/для%20слушателей%20курсов%20ПНШ/Современный%20урок/Цели.ppt"  HYPERLINK "file:///C:/Documents%20and%20Settings/Маруся/Рабочий%20стол/для%20слушателей%20курсов%20ПНШ/Современный%20урок/Цели.ppt"урока HYPERLINK "file:///C:/Documents%20and%20Settings/Маруся/Рабочий%20стол/для%20слушателей%20курсов%20ПНШ/Современный%20урок/Цели.ppt"

    Просит открыть учебник, где у вас закладка (на с.56) определить по условным обозначениям, какова цель нашего урока.

    Высказывают предположения, что на уроке будут изучать новый звук и новую букву, читать звуковые модели слов с новым звуком, конструировать букву.

    Регулятивные УУД:

    - планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;

    3.

               

    Актуа-лизация знаний

    • Сейчас мы поиграем в игру  «Доскажи словечко»

    Загадывает загадки, демонстрируя задание  1 (ЭОР)

    - Произнесите все отгаданные слова:

    Сверчок, Светлячок, Слон.

    -Что объединяет все эти слова? Произнесите первый звук слов «сверчок», «слон», «светлячок».? (Звук [с])

    -Дайте характеристику звуку[с]. (Согласный(почему?), глухой(почему?), может быть твёрдым и мягким(на это указывают условные обозначения)

    А какой  буквой обозначается звук [с]?   Буквой С.

    Определите тему нашего урока. Звук С и буква С. Вывешивает иллюстрацию с буквой С.

    Разгадывают загадки, выделяют звуки, высказывают свои предположения.

     Делают выводы, что темой  урока является звук и буква «С».

    Отмечают, что новый звук – согласный, глухой, может быть твёрдым и мягким. Объясняют, что на это указывают условные обозначения.

    Познавательные УУД:

    - анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

    - формулирование темы.

    Коммуникативные УУД:

    - владение монологической и диалогической формами речи;

    - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

    -постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

    -планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

    4.

    Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала

    • А сейчас я предлагаю выполнить задание , которое так и называется «Найди букву «С»

    Вызывает несколько учеников (по очереди), предлагает выполнить  задание  2  (ЭОР) на интерактивной доске.

    • - А теперь вы смоделируете букву С  самостоятельно, и проверьте друг у друга. Если пара готова, покажите это.

    Даёт задание сконструировать букву С на своём наборном полотне. Организует контроль.

    • -Предлагаю отдохнуть!

    Проводит физминутку.

    • Предлагает  прочитать звукобуквенные модели (вверху страницы):

    Нос  Как звучит звук С? Твёрдо

    Лось   Как теперь звучит звук С?   Мягко

    Теперь вы  подтвердили своё предположение,   что звук С может быть твёрдым и мягким.

    • Прочитаем слоги внизу страницы. Чтение вслух.
    • Прочитайте звукобуквенные модели над слогами.

    СОТЫ, СИТА, РЫСЬ

    В каких словах звук С звучит мягко? Почему? Потому что его смягчают звук И и Ь

    А в слове СОТЫ? Почему?

    • Чтение слов. Сначала «жужжащее чтение». Затем цепочкой.
    • На этой же  странице найдите знак, указывающий на чтение в ускоренном темпе.

    Предлагает прочитать в Азбуке скороговорку на с.57

    Как называется этот текст? Да, скороговорка.

    • Предлагаю ещё раз отдохнуть.

       Проводит физминутку.

    • Открывает задание  3 (ЭОР) на интерактивной доске и предлагает:

    1.  Составить предложение  по заданию и по схеме;

    •  Сделать модель предложения на своём столе.

    Выполняют задание, контролируют выполнение задания товарищами.

    Конструируют букву.

    Осуществляют самопроверку и проверку в парах.

    Выполняют физминутку.

    Читают звукобуквенные модели.

    Читают слоги.

    Читают звукобуквенные модели

    Читают слова

    Читают скороговорку.

    Выполняют физминутку.

    Выполняют задание

    у доски и на столах.

    Познавательные УУД:

    -моделирование – преобразование объекта из словесной формы в пространственно – графическую модель.

    Регулятивные УУД:

    - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

    Коммуникативные УУД:

    - владение монологической и диалогической формами речи;

    - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

    - управление поведением партнёра: контроль, коррекция, оценка действий партнёра.

    5.

    Итоги урока. Рефлексия

    Проводит беседу по вопросам:

    -Чему учились на уроке? Выполнили поставленные цели? Что мы сегодня узнали нового?

    -Что понравилось? Что больше всего запомнилось? А что показалось вам трудным? Ребята, а какое сейчас у вас настроение? (На партах изображение солнышка и тучки ) Переверните изображение и нарисуйте своё настроение.

    Отвечают на вопросы.

    Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

    Познавательные УУД:

    - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

    Коммуникативные УУД:

    - владение монологической и диалогической формами речи;

    - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

    Перечень используемых на данном уроке ЭОР  

    Название  ресурса

    Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

    1

     «Сверчок играет на скрипке» (N 193499)

    http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7a9a37f0-0a01-0180-0191-275b636f96ea/%5BNS-RUS_1-15%5D_%5BMA_126%5D.swf

    2

    «Найди букву "с" (N 193560)

    http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7a9a3842-0a01-0180-002b-7fc2df7ceb60/%5BNS-RUS_1-15%5D_%5BIM_130%5D.swf

    3

    Звук [с'] (N 193558)

    http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7a9a3820-0a01-0180-01e1-153a1b5bac44/%5BNS-RUS_1-15%5D_%5BIM_128%5D.swf

    Основные этапы

    урока. (Время)

    Деятельность учителя

    Деятельность обучающихся

    Формирование УУД

    1.

    Этап мотивации (1мин)

    Приветствую обучающихся, проверяю готовность обучающихся к уроку, создаю эмоциональный настрой на изучение нового:

    Утром ранним кто-то странный

    Заглянул в мое окно,

    На ладони появилось рыжее пятно.

    Это солнце заглянуло,

    Будто руку протянуло,

    Тонкий лучик золотой.

    И как с первым лучшим другом

    Поздоровалось со мной.

    слайд 1  – солнышко 

    Давайте, улыбнемся солнышку. А теперь повернемся к нашим гостям и подарим им свои солнечные улыбки. От ваших улыбок всем станет теплее и уютнее.

    • А теперь, повернитесь ко мне и представим, что ваши ладошки – это маленькое зеркальце, посмотрите в него и улыбнитесь себе.
    • Теперь улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне.

    Ведь добрая улыбка поднимает настроение и улучшает здоровье, и люди от этого становятся добрее.

    Прозвенел звонок,

    Начался урок.

    Вы за парты дружно сели

    На Алину  посмотрели.

    Алина расскажет стихотворение, а вы внимательно послушайте и скажите, какой одинаковый звук встречается во многих словах этого стихотворения?

    Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

      Слушают, проговаривают, выполняют упражнение

    Личностные УУД

    (самоопределение).

    Создание ситуации успеха.

    2. Актуализация знаний.

    Постановка учебной задачи.

    (5 мин)

    - Как же будет звучать тема сегодняшнего урока?

    - Посмотрите на тему урока. Давайте вместе определим задачи урока:

    Познакомиться с … (новой буквой и звуками.)

    Охарактеризовать … (звуки [х] и [х’] и отличать их от других звуков.)

    Учиться читать … (слоги, слова и предложения с новой буквой.)

    Учитель:

    - Зачем нам нужно, ребята, знать буквы и звуки?

    Хмурый, хилый хнычет Хорь –

    На Хоря напала хворь.

    Чахнуть стал и сохнуть,

    Ни вздохнуть, ни охнуть.

    - Звук [Х], [Х’].

    - Звуки [х] и [х’] и буква, которая их обозначает.              

    Познавательное

    УУД (логическое).

    Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.

    Личностные УУД (позволяют сделать обучение осмысленным)

    Личностное УУД (жизненное самоопределение)

    3.

    Этап построения

    проекта

    коррекции

    выявленных

    затруднений.

    (Работа над новым

    материалом в учебнике).

    8 – 10 мин)

    3) Конструирование буквы.

    - На что похожа буква

     Ха?(картинка.)

    Ха – забавная игрушка,

    Деревянная вертушка –

    Ветру вольному подружка.

    - Конструируйте в парах (1в. –

     большую, 2в. – маленькую)

    - Посмотрите, какое место в

     алфавите занимает буква Ха?

    1 После какой знакомой буквой

    ) она стоит? (Ф)

     

    - Вернёмся к задачам урока.

    Р

    - Решили мы первую задачу?

    а

    - Вторую задачу?

    б

    ФИЗМИНУТКА.

    о

    - Потрудились, теперь

    та по схемам.

     Учитель:

     - Откройте учебник по закладке.

    - Давайте охарактеризуем новые звуки по моделям на стр. 92.

    - Дети:

    - 1 ученик – первый звук (согл.,

    глухой, твёрдый)

    2 ученик – второй звук (согл.,

    глухой, мягкий)

    Учитель:

    - Ребята вы согласны с товарищами?

    - Поверите на слово или будем доказывать??

    - Давайте докажем, правильно ли ребята сказали?

     - Прочитайте 1 слово под первым рисунком.

    - Где слышится новый звук? (В середине)

    - Какой он? (Согл.,глух.,тв.)

    - Прочитайте 2 слово.

    - В чём отличие двух звуков в двух словах? (Один мягкий, другой твёрдый)

    - Как называют человека, который занимается опытами?

    - Прочитайте.

    (Химик)

    - Где слышится новый звук?

    ( В начале)

    - Назовите зверька на второй картинке. Его ещё называют хорьком. Где слышится новый звук?

    - В чём отличие звуков? (Один мягкий, другой твёрдый)

    - Давайте докажем и сделаем вывод, какие по характеристике новые звуки.

    1 ряд – доказывает, что они согласные.

    2 ряд – глухие звуки.

    3 ряд – тв., мягк.

    ВЫВОД. Звуки [х], [х’] – согласные, всегда глухие, могут быть тв., мяг., непарный.

    - Давайте посмотрим, где может жить новый звук?

    2) Знакомство с буквой

    Учитель:

    - Звуки [х] и [х’] обозначаются на письме буквами «ха» - строчной                                   (маленькой). ПОКАЖИТЕ в учебнике.

    «Ха» - большой (заглавной).

    - Зачем нужна заглавная буква?

    ВЫВОД.

    Имена собственные и начало предложений пишутся с большой

    буквы, а остальные слова – с маленькой.

     отдохнём.

    (Юля)

    Хомка раненько встаёт,

    Щёчки моет, шейку трёт.

    Подметает Хомка хатку

    И выходит на зарядку.

    Познавательные УУД (информационные: поиск нужной информации, работа со схемами, моделями, ориентироваться в книге, работать по ней).

    Познавательные УУД (логические): анализ объекта с целью выделения существенных признаков.

    Регулятивные УУД (мыслительные

    операции): решаются путём привлечения интриги.  Суждения детей взаимно дополняют друг друга и не вступают в противоречие.

    Познавательные УУД (логические): установление причинно-следственных связей.

    Познавательные УУД (логические): подведение под понятие.

    4.

    Первичное закрепление.

    (3 мин)

    • Чтение слогов с новой буквой.

    - Посмотрите на задачи урока.

    Первую задачу мы выполнили.

    - Вторую цель  достигли.

    - Посмотрите на 3 задачу. Будем её решать.

    - Почитаем слоги в учебнике.

    Игра «Эхо».

    - Я читаю, вы повторяете. Следите внимательно.

    - Это не только слоги, но и слова.

    В русском языке они называются -  МЕЖДОМЕТИЯ.

    - Поему слоги записаны в 3 столбика? (1 – гл. и согл., 2 – тв. согл. и гл., 3 – мяг. согл. и гл.)

    - Какие гласные звуки обозначают мягкость предшествующего согласного?

    - Твёрдость?

    Регулятивные УУД (мыслительные операции) и познавательные УУД

    5.

    Включение нового

    знания в систему знаний.

    (7 мин)

    1) Чтение столбиков слов и слогов с новыми звуками.

    - Будем читать слоги и слова с новой буквой на стр. 93.

    Сначала жужжащим чтением.

    Потом по цепочке.

    • Придумайте предложение по картинке. Смоделируйте удачное предложение.

    Один ученик доказывает правильность построения модели предложения.

    Хитроватая мышь ускользнула от лисы.

    • Чтение пар слов на розовом и голубом фоне.

    Шёпотом девочки читают на розовом фоне для мальчиков.

    - Что заметили в написании интересного?

    ВЫВОД. Меняется одна гласная на другую или согласная на другую согласную.

     - А мальчики на голубом фоне для девочек.

    Что заметили?

    ВЫВОД.  К одному слову добавили впереди согласную.

    - ЗНАЧЕНИЯ каких слов не понятны?

    - хилый – больной

    - хлев – место для загона скота

    Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество.

    Познавательные УУД (информационные).

    Коммуникативное сотрудничество как взаимодействие.

    Познавательные УУД (логические):

    анализ объектов целью

    выделения в них существенных признаков.

    6.

    Задания на развитие

    речи и внимания.

    (4 мин)

    Релаксация. Отдых под музыку.

    Учитель:

    1)- А сейчас прочитайте скороговорку, про кого,

    посмотрите на рисунок.

    СЛАЙД КРАБА.

    - Прочитайте медленно вслух, чётко проговаривая каждое слово.

    - Прочитайте быстро.

    - Запомните её.

    - Теперь, кто быстрее всех и без ошибок произнесёт её?

    (В это время 2 ученика восстанавливают пословицу.

    «Буква заблудилась»)

    Не делай из муки слона.

    Голода не бойся – по пояс мойся.

    - Проверим, как ученики справились с заданием.

    2) – Посмотрите на рисунок, прочитайте загадку к этой отгадке.

     СЛАЙД АРБУЗА.

      СЛАЙД  КЛУБКА.

    ВЫВОД.  

    - Ребята, скороговорки, пословицы, загадки – всё это устное народное творчество, мудрость народа. Называются фольклором.

    Личностные УУД:

    эстетическая ориентация: пословицы, поговорки, загадки.

    Познавательные УУД (подведение под понятие)

    7.

    Итог урока.

    Рефлексия.

    (2 мин)

    - Какие задачи ставили?

    - Удалось ли нам решить поставленные задачи?

    8.

    Творческая работа

    и самооценка.

    (2 мин)

    - Перед вами задания.

    - Прочитайте их и выполните  в парах.

    - Какие были трудности?

    - Кто справился без ошибок?

    Регулятивные УУД

    (контроль и самооценка процесса и результатов учебной деятельности)

    Этап реализации

     творческого проекта.

    - Некоторые ребята подготовили творческие проекты – презентации на бумажных носителях по изученным буквам.

    Работа над проектами ведётся поэтапно. Учитель направляет, корректирует работу.

    Коммуникативные УУД, личностные УУД, познавательные УУД

    Самооценка

    работы

    - Давайте сделаем салют из нашего настроения.

    - Красная фишка – отличное, бодрое.

    - Жёлтая – спокойное.

    - Зелёная – грустное.

    - Покажите, какое настроение получилось.

    - Что нужно сделать, чтобы настроение на уроке было отличное? (Трудиться на уроке, слушать внимательно учителя и одноклассников).

    - Желаю вам плодотворной работы.

    - Спасибо за урок!

    Литература:


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технологическая карта урока обучения грамоте : «Звуки [ф], [ф`]. Строчная буква ф. Написание соединений, слов со строчной буквой ф».

    Тип урока. Урок открытия новых знаний.Дидактическая задача. Создать условия для знакомства учащихся с новыми звуками и буквой, организовать работу учащихся с текстом в соответствии с «Технологией форм...

    Технологическая карта урока обучения грамоте в 1 классе "Буква мягкий знак в конце слова для обозначения мягкости согласного"

    разработка урока русского языка (обучение грамоте) в 1  классе на тему " Буква Ь в конце слова "...

    Технологическая карта урока обучения грамоте в 1 классе. Тема: «Буквы «Д , д» обозначающие согласный звук [д, д,]. Чтение слов, предложений и текстов с буквами Д».

    1.      Данный урок включен в тематическое планирование по обучению грамоте (букварный период). Поэтому для усвоения изучаемого материала есть предпосылки:ü  учащиеся зна...

    Технологическая карта урока обучения грамоте в 1 классе

    Технологическая карта урока обучения грамоте в 1 классе.Карта содержит:Цель урока: ознакомление с новым звуком и буквой.Задачи урока: Обучающие: формирование умения отвечать на вопросы учителя. Обеспе...

    Технологическая карта урока обучения грамоте в 1 классе "Развитие умения выделять корень слова" (ОС "Школа 2100") с использованием технологии продуктивного обучения

    Технологическая карта  урока обучения грамоте в 1 классе по теме "Развитие умения выделять корень слова, наблюдение над написанием однокоренных слов" с использованием технологии продукт...