Технологическая карта урока обучение грамоте (литературное чтение) в 1 классе с дидактической структурой урока Звуки [х] и [х'], буквы Х, х
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Капитонова Светлана Николаевна

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока обучение грамоте (литературное  чтение) в 1 классе

с дидактической структурой урока

                                                         Звуки [х] и [х'],  буквы Х, х

1.

ФИО

Капитонова Светлана Николаевна, учитель начальных классов МБОУ  "Дуденевская школа"  Богородского района Нижегородской области

2.

Предмет

обучение грамоте (литературное чтение)

3.

Класс

1

4.

Тема и номер урока в теме

 «Согласные звуки [х], [х’]. Строчная буква «х», основной период, урок  

5.

Базовый учебник

Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А., Азбука, 1 класс: Учебник. Под ред. М.Л.Каленчук. – М.: Академкнига/Учебник, 2012

Цель урока:

- знакомство детей с согласными звуками [ х],  [ х‘], формирование у учащихся понимания смысла различительной функции фонем.

 Задачи:

 -обучающие: познакомить учащихся с новыми звуками [х],[ [ х‘ ] и буквой «х»; научить читать слоги, слова и предложения с этой буквой; формировать навык  сознательного чтения, обогащать словарный запас учащихся.

-развивающие: развивать фонематический слух детей, развивать речь детей, развивать логическое мышление, внимание, память, воображение.

-воспитательные: формировать культуру общения, воспитывать интерес и желание читать, прививать навыки работы в коллективе.

Личностные  УУД:

-понимание  значение знаний для человека и принятие этих знаний ;  желание и стремление хорошо учиться.

Познавательные УУД:

-моделирование – преобразование объекта из словесной формы в пространственно – графическую модель;

- рефлексия способов и условий действия , контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

Регулятивные УУД:

- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;

- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Коммуникативные УУД:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; - управление поведением партнёра: контроль, коррекция, оценка действий партнёра;

- владение монологической и диалогической формами речи.

Тип урока

-изложение нового материала

Формы работы учащихся

 -фронтальная работа

-работа в парах

-самостоятельная работа

  Необходимое техническое оборудование

Элементы – шаблоны букв, модель предложения с моделями слов, задания на печатной основе с эталоном проверки, шарады,  рабочая тетрадь, ИКТ ( слайды презентации)

Структура и ход  урока:

1. Организационный момент.

2. Постановка цели урока

3. Актуализация знаний

4. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала

5.  Итоги урока. Рефлексия.

                           

                                               

Структура и ход урока

Этап урока

Деятельность учителя                

Деятельность ученика

Планируемые результаты

1.

Организационный   момент

Приветствую обучающихся, проверяю готовность обучающихся к уроку, создаю эмоциональный настрой на изучение нового:

Утром ранним кто-то странный

Заглянул в мое окно,

На ладони появилось рыжее пятно.

Это солнце заглянуло,

Будто руку протянуло,

Тонкий лучик золотой.

И как с первым лучшим другом

Поздоровалось со мной.

 слайд 1  – солнышко

Давайте, улыбнемся солнышку. А теперь повернемся к нашим гостям и подарим им свои солнечные улыбки. От ваших улыбок всем станет теплее и уютнее.

  • А теперь, повернитесь ко мне и представим, что ваши ладошки – это маленькое зеркальце, посмотрите в него и улыбнитесь себе.
  • Теперь улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне.

Ведь добрая улыбка поднимает настроение и улучшает здоровье, и люди от этого становятся добрее.

Прозвенел звонок,

Начался урок.

Вы за парты дружно сели

На Алину  посмотрели.

Алина расскажет стихотворение, а вы внимательно послушайте и скажите, какой одинаковый звук встречается во многих словах этого стихотворения?

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. Слушают стихотворение

Личностные:

-понимание  значение знаний для человека и принятие этих знаний;  желание и стремление хорошо учиться.

Коммуникативные УУД:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2.

Постановка цели HYPERLINK "file:///C:/Documents%20and%20Settings/Маруся/Рабочий%20стол/для%20слушателей%20курсов%20ПНШ/Современный%20урок/Цели.ppt"  HYPERLINK "file:///C:/Documents%20and%20Settings/Маруся/Рабочий%20стол/для%20слушателей%20курсов%20ПНШ/Современный%20урок/Цели.ppt"урока HYPERLINK "file:///C:/Documents%20and%20Settings/Маруся/Рабочий%20стол/для%20слушателей%20курсов%20ПНШ/Современный%20урок/Цели.ppt"

Просит открыть учебник, где у вас закладка (на с.56) определить по условным обозначениям, какова цель нашего урока.

Высказывают предположения, что на уроке будут изучать новый звук и новую букву, читать звуковые модели слов с новым звуком, конструировать букву.

Регулятивные УУД:

- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;

3.

           

Актуа-лизация знаний

  • Сейчас мы поиграем в игру  «Доскажи словечко»

Загадывает загадки, демонстрируя задание  1 (ЭОР)

- Произнесите все отгаданные слова:

Сверчок, Светлячок, Слон.

-Что объединяет все эти слова? Произнесите первый звук слов «сверчок», «слон», «светлячок».? (Звук [с])

-Дайте характеристику звуку[с]. (Согласный(почему?), глухой(почему?), может быть твёрдым и мягким(на это указывают условные обозначения)

А какой  буквой обозначается звук [с]?   Буквой С.

Определите тему нашего урока. Звук С и буква С. Вывешивает иллюстрацию с буквой С.

Разгадывают загадки, выделяют звуки, высказывают свои предположения.

 Делают выводы, что темой  урока является звук и буква «С».

Отмечают, что новый звук – согласный, глухой, может быть твёрдым и мягким. Объясняют, что на это указывают условные обозначения.

Познавательные УУД:

- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

- формулирование темы.

Коммуникативные УУД:

- владение монологической и диалогической формами речи;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

-постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

4.

Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала

  • А сейчас я предлагаю выполнить задание , которое так и называется «Найди букву «С»

Вызывает несколько учеников (по очереди), предлагает выполнить  задание  2  (ЭОР) на интерактивной доске.

  • - А теперь вы смоделируете букву С  самостоятельно, и проверьте друг у друга. Если пара готова, покажите это.

Даёт задание сконструировать букву С на своём наборном полотне. Организует контроль.

  • -Предлагаю отдохнуть!

Проводит физминутку.

  • Предлагает  прочитать звукобуквенные модели (вверху страницы):

Нос  Как звучит звук С? Твёрдо

Лось   Как теперь звучит звук С?   Мягко

Теперь вы  подтвердили своё предположение,   что звук С может быть твёрдым и мягким.

  • Прочитаем слоги внизу страницы. Чтение вслух.
  • Прочитайте звукобуквенные модели над слогами.

СОТЫ, СИТА, РЫСЬ

В каких словах звук С звучит мягко? Почему? Потому что его смягчают звук И и Ь

А в слове СОТЫ? Почему?

  • Чтение слов. Сначала «жужжащее чтение». Затем цепочкой.
  • На этой же  странице найдите знак, указывающий на чтение в ускоренном темпе.

Предлагает прочитать в Азбуке скороговорку на с.57

Как называется этот текст? Да, скороговорка.

  • Предлагаю ещё раз отдохнуть.

   Проводит физминутку.

  • Открывает задание  3 (ЭОР) на интерактивной доске и предлагает:

1.  Составить предложение  по заданию и по схеме;

  •  Сделать модель предложения на своём столе.

Выполняют задание, контролируют выполнение задания товарищами.

Конструируют букву.

Осуществляют самопроверку и проверку в парах.

Выполняют физминутку.

Читают звукобуквенные модели.

Читают слоги.

Читают звукобуквенные модели

Читают слова

Читают скороговорку.

Выполняют физминутку.

Выполняют задание

у доски и на столах.

Познавательные УУД:

-моделирование – преобразование объекта из словесной формы в пространственно – графическую модель.

Регулятивные УУД:

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Коммуникативные УУД:

- владение монологической и диалогической формами речи;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- управление поведением партнёра: контроль, коррекция, оценка действий партнёра.

5.

Итоги урока. Рефлексия

Проводит беседу по вопросам:

-Чему учились на уроке? Выполнили поставленные цели? Что мы сегодня узнали нового?

-Что понравилось? Что больше всего запомнилось? А что показалось вам трудным? Ребята, а какое сейчас у вас настроение? (На партах изображение солнышка и тучки ) Переверните изображение и нарисуйте своё настроение.

Отвечают на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Познавательные УУД:

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Коммуникативные УУД:

- владение монологической и диалогической формами речи;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Перечень используемых на данном уроке ЭОР  

Название  ресурса

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

 «Сверчок играет на скрипке» (N 193499)

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7a9a37f0-0a01-0180-0191-275b636f96ea/%5BNS-RUS_1-15%5D_%5BMA_126%5D.swf

2

«Найди букву "с" (N 193560)

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7a9a3842-0a01-0180-002b-7fc2df7ceb60/%5BNS-RUS_1-15%5D_%5BIM_130%5D.swf

3

Звук [с'] (N 193558)

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7a9a3820-0a01-0180-01e1-153a1b5bac44/%5BNS-RUS_1-15%5D_%5BIM_128%5D.swf

Основные этапы

урока. (Время)

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование УУД

1.

Этап мотивации (1мин)

Приветствую обучающихся, проверяю готовность обучающихся к уроку, создаю эмоциональный настрой на изучение нового:

Утром ранним кто-то странный

Заглянул в мое окно,

На ладони появилось рыжее пятно.

Это солнце заглянуло,

Будто руку протянуло,

Тонкий лучик золотой.

И как с первым лучшим другом

Поздоровалось со мной.

слайд 1  – солнышко 

Давайте, улыбнемся солнышку. А теперь повернемся к нашим гостям и подарим им свои солнечные улыбки. От ваших улыбок всем станет теплее и уютнее.

  • А теперь, повернитесь ко мне и представим, что ваши ладошки – это маленькое зеркальце, посмотрите в него и улыбнитесь себе.
  • Теперь улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне.

Ведь добрая улыбка поднимает настроение и улучшает здоровье, и люди от этого становятся добрее.

Прозвенел звонок,

Начался урок.

Вы за парты дружно сели

На Алину  посмотрели.

Алина расскажет стихотворение, а вы внимательно послушайте и скажите, какой одинаковый звук встречается во многих словах этого стихотворения?

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

  Слушают, проговаривают, выполняют упражнение

Личностные УУД

(самоопределение).

Создание ситуации успеха.

2. Актуализация знаний.

Постановка учебной задачи.

(5 мин)

- Как же будет звучать тема сегодняшнего урока?

- Посмотрите на тему урока. Давайте вместе определим задачи урока:

Познакомиться с … (новой буквой и звуками.)

Охарактеризовать … (звуки [х] и [х’] и отличать их от других звуков.)

Учиться читать … (слоги, слова и предложения с новой буквой.)

Учитель:

- Зачем нам нужно, ребята, знать буквы и звуки?

Хмурый, хилый хнычет Хорь –

На Хоря напала хворь.

Чахнуть стал и сохнуть,

Ни вздохнуть, ни охнуть.

- Звук [Х], [Х’].

- Звуки [х] и [х’] и буква, которая их обозначает.              

Познавательное

УУД (логическое).

Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.

Личностные УУД (позволяют сделать обучение осмысленным)

Личностное УУД (жизненное самоопределение)

3.

Этап построения

проекта

коррекции

выявленных

затруднений.

(Работа над новым

материалом в учебнике).

8 – 10 мин)

3) Конструирование буквы.

- На что похожа буква

 Ха?(картинка.)

Ха – забавная игрушка,

Деревянная вертушка –

Ветру вольному подружка.

- Конструируйте в парах (1в. –

 большую, 2в. – маленькую)

- Посмотрите, какое место в

 алфавите занимает буква Ха?

1 После какой знакомой буквой

) она стоит? (Ф)

 

- Вернёмся к задачам урока.

Р

- Решили мы первую задачу?

а

- Вторую задачу?

б

ФИЗМИНУТКА.

о

- Потрудились, теперь

та по схемам.

 Учитель:

 - Откройте учебник по закладке.

- Давайте охарактеризуем новые звуки по моделям на стр. 92.

- Дети:

- 1 ученик – первый звук (согл.,

глухой, твёрдый)

2 ученик – второй звук (согл.,

глухой, мягкий)

Учитель:

- Ребята вы согласны с товарищами?

- Поверите на слово или будем доказывать??

- Давайте докажем, правильно ли ребята сказали?

 - Прочитайте 1 слово под первым рисунком.

- Где слышится новый звук? (В середине)

- Какой он? (Согл.,глух.,тв.)

- Прочитайте 2 слово.

- В чём отличие двух звуков в двух словах? (Один мягкий, другой твёрдый)

- Как называют человека, который занимается опытами?

- Прочитайте.

(Химик)

- Где слышится новый звук?

( В начале)

- Назовите зверька на второй картинке. Его ещё называют хорьком. Где слышится новый звук?

- В чём отличие звуков? (Один мягкий, другой твёрдый)

- Давайте докажем и сделаем вывод, какие по характеристике новые звуки.

1 ряд – доказывает, что они согласные.

2 ряд – глухие звуки.

3 ряд – тв., мягк.

ВЫВОД. Звуки [х], [х’] – согласные, всегда глухие, могут быть тв., мяг., непарный.

- Давайте посмотрим, где может жить новый звук?

2) Знакомство с буквой

Учитель:

- Звуки [х] и [х’] обозначаются на письме буквами «ха» - строчной                                   (маленькой). ПОКАЖИТЕ в учебнике.

«Ха» - большой (заглавной).

- Зачем нужна заглавная буква?

ВЫВОД.

Имена собственные и начало предложений пишутся с большой

буквы, а остальные слова – с маленькой.

 отдохнём.

(Юля)

Хомка раненько встаёт,

Щёчки моет, шейку трёт.

Подметает Хомка хатку

И выходит на зарядку.

Познавательные УУД (информационные: поиск нужной информации, работа со схемами, моделями, ориентироваться в книге, работать по ней).

Познавательные УУД (логические): анализ объекта с целью выделения существенных признаков.

Регулятивные УУД (мыслительные

операции): решаются путём привлечения интриги.  Суждения детей взаимно дополняют друг друга и не вступают в противоречие.

Познавательные УУД (логические): установление причинно-следственных связей.

Познавательные УУД (логические): подведение под понятие.

4.

Первичное закрепление.

(3 мин)

  • Чтение слогов с новой буквой.

- Посмотрите на задачи урока.

Первую задачу мы выполнили.

- Вторую цель  достигли.

- Посмотрите на 3 задачу. Будем её решать.

- Почитаем слоги в учебнике.

Игра «Эхо».

- Я читаю, вы повторяете. Следите внимательно.

- Это не только слоги, но и слова.

В русском языке они называются -  МЕЖДОМЕТИЯ.

- Поему слоги записаны в 3 столбика? (1 – гл. и согл., 2 – тв. согл. и гл., 3 – мяг. согл. и гл.)

- Какие гласные звуки обозначают мягкость предшествующего согласного?

- Твёрдость?

Регулятивные УУД (мыслительные операции) и познавательные УУД

5.

Включение нового

знания в систему знаний.

(7 мин)

1) Чтение столбиков слов и слогов с новыми звуками.

- Будем читать слоги и слова с новой буквой на стр. 93.

Сначала жужжащим чтением.

Потом по цепочке.

  • Придумайте предложение по картинке. Смоделируйте удачное предложение.

Один ученик доказывает правильность построения модели предложения.

Хитроватая мышь ускользнула от лисы.

  • Чтение пар слов на розовом и голубом фоне.

Шёпотом девочки читают на розовом фоне для мальчиков.

- Что заметили в написании интересного?

ВЫВОД. Меняется одна гласная на другую или согласная на другую согласную.

 - А мальчики на голубом фоне для девочек.

Что заметили?

ВЫВОД.  К одному слову добавили впереди согласную.

- ЗНАЧЕНИЯ каких слов не понятны?

- хилый – больной

- хлев – место для загона скота

Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество.

Познавательные УУД (информационные).

Коммуникативное сотрудничество как взаимодействие.

Познавательные УУД (логические):

анализ объектов целью

выделения в них существенных признаков.

6.

Задания на развитие

речи и внимания.

(4 мин)

Релаксация. Отдых под музыку.

Учитель:

1)- А сейчас прочитайте скороговорку, про кого,

посмотрите на рисунок.

СЛАЙД КРАБА.

- Прочитайте медленно вслух, чётко проговаривая каждое слово.

- Прочитайте быстро.

- Запомните её.

- Теперь, кто быстрее всех и без ошибок произнесёт её?

(В это время 2 ученика восстанавливают пословицу.

«Буква заблудилась»)

Не делай из муки слона.

Голода не бойся – по пояс мойся.

- Проверим, как ученики справились с заданием.

2) – Посмотрите на рисунок, прочитайте загадку к этой отгадке.

 СЛАЙД АРБУЗА.

  СЛАЙД  КЛУБКА.

ВЫВОД.  

- Ребята, скороговорки, пословицы, загадки – всё это устное народное творчество, мудрость народа. Называются фольклором.

Личностные УУД:

эстетическая ориентация: пословицы, поговорки, загадки.

Познавательные УУД (подведение под понятие)

7.

Итог урока.

Рефлексия.

(2 мин)

- Какие задачи ставили?

- Удалось ли нам решить поставленные задачи?

8.

Творческая работа

и самооценка.

(2 мин)

- Перед вами задания.

- Прочитайте их и выполните  в парах.

- Какие были трудности?

- Кто справился без ошибок?

Регулятивные УУД

(контроль и самооценка процесса и результатов учебной деятельности)

Этап реализации

 творческого проекта.

- Некоторые ребята подготовили творческие проекты – презентации на бумажных носителях по изученным буквам.

Работа над проектами ведётся поэтапно. Учитель направляет, корректирует работу.

Коммуникативные УУД, личностные УУД, познавательные УУД

Самооценка

работы

- Давайте сделаем салют из нашего настроения.

- Красная фишка – отличное, бодрое.

- Жёлтая – спокойное.

- Зелёная – грустное.

- Покажите, какое настроение получилось.

- Что нужно сделать, чтобы настроение на уроке было отличное? (Трудиться на уроке, слушать внимательно учителя и одноклассников).

- Желаю вам плодотворной работы.

- Спасибо за урок!

Литература:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока обучения грамоте : «Звуки [ф], [ф`]. Строчная буква ф. Написание соединений, слов со строчной буквой ф».

Тип урока. Урок открытия новых знаний.Дидактическая задача. Создать условия для знакомства учащихся с новыми звуками и буквой, организовать работу учащихся с текстом в соответствии с «Технологией форм...

Технологическая карта урока обучения грамоте в 1 классе "Буква мягкий знак в конце слова для обозначения мягкости согласного"

разработка урока русского языка (обучение грамоте) в 1  классе на тему " Буква Ь в конце слова "...

Технологическая карта урока обучения грамоте в 1 классе. Тема: «Буквы «Д , д» обозначающие согласный звук [д, д,]. Чтение слов, предложений и текстов с буквами Д».

1.      Данный урок включен в тематическое планирование по обучению грамоте (букварный период). Поэтому для усвоения изучаемого материала есть предпосылки:ü  учащиеся зна...

Технологическая карта урока обучения грамоте в 1 классе на тему: «Буква ь – показатель мягкости предшествующего согласного»

Урок обучения грамоте в 1 классе (ФГОС) Тема: «Буква ь – показатель мягкости предшествующего согласного» («Школа России»)Тип урока: урок открытия нового знанияЦель:...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ В 1 КЛАССЕ «ТВЕРДЫЙ СОГЛАСНЫЙ ЗВУК [Ж], БУКВЫ Ж, Ж»

Данный материал предназначен для педагогов начальной школы. Этот урок из последовательной серии уроков по обучению грамоте в 1 классе, в букварный период. К этому времени обучающиеся уже знают 23буквы...