Технологическая карта урока обучения грамоте в 1 классе на тему: «Буква ь – показатель мягкости предшествующего согласного»
методическая разработка по чтению (1 класс) по теме

Мустафина Карина Ильдаровна

Урок обучения грамоте в 1 классе (ФГОС)

Тема: «Буква ь – показатель мягкости предшествующего согласного» («Школа России»)

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель:  познакомить с буквой  ь,  научить читать слова, в которых  есть ь.

Задачи:

- формирование у обучающихся навыка правильного чтения слов с  мягким знаком, умения   проводить звуко-буквенный анализ слов с ь.

- развитие речи,  логического мышления.

- воспитание умения выслушивать мнение товарищей, интереса к учению, доброжелательности.

- формирование  познавательных УУД: высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы;  коммуникативные: анализировать и исправлять ошибки; участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания;

- развитие самооценки учащихся.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок обучения грамоте в 1 классе (ФГОС)

Тема: «Буква ь – показатель мягкости предшествующего согласного» («Школа России»)

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель:  познакомить с буквой  ь,  научить читать слова, в которых  есть ь.

Задачи: 

- формирование у обучающихся навыка правильного чтения слов с  мягким знаком, умения   проводить звуко-буквенный анализ слов с ь.

- развитие речи,  логического мышления.

- воспитание умения выслушивать мнение товарищей, интереса к учению, доброжелательности.

- формирование  познавательных УУД: высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы;  коммуникативные: анализировать и исправлять ошибки; участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания;

- развитие самооценки учащихся.

Планируемые результаты:

Базовый уровень: правильное чтение слов с мягким знаком.

Повышенной сложности: уметь различать в словах мягкий знак – показатель мягкости; уметь объяснять написание мягкого знака в словах.

Оборудование, обеспечение:

  • учебник «Азбука. 1 класс»  В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л. А. Виноградская, М.В. Бойкина
  • интерактивная доска.
  • ЦОР: электронное приложение «Обучение грамоте, 1 класс»

Ход урока:

Этап урока

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Самоопределение к учебной деятельности.

Цель:

включить учащихся в учебную деятельность.

Самоопределение,

саморегуляция.

-  Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, настройтесь на работу. Проверьте посадку.

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

 Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

У нас на уроке гость. Отгадайте, кто он.

В голове снег,

В животе снег,

И в ногах снег,

И в руках снег,

Что за чудо человек?

(На доске появляется рисунок снеговика, к которому прикреплен конверт с заданиями)

- Снеговик принес конверт. Что же в нем?

Снеговик.

Ответы детей.

2. Артикуляционная зарядка.

-  Конверт мы сможем открыть, если справимся с игрой  «Эхо».                                   - Мы же справимся?

Я произношу предложение, а вы должны повторить только 2 последних звука.

Горит в комнате свеча.

Молоточком я стучу.

Наступила ночь.

Да.

Ча –ча – ча.

 Чу –чу – чу.

 Оч –оч – оч.

3. Актуализация знаний.

Цель:

зафиксировать индивидуальные затруднения в деятельности.

Регулятивные:

выдвижение гипотез.

- Молодцы! Какой повторяющийся звук вы услышали? Дайте ему характеристику.

-  Хорошо, вы готовы открыть конверт?

- Принимаете приглашение  Волшебницы – Зимы?

(Ученики выходят к доске, образуют круг. Учитель  бросает мяч – снежок и произносит задание, ученик отвечает на вопрос и  возвращает мяч).

- Назовите гласные, обозначающие твердость предшествующего согласного.

-  Назовите гласные, обозначающие мягкость предшествующего согласного.

- Назовите глухую пару звуку [г].

- Назовите звонкую пару звуку [т].

- Назовите буквы, обозначающие 2 звука в начале слова.

- Произнесите звук, который может быть только мягким.

Мы услышали звук [ч,]. Он согласный, т.к. во рту встретил преграду,  и всегда мягкий.

Один из учеников открывает конверт и достает письмо. Зачитывает его содержание классу:

Да.

А, О, У, Ы.

И, Я, Е.

[к]

[д]

Е, Я.

[ч]

4.Формулировка темы урока, постановка учебной цели.

Цель:        

организовать коммуникативное взаимодействие; согласовать цель и тему урока.

Регулятивные:

самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

- Поменяйте местами одинаковые снежки и прочитайте, что получилось.

- Предположите, о чём пойдет речь сегодня на уроке.

- Какую цель поставим перед собой?

- Верно, мы узнаем секрет ь. Научимся читать слова с новой буквой.

Буква Ь.

На уроке  мы будем знакомиться с новой буквой, с Ь.

Научимся читать слоги и слова с мягким знаком.

5. Работа по теме урока.

Цель:        

- организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения;        

Познавательные:

доказательство;

выдвижение гипотез и их обоснование;

- Откройте азбуки  на с.10, прочитайте пословицу, написанную вверху страницы.

- Как вы понимаете эту пословицу?

- Молодцы. Покажем своё умение отгадывать слова.

(Учитель загадывает загадки, а обучающиеся находят иллюстрации – отгадки и составляют к ним  звуковые схемы.)

Даже в зимнюю метель

Зелены сосна и …

Если есть у кисочки

На ушах две кисточки,

Эту киску берегись,

Потому что это …

Известно с давних

Нам времён,

Что эта птица –

Почтальон.

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко.

- Напечатайте слова под звуковыми схемами. (При работе над этим заданием могут появиться ошибки вида:

ГОЛУБ вместо ГОЛУБЬ,

 ЛОС вместо ЛОСЬ,

РЫС вместо РЫСЬ,

ЕЛ вместо ЕЛЬ. Необходимо подвести обучающихся к тому, что, если после согласного нет гласного, обозначающего мягкость согласного, то при написании используется Ь).

Красна птица опереньем, а человек уменьем.

Выдвижение предположений  и их обоснование.

1 ученик выполняет работу  у доски, остальные – на своих рабочих местах.

- Ель.

- Рысь.

- Голубь.

- Лось.

Фронтальная работа.

(Физкультминутка).

Каждый день по утрам

Делаем зарядку.

Очень нравится нам

Делать по порядку:

Весело шагать,

Руки поднимать.

Приседать и вставать.

Прыгать и скакать.

Дети выполняют движения

6. Первичное закрепление.        

Цель:        

- Зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи;        

Познавательные:

действие нравственно-этического оценивания;

выбор наиболее эффективных способов решения задач.

- Рассмотрите иллюстрацию на с.10 в азбуке.

- Какое время года изображено на рисунке?

- Кто изображен?

- Чем заняты лось и заяц?

-  Какое время суток изображено?

- Как вы догадались, что это ночь?

- Придумайте сказочную историю про лося.

- Молодцы. Прочитайте предложения под иллюстрацией (около голубого ромба).

- Как мы называем такие фразы?

- Почему так говорят?

- Какие буквы  в этих пословицах выделены жирным шрифтом?

- Посмотрите на рисунок в красной рамке на с. 11 учебника. Кто там изображен?

- Проведем звуковой анализ слов «гусь»,  «гуси».

- Чем похожи и чем различаются схемы этих слов?

- Какие гласные буквы  обозначают мягкость согласных звуков?

- Имеется ли на конце слова «гусь»  хотя бы одна из этих букв?

- Почему же тогда звук [ с,] произносится мягко?

- В чем же секрет мягкого знака?

- Посчитайте, сколько букв в слове «гусь».

- Сколько звуков в этом слове?

- Почему в слове «гусь» букв больше, чем звуков?

Фронтальная  работа.

Читают пословицы.

Обучающиеся объясняют смысл пословиц.

Мягкие знаки.

Гусь.

Фронтальная работа.

- Ответы детей.

- И, Е, Я. Как в слове «гуси» буква И смягчает предшествующий согласный звук [с,]

Нет

- В слове «гусь»  есть Ь. Он делает  предшествующий согласный мягким.

- Мягкий знак смягчает предшествующий согласный.

 4 буквы.

3 звука.

Мягкий знак не обозначает звука. Он смягчает предшествующий согласный.

6. Повторение.

Цель:

- тренировать навыки чтения слов с ь.

1)Работа с электронным приложением «Обучение грамоте. Буква Ь.»

2) Работа в азбуке на с 11-12.

Читать слова, предложения и тексты, обсуждать их, находить в них ответы на вопросы.

7. Рефлексия в учебной деятельности.        

Цель:        

- зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; оценить собственную деятельность;        

Познавательные:

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

- Какая была цель урока?

- Достигли мы её?

- Как это доказать?

- Какие же открытия мы вместе со СНЕГОВИКОМ  сделали сегодня на уроке?

- Каким получился наш урок? Что запомнилось больше всего?

- Кому за работу на уроке скажем: «Спасибо»?

- Поднимите руки, кто работал сегодня очень хорошо

- А теперь, кто может работать лучше?

- Покажите  свое настроение на пуговичках для снеговика.

- Научиться читать слова с ь.

- Мы узнали, что ь не обозначает звука, а служит для смягчения предшествующего согласного.

Обучающиеся показывают, как они оценили свою деятельность на уроке, наклеивают на СНЕГОВИКА цветные пуговки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 1 классе по теме: "Буква ь — показатель мягкости предшествующих согласных звуков".

Урок литературного чтения в 1 классе по теме:"Буква ь - показатель мягкости предшествующих согласных звуков"....

Конспект урока обучение грамоте 1 класс школа россии, «Буква ь – показатель мягкости предшествующего согласного»

Конспект урока обучение грамоте 1 класс школа россии, «Буква ь – показатель мягкости предшествующего согласного»...

Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе , тема "Буква ь-показатель мягкости предшествующих согласных звуков"

Урок строился  в соответствии с ФГОС на  основе  системно- деятельностного  подхода,  где детям надо было самим определить тему и учебные задачи урока, справиться с реальными ...

Конспект урока по литературному чтению в 1 классе по теме "Буква ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков"

Конспект урока по литературному чтению в 1 классе по теме "Буква ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков"...

Открытый урок по обучению грамоте по теме: «Буква «Е» - показатель мягкости предшествующего согласного в слоге - слиянии». 1 класс

Обучение чтению слияний слогов и слов с буквой "Е".Воспитание бережного отношения к лесу, природе.Значение пользы леса....

Технологическая карта урока обучения грамоте 1 класс по теме "Сопоставление слогов и слов с буквами Г и К"

Технологическая карта урока обучения грамоте 1 класс по теме "Сопоставление слогов и слов с буквами Г и К"...

Технологическая карта по обучению грамоте 1 класс на тему: "Буква Е,е как показатель мягкости предыдущего согласного"

Тип урока: общеметодологическийЦель урока: Формирование представлений у обучающихся о букве Е,е как показателе мягкости предыдущего согласного...