Открытый урок по обучению грамоте по теме: «Буква «Е» - показатель мягкости предшествующего согласного в слоге - слиянии». 1 класс
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Обучение чтению слияний слогов и слов с буквой "Е".

Воспитание бережного отношения к лесу, природе.

Значение пользы леса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок

 по обучению грамоте  по теме:

«Буква «Е» - показатель мягкости предшествующего согласного в слоге - слиянии».

1 класс

Учитель: Белякова Татьяна Николаевна.

Задачи:

1) Научить детей читать слоги – слияние с буквой «Е»;
2) Дать учащимся представление о значениях буквы «Е»;

3) Развивать речь, фонематический слух;
4) Воспитывать любовь к лесу и природе, понимать пользу леса.

Формирование УУД:  умение делать обобщение; осуществлять самоконтроль; работать с различными источниками информации.

Пропедевтика:  однокоренные слова, синонимы, части речи – имя существительное, имя прилагательное.

Оборудование:

  1.  плакат:
    Лес – наше богатство!
  2.  картина с изображением леса;
  3. набор предметных картинок для  акрофонического  чтения и логических упражнений;
  4. картины с изображением польза леса для человека и его применение.

    Ход урока:
    I   Сообщение темы и повторение.
    – Сегодня мы на уроке узнаем новое о букве "Е", научимся читать слоги – слияние с этой буквы. Я предлагаю вам отправиться в путешествие на поезде. Билетом на поезд будут ваши правильные ответы.


– Какие виды речи вы знаете?
– Из чего состоит наша речь?
– Из чего состоят предложения?
– Из чего состоят слова? Слоги?
– На какие группы делятся звуки в речи?
– Что вы знаете о гласных?
– Назовите согласные не звонкие.
– Назовите согласные всегда звонкие (не глухие).
– Назовите гласные обозначающие твёрдость согласных.
– Назовите гласные обозначающие мягкость согласных.
– Я задумала слог, в нём один звук, какой это звук? (Гласный)
– Я задумала слог, в нём два звука, какие это звуки? (Гласный и согласный, согласный и гласный)

II  Акрофоническое чтение.
– Билеты у нас есть. Сейчас мы отправляемся на поезде и у вас будет особое название. Оно зашифровано. По первым буквам каждого слово вы прочтёте название тех, кто путешествует
         Т             У              Р              И                  С                  Т
тетрадь       утка        рак        индюк        собака      трактор
 - картинки
– Нас много, значит как это записать? ( Добавьте «Ы»)
– На какие группы распределим слова, изображённые на предметных картинках?

Ответы:

1) слова, отвечающие на вопросы - кто? что?;

2) домашние животные;

3) предметы природы и предметы, сделанные руками человека.


III  Чтение слов с доски (домашнее задание)
сос I ны            руc I ски I е               сос I но I вы I е

е I ли                 кра I си I вы I е         е I ло I вы I е

о I си I ны         вы I со I ки I е          о I си I но I вы I е

                            но I вы I е            

– С какой новый буквой  вы познакомились на прошлом уроке? (Е)
– Что нового вы узнали об этой букве?
– Какой волшебной силой обладает буква "Е"? (обозначает два звука)

- В каких случаях (позициях) это бывает?
– Сегодня мы будем читать слияния с буквой "Е".

IV   Звуко – буквенный анализ слова «ЛЕС».
– Наш поезд остановился. Куда мы приехали вы сейчас узнаете отгадав загадку:
Дом со всех сторон открыт
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом!
Чудеса увидишь в нём! ( Лес)


– Произнесите слово «лес» протяжно. Сколько звуков в слове "лес"?

Если ли слияние? ([л’э]) и замочек [с])
– Гласный [э] после мягкого согласного звука обозначается буквой "Е"

(схема слова «лес»)    C:\Users\User\Desktop\пвпвапвапак.png
– Читаем так, чтобы ясно слышался мягкий согласный звук в начале слога «ЛЕ»  (Дети печатают в своих тетрадях).
– Какую букву добавим, чтобы получилось слово лес?

V  Чтение и печатание слогов – слияний.
– На лесной поляне растёт множество цветов. А сорвать их может тот, кто прочитает слово (слышим [э], пишем "Е", согласный произносится мягко).
   
НЕ          КЕ          СЕ           РЕ             ЛЕ          ТЕ               ВЕ 

(небо     кепка   серый     рельсы    лето     телефон      ветер)

(нефть   кефир   сено       река          лев       тесто           ведро)


– Чтение хором слогов. Игра "Доскажи словечко".
– Давайте напечатаем слоги в тетрадь. Какого цвета возьмём карандаш? Почему?

VI   Физминутка.
Ветер дует нам в лицо, закачалось деревцо!

Ветер тише, тише, тише…Деревцо всё выше, выше, выше…


VII   Чтение рассказа из "Азбуки" и дополнительно.

а) – Подберите родственные слова к слову «ЛЕС».
ЛЕС                    - Кто такой лесник?

ЛЕСНОЙ          -  Придумайте предложение с любым из этих слов

ЛЕСНИК

б) Чтение предложений из "Азбуки".
– Какой знак стоит в конце предложения? (!)
– Как надо прочитать его?
– Чем отличается ель от сосны?

в) Чтение дополнительного рассказа "Лес – малышок".
– Как называется такой маленький лес? (Питомник)
г) Чтение рассказа "Лес" из Азбуки. («жужжащие»,  по предложениям) стр. 74
– Назовите деревья, которые росли в лесу?
– Сколько лет они росли?! (Восхищение и удивление)
– Каким другим словом можно заменить слово красивые?

(Прекрасные, великолепные)
д) - Какие деревья растут в лесу ещё? (ответы детей)

    - Королевы леса остается ЕЛЬ.
Прочтите слова:   АКВАР -
s1200.png

                                         ТР -  

                                         Щ -        

                                   МОД -

                                   ТОНН -    

е) – Какое слово спряталось в слове ЕЛЬ ( Ел)
   – Добавьте букву и получите новое слово ( Сел )

VIII   Беседа о пользе леса и бережном отношении к нему.
Работа, рассказ по плакату.
Чтение пословиц с доски:
                                       Мало леса – посади,
                                      Много леса – береги.

– Как должны ввести себя туристы в лесу?
– Что значит:
Лес – наше богатство!
(человек много получает от леса:
- мебель;
- лекарственные травы;
- чистый воздух;
- животных, птиц, когда разрешена охота;
- одежду и многое другое, а чем вы узнаете на уроках в школе.

IX   Рефлексия.

X   Подведение итогов урока.

- Ребята, понравилось ли наше путешествие сегодня на уроке?

- Когда буква «Е» обозначает два звука?

- Когда буква «Е» указывает на мягкость согласного звука?

- Что на уроке вызвало у вас затруднение?

XI   Домашнее задание.

Читать слова с буквой «Е», рассказ «Лес» (стр. 74).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 1 классе по теме: "Буква ь — показатель мягкости предшествующих согласных звуков".

Урок литературного чтения в 1 классе по теме:"Буква ь - показатель мягкости предшествующих согласных звуков"....

Буква «я» - показатель мягкости предшествующего согласного в слоге-слиянии

Урок по обучению грамоте в 1 классе с использованием учебника «Азбука», автора В.Г. Горецкого по УМК «Школа России»Тема урока: «Буква «я» - показатель мягкости предшествующего согласногов слоге-слияни...

Буква «я» - показатель мягкости предшествующего согласного в слоге-слиянии».

Урок обучения грамоте по программе "Школа России", но может быть использован по другим программам....

Технологическая карта урока обучения грамоте в 1 классе на тему: «Буква ь – показатель мягкости предшествующего согласного»

Урок обучения грамоте в 1 классе (ФГОС) Тема: «Буква ь – показатель мягкости предшествующего согласного» («Школа России»)Тип урока: урок открытия нового знанияЦель:...

Конспект урока обучение грамоте по теме "Буква «я» - показатель мягкости предшествующего согласного в слоге-слиянии"

Цель урока: ознакомить учащихся с новой функцией буквы «я», в случаях, когда она стоит после согласного;  учить читать слоги с буквой «я», находить такие слогосл...

Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе , тема "Буква ь-показатель мягкости предшествующих согласных звуков"

Урок строился  в соответствии с ФГОС на  основе  системно- деятельностного  подхода,  где детям надо было самим определить тему и учебные задачи урока, справиться с реальными ...