Буква «я» - показатель мягкости предшествующего согласного в слоге-слиянии
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Быкова Екатерина Игоревна

Урок по обучению грамоте в 1 классе с использованием учебника «Азбука», автора В.Г. Горецкого по УМК «Школа России»

Тема урока: «Буква «я» - показатель мягкости предшествующего согласного

в слоге-слиянии».

Цель урока: ознакомить учащихся с новой функцией буквы «я», в случаях,

                   когда она стоит после согласного;

                   учить читать слоги с буквой «я», находить такие слогослияния

                   в словах, систематизировать свои знания о букве «я»;

                   развивать речь учащихся и пополнять лексический запас.

Формируемые УУД

Познавательные УУД:

-соединение с другими буквами.

-нахождение путей выхода из проблемной ситуации.

Коммуникативные УУД:

– сотрудничество учеников в паре.

-планирование совместной деятельности.

-умение донести свою позицию и понять других.

Регулятивные УУД

– контролирование своей деятельности по ходу и через результат выполнения задания.

Личностные УУД

- умение оценивать свои и чужие действия, стремления к созидательной деятельности.

Оборудование: учебник В. Г. Горецкий «Азбука», интерактивная доска, презентация к уроку, «Азбука»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_obucheniyu_gramote_v_1_klasse.docx32.58 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по обучению грамоте в 1 классе с использованием учебника «Азбука», автора В.Г. Горецкого по УМК «Школа России»

Тема урока: «Буква «я» - показатель мягкости предшествующего согласного

в слоге-слиянии».

Цель урока: ознакомить учащихся с новой функцией буквы «я», в случаях,

                   когда она стоит после согласного;

                   учить читать слоги с буквой «я», находить такие слогослияния

                   в словах, систематизировать свои знания о букве «я»;

                   развивать речь учащихся и пополнять лексический запас.

Формируемые УУД

Познавательные УУД:

-соединение с другими буквами.

-нахождение путей выхода из проблемной ситуации.

Коммуникативные УУД:

– сотрудничество учеников в паре.

-планирование совместной деятельности.

-умение донести свою позицию и понять других.

Регулятивные УУД

– контролирование своей деятельности по ходу и через результат выполнения задания.

Личностные УУД

- умение оценивать свои и чужие действия, стремления к созидательной деятельности.

Оборудование: учебник В. Г. Горецкий «Азбука», интерактивная доска, презентация к уроку, «Азбука»

Ход урока.                                                                                                         Слайд  1 

  1. Организационный момент.

     Приветствие. Организация внимания учащихся.

II.  Актуализация опорных знаний.                                              

Учитель:

— С какой буквой мы познакомились на прошлом уроке?

    (с буквой «я»)

— Посмотрите на доску  (на слайд):

— Сегодня у нас в гостях буква  Я. Она приплыла к нам на

    кораблике. Буква Я — настоящая морячка, Она подготовила

   для вас интересные задания.

На слайде:

    оликбя                                                                                                        Слайд 2

    ляноби

    яоз

    аря

 — Составьте слова из каждой группы букв.

    яблоки

яблони

Зоя

Рая

— Что можно сказать о словах яблоки и яблони?

    (слово яблони – название фруктового дерева, слово яблоки

обозначает  название плодов этого дерева)

— Что общего у этих двух слов? (они начинаются с буквы «я»)

— Сколько букв в этих словах? (по 6 букв)

— Сколько звуков в этих словах?

    (яблоки – 7 звуков,  яблони – 7 звуков)

— Почему количество букв и звуков не совпадает?

(т.к. буква «я» стоит в начале слова и имеет два звука [й’a])

— Что общего у слов Зоя и Рая?

  1. это женские имена;
  2. буква стоит после гласной и обозначает два звука [й’a];
  3. в этих словах по три буквы и 4 звука.

Учитель:

Всем на свете буква  Я

Доложить готова:

А вы знаете, кто я?

   Я не только буква Я –

   Буква, слог и слово! (А. Шибаев)

— В каких из этих слов буква «я» образует слог? (Зо-я, Ра-я)

— Отгадайте имя девочки по первым звукам каждого слова:                Слайд  3

ябеда,  напёрсток,  аквариум —Яна

— Что можно сказать о букве «я» в этом слове?

    (Буква «я» стоит в начале слова, имеет два звука,

образует слог).

Работа в парах:

—Придумайте ещё имена с буквой «я», чтобы они

начинались со слога я.

  (Я-ша,  Я-ков, Я-ро-слав, Я – ро – сла – ва)

Проверка: заслушиваются ответы двух- трёх пар.

III. Слоговой аукцион. Работа в группах (3 группы).                            Слайд  4

— Найдите слова в слове. Кто больше найдёт таких слов?

     ярмарка (яр, марка, мак, як, рама, арка, ар)

     ябеда      (я, беда, еда, да, яд)

ягода      (я, год, да, Яга, яд, ода)

Проверка: один из учеников группы называет получившиеся

                  слова. Выигрывает группа, назвавшая большее

                  количество слов.

(* Яр - крутой, обрывистый берег реки, обрыв).

Учитель:

— Какое слово обозначает ежегодный  регулярный большой торг, распродажу товаров обычно с увеселениями и развлечениями, проводимый в одном месте

и в одно время? (ярмарка)

У нас на Руси первые ярмарки появились примерно 500 лет назад! (16 век)

Учитель:

— Что общего у этих трёх слов? (Буква «я» стоит в начале слова,

имеет два звука[й’a]).

IV. Формулировка темы и целей урока.                                                       Слайд 5

Учитель:

— Прочитайте слова:

аллея

поляна

деревья

земляника

1.Наблюдение.

  — Посмотрите на местонахождение буквы «я» в данных словах.

  — В каких словах «я» имеет два звука? Почему?

      (аллея – «я» стоит после гласной буквы «е» и имеет два звука [й’a];

       деревья –«я » стоит после буквы «ь» и имеет два звука [й’a]).

  — В каких словах буква «я» находится после согласной?

      (поляна, земляника)

  — Назовите слоги с буквой «я»: поляна – ля

                                                    земляника – ля.

 — Что такое «поляна»? (Это небольшой ровный участок в лесу, без деревьев).

  —Как называется поляна, на которой растёт много земляники?

     (земляничная поляна)

 — Верно. И мы сейчас окажемся вместе с буквой Я на такой поляне.

Эта поляна не простая –волшебная – поможет

 запомнить новый материал.

2. Физминутка.

На полянку мы заходим,

Много ягод там находим.

Мы по ягоды идём, дружно ягоды берём.

Посмотри-ка, погляди-ка: ах, какая земляника!

Земляника так душиста,

Что не лень нам наклониться.

Ниже, ниже приседай.

А теперь скорей вставай.

Выше, выше, высоко прыгайте легко-легко.

Ягодки покушайте,                                                                                 Слайд  6

Тишину послушайте.

    3. Учитель:

— Сегодня на уроке мы познакомимся с новой работой

    буквы «я», будем читать слоги, в которых буква «я» стоит

     после согласной буквы.

V.Изучение нового материала.

1. Фонетический анализ слога. Интонирование звуков в слоге –ля-  .

— Назовите в слоге –ля-  первый звук – [л’]

— Какой это звук?(согласный, мягкий, звонкий)

— Назовите второй звук в этом слоге – потяните его. Какой звук вы слышите?

   [а]

— Так какую работу выполняет буква «я», если стоит после согласного?

Вывод (делают учащиеся):

  буква «я» обозначает звук [а] и мягкость предшествующего согласного.

2.  Осмысление новых умений и навыков.                                            Слайд  7,8,9

Учитель:

— Прочитайте названия (читают сильные учащиеся):

мята, мятлик, ромашка, овсяница, одуванчик,

гвоздика травянка, трясунка,колокольчик.

— Выберите только те названия растений, где буква «я»

  обозначает мягкость предшествующего согласного.

— Какие же растения будут расти на нашей поляне? (мя-та, мят-лик, ов-ся-ни-ца,гвоздика тра-вян-ка,тря-сун-ка).

3. Систематизация полученных знаний.

Учитель:

— Если буква «я» стоит после согласного, то она обозначает звук [а] и мягкость предшествующего согласного звука.

VI. Физминутка.                                                                                        Слайд 10

Учитель:

— Нашу полянку облюбовали разные птицы.

Недавно у них вывелись детёныши. Я буду называть птичек,

которые любят бывать на поляне. Если в их названиях есть

 слогослияние с буквой «я», вы изображаете полёт птиц,

а если нет – вы приседаете:                                                                                    

(Соколята, аистята, соловушки, утята, орлята, пеночки,

 тетеревята, ласточки, жаворонки).

 — Давайте закроем глаза и  послушаем пение соловья (релаксация).

VII. Закрепление изученного материала.                                              Слайд 11

1. Тренинг в чтении: мя, ня, ря, ля, вя, зя, бя, ся, пя, дя, тя.

— Прочитаем слоги:

а) в прямом порядке;

б) в обратном порядке.

2.  Посмотрите, как образовался этот ряд слогов и

 продолжите его: мям, нян, ...

3. Работа со словосочетаниями.                                                        Слайд 12,13

Учитель:

— Как можно сказать о поляне?.

    Какая она?

    лесная, небольшая, круглая, зелёная, благоухающая

— А что можно сказать о землянике?

   земляника: ....

  (садовая, крупная, красная, вкусная, душистая)

— Обратите внимание на слова, отвечающие на вопрос

какая?

— Что можно сказать о букве «я» в этих словах? (имеет два звука [й’a],

     т.к. стоит после гласной буквы)

4. Работа с текстом «Земляника».                                                          Слайд  14

   а)Земляника.

         Летнее солнце пригрело лес. На низких кустиках

появились беленькие глазки цветков земляники.

 По вкусу земляника занимает первое место среди ягод.

Учитель:

— Почему земляника занимает первое место среди ягод?

    (Она самая сладкая и душистая ягода русского леса)

— Где созревает земляника? (на порубках)

    ( Рассказ учеников о землянике из дополнительного материала  на карточках –

     о порубках).

— Что такое порубки? (места вырубки сосен и елей)

— Подберите близкое по значению слово к слову душистая – ароматная)

б) Чтение по «Азбуке» стр. 116.

VIII. Итог урока.                                                                                    Слайд 15

Учитель:

— Давайте подведём итоги урока.

С какой буквой мы работали на уроке?

    Что нового вы узнали сегодня о букве «я»?

— Приведите примеры  таких слов. Вам может помочь

волшебная полянка и буква Я.

  берёза   ключ   вишня   туфля   ягода   Яша

IX. Рефлексия.

— Давайте оценим свою работу. На столах у вас сигнальные карточки.

Если вы считаете, что со всеми заданиями справились хорошо, то поднимите карточку  зелёного цвета. А если вы не очень довольны своей работой на уроке, то поднимите карточку красного цвета.

Какие Вы молодцы!!! Буква «Я» не хочет с Вами расставаться и просит Вас выполнить её задание «Подобрать по три слова, в которых буква «Я» встречается в начале слова, в середине и в конце». Кто справится с заданием того «Я» примет в свои друзья!

В экспертную  комиссию муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России-2015», номинация «Педагогический дебют»  

Русский язык

(обучение грамоте)

1 класс

УМК «Школа России»

учебник «Азбука», автор В.Г. Горецкий

Буква «я» - показатель

мягкости предшествующего

 согласного в слоге-слиянии

Разработчик урока

 учитель начальных классов

МБОУ СОШ №3 г. Ессентуки

Быкова Екатерина Игоревна

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буква «я» - показатель мягкости предшествующего согласного в слоге-слиянии».

Урок обучения грамоте по программе "Школа России", но может быть использован по другим программам....

Азбука – к мудрости ступенька. Звук [а]. Буквы А, а; их функции. Письмо строчной и заглавной буквы А, а. Кто скоро помог, тот дважды помог. Звук [о]. Буквы О, о; их функции в слоге-слиянии. Письмо строчной и заглавной букв О, о.

Азбука – к мудрости ступенька. Звук [а]. Буквы А, а; их функции. Письмо строчной и заглавной буквы А, а.Кто скоро помог, тот дважды помог. Звук [о]. Буквы О, о; их функции в слоге-слиянии. Письм...

Конспект урока обучение грамоте по теме "Буква «я» - показатель мягкости предшествующего согласного в слоге-слиянии"

Цель урока: ознакомить учащихся с новой функцией буквы «я», в случаях, когда она стоит после согласного;  учить читать слоги с буквой «я», находить такие слогосл...

Открытый урок по обучению грамоте по теме: «Буква «Е» - показатель мягкости предшествующего согласного в слоге - слиянии». 1 класс

Обучение чтению слияний слогов и слов с буквой "Е".Воспитание бережного отношения к лесу, природе.Значение пользы леса....

Технологическая карта урока литературного чтения в 1 классе «Гласные буквы Ё,ё – показатель мягкости предшествующего согласного звука в слоге-слиянии»

Цель урока: создать условия для закрепления ознакомления учащихся с особенностью буквы ё (обозначать целый слог-слияние – два звука [й’о]), чтение слогов и слов с буквой «ё»....

Технологическая карта "Буква ё – показатель мягкости предшествующего согласного звука в слоге-слиянии"

Технологическая карта к письма в 1 классе "Буква ё – показатель мягкости предшествующего согласного звука в слоге-слиянии"...