Буква «я» - показатель мягкости предшествующего согласного в слоге-слиянии».
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Мироненко Марина Николаевна

Урок обучения грамоте по программе "Школа России", но может быть использован по другим программам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_obucheniyu_gramote_v_1_klasse.docx41.26 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по обучению грамоте в 1 классе. От 30.11.

Тема урока: «Буква «я» - показатель мягкости предшествующего согласного  в слоге-слиянии».

Цель урока: ознакомить учащихся с новой функцией буквы «я», в случаях,   когда она стоит после согласного;  учить читать слоги с буквой «я», находить такие слогослияния   в словах, систематизировать свои знания о букве «я»;развивать речь учащихся и пополнять лексический запас.

Формируемые УУД

Познавательные УУД:

-соединение с другими буквами.

-нахождение путей выхода из проблемной ситуации.

Коммуникативные УУД:

– сотрудничество учеников в паре.

-планирование совместной деятельности.

-умение донести свою позицию и понять других.

Регулятивные УУД

– контролирование своей деятельности по ходу и через результат выполнения задания.

Личностные УУД

- умение оценивать свои и чужие действия, стремления к созидательной деятельности.

Оборудование: учебник В. Г. Горецкий «Азбука», презентация к уроку, «Азбука»

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Добрый день и добрый час.
Я приветствую всех вас.
Чтобы новое узнать,
Надо нам урок начать.
А в работе нам помогут:
Ушки (потирает уши),
Глазки (широко раскрывает глаза),
Ручки (потирание кистей рук),
Голова (круговые движения головой).
Ну, а ротик мы попросим Нам в работе не мешать,
Когда спросят отвечать.   (для снятия напряжения)

  1.  Актуализация опорных знаний.                                              

Учитель:

— С какой буквой мы познакомились на прошлом уроке?   (с буквой «я»)

— Посмотрите на доску  (на слайд):

— Сегодня у нас в гостях буква  Я. Она приплыла к нам на  кораблике. Буква Я — настоящая морячка, Она подготовила    для вас интересные задания.

  У буквы Я накопилось много вопросов и, я думаю, что вы сможете  ей помочь найти на них ответы.

     Игра «Верно ли, что…»  (ответы выкладывают цветными фишками)- раздать  квадратики.

  • Верно ли что,  наша речь состоит из предложений?
  • Верно ли что, звуки мы пишем, а буквы слышим?
  • Верно ли что,  звуки делятся на гласные и согласные?
  • Верно ли что, согласные  звуки образуют слог?
  • Верно ли что, согласные звуки бывают твердые и мягкие?
  • Верно ли что, согласные звуки всегда только звонкие?
  • Верно ли что, гласные буквы указывают на твердость или мягкость согласных?

                                     (проверим как выполнили задание)

На слайде: Составьте слова

    оликбя                                                                                                       

    ляноби

    яоз

    аря

 — Составьте слова из каждой группы букв.

    яблоки

яблони

Зоя

Рая

— Что можно сказать о словах яблоки и яблони?

    (слово яблони – название фруктового дерева, слово яблоки  обозначает  название плодов этого дерева)

— Что общего у этих двух слов? (они начинаются с буквы «я»)

— Сколько букв в этих словах? (по 6 букв)

— Сколько звуков в этих словах?   (яблоки – 7 звуков,  яблони – 7 звуков)

— Почему количество букв и звуков не совпадает?

(т.к. буква «я» стоит в начале слова и имеет два звука [й’a])

— Что общего у слов Зоя и Рая? это женские имена; буква стоит после гласной и обозначает два звука [й’a]; в этих словах по три буквы и 4 звука.

Учитель:

Всем на свете буква  Я

Доложить готова:

—А вы знаете, кто я?

   Я не только буква Я

 –  Буква, слог и слово! (А. Шибаев)

— В каких из этих слов буква «я» образует слог? (Зо-я, Ра-я)

— Отгадайте имя девочки по первым звукам каждого слова:                

ябеда,  напёрсток,  аквариум —Яна

— Что можно сказать о букве «я» в этом слове?  (Буква «я» стоит в начале слова, имеет два звука, образует слог).

  1. Постановка проблемы урока.

-  Буква  Я  так спешила к нам на урок, что по пути растеряла в словах некоторые буквы. Давайте поможем букве Я  вернуть потерянные буквы.

_ ма,  _ блоки,  Зо _,  зме_,  _ зык,  реб_та.

- Какие слова  получились? Буква Я мне шепнула, что эти слова можно разделить на группы? Какие слова отнесем к первой группе? Почему?

 - Ко второй группе? Почему?

- Какое слово у нас осталось? Почему вы не отнесли его ни к первой, ни ко второй группе?

-  Давайте разделим это слово на слоги, поставим ударение.

А теперь  медленно произнесем слово по слогам и прислушаемся к каждому звуку в нем.

Составление  схемы слова ребята.

  1. Работа по теме  урока: Наблюдение.

Учитель:

— Прочитайте слова:

аллея

поляна

деревья

земляника

1.Наблюдение.

  — Посмотрите на местонахождение буквы «я» в данных словах.

  — В каких словах «я» имеет два звука? Почему? (аллея – «я» стоит после гласной буквы «е» и имеет два звука [й’a];  деревья –«я » стоит после буквы «ь» и имеет два звука [й’a]).

  — В каких словах буква «я» находится после согласной? (поляна, земляника)

  — Назовите слоги с буквой «я»: поляна – ля

                                                    земляника – ля.

 — Что такое «поляна»? (Это небольшой ровный участок в лесу, без деревьев).

  —Как называется поляна, на которой растёт много земляники?   (земляничная поляна)

 — Верно. И мы сейчас окажемся вместе с буквой Я на такой поляне.

   2.Чтение слов.

Учитель:

— Прочитайте названия (читают сильные учащиеся):

мята, мятлик, ромашка, овсяница, одуванчик, гвоздика травянка, трясунка, колокольчик.

— Выберите только те названия растений, где буква «я»  обозначает мягкость предшествующего согласного.

— Какие же растения будут расти на нашей поляне? (мя-та, мят-лик, ов-ся-ни-ца,гвоздика тра-вян-ка,тря-сун-ка).

3. Систематизация полученных знаний.

Учитель:

— Если буква «я» стоит после согласного, то она обозначает звук [а] и мягкость предшествующего согласного звука.

                                 . Физминутка.                                                                                       

Учитель:

— Нашу полянку облюбовали разные птицы.

Недавно у них вывелись детёныши. Я буду называть птичек,  которые любят бывать на поляне. Если в их названиях есть  слова  с буквой «я», вы изображаете полёт птиц,  а если нет – вы приседаете:                                                                                    

(Соколята, аистята, соловушки, утята, орлята, пеночки,   тетеревята, ласточки, жаворонки).

 — Давайте закроем глаза и  послушаем пение соловья (релаксация).

3. Работа со словосочетаниями.                                                        

Учитель:

— Как можно сказать о поляне?.

    Какая она?   лесная, небольшая, круглая, зелёная, благоухающая

— А что можно сказать о землянике?

   земляника: .... (садовая, крупная, красная, вкусная, душистая)

— Обратите внимание на слова, отвечающие на вопрос какая?

— Что можно сказать о букве «я» в этих словах? (имеет два звука [й’a],    т.к. стоит после гласной буквы)

4. Работа с текстом «Земляника».                                                         

   а)Земляника.

         Летнее солнце пригрело лес. На низких кустиках  появились беленькие глазки цветков земляники. По вкусу земляника занимает первое место среди ягод.

Учитель:

— Почему земляника занимает первое место среди ягод?

    (Она самая сладкая и душистая ягода русского леса)

— Где созревает земляника? (на порубках) ( Рассказ учеников о землянике из дополнительного материала  на карточках –   о порубках).

— Что такое порубки? (места вырубки сосен и елей)

— Подберите близкое по значению слово к слову душистая – ароматная)

б) Чтение по «Азбуке» стр. 114-116.

  1. VIII. Итог урока.                                                                                   

Учитель:

— Давайте подведём итоги урока.  С какой буквой мы работали на уроке?

    Что нового вы узнали сегодня о букве «я»?

— Приведите примеры  таких слов. Вам может помочь  волшебная полянка и буква Я.

 берёза   ключ   вишня   туфля   ягода   Яша


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте « Буква Ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков»

Разработка включает презентацию, технологическую карту и индивидуальный маршрут к уроку   « Буква Ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков».Учебный предмет: обучение грамоте....

Урок литературного чтения в 1 классе по теме: "Буква ь — показатель мягкости предшествующих согласных звуков".

Урок литературного чтения в 1 классе по теме:"Буква ь - показатель мягкости предшествующих согласных звуков"....

Буква «я» - показатель мягкости предшествующего согласного в слоге-слиянии

Урок по обучению грамоте в 1 классе с использованием учебника «Азбука», автора В.Г. Горецкого по УМК «Школа России»Тема урока: «Буква «я» - показатель мягкости предшествующего согласногов слоге-слияни...

Конспект урока обучение грамоте по теме "Буква «я» - показатель мягкости предшествующего согласного в слоге-слиянии"

Цель урока: ознакомить учащихся с новой функцией буквы «я», в случаях, когда она стоит после согласного;  учить читать слоги с буквой «я», находить такие слогосл...

Открытый урок по обучению грамоте по теме: «Буква «Е» - показатель мягкости предшествующего согласного в слоге - слиянии». 1 класс

Обучение чтению слияний слогов и слов с буквой "Е".Воспитание бережного отношения к лесу, природе.Значение пользы леса....

Технологическая карта "Буква ё – показатель мягкости предшествующего согласного звука в слоге-слиянии"

Технологическая карта к письма в 1 классе "Буква ё – показатель мягкости предшествующего согласного звука в слоге-слиянии"...