Технологическая карта урока обучения грамоте в 1 классе: «Буквы «Д , д» обозначающие согласный звук [д, д,].
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

«Буквы «Дд», обозначающие согласный звук [д, д,

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka.doc101.5 КБ

Предварительный просмотр:

Организационная информация

Автор урока\мероприятия:  Цепалова Л.Я.учитель

Образовательное учреждение: МБОУ «СШ № 17»

Предмет\автор учебника: обучение грамоте, учебник «Букварь» под редакцией А.О.Евдокимовой.

Класс: 1 класс

Тема урока: «Буквы «Д ,д» обозначающие согласный звук [д, д,]. Чтение слов, предложений и текстов с буквами Д 

Классификация урока:  тип урока «Урок открытия нового  знания». Данный урок включен в тематическое планирование по обучению грамоте (букварный период). Поэтому для усвоения изучаемого материала есть предпосылки:

  • учащиеся знают гласные буквы и звуки, частично согласные;
  • знают в чем отличие звуков от букв;
  • умеют производить звуко-буквенный анализ слова с изученными буквами;
  • умеют читать схемы предложений;

Краткая характеристика класса: традиционный класс.

Цели урока:

  • Образовательная:  познакомить детей с новой буквой и звуком; формировать навыки слогового, правильного, сознательного, выразительного, беглого чтения.
  • Развивающая: учить детей работать с текстом, закреплять знания о звонких и глухих парных согласных, развивать внимание, мышление, фонематический слух, речь.
  • Воспитательная: воспитывать дружелюбие, взаимопомощь, интерес к школе, самостоятельность в работе, чувство ответственности за качество своего труда.

Здоровьесберегающая: создание благоприятных условий на уроке для учащихся

Формирование УУД.

Необходимое оборудование и материалы: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация, выполненная в программе Microsoft Office PowerPoint 2007,  учебник «Букварь» А.О.Евдокимовой

Планируемые результаты –

Предметные умения: Сформировать умение соотносить согласный звук и букву, которой он соответствует; освоить способы определения мягкости и твёрдости согласного звука; сформировать умения различать звонкость и глухость согласного звука, выделять согласные звуки, давать им характеристику.

Универсальные учебные действия:
Личностные универсальные учебные действия: формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу, способность к самооценке.
Регулятивные универсальные учебные действия: преобразовывать практическую задачу в познавательную, самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия.
Познавательные универсальные учебные действия: использовать таблицы, модели, схемы, строить речевые высказывания в устной форме, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, проводить сравнение, классификацию, группировку, обобщение по заданным критериям.
Коммуникативные универсальные учебные действия: формулировать собственное мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (при работе в паре, в группе)

Технологическая карта урока обучения грамоте в 1 классе

Тема: «Буквы «Д , д» обозначающие согласный звук [д, д,]. Чтение слов, предложений и текстов с буквами Д».

Этап урока

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формирование

УУД

I.Организационный момент

1

- Ребята, к нам сегодня пришли гостя. Давайте дружно с ней поздороваемся.

_ Всем, всем, добрый день.

Прочь с дороги наша лень

Не мешай учиться.

  -Ребята, вам тепло?(да)

-В классе светло? (да)

-Прозвенел звонок?

-Только начался урок?

-Хотите учиться?

-Тогда можно садиться.

-Все расселись по местам.

-Никому не тесно?

-По секрету скажу вам: «Будет интересно»!

Приветствует учащихся, настраивает их на работу.

Приветствуют учителя.

Проверяют готовность к уроку.

Регулятивные действия. Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.

Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.

II. Речевая разминка

2

Выполним упражнения на постановку дыхания

 1. Потуши свечи (отдельно каждую, все сразу) Слайд 2

2. Сделайте глубокий вдох и на выдохе произнесите изученные согласные буквы по  «ленте букв».

3. Прочитайте гласные буквы по «ленте букв» на одном дыхании

II. Актуализация опорных знаний.

5

Составление кластера.          

 Слайд3

- На какие 2 группы делятся все звуки? (Гласные и согласные).

- гласные мы обозначаем красным квадратом

- Что вы можете сказать про гласные звуки, какие они бывают? (Ударные и безударные).

- Что вы можете рассказать про согласные звуки, какие бывают согласные звуки? (Твёрдые, мягкие и звонкие, глухие).

Игра «Заселение гласных  букв в домики»

-Что объединяет первую группу букв? (все гласные)

- На какие группы их можно разделить? (после твердого и мягкого согласного)

-Что объединяет вторую группу букв?

- На какие группы их можно разделить?(звонкие и глухие)

- К какой группе мы отнесём букву Д?

Повторение системы ранее усвоенных учебных действий, необходимых и достаточных для восприятия нового материала, осознание необходимости получения новых знаний

Учащиеся вспоминают ранее изученные буквы и звуки. Характеризуют их.

Познавательные УУД

III.     Постановка темы урока. Постановка целей урока.

1

IV. Работа над новым материалом.

6

V. Физминутка под музыку.

1+2

VI.Работа по учебнику.

5

2

2

-  Мы продолжаем путешествие по алфавиту

                                   

- Кто догадался, какая тема нашего урока?

(Знакомство  с буквой Д)

- Какую цель мы поставим себе на уроке? Слайд4

(Познакомиться с буквой Д, научиться читать слоги и слова с буквой Д)

- Проведем небольшую исследовательскую работу.

Загадки. Слайд5

  Вот какой забавный случай

Поселилась в ванной туча.

Дождик льется с потолка

Мне на спину и бока.

До чего ж приятно это!

Дождик теплый, подогретый.

На полу не видно луж,

Все ребята любят… (душ).

Кто в беретке ярко-красной,

В черной курточке атласной?

На меня он не глядит,

Все стучит, стучит, стучит. (Дятел.) Слайд6

Рубрика «Это интересно знать».

Карточка 2.

Работы у дятла в лесу много. Он не только врач, но еще и вроде плотника. За свою жизнь он выдалбливает десятки дупел, и его дупла служат домиками для птичек.

Плотник — профессия человека, который обрабатывает древесину и превращает её в детали, стройматериалы.

Воспитательный момент.

- Откройте «Букварь» на с. 98, рассмотрите схемы под рисунками.

– Выполните звуко - буквенный анализ слов «душ» Слайд7

 (вместе),

 «дятел» (самостоятельно) Слайд8

- сколько гласных звуков, согласных, слогов, ударение, сходства и различия в схемах т.е подробный анализ  

– Сравните звуки, указанные в схемах стрелочкой.

– Что же это за звуки? (Согласные; при произнесении этих звуков воздух встречает преграду.)

(Звуки произносятся твердо и мягко.)

(Звонкий или глухой звук.)

– Назовите букву, которой можно обозначить звуки [д], [д’].

                Вот стоит, дымок пуская,

                Буква Д – труба печная.

Вывод: буква Д обозначает два согласных звонких звука: твёрдый и мягкий. Слайд9

 Проведём ещё одно небольшое исследование и узнаем, где могут встречаться звуки   [д], [д’] в словах.

- мультфильм, составление рассказа

- ищут слова со звуками [д], [д’]

Вывод: звуки  [д], [д’] встречаются в начале слова, в середине, а в конце слова оглушаются.

Чтение слогов по букварю. Слайд10

  • Прочитайте слоги с буквой д.
  • Прибежал весёлый а, прочитали дети: да!
  • Прибежал задорный о, прочитали дети: до!
  • Прибежал угрюмый у, прочитали дети: ду!
  • Прибежал пузатый ы, прочитали дети: ды!
  • Прибежал тихоня и, прочитали дети: ди!
  • Прочитайте слоги по строкам..
  • Прочитайте выборочно только те слоги, в которых буква д обозначает твёрдый согласный звук.

Прочитайте только те слоги, в которых буква д обозначает мягкий согласный звук

- Подумайте, от чего зависит мягкость и твердость согласных звуков д, д’?(от того какая буква стоит после них: появляется  схема               Слайд11

  • е, и…..                                  

 - а, о, у , ы

Играем вместе (распределяем слоги с твердым и мягким звуком д, д’) по времени

Вывод: Мягкость и твёрдость звука зависит от гласного, который находится после него.

Чтение слов с буквой Д.  

  •     Прочитайте слова по столбцам, по строкам.
  • Прочитайте слова, в которых только один слог.(односложные)
  •        Прочитайте слова, в которых два слога.(двусложные)

-       Прочитайте только имена.  

Чтение предложений.

  • Прочитайте предложения на 99 странице букваря.
  • Прочитайте первое предложение.
  • Определите, можно ли по нему догадаться, на какой картинке Надя, а на какой — Лида?
  • Прочитайте ту часть предложения, в которой говорится о Лиде.
  • Найдите на рисунке Лиду.
  • Прочитайте ту часть предложения, в которой говорится о Наде.
  • Найдите на рисунке Надю.

Учитель создает ситуацию, при которой возникает необходимость получения новых знаний

Развитие фонематического слуха

Привлечение внимания детей к принципиально новым сведениям, развитие умения распознавать букву и звук

Показ рифмованных движений для снятия переутомления

Ученики самостоятельно пытаются сформулировать тему и цель урока

Учащиеся дают характеристику звука  Д

Повтор рифмованных движений для снятия переутомления за учителем или учениками

Познавательные УУД.

Самостоятельное формулирование познавательной цели.

Познавательные УУД.

Анализ объектов с целью выделения признаков, характеризующих данный звук.

Коммуникативные  УУД.

Сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение.

IV. Закрепление.

9

V. Итог урока.

Рефлексия деятельности

3

 

Дифференцированная работа в группах.

_Правила работы в группах (вспомнить)

Карточка №1. Слайд12

Буква Д потерялась. Впишите букву в слова. Прочитайте слова.

_орога,  _ым,  каран_аш, ра_уга.

Карточка №2. Слайд13

Прочитайте слова. Подчеркните синим карандашом слова с твёрдым звуком [д].

день    дымок  

дом     Дима

Карточка №.3 Слайд14

Прочитайте слова. Подчеркните зелёным карандашом слова с мягким звуком [д’].

Дина             Даша

дедушка      дупло

Карточка №.4 Слайд15

Выучите скороговорку: «Дарья дарит Дине дыни».

– Что нового и  интересного   узнали на уроке?

-Что можете сказать про букву и звук [д])?

- Мы с вами хорошо потрудились, сегодня.

-Вспомните, какую цель вы поставили перед собой вначале урока, достигли ли вы этой цели?

Слайд16

Продолжите мои предложения:

-Я понял, что…

-Было интересно…

-Было трудно…

-Мне захотелось…

-У меня получилось…

Слайд17

Смайлки (нарисовать улыбку и показать)

  • Мы гостей сегодня ждали
    И с волнением встречали
    Хорошо ли мы умеем
    И читать, и отвечать?
    Не судите очень строго,
    Ведь учились мы не много.
    Приходите снова к нам,
    Рады мы всегда гостям!

Спасибо за урок.

Учитель наблюдает за работой в группах, в конфликтных ситуациях приходит на помощь 

Оценивает усвоение учащимися новой темы.

Подводит итоги совместной и индивидуальной деятельности учеников.

Учитель помогает ребятам оценить свою работу на уроке.

Учащиеся учатся работать в группе, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Оценка своей деятельности на уроке.

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Познавательные УУД.

Моделирование, т.е. преобразование объекта из чувственной формы в модель. где выделены существенные признаки объекта.

Познавательные УУД.

Смысловое чтение.

Познавательные УУД

Познавательные УУД.

Извлечение необходимой информации из прослушанного текста. 

Познавательные УУД

Регулятивные УУД.

Выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.

Личностные УУД

смыслообразование, т.е. ученик задаётся вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? Что дал урок.

- нравственно – этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания обеспечивающего личностный социальный выбор.

  Дополнительная информация

  1. Данный урок включен в тематическое планирование по обучению грамоте (букварный период). Поэтому для усвоения изучаемого материала есть предпосылки:
  • учащиеся знают гласные буквы и звуки, частично согласные;
  • знают в чем отличие звуков от букв;
  • умеют производить звуко-буквенный анализ слова с изученными буквами;
  • умеют читать схемы предложений;

     Усвоение новой темы базируется именно на этом материале, изученном ранее.

  1. Тип урока: «Урок изучения нового материала».

            Структура урока:

  1. Организационный этап.
  2. Этап всесторонней проверки знаний учащихся.
  3. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
  4. Этап усвоения новых знаний.
  5. Этап закрепления новых знаний.
  6. Подведение итогов.

Этапы урока соответствуют его логической структуре. Каждый этап тесно связан с предыдущим и сам являлся базой, продолжением последующего.

  1. При реализации цели и задач урока использовались технологии:
  • Здоровьесберегающие;
  • ИКТ;
  • Технология сотрудничества;
  • Развивающего обучения.
  1. Методы обучения:
  • По источникам знаний: наглядно-иллюстративный, практический.
  • По степени взаимодействия учащихся: изложение, эвристическая беседа, самостоятельная работа.
  • По характеру познавательной деятельности учащихся и учителя в учебном процессе: объяснительно-иллюстрированный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский.
  • По принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, сравнительный, обобщающий, классификационный.
  1. Формы организации познавательной деятельности учащихся:
  • Фронтальная;
  • Коллективная;
  • Работа в парах;
  • Индивидуальная.

Благодаря разумному сочетанию используемых технологий, методов обучения и форм организации познавательной деятельности, урок представляет собой целостную систему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте по теме "Буквы Ш, ш, обозначающие согласный звук [ш]."

Урок обучения грамоте в 1 классе. Урок ознакомления с новым звуком и буквой. Урок проводится с использованием презентации к данной теме....

Презентация для урока обучения грамоте по теме "Буквы С, с, обозначающие согласные звуки [с] и [с\']".

Цель данной презентации: продолжить знакомство учащихся с буквами русского алфавита, расширять словарный запас, развивать логическое мышление и внимательность....

Технологическая карта урока обучения грамоте 1 класс "Согласная буква Н"

Технологическая карта урока обучения грамоте 1 класс "Согласная буква Н"...

Конспект урока по обучению грамоте на тему: «Буквы «Б,б», обозначающие согласные звуки [б], [б,]. Закрепление».

Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе «Буквы «Б,б», обозначающие согласные звуки [б], [б,]. Закрепление», помогающий формировать навык правильного, плавного, ...

Технологическая карта урока обучения грамоте «Написание заглавной буквы Щ. Звук [щ’], буквы Щ,щ» ( УМК «Школа России», 1 класс)

Цель урока: формирование навыка написания заглавной буквы Щ; повторение имеющихся знаний о мягком согласном звуке [щ’], о букве щ.; формирование навыка правильного, сознательного, выразите...