Рабочая программа по литературному чтению на родном языке 2 класс
рабочая программа по чтению (2 класс)

Гусенова Лариса Анатольевна

Рабочая  программа по литературному чтению на родном языке(русском) предназначена для обучающихся 2 класса. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, планируемых результатов обучения, содержании учебного предмета, календарно-тематического планирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie_na_rodnom_yazyke_2_kl.docx64.68 КБ

Предварительный просмотр:

                                       

                                                                                                                                     

Рабочая программа

по литературному чтению

на родном  языке

Класс: 2  

Учитель:

Учебный год: 2021 – 2022

Количество часов по учебному плану за год

17

в т.ч.

I полугодие

7

II полугодие

10


  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному чтению на родном  языке для обучающихся 2 класса МБОУ СОШ  №15 на 2021-2022 учебный год составлена на основе  авторской         программы литературное чтение на родном русском языке авторов О.М.Александровой, М.И.Кузнецовой, В.Ю.Романовой рекомендованной Министерством образования и науки РФ, учебника «Литературное чтение  на родном русском языке» авторов авторов О.М.Александровой, М.И.Кузнецовой, В.Ю.Романовой, Л.Я.Рябининой и О.В.Соколовой издательство "Просвещение", 2021 год; в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования МБОУ СОШ №15, утвержденной приказом директора от 04.06.2021 № Ш15-13-515/1;  Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

В связи с принятием Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 31, ст. 5063), в соответствии с подпунктом 4.2.30 пункта 4 Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. N 884 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 32, ст. 5343), и абзацем вторым пункта 30 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2019 г. N 434 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 16, ст. 1942).

Одним из компонентов рабочей программы воспитания школы является модуль «Школьный урок». Модуль «Школьный урок» предполагает объединение содержания обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе единой цели и единых социокультурных ценностей. В МБОУ СОШ №15 модуль «Школьный урок» посторен на основе программы Социокультурные истоки. Интегративный характер курса «Истоки» позволяет на практике осуществить межпредметные связи учебных предметов. Духовно-нравственный контекст «Истоков» придает всему учебно-воспитательному процессу целостность.

Для достижения задач урока учителями начальных классов используются социокультурные технологии:

  • технология присоединения;
  • технология развития целостного восприятия и мышления;
  • технология развития чувствования;
  • технология развития мотивации;
  • технология развития личности;
  • технология развития группы;
  • технология развития ресурса успеха.

В основе социокультурных технологий - идея активного обучения и воспитания, когда одновременно работают пять аспектов качества образования: содержательный, коммуникативный, управленческий, социокультурный, психологический.

Использование учителем активных форм работы является важным условием реализации воспитательной компоненты урока. Это способствует:

  • освоению социокультурных и духовно-нравственных категорий и ценностей на уровне личностного развития;
  • развитию эффективного общения;
  • развитию управленческих способностей;
  • формированию мотивации на совместное достижение значимых результатов;
  • приобретению социокультурного опыта.

Формы реализации воспитательного потенциала урока:

  • проведение тематических уроков, посвященных важным событиям в стране, округе, городе, школе;
  • подготовка и защита индивидуальных и групповых учебных проектов;
  • работа с текстами на основе базовых ценностей;

- «истоковские минутки».

Цели курса:

  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников;
  • совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
  • обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы;
  • воспитание эстетического отношения к искусству слова,
  • формирование интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы;
  • обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре, правде, дружбе, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.

Программа нацелена на решение следующих задач:

  • развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
  • формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление;
  • развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
  • формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
  • обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
  • формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
  • обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
  • расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
  • обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;
  • работать с различными типами текстов;
  • создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».

Место учебного предмета в учебном плане.

В образовательных учреждениях, реализующих федеральный государственный образовательный стандарт, литературное чтение на родном языке является учебным предметом обязательным для изучения. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования на изучение учебного предмета « Литературное чтение на родном языке» во 2 классе отводится  1 час в две недели.(17 часов в год).

  1. Планируемые результаты обучения

Предметные результаты обучения

1) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных традиций и ценностей;

2) осознание значимости чтения на родном языке для личного развития; формирование потребности в систематическом чтении на родном языке как средстве познания себя и мира; формирование представлений о мире, национальной культуре и истории, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; обеспечение культурной самоидентификации;

3) использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

5) осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Личностные результаты:

- знакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями;

- осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития;

- формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя;

- восприятие литературного произведения как особого вида искусства;

- эмоциональная отзывчивость на прочитанное;

- высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.

Метапредметные результаты:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

 - освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

 - формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и    условиями её

    реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях  неуспеха;

- использование знаково-символических средств представления информации о книгах;

- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

- использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в

  соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

- овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в

  соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления  

    причинно-следственных связей, построения рассуждений;

- готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и

  аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,

  общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

-  готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Виды речевой и читательской деятельности

Выпускник научится:

- осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта;

  • читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;
  • использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов);
  • ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно-популярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании):
  • использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов;
  • использовать различные формы интерпретации содержания текстов;
  • передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (для всех видов текстов);
  • участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов);
  • ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (только для художественных текстов).

Выпускник получит возможность научиться:

  • осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение;
  • устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия других видов искусства;
  • составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание).

Круг детского чтения (для всех видов текстов)

Выпускник научится:

  • составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по заданному образцу.

Выпускник получит возможность научиться:

  • самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме).

Литературоведческая пропедевтика (только для художественных текстов)

Выпускник научится:

  • распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на примерах художественных образов и средств художественной выразительности);
  • различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка, пословица и др.), приводить примеры этих произведений;
  • находить средства художественной выразительности (метафора, олицетворение, эпитет).

Выпускник получит возможность научиться:

  • воспринимать художественную литературу как вид искусства;
  • сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (иносказание, метафора, олицетворение, сравнение, эпитет);
  • определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста.

Творческая деятельность (только для художественных текстов)

Выпускник научится:

  • создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки;
  • составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов).

Выпускник получит возможность научиться:

  • вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного произведения, дополняя и/или изменяя его содержание;
  • писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва.

Требования к результатам освоения рабочей программы по предмету «Литературное чтение на родном языке»

1) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения на родном языке для личного развития; формирование представлений о мире, национальной истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формирование потребности в систематическом чтении на родном языке как средстве познания себя и мира; обеспечение культурной самоидентификации;

3) использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

5) осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Во 2  классе по литературному чтению на родном языке  промежуточная аттестация осуществляется в письменной форме по контрольно-измерительным материалам, утвержденным методическим советом школы. Сроки промежуточной аттестации утверждаются приказом директора и отражены в календарном графике школы на учебный год.

3.Содержание учебного предмета

Виды речевой и читательской деятельности

Чтение

Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.

Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).

Работа с разными видами текста.

Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.

Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

Умение слушать (аудирование)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.

Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.

Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.

1. «Мир детства». Я и книги  (2 часа)

Е.Н.Егорова «Нянины сказки», Т.А.Луговская «Как знаю, как помню, как умею», Л.К.Чуковская «Память детства. Мой отец Корней Чуковский»

2.Я взрослею. (3 часа)

Пословицы. Л.И.Кузмин «Дом с колокольчиком», В.В.Бианки «Сова», Б.В.Шергин  «Плотник думает топором», Е.А.Пермяк «Маркел-Самодел и его дети», В.В.Голявкин «Этот мальчик», С.П.Алексеев «Медаль». Пословицы.

3.Семья крепка ладом. (2 часа)

Л.Н.Толстой «Отец и сыновья», М.В.Дружинина «Очень полезный подарок», С.Г.Георгиев «Стрекот кузнечика», В.В.Голявкин «Мой добрый папа». Пословицы

4.Я фантазирую и мечтаю. (2 часа)

Н.К.Абрамцева «Заветное желание», В.В. Григорьева «Мечта», Л.Н.Толстой «Воспоминания»

5. «Россия – Родина моя». Люди земли Русской. (3 часа)

В.А. Бахревский «Рябово», М.А. Булатов, В.И. Порудоминский «Собирал человек слова», М.Л. Яковлев «Сергий Радонежский приходит на помощь»И.К. Языкова «Преподобный Сергий Радонежский»

6. Народные праздники, связанные с временами года. (2 часа)

И.С. Шмелёв «Масленица». Песни-веснянки. Л.Ф. Воронкова «Праздник весны». В.А. Жуковский «Жаворонок»А.С. Пушкин «Птичка». А.А. Коринфский «Август-собериха», «Спожинки»

7. О родной природе. (3 часа)

Загадка. И.С. Никитин «В чистом поле тень шагает…». Л.Ф. Воронкова «Подстежники». Ю.И. Коваль «Фарфоровые колокольчики». М.С. Пляцковский «Колокольчики». Е.А. Благинина «Журавушка».

                                                                   

4. Формы реализации учебного предмета

Программа по литературному чтению на родном языке  предусматривает проведение традиционных уроков, интегрированных, обобщающих уроков, уроков с дидактической игрой, контрольных уроков, уроков коррекции знаний умений и навыков, уроки совершенствования знаний.

Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.

Основная форма работы - поисково-творческая беседа учителя с детьми: различные упражнения, вопросы, логические задания, аргументированные ответы учеников с последующим обсуждением их и обоснованием.

Формы организации познавательной деятельности:

  • фронтальная работа – диалог;
  • работа в парах;
  • индивидуальная работа;
  • нетрадиционная форма урока: урок-игра (дидактические игры,  сюжетно-ролевые игры),  урок-соревнование.
  • самостоятельная работа

Используемые методы обучения:

  • объяснительно-иллюстративный;
  • проблемно-поисковый;
  • метод стимулирования интереса к учению;
  • метод самоконтроля;
  • метод самостоятельной деятельности учащихся:

 Используемые технологии:

  • игровые технологии;
  • технология создания ситуации успеха на уроке;
  • личностно-ориентированные;
  • здоровьесберегающие;
  • ИКТ

Дистанционное обучение (в дни отмены занятий) реализуется  с использованием ЦОР: в онлайн, офлайн режиме, и использованием образовательных платформ ( Zoom, скайп, Учи.ру, Якласс).  

Основными видами деятельности учащихся по овладению прочными и осознанными знаниями в области литературного чтения являются:

  • овладение приемами работы с учебной литературой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
  • анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли;
  • изложение содержания прочитанного текста;
  • умение пользоваться  терминологией и символикой;
  • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи.

Основными формами контроля являются:

  • Индивидуальный и фронтальный опрос;
  • Индивидуальная работа по заданию;
  • работа в паре и группе;
  • тесты;
  • Творческие работы;
  • Защита проектов;
  • изложение содержания, прочитанного или прослушанного текста, проверяющее умение адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринимаемого зрительно и на слух;
  • в дни отмены занятий для контроля знаний используется электронная форма с применением дистанционных технологий: онлайн тестирование, онлайн защита проектов, представление презентаций.

5.    Тематическое планирование

Четверть

Раздел

                                            Модуль воспитательной

программы «Школьный урок»

Количество

часов

1

Я и книги

- организация работы учащихся с социально значимой информацией  (вера, верность, правда, честь);

-использование активных форм обучения и привлечение учащихся к процессу организации урока;

-работа с текстами на основе базовых ценностей;

-находить ценностный аспект учебного знания и информации, обеспечивать его понимание и переживание обучающимся

-проведение «истоковских минуток»;

-инициировать и поддерживать исследовательскую деятельность учащихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых учебных проектов

2

Я взрослею

2

2

Я взрослею

-организация работы учащихся с социально значимой информацией  (надежда, согласие, терпение, послушание);

-использование активных форм обучения и привлечение учащихся к процессу организации урока;

-работа с текстами на основе базовых ценностей;

-находить ценностный аспект учебного знания и информации, обеспечивать его понимание и переживание обучающимся

-проведение «истоковских минуток»;

-инициировать и поддерживать исследовательскую деятельность учащихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых учебных проектов

1

2

Семья крепка ладом

Я фантазирую и мечтаю

1

3

Я фантазирую и мечтаю

-организация работы учащихся с социально значимой информацией  (любовь, милосердие, доброта, раскаяние);

-использование активных форм обучения и привлечение учащихся к процессу организации урока;

-работа с текстами на основе базовых ценностей;

-находить ценностный аспект учебного знания и информации, обеспечивать его понимание и переживание обучающимся

-проведение «истоковских минуток»;

-инициировать и поддерживать исследовательскую деятельность учащихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых учебных проектов «Давай дружить!»

1

Люди земли Русской

3

Народные праздники, связанные с временами года.

1

4

Народные праздники, связанные с временами года.

-организация работы учащихся с социально значимой информацией  (истина, знание, мудрость) День славянской письменности и культуры

-использование активных форм обучения и привлечение учащихся к процессу организации урока;

-работа с текстами на основе базовых ценностей;

-находить ценностный аспект учебного знания и информации, обеспечивать его понимание и переживание обучающимся

-проведение «истоковских минуток»;

-инициировать и поддерживать исследовательскую деятельность учащихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых учебных проектов

1

О родной природе

3

Итого:

17

6.   Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Раздел. Тема урока

Дата

Планируемое  домашнее задание

План

Факт

Мир детства. Я и книги.(2 часа)

1

Не торопись отвечать, торопись слушать. Е.Н.Егорова «Нянины сказки». Т.А.Луговская «Как знаю, как помню, как умею. Няня, печка и сказка.»

09.09

с. 10-11, читать,  вопросы 3-4

2

Т.А.Луговская «Как знаю, как помню, как умею. Володины сказки.»   Л.К.Чуковская «Память детства. Мой отец Корней Чуковский»

23.09

с.17-20, читать.

Я взрослею.(3 часа)

3

Как аукнется, так и откликнется. Пословицы. Л.И.Кузьмин  «Дом с колокольчиком». В.В.Бианки «Сова».

07.10

С 24-27, читать, вопросы 5-7

4

 Воля и труд дивные всходы дают. Б.В.Шергин  «Плотник думает топором». Е.А.Пермяк «Маркел-Самодел и его дети».

21.10

С 31-33,читать, пересказывать.

5

В.В. Голявкин «Этот мальчик». С.П.Алексеев «Медаль». Пословицы.

18.11

С.41-43, читать.

Семья крепка ладом.(2 часа)

6

Л.Н.Толстой «Отец и сыновья». М.В.Дружинина «Очень полезный подарок». С.Г.Георгиев «Стрекот кузнечика».

02.12

С.47-49, читать, вопросы 5-7

7

В.В. Голявкин «Мой добрый папа». Пословицы.

16.12

С.55 вопросы 1-5

Я фантазирую и мечтаю.(2 часа)

8

Мечты, зовущие ввысь. Н.К.Абрамцева «Заветное желание».

20.01

С 60, вопросы 5-7; с.63, вопросы 6-7

9

Е.В. Григорьева «Мечта». Л.Н.Толстой «Воспоминания».

03.02

С.63-66, читать.

Россия – Родина моя. Люди земли Русской.(3 часа)

10

В.А. Бахревский «Рябово».

17.02

С 78, вопросы.

11

М.А. Булатов, В.И. Порудоминский «Собирал человек слова…»

03.03

С.79-83, читать.

12

М.Л. Яковлев «Сергий Радонежский приходит на помощь»И.К. Языкова «Преподобный Сергий Радонежский».

17.03

С.96, вопросы 12-14

Народные праздники, связанные с временами года. (2 часа)

13

Хорош праздник после трудов праведных. И.С. Шмелёв «Масленица». Песни-веснянки. Л.Ф. Воронкова «Праздник весны».

07.04

С 103-107, выразительно читать

14

В.А. Жуковский «Жаворонок»А.С. Пушкин «Птичка». А.А. Коринфский «Август-собериха», «Спожинки».

21.04

С 110-112, выразительно читать

О родной природе. (3 часа)

15

Уж ты нива моя, нивушка… Загадка. И.С. Никитин «В чистом поле тень шагает…»

05.05

С 113-115 выразительно читать, вопросы.

16

Минутная краса полей. Л.Ф. Воронкова «Подснежники». Ю.И. Коваль «Фарфоровые колокольчики». М.С. Пляцковский «Колокольчики».

19.05

С 116-121, выразительно читать

17

Поляны муравы одели. В.А. Солоухин «Трава». Е.А. Благинина «Журавушка».

26.05

с.121-122, читать; с.123 выучить стихотворение наизусть.

7. Критерии оценивания. 

Отметка "5"

Отметка "4"

Отметка "3"

Отметка "2"

Оценка  навыка чтения

 ученик читает целыми словами, отчетливо произносит читаемые слова; темп чтения – не менее 60 слов в минуту, соблюдает правильную интонацию в зависимости от знака препинания, дает полные ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста.

 ученик читает более 50 слов в минуту целыми словами, соблюдает нужную интонацию и паузы, верно передает содержание прочитанного (частично при помощи учителя), не допускает грубых речевых ошибок.

 ученик правильно читает по слогам со скоростью не менее 40 слов в минуту; передает содержание прочитанного с помощью вопросов учителя.

ученик не выполняет требований, установленных для отметки «3» , ученик  читает по слогам со скоростью менее 40.

Оценка за чтение наизусть

 твёрдо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает.

знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности.

 читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвёрдое усвоение текста.

 нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст.

Оценка за выразительное чтение стихотворения

Требования к выразительному чтению:1.Правильная постановка логического ударения.2.Соблюдение пауз.3. Правильный выбор темпа.4.Соблюдение нужной интонации.5. Безошибочное чтение.

выполнены правильно все требования.

не соблюдены 1-2 требования.

допущены ошибки по трём требованиям.

допущены ошибки более, чем по трём требованиям.

Чтение по ролям

Требования к выразительному чтению:1. Своевременно начинать читать свои слова.2.Подбирать правильную интонацию.3.Читать безошибочно.

4. Читать выразительно.

выполнены правильно все требования.

допущены ошибки по одному какому-то требованию.

допущены ошибки по двум требованиям.

допущены ошибки по трём требованиям.

Оценка за пересказ

пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.

допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их.

 пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.

не может передать содержание прочитанного.

Тестовое задание

 9-10 баллов;

7-8 баллов;

5-6 баллов;

 менее 5 баллов.

8.Учебно-методическое обеспечение

Предмет

Литературное чтение на родном  языке

Класс

2

Учебники

Учебник «Литературное чтение на родном русском языке» 2 класс для общеобразовательных учреждений. О.М. Александрова, М.И.Кузнецова, В.Ю.Романова и др. – М.: Просвещение, 2021г.

Цифровые образовательные ресурсы

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов -http://school-collection.edu.ru/

Перечень видео – и аудиопродукции (компакт-дисков, видеокассет).

Презентации.

Интернет ресурсы

  1.  http://www.edu.ru - Российское образование. Федеральный портал
  2. http://www.ug.ru - Учительская газета
  3. http://www.lessons.irk.ru - Нестандартные уроки
  4. http://nachalka.info/about/193 - Презентации уроков «Начальная школа»
  5. www.festival.1september.ru - Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку)
  6. http://festival.1september.ru – Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
  7. www.vikipedia.ru – Универсальна энциклопедия «Википедия»
  8. www.slovari.ru – Электронные словари
  9. www.feb-web.ru – Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор»

10.  www.myfhology.ry– Мифологическая энциклопедия.

Таблицы, плакаты

Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой.  Толковый словарь.

  1. Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работ.
  2. Комплект портретов русских детских писателей.
  3. Комплект портретов зарубежных детских писателей.

Экранно – звуковые пособия:

Мультимедийные (образовательные) ресурсы, соответствующие содержанию обучения:

  1. Интерактивное учебное пособие «Литературное чтение. 1-4 классы, ч.1,2» (серия «Наглядная школа»)

Технические средства обучения

  1. Компьютер мультимедийный
  2. Мультимедийный проектор
  3. Экран проекционный

9. Контрольно-измерительные материалы.

ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

НА РОДНОМ (РУССКОМ) ЯЗЫКЕ

1 вариант

Лиса и Козел

Бежала лиса, на ворон зазевалась — и попала в колодец. Воды в колодце было немного: утонуть нельзя, да и выскочить — тоже. Сидит лиса, горюет.

Идет козел — умная голова. Идет, бородищей трясет, рожищами мотает; заглянул от нечего делать в колодец, увидал там лису и спрашивает:

— Что ты там, лисонька, поделываешь?

— Отдыхаю, голубчик, — отвечает лиса, — там, наверху, жарко, так я сюда забралась. Уж как здесь прохладно да хорошо! Водицы холодненькой — сколько хочешь!

А козлу давно пить хочется.

— Хороша ли вода-то? — спрашивает козел.

— Отличная, — отвечает лиса. — Чистая, холодная! Прыгай сюда, коли хочешь; здесь обоим нам место будет.

Прыгнул сдуру козел, чуть лисы не задавил. А она ему:

— Эх, бородатый дурень, и прыгнуть-то не умел — всю обрызгал.

Вскочила лиса козлу на спину, со спины на рога, да и вон из колодца.

Чуть было не пропал козел с голоду в колодце. Насилу-то его отыскали и за рога вытащили.

1.Укажи жанр произведения:

а) Сказка                      б) Рассказ

в) Загадка

2. Сколько героев описано в данном тексте:

а) один                    б) два

в) три

3. Kaкой по характеру показана лиса в этом произведении? 3апиши 2-3 слова.

_____________________________________________________________________________

4. Определи сказку по её главным героям: дед Кокованя, "удочеренная" им сиротка Дарёна, кошка Мурёнка, лесной козёл.

а) Волшебная дудочка   б) Мужик и медведь

в) Серебряное копытце

5. Вспомни русскую народную сказку «Мужик и медведь»

Что решил отдать медведю мужик, когда репа вырастет?

а) Вершки 

б) Корешки   

в) Серединку   

г) Цветочки 

6. Найди лишнего героя в сказке «Иван – коровий сын»

а) Иван-царевич

б) Иван – дурак  

в) Иван — девкин сын  

г) Иван — коровий сын

7. Звуки какого животного стал издавать воробей в сказке К. Чуковского «Путаница»?

а) Коровы                              

б) Козы                                        

 в) Собаки

8. Сколько лет было герою произведения В. Ю Драгунского «Друг детства», когда он не знал, кем будет?

а) четыре или четыре с половиной  

б) пять или пять с половиной  

в) шесть или шесть с половиной

9. Кто такой Фунтик из рассказа К.Г. Паустовского «Прощание с летом»?

а) лайка    

б) овчарка      

в) такса

г) мопс

10.Какой месяц в произведении Н.Сладкова «Лесные сказки» судили лесные звери?

а) декабрь            

б) январь      

в) февраль

г) март

11. Вспомни сказку «Мужик и медведь». Какая пословица подходит к сказке?

а) Без труда не вытянешь и рыбку из пруда.

б) Волка ноги кормят.

в) Бабушка надвое сказала 

12. Вспомни и напиши, какие писатели рассказывали о животных.  (Автор, название книги)

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2 вариант

Лиса и Тетерев

Тетерев сидел на дереве. Лисица подошла к нему и говорит:

— Здравствуй, Тетеревочек, мой дружочек! Как услышала твой голосочек, так и пришла тебя проведать.

— Спасибо на добром слове, — сказал Тетерев.

Лисица притворилась, что не расслышала и говорит:

— Что говоришь? Не слышу. Ты бы Тетеревочек, мой дружочек, сошел на травушку погулять, поговорить со мной, а то я с дерева не расслышу.

Тетерев сказал:

— Боюсь я сходить на траву. Нам птицам опасно ходить по земле.

— Или ты меня боишься? — сказала Лисица.

— Не тебя, так других зверей боюсь, — сказал Тетерев. — Всякие звери бывают.

—Нет, Тетеревочек, мой дружочек, нынче указ объявлен, чтобы по всей земле мир был. Нынче уж звери друг друга не трогают.

— Вот это хорошо, — сказал тетерев, — а то вот собаки бегут; кабы по-старому, тебе бы уходить надо, а теперь тебе бояться нечего.

Лисица услыхала про собак, навострила уши и хотела бежать.

— Куда ж ты? — сказал тетерев. — Ведь нынче указ, собаки не тронут.

— А кто их знает! — сказала лиса. — Может, они указ не слыхали.

И убежала.

1.Укажи жанр произведения:

а) Сказка        б) Рассказ

в) Загадка

2. Сколько героев описано в данном тексте:

а) один           б) два

в) три

3. Kaким по характеру показан тетерев этом произведении? 3апиши 2-3 слова.

_____________________________________________________________________________

4. Определи сказку по её главным героям: падчерица, отец, мачеха и дочь, странник с дудочкой.

а) Иван- коровий сын

б) Волшебная дудочка        

в) Мужик и медведь

5. Вспомни сказку русскую народную сказку «Иван- коровий сын»

Как назывался мост, по которому проезжали братья?

а) малиновый    

б) калиновый      

в) брусничный    

г) ежевичный

6. Найди лишнего героя в сказке «Мужик и медведь»

а) свекла      

б) мужик      

в) медведь          

г) рожь

7. Кто не поддался всеобщей путанице в сказке К. Чуковского «Путаница»?

а) Белочка                    

б) Заинька                              

в) Ёжик

8. Какая профессия не упоминается в  произведении В.Ю. Драгунского  «Друг детства»?

а) повар                        

б) машинист                          

в) капитан

9. Как автор называет первый снег из рассказа «Прощание с летом»?  С ним поздравил дед, который пришёл в гости к чаю?

а) наст                            

б) первопуток                        

в) сугроб

10. У какого животного из произведения Н. Сладкова «Лесные сказки» "мать строгая, но любит поспать, поэтому дети растут неслухами"?

а) у лося                        

б) у белки                                

в) у медведя


11. Какая пословица подходит к русской народной сказке «Мужик и барин»?

а) Без труда не вытянешь и рыбку из пруда.

б) Бабушка надвое сказала 

в) Голь на выдумки хитра 

12. Вспомни и напиши, какие писатели рассказывали о животных. (Автор, название книги)

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3 вариант

Мороз и заяц

Повстречались как-то в лесу Мороз и заяц.

Мороз расхвастался:

—Я самый сильный в лесу. Любого одолею, заморожу, в сосульку превращу.

—Не хвастай, Мороз, не одолеешь! — говорит заяц.

—Нет, одолею!

—Нет, не одолеешь! — стоит на своем заяц.

Спорили они, спорили, и надумал Мороз заморозить зайца. И говорит:

—Давай, заяц, об заклад биться, что я тебя одолею.

—Давай, — согласился заяц.

Принялся тут Мороз зайца морозить. Стужу-холод напустил, ледяным ветром закружил. А заяц во всю прыть бегать да скакать взялся. На бегу-то не холодно. А то катается по снегу, да приговаривает:

Зайцу тепло, зайцу жарко! Греет, горит — Солнышко ярко!

Уставать стал Мороз, думает: «До чего ж крепкий заяц!» А сам еще сильнее лютует, такого холода напустил, что кора на деревьях лопается, пни трещат. А зайцу все нипочем — то на гору бегом, то с горы кувырком, то чертогоном по лугу носится.

Совсем из сил Мороз выбился, а заяц и не думает замерзать.

Отступился Мороз от зайца:

— Разве тебя, косой, заморозишь — ловок да прыток ты больно!

Подарил Мороз зайцу белую шубку. С той поры все зайцы зимой ходят в белых шубках

1.Укажи жанр произведения:

а) Сказка

б) Рассказ

в) Загадка

2. Сколько героев описано в данном тексте:

а) один

б) два

в) три

3. Kaким по характеру показан заяц в этом произведении? 3апиши 2-3 слова.

_____________________________________________________________________________

4. Определи сказку по её главным героям: чудо-юдо змей девятиглавый, Иван-царевич, Иван — коровий сын, Иван — девкин сын.

а) Лоскутик и облако  

б) Барин и мужик              

в) Иван- коровий сын

5.Вспомни сказку   В.Катаева«Цветик – семицветик»

- де оказалась девочка, когда загадала третье желание?

а) В Австралии            

б) На Северном полюсе          

в) В Париже

6. Найди лишнего героя в сказке «Мужик и барин»

а) старуха        

б) мужик      

в) Иван  

г) барин

7. Кто потушил пожар на морев сказке К. Чуковского «Путаница»?

а) Бабочка          

б) Заинька                

в) Ёжик

8. Мальчик в произведении В.Ю. Драгунского «Друг детства» не захотел быть путешественником, так как во время путешествия можно:

а) соскучиться по родным

б) заблудиться и не вернуться домой

в) очень сильно похудеть

9. «Как только его вносили в комнату, в ней сразу становилось уютно...?» Что вносили в комнату из рассказа К.Г. Паустовского «Прощание с летом»?

а) самовар                

б) лампу                            

в) чайник

10. Какой птенчик в произведении Н.Сладков «Лесные сказки» не узнал свою мать, потому что никогда с ней не встречался?  

а) воробышек

б) кукушонок      

в) галчонок

г) стрижонок

11. Какая пословица подходит к русской народной сказке «Волшебная дудочка»?

а) Без труда не вытянешь и рыбку из пруда 

б) Друзья познаются в беде

в) Плохим делам – плохая слава.

12. Вспомни и напиши, какие писатели рассказывали о животных. (Автор, название книги)

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4 вариант

Золотой топор

Однажды пошёл мужик в лес дрова рубить. Подошёл к озеру, сел на берег и нечаянно уронил топор в воду. Сидит он и плачет. Вдруг из воды выходит чёрт и спрашивает:

— Чего, мужик, плачешь?

— Топор, батюшка, утопил.

Ушёл чёрт в воду и через недолгое время приносит мужику серебряный топор и спрашивает:

— Твой топор?

— Нет, — отвечает мужик, — не мой…

Чёрт снова ушёл в воду. И снова приносит ему топор, теперь — золотой — и спрашивает:

— Твой топор?

— Нет, — отвечает мужик, — не мой…

В третий раз чёрт вынес мужику его собственный топор, и спрашивает:

— Твой топор?

— Мой, мой!

Тогда чёрт подарил мужику все три топора.

И пошёл мужик домой с радостью. Пришёл он домой и рассказал всё мужикам. Тогда одному богатому мужику тоже захотелось получить золотой и серебряный топоры. Пришёл он к озеру, бросил свой топор в воду, сидит и горюет. Выходит из воды чёрт, спрашивает:

— Что ты горюешь?

— Да в воду топор потопил.

Ушёл чёрт. Через недолгое время приносит ему серебряный топор и спрашивает:

— Твой топор?

— Мой, мой, чур мой! — закричал мужик.

А чёрт ушёл с топором и больше не вышел из воды. Так богатый мужик и остался без топора.

1.Укажи жанр произведения:

а) Сказка

б) Рассказ

в) Загадка

2. Сколько героев описано в данном тексте:

а) один

б) два

в) три

3. За что черт подарил мужику три топора? 3апиши предложение.

_____________________________________________________________________________

4.  Определи сказку по её главным героям: ДЕВОЧКА ПО ИМЕНИ ЖЕНЯ, БАБУШКА И  МАЛЬЧИК ВИТЯ. 

а) Барин и мужик  

б) Цветик – семицветик  

в) Серебряное копытце

5. Вспомни сказку Бажов П.П. «Серебряное копытце».

Как Кокованя заманил к себе Дарёнку?

а) Куском хлеба        

б) Сказкой про козла        

в) Малиновым вареньем

6.Найди лишнего героя в сказке «Волшебная дудочка»

а) девочка Женя  

б) падчерица      

в) странник с дудочкой  

г) отец

7. Какие звуки стали издавать курочки в сказке К. Чуковского «Путаница»?

а) Хрю, хрю, хрю                

б) Кря, кря, кря                

в) Ква, ква, ква

8. Из чего был сделан второй глаз у Мишки из произведения В.Ю. Драгунского  «Друг детства»?

а) вышит нитками                

б) из пуговицы            

в) из лоскутка ткани

9. Какое самое грустное время в деревне по мнению автора произведения «Прощание с летом»?

а) декабрь      

б) октябрь    

в) ноябрь

г) сентябрь

10. В произведении Н.Сладков «Лесные сказки» есть лесная примета: как Медведь перевернется на другой бок, так солнце повернёт на лето. Кому же удалось перевернуть медведя?

а) дятлу                              

б) лосю          

 в) мышке

11.Какая пословица подходит к сказке В. Катаеава  «Цветик-семицветик»

а) Что обманом взято, то не свято.

б) Жизнь дана на добрые дела.

в) Любишь кататься, люби и саночки возить.

12. Вспомни и напиши, какие писатели рассказывали о животных. (автор, название книги)

_____________________________________________________________________________

Ответы к итоговой контрольной работе по литературному чтению на родном (русском) языке 2 класс
 

№ задания

1 вариант

2 вариант

3 вариант

4 вариант

Балл

Ответ

Сказка

Сказка

Сказка

Сказка

1

б) два

б) два

б) два

в) три

1

Хитрая, расчетливая, находчивая

Умный, находчивый, спокойный

Шустрый, крепкий. прыткий

Черт подарил мужику все три топора за его честность

2

Серебряное копытце

б) Волшебная дудочка

в) Иван- коровий сын

б) Цветик – семицветик

1

 а)Вершки   

б) Калиновый      

б) На Северном полюсе          

б) Сказкой про козла

1

б) Иван – дурак  

а) Свекла      

в)Иван

а) Девочка Женя      

1

а) Коровы

а) Заинька

б)Бабочка                            

б) Кря, кря, кря                

в) Шесть или шесть с половиной

а) Повар

в) Очень сильно похудеть

б) Из пуговицы                    

1

в) Такса

б) Первопуток

а) Самовар

в) ноябрь

1

а) Декабрь            

в) У медведя

б) Кукушонок      

в) Мышке

а) Без труда не вытянешь и рыбку из пруда 

 в) Голь на выдумки хитра 

в) Плохим делам – плохая слава.

б) Жизнь дана на добрые дела.

1

Оценивается учителем с учётом правильности и полноты ответа

2

Итого:

14


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению. 3 класс. Программа Л.В.Занкова.

Рабочая программа содержит:пояснительную запискусодержание программытребования к уровню подготовки к концу третьего классакалендарно-тематическое планированиекритерии и нормы оценок...

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс.Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»

Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различн...

рабочая программа по литературному чтению, 4 класс, программа "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа + развернутое тематичекое планирование...

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс по программе Н.Ф.Виноградовой

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями инструктивно-методического письма....

рабочая программа по литературному чтению 3 класс, рабочая программа по физической культуре 3 класс

рабочая программа по литературному чтению 3 классрабочая программа по физической культуре 3 класс...

Рабочая программа по литературному чтению 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по литературному чтению 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...