урок 1 класс Обучение грамоте "Звук ц, буква Цц
план-конспект урока по чтению (1 класс)

TataNowikowa

Урок по обучению грамоте в 1 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок обучения грамоте (чтение) по теме  «Согласный звук [ц],  буквы Ц, ц».  

1 класс

Учитель: начальных классов первой  категории Новикова Т.А.

Тема и номер урока в теме: Раздел «Основной звукобуквенный период»  урок № 68

Предмет: обучения грамоте (чтение)

Тип урока: открытие новых знаний, с использованием ИКТ (информационно-коммуникативных технологий)

Педагогические технологии:   личностно-ориентированная, проблемная, технология сотрудничества

Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, парная.

Оборудование: УМК «Перспективная начальная школа»  Азбука. Авторы Н. Г. Агаркова, Ю.А.Агарков. Изд.Академкнига/Учебник. .2012.; Комплект автоматизированного рабочего места учителя: компьютер с колонками, мультимедийный проектор, раздаточный материал, доска, у детей схемы предложения и звуковые схемы слова, элементы букв, инструктивные карточки.

Цель урока: познакомить учащихся с глухим твердым звуком [ц], буквами, обозначающими этот звук.

Задачи:

Предметные: 

  • сформировать представления детей о новом звуке [ц], букве Ц, ц.
  • учить находить новый звук в словах.

Метапредметные:

Познавательные: продолжать формировать познавательный интерес, интерес к чтению, навыки самостоятельной работы.

Коммуникативные: продолжать формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Регулятивные: формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношение к школе.

Планируемые результаты:

Предметные: знакомство с буквой Ч, ч и звуком, который она обозначает; развитие фонематического слуха.

Метапредметные:

Регулятивные: контроль и оценка своих действий при сотрудничестве с учителем, одноклассниками.

Познавательные: владение общими приёмами решения учебных задач; правильно строить речевое высказывание.

Коммуникативные: конструктивное взаимодействие друг с другом, умение договариваться, приходить к общему мнению; учится работать в парах.

Личностные: проявление навыков сотрудничества, самоопределение, адекватное принятие информации.

Термины и понятия: Звуки гласные и согласные, звонкие и глухие, твердые и мягкие, парные согласные,  предложения,  слого-звуковая схема слова, значение слова, изменение слова.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

1.

Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Вот опять звенит звонок,

Начинается урок

Стул туда- сюда не двигай,

 На уроках не хихикай,

Педагога уважай

И соседу не мешай!

Наши ушки на макушке

Глазки широко открыты

Слушаем запоминаем,

Ни минуты не теряем.

За работу нам пора,

Сядьте тихо, детвора

-Какой урок мы с вами начинаем?        

- Чему  мы учимся на уроках чтения?

Проверяют готовность настраиваются на работу на уроке

Палец к губам и произносят «Ц-Ц-Ц»

Потирают ушки

Глазки широко раскрывают и смотрят в разные стороны

Садятся за парты

Урок чтения

Мы знакомимся с новыми буквами, узнаём какие звуки они обозначают,  учимся читать

Личностные: Самооценка готовности к уроку.

Комуникативные: Сотрудничество с учителем и учащимися

Метапредметные:

Учебно-познавательный интерес, организация рабочего места.

2.

Актуализация знаний.

Фиксация затруднений в деятельности.

- Организует работу учащихся на уроке. Активизирует деятельность учеников

- Ребята, в последнее время звуки не слушаются меня. Они стали убегать из слов. Вот и сегодня произошла аналогичная ситуация. Когда я несла новый звук к вам на урок, он по дороге сбежал от меня. Вы поможете поймать его?

Сейчас вы  поработаете в парах:  

Не забываем, как мы работаем в паре

(табличку на доску Приложение 1)

 Произнесите слова, на картинке, подумайте

Какой звук решил сегодня поиграть с «прятки»? Слайд 1:

На каком месте он бывает в словах?

Работа в парах. Строят речевые высказывания.

Обсуждают, преобразовывают практическую задачу в познавательную.

Отвечают на вопрос.

Да

Называют правило работы в паре

Звук [ц]

В начале слова, в середине слова и на конце слов

Коммуникативные:

Управление поведением партнера, коррекция, оценка его действий.

Познавательные:

Осуществлять поиск нужной информации.

Отслеживает общие признаки для всех   объектов, на основании которых определяет тему.

Регулятивные:

Устанавливают причинно-следственные связи

Коммуникативные :

Умение выражать свои мысли полно и точно

Активизация через проблемный вопрос

3.

Формулировка темы. Постановка учебных задач.

- Кто попытается определить тему нашего урока?   

Озвучивание темы урока

 «Согласный звук [ц], буквы Ц, ц».

Показывает слайд 2. с темой урока

(Приложение 2 на доску)

Откройте учебники на страничке, где  закладка. Рассмотрите страницу

Ребята, давайте сформулируем цели  нашего урока. (Приложение 3 на доску)

Слайд 3 Сравнивают свой вариант целей с эталоном.

Знакомство с буквой

«Ц, ц» и согласным звуком [ц]

Сравнивают свой вариант темы с

эталоном.

Делают выводы. Высказывают предположения, что на уроке будут изучать новый звук и новую букву, читать звуковые модели слов с новым звуком, читать слоги и слова.

Коррекция своих  выводов

Регулятивные:

Умение оценивать учебные действия в соответствии с задачей, планировать деятельность.

4.

Построение выхода из затруднения

 Открытие учащимися нового знания

Прочитайте слова на карточках.

 (На доске Приложение 4)

Какая буква решил сегодня поиграть с нами в «Прятки»?

ЗАЯ.       КУЗНЕ.      ОГУРЕ.                                            

- Буквы «цэ» бывают …

Что общего в заглавной и строчной буквах «цэ»?                                              

- В чем их отличие?

- В каких буквах можно найти эту букву?

- На что они похожи? Слайд 4

Определение места буквы Ц в алфавите: перед какой знакомой буквой находится буква Ц? Какая буква находится после буквы Ц?

б) Конструирование букв Ц, ц.

- А сейчас мы сконструируем из элементов буквы «цэ»:

1ряд. – заглавную (шаблоны 1,2,3,5,13),

2 ряд. – строчную (шаблоны 5,6,7,9,13).

Два ученика от каждого ряда на доске

Буква ЦЭ

ЗАЯЦ,     КУЗНЕЦ,     ОГУРЕЦ,

 печатными и письменными, заглавными и строчными

Одинаковые элементы

Разные размеры.

В буквах Щ и щ

  На бачок с краном, лапку кошки с коготком, перевернутый стул

Конструируют букву.

Познавательные:

Формирование познавательной деятельности.

Логические: Дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о новом изучаемом звуке и букве.

Регулятивные: Осуществляют контроль своих действий.

Общеучебные: Извлекают необходимую информацию из объяснения учителя.

Моделирование.

Регулятивные:

Готовность к преодолению трудностей.

Умение осуществлять действия по образцу и заданному правилу.

5.

Реализация построенного проекта

Прочитайте слова, выделяя одинаковый звук. (На доске Приложение 5)

ЗАЯЦ     КУЗНЕЦ      ОГУРЕЦ                                    

 - Где слышится звук Ц в слове?

Характеристика звука  [ ц ] .

- Произнесите звук  [ ц ] .

- Он гласный или согласный? Почему? Что  вам  мешало  произносить  звук?

- Парный или непарный?

- Закройте ушки и послушайте

Произнесите звук   [ц ] .

- Он глухой или звонкий? Почему?

- Он твердый или мягкий?

- Назовите согласные звуки, которые еще всегда твердые.

Вывод: Слайд 5

- Итак, звук   [ц ]  …

Какой значок мы будем использовать в звуковой модели? Покажите Почему?

Какой это звук?

На конце слов

 встретились  преграды

 губы,  зубы, язык

Вывод:  звук  [ ц ]  -  согласный.

Глухой, мы не слышим голос

Всегда твердый, он на ленте синим цветом

[ ж ] , [ ш ]

Согласный непарный глухой, всегда твердый, на письме обозначается буквами Ц,ц )

      Пустой квадрат, так как это согласный глухой и твердый звук.

Познавательные:

Способность к осознанию и усвоению содержания.

Логические:

Анализ объектов с целью выделения признаков.

Предметные: умение сравнивать, делать выводы, применение новых знаний в жизненных ситуациях.

Физминутка

Засиделись? Отдохнем. Физминутку проведем.    Отгадайте загадку.

Очень трудно так стоять

Ножку на пол не пускать

И не падать, не качаться,

За соседа не держаться.

Цапля голову наклонила

И в водицу опустила.

Цап - лягушку! И опять

На одной ноге стоять

Это цапля.

Повторяю два раза, на одной и на другой ноге стоят, руки  в стороны.

Затем голову вперед и вниз.

Исходное положение.

Личностные:

Ценностное отношение к здоровому образу жизни.

6.

Первичное закрепление.

«Чтение» одноуровневых моделей слов. (стр.110)

– Произнесите в каждом слове первый звук. Дайте характеристику этим звукам.

Звуковой  анализ  слов.

Чтение  слогов  по  заданным  схемам  и  столбиков  слов  (с. 110). Рассмотрите схемы слогов.

– Что объединяет все слоги?– На  какие группы их можно  разделить?  Упражнение в чтении слов (с. 111).

– Объясните значение слов.

Работа в группе.

Давайте вспомним как работать в группе. Слайд6

(На доске Приложение 6)

Циркуль. Рыцарь. Церкви

(На доске Приложение 7)

Соотнесение  моделей слов.

Определяют слова по схемам

Дают характеристику, сравнивают.

Читают слоги, выделяя закрытые - открытые.

После чтения учащиеся  объясняют значения слов.

В группах составляют схемы-модели к прочитанным словам (карандашом), указывают количество слогов, ударный слог, отмечают изученные звуки и буквы.

В каждой группе один ведущий, выделенное слово на доске разбирает по листочку. Взаимо проверка, слова не выделенные  проверяют.

 На доске  слова  цех, цель и схемы

 

   

Предметные: умение сравнивать, делать выводы, применение новых знаний в жизненных ситуациях.

Регулятивные:

Выбор основания для сравнения, классификация объектов.

Регулятивные:

Готовность к преодолению трудностей.

Умение осуществлять действия по образцу и заданному правилу.

Умение сверять с эталоном

Контроль, коррекция.

Коммуникативные :

Умение выражать свои мысли полно и точно, умение работать в группе.

7.

Самостоятельная работа с самопроверкой.

Использование листов самооценки

Дети выполняю задания по инструкции учителя и оценивают себя сами.

1. Прочитай пословицу и скороговорку:      

 Летит скворец – зиме конец.

Цветы цветут в цветнике.

- Обведи   новую букву во всех словах.

Карточка на доска  с правильными буквами  обведенными. (На доске Приложение 8)

 Кто правильно обвел все буквы поставьте плюсик на полях.

2 – Рассмотрите схему предложения на доске. (На доске Приложение 9)

– Составьте предложения по данной схеме  со словом птицы.

Всех желающих спрашиваю и кто правильно отвечает сразу ставит плюсик себе на листе.

3.На листе под номером №3 написано предложение.

 Вам ребята нужно нарисовать схему этого предложения и закрасить элементы предложения.

Цапля ходит по болоту.

Когда все сделали, проверяем сравниваем с эталоном исправляем и оцениваем.  (На доске Приложение 10)

Каждый на своем листке-самооценки обводит (скворец, конец).

Составляют предложение

Составляют схему.

Сверяют с эталоном и оценивают себя, если правильно - ставят плюс

Регулятивные:

Готовность к преодолению трудностей.

Умение осуществлять действия по образцу и заданному правилу.

Умение сверять с эталоном

Контроль, коррекция.

8.

Рефлексия учебной деятельности.

Итог урока.

Акцентирует внимание  на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке.

- Вспомним, дети, чему мы учились сегодня на уроке?  Слайд 7, 8

- Поработаем со светофором. Помним, что зелёный круг всё понятно, жёлтый не совсем понятно, красный требуется помощь.

Зачитываются высказывания.

Подводят итоги работы в инструктивных карточках –закрашивают нужный цвет

Спасибо за урок, мне было приятно с вами работать.

Подводят итоги.

 Дети поднимают круг, который соответствует каждому высказыванию

Я запомнил, что звук [ц] согласный, глухой, твёрдый, непарный.

Я понял, что на письме мы обозначаем этот звук буквами Ц,ц.

Коммуникативные:

Умение строить монологическую речь.

Личностные: давать самооценку учебной деятельности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

ТЕМА УРОКА Знакомство с согласным звуком [ ц ] , буквами Ц , ц

Слайд 3

Познакомимся с новым звуком и буквой Узнаем всё про новый звук, новую букву Научимся читать слоги, слова, предложения, составлять модели слов и предложений с новым звуком ОПРЕДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ УРОКА

Слайд 4

Спросили у Мухи – глазастой и бойкой: – Скажите, чем вас привлекает помойка? Не всякий пойдёт на такое сближение – Отходы кругом и следы разложения. И Муха ответила – честно, открыто: – Кому-то – помойка, кому-то – корыто. Легко здесь живётся, и просто – с питанием: Это моя среда обитания. Леонид Олюнин

Слайд 5

Звук [ ц ] НЕПАРНЫЙ СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ ВСЕГДА ТВЕРДЫЙ Буквы Ц, ц

Слайд 7

Я сегодня познакомился… Я сегодня научился… Мне сегодня было трудно… Я хочу похвалить себя…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте "Изучаем буквы. Буква А"

Урок обучения грамоте по программе "Начальная школа. XXI век", но учителя работающие по другим образовательным программам могут использовать в своей работе. К уроку составлена презентация, в которой в...

Урок обучение грамоте 1 класс Тема: «Знакомство с буквой Ш, ш. Письмо заглавной и строчной буквы Ш, ш». 21 век

Урок обучение грамоте 1 класс Тема: «Знакомство с буквой Ш, ш. Письмо заглавной и строчной буквы Ш, ш». 21 век...

Урок обучение грамоте 1 класс Тема: «Знакомство с буквой Ш, ш. Письмо заглавной и строчной буквы Ш, ш».

Урок обучение грамоте 1 класс Тема: «Знакомство с буквой Ш, ш. Письмо заглавной и строчной буквы Ш, ш»....

1 класс. Обучение грамоте.Согласная буква Г как знак для звуков г, г.

Конспект по обучению грамоте по РО система Д.Б.Эльконина- В.В.Давыдова.Тема: Согласная буква Г как знак для звуков г, г....

Конспект урока по обучению грамоте в 1"в" классе по теме: "Заглавная буква И. Большая буква в именах и географических названиях. Упражнение в чтении и письме"

Конспект урока по обучению грамоте в 1"в" классе по теме: "Заглавная буква И. Большая буква в именах и географических названиях. Упражнение в чтении и письме"...

Урок по обучению грамоте в 1 классе. Тема: «Звук [щ’]. Буквы Щ, щ. Сочетания букв ча – ща и чу-щу»

    Урок обучения грамоте по образовательной системе УМК «Школа России» организован в соответствии с требованиями ФГОС. Данный урок является уроком открытия нового знания....