Рабочая программа по литературному чтению 2 класс ФГОС УМК «Школа России»
рабочая программа по чтению (2 класс)

Горбунова Людмила Николаевна

Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса разработана на основе программы начального общего образования по литературному чтению, соотвествующей Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС), и авторской программы авторов Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой. УМК "Школа России".

Скачать:


Предварительный просмотр:

D:\тит\3.jpg

Статус документа

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для 2 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования по русскому языку, соответствующей Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (ФГОС), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемым результатам начального общего образования и авторской программе авторов Л.Ф. Климановой,  В.Г. Горецкого, М.В. Головановой, УМК «Школа России».

Программа для общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). Москва. Просвещение, 2021 год.

Программа соответствует ООП НОО и учебному плану МОУ «Средняя школа № 41»

г. Саранска Республики Мордовия 2021-2022 учебного года.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов русского языка с учетом межпредметных связей, логики представления учебного материала, возрастных особенностей учащихся.

Структура документа:

I. Пояснительная записка:

1. Нормативная база

2. Описание цели данного курса

3. Основные задачи курса

4. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

5. Описание учебно-методического комплекта

II. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса:

1. Личностные;

2. Предметные;

3. Метапредметные.

III. Содержание учебного предмета, курса:

1. Названия тем (разделов) курса и их краткое содержание;

2. Характеристика  основных содержательных линий и тем (понятия, термины, явления и т.д., изучаемые в данной теме);

3. Планируемые контрольные, практические, лабораторные работы, экскурсии, направления проектной и научно-исследовательской деятельности обучающихся.

IV. Календарно-тематическое планирование учебного предмета, курса:

1. Тематическое планирование

2. Календарно-тематическое планирование:

1) дата проведения урока (планируемая и фактическая);

2) название разделов;

3) название тем уроков;

4) количество часов, отводимых на освоение каждой темы.

I. Пояснительная записка

Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены  к элементам дополнительного (необязательного) содержания.

1. Нормативная база

1. Приказ Минобразования РФ от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» с изменениями и дополнениями от 23.06.2015 г.;

2. Федеральный государственный образовательный стандарт Министерство образования и науки Российской Федерации Приказ от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». Зарегистрировано в Минюсте РФ от 22.12.2009 г. № 15785 (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357);

3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ. Принят Государственной Думой 21.12.2012 г, одобрен Советом Федерации 26.12.2012 г.;

4. Постановление от 04.07.2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы

образовательных организаций дополнительного образования детей»;

5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 г. № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

6. «Примерная основная образовательная программа начального общего образования» (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 N 1/15) (ред. от 28.10.2015); 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального образовательного стандарта основного общего образования»;

7. Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в ФГОС НОО,

утвержденный приказом МОиН РФ от 06.10.2009г. № 373»;

8. Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г. N 413»;

9. Приказ Министерства Просвещения РФ от 28.12.2018 г. № 345 «О федеральном перечне

учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

10. Устава образовательного учреждения МОУ «Средняя школа №41» г. Саранска Республики Мордовия;

11. Базисный учебный план общеобразовательного учреждения МОУ «Средняя школа №41» г. Саранска Республики Мордовия на 2021-2022 учебный год;

12. Положение о рабочей программе МОУ «Средняя школа №41» г. Саранска Республики Мордовия;

13. Основная образовательная программа начального общего образования МОУ «Средняя школа №41» г. Саранска Республики Мордовия.

2. Описание цели курса

Цели, для достижения которых направлено изучение предмета «Литературное чтение» образовательной области «Филология» в начальной школе:

•        овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников;

• совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов;

•        развитие интереса к чтению и книге;

•        развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений;

•        формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;

•        формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;

•        формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности справедливости и честности;

•        воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.

3. Основные задачи курса

Задачи, в процессе осуществления которых реализуются цели рабочей программы по предмету «Литературное чтение» образовательной области «Филология» в начальной школе:

•        развивать у учащихся способность воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

•        учить школьников чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства языка, развивать образное мышление;

•        формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся и особенно ассоциативное мышление;

•        развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений, воспитывать художественный вкус;

•        формировать нравственные представления, суждения и оценки через анализ произведения, осмысление мотивов поступков героев, идентификацию себя с героями литературных произведений;

•        обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

•        формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни, приобщая его к чтению художественной литературы;

•        формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к самостоятельному литературному творчеству;

•        создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать читательскую самостоятельность;

•        расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребёнка;

•        обеспечивать развитие речи школьников, формировать навык чтения и речевые умения;

работать с различными типами текстов, в том числе научно-познавательным.        

4. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

Учебный предмет «Литературное чтение» относится к образовательной области «Филология».

Во 2 классе на уроки литературного чтения отводится 102 часа (3 часа в неделю, 34 учебные недели в год).

Согласно учебному плану МОУ «Средняя школа №41» г. Саранск Республики Мордовия на 2021-2022 учебный год на изучение курса «Литературное чтение» во 2 «Б» классе отводится 3 часа в неделю, 34 учебные недели,  102 часа:

1) в I четверти – 25 часов,

2) во II четверти – 23 часа,

3) в III четверти – 32 час,

4) в IV четверти – 22 часа.

5. Описание учебно-методического комплекта

Реализация учебной программы по предмету «Литературное чтение» УМК «Школа России» для 2 «Б» класса МОУ «Средняя школа № 41» г. Саранск обеспечивается комплектом, в который входят следующие издания:

Для учителя:

1. Л.Ф. Климанова, М.В. Бойкина. Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1 - 4 классы: пособие для учителей общеобразовательных  организаций. - М.: Просвещение, 2021.

2. Н.А. Стефаненко, Е.А. Горелова. Литературное чтение. Методические рекомендации. 4 класс: учебное  пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2021.

Для учащегося:

1. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова. Литературное чтение. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. - М.: Просвещение, 2021.

2. М.В. Бойкина, Л.А. Виноградская. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 2 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций. В 2 ч. - М.: Просвещение, 2021.

Коррекция программы за I четверть

Программный материал за I четверть скорректирован в связи с досрочными каникулами с 25.10.2021 г.

Коррекция программы за II четверть

Программный материал за II четверть скорректирован в связи с досрочными каникулами с 26.12.2021 г.

Коррекция программы за III четверть

Программный материал за III четверть пройден (без коррекции).

Коррекция программы за IV четверть

Программный материал за IV четверть пройден (без коррекции).

Коррекция программы за год

Программный материал за год скорректирован, пройден.

II. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса. Изучение курса в соответствии с требованиями ФГОС НОО направлено на достижение определённых результатов в начальной школе.

Личностные результаты

Освоение учебного курса «Литературное чтение» в начальной школе вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:

1)        формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций многонационального российского общества;

2)        формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3)        воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

4)        развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

5)        формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

6)        овладение начальными навыками адаптации в школе;

7)        принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

8)        развитие  самостоятельности  и  личной  ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

9)        развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, возможность сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты

Освоение курса «Литературное чтение» в начальной школе играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования таких, как:

1)        овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2)        освоение способов решения проблем творческого и по- искового характера;

3)        формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4)        формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5)        использование знаково-символических средств представления информации о книгах;

6)        активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

7)        использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

8)        овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

9)        овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) формирование умения договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, определять общую цель и пути её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

12) готовность конструктивно разрешать конфликты по- средством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты

Предметные результаты изучения учебного предмета «Литературное чтение» в начальной школе должны быть ориентированы у обучающихся на применение знаний, умений и навыков в элементарных учебных ситуациях и реальных жизненных условиях. При освоении курса «Литературное чтение» достигаются предметные результаты:

1)        понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2)        осознание значимости чтения для личного развития;

3) формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; выработка потребности в систематическом чтении;

4)        достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

5)        использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

6)        умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;

7)        умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

8)        умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев; умение написать отзыв на прочитанное произведение);

9)        развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, иллюстраций, личного опыта.

2 класс

Планируемые результаты обучения по курсу «Литературное чтение»,

авторы Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий

Планируемые результаты изучения курса («Литературное чтение», авторы Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий) по годам обучения разработаны в соответствии с особенностями структуры и содержания данного курса и являются ориентирами, помогающими учителю разрабатывать свою рабочую программу.

Вспомогательный и ориентировочный характер представленных планируемых результатов позволяет учителю корректировать их в соответствии с учебными возможностями обучающихся, собственными профессиональными взглядами, материально-техническими и другими условиями образовательного учреждения.

Личностные результаты

Обучающийся во 2-ом классе получит возможность для формирования личностных УУД изучения предмета «Литературное чтение».

Обучающийся научится:

  • на основе художественных произведений определять основные ценности взаимоотношений в семье (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка);
  • с гордостью относиться к произведениям русских писателей-классиков, известных во всём мире.

Обучающийся получат возможность научиться:

  • понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье, находить подтверждение этому в читаемых текстах, в том числе пословицах и поговорках;
  • с гордостью и уважением относиться к творчеству писателей и поэтов, рассказывающих в своих произведениях о Родине, составлять рассказы о них, передавать в этих рассказах восхищение ими и уважение к ним;
  • самостоятельно находить произведения о своей Родине, с интересом читать; создавать собственные высказывания и произведения о Родине.

Метапредметные результаты

Метапредметными результатами изучения предмета «Литературное чтение» во 2-ом классе является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД

Обучающийся научатся:

  • сопоставлять цели, заявленные на шмуцтитуле, с содержанием материала урока в процессе его изучения;
  • формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; понимать учебную задачу урока;
  • читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.);
  • коллективно составлять план урока, продумывать возможные этапы изучения темы;
  • коллективно составлять план для пересказа литературного произведения;
  • контролировать выполнение действий в соответствии с планом;
  • оценивать результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным учителем;
  • оценивать результаты работы сверстников по совместно выработанным критериям;
  • выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме в мини-группе или паре;
  • фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, лесенок, разноцветных фишек и пр.), аргументировать позитивное отношение к своим успехам, проявлять стремление к улучшению результата в ходе выполнения учебных задач;
  • анализировать причины успеха/неуспеха с помощью лесенок и оценочных шкал, формулировать их в устной форме по собственному желанию;
  • осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внутренней речи.

Обучающийся получат возможность научиться:

  • формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать её, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей;
  • читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, наизусть и пр.);
  • составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока;
  • выбирать вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывать совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов;
  • оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (с помощью шкал, лесенок, баллов и пр.);
  • определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока;
  • фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей  работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «−», «?»);
  • анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы («+» и «−», «?»);
  • фиксировать причины неудач в устной форме в группе (паре);
  • предлагать варианты устранения причин неудач на уроке;
  • осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.

Познавательные УУД

Обучающийся научатся:

  • пользоваться в практической деятельности условными знаками и символами, используемыми в учебнике для передачи информации;
  • отвечать на вопросы учителя и учебника, придумывать свои собственные вопросы;
  • понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, объяснять их самостоятельно, с помощью родителей, справочных материалов;
  • сравнивать лирические и прозаические произведения, басню и стихотворение, народную и литературную сказки;
  • сопоставлять литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника, с пословицей и поговоркой соответствующего смысла;
  • создавать небольшое высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 5—6 предложений;
  • понимать смысл русских народных и литературных сказок, басен И. А. Крылова;
  • проявлять индивидуальные творческие способности при составлении докучных сказок, рифмовок, написании небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;
  • соотносить пословицы и поговорки с содержанием литературного произведения;
  • определять мотив поведения героя с помощью вопросов учителя или учебника и рабочей тетради;
  • понимать читаемое, интерпретировать смысл читаемого, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц или схем (при сравнении текстов, осмыслении структуры текста и пр.).

Обучающийся получат возможность научиться:

  • определять информацию на основе различных художественных объектов, например литературного произведения, иллюстрации, репродукции картины, музыкального текста, таблицы, схемы и т. д.;
  • анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения;
  • сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;
  • находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, использовать их в своих творческих работах;
  • самостоятельно определять с помощью пословиц (поговорок) смысл читаемого произведения;
  • понимать смысл русских народных и литературных сказок, рассказов и стихов великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Крылова и др.); понимать значение этих произведений для русской и мировой литературы;
  • проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;
  • предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей;
  • определять основную идею произведения (эпического и лирического), объяснять смысл образных слов и выражений, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения;
  • создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7—8 предложений;
  • сравнивать сказки бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ; находить сходство и различия;
  • соотносить литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника; самостоятельно подбирать к тексту произведения репродукции картин художника или фрагменты музыкальных произведений.

Коммуникативные УУД

Обучающийся научатся:

  • вступать в общение в паре или группе, задавать вопросы на уточнение;
  • создавать связное высказывание из 5—6 простых предложений по предложенной теме;
  • оформлять 1—2 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;
  • прислушиваться к партнёру по общению (деятельности), фиксировать его основные мысли и идеи, аргументы, запоминать их, приводить свои;
  • не конфликтовать, использовать вежливые слова;
  • в случае спорной ситуации проявлять терпение, идти на компромиссы, предлагать варианты и способы разрешения конфликтов;
  • употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога; находить примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений, описывающих конфликтную ситуацию;
  • оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства (вежливо/невежливо, достойно/недостойно, искренне/лживо, нравственно/безнравственно и др.), высказывая свою точку зрения;
  • принимать и сохранять цель деятельности коллектива или малой группы (пары), участвовать в распределении функций и ролей в совместной деятельности;
  • определять совместно критерии оценивания  выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать достижения сверстников по выработанным критериям;
  • оценивать по предложенным учителем критериям поступки литературных героев, проводить аналогии со своим поведением в различных ситуациях;
  • находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет;
  • готовить небольшую презентацию (5—6 слайдов) с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта, озвучивать её с опорой на слайды.

Обучающийся получат возможность научиться:

  • высказывать свою точку зрения (7—8 предложений) на прочитанное или прослушанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
  • понимать цель своего высказывания;
  • пользоваться элементарными приёмами убеждения, мимикой и жестикуляцией;
  • участвовать в диалоге в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы;
  • создавать 3—4 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;
  • проявлять терпимость к другому мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения другого;
  • объяснять сверстникам способы бесконфликтной деятельности;
  • отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения;
  • опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий;
  • формулировать цель работы группы, принимать и сохранять её на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции;
  • определять в группе или паре критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения);
  • оценивать достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям;
  • определять критерии оценивания поведения людей в различных жизненных ситуациях на основе нравственных норм;  
  • руководствоваться выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения;
  • объяснять причины конфликта, возникшего в группе, находить пути выхода из создавшейся ситуации; приводить примеры похожих ситуаций из литературных произведений;
  • находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет, периодику (детские журналы и газеты);
  • готовить небольшую презентацию (6—7 слайдов), обращаясь за помощью к взрослым только в случае затруднений. Использовать в презентации не только текст, но и изображения (картины художников, иллюстрации, графические схемы, модели и пр.);
  • озвучивать презентацию с опорой на слайды, выстраивать монолог по продуманному плану.

Предметные результаты

Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы предмета «Литературное чтение» во 2-ом классе:

Виды речевой и читательской деятельности

Обучающийся научатся:

  • понимать цели изучения темы, представленной на шмуцтитулах, пользоваться (под руководством учителя) в читательской практике приёмами чтения (комментированное чтение, чтение диалога, выборочное чтение);
  • читать целыми словами со скоростью чтения, позволяющей понимать художественный текст; при чтении отражать настроение автора;
  • ориентироваться в учебной книге, её элементах; находить сходные элементы в книге художественной;
  • просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска нужной информации (справочная литература) по совету взрослых; фиксировать свои читательские успехи в «Рабочей тетради»;
  • осознавать нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями;
  • распределять загадки по тематическим группам, составлять собственные загадки на основе предложенного в учебнике алгоритма;
  • соотносить заголовок текста с содержанием, осознавать взаимосвязь содержания текста с его заголовком (почему так называется); определять характер литературных героев, приводить примеры их поступков.

Обучающийся получат возможность научиться:

  • читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
  • понимать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осуществлять подготовку к праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями;
  • употреблять пословицы и поговорки в диалогах и высказываниях на заданную тему;
  • наблюдать, как поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает;
  • рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «некрасиво», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм;
  • пользоваться элементарными приёмами анализа текста с помощью учителя;
  • осуществлять переход от событийного восприятия произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;
  • задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;
  • делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;
  • осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;
  • находить книги для самостоятельного чтения в библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на аппарат книги, её элементы; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях;
  • пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке;
  • составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на художественное произведение по образцу.

Творческая деятельность

Обучающийся научатся:

  • пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана или опорных слов под руководством учителя;
  • составлять собственные высказывания на основе произведений, высказывая собственное отношение к прочитанному.

Обучающийся получат возможность научиться:

  • сочинять свои произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;
  • творчески пересказывать содержание произведения от автора, от лица героя.

Литературоведческая пропедевтика

Обучающийся научатся:

  • различать потешки, небылицы, песенки, считалки, народные сказки, осознавать их культурную ценность для русского народа;
  • находить различия между научно-познавательным и художественным текстом; приводить факты из текста, указывающие на его принадлежность к научно-познавательному или художественному; составлять таблицу различий;
  • использовать знания о рифме, особенностях жанров (стихотворения, сказки, загадки, небылицы, песенки, потешки), особенностях юмористического произведения в своей литературно-творческой деятельности.

Обучающийся получат возможность научиться:

  • понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;
  • определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами;
  • находить в произведении средства художественной выразительности;
  • понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить доказательство этому в тексте.

III. Содержание учебного предмета, курса

1. Названия тем (разделов) курса и их краткое содержание

Самое великое чудо на свете (2 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Выставка книг по теме. Книги, прочитанные летом. Любимые книги. Герои любимых книг.

Творчество читателя, талант читателя. Старинные и современные книги. Сравнение книг. Подготовка сообщения на темы «Старинные книги Древней Руси», «О чём может рассказать старинная книга».

Высказывания о книгах К. Ушинского, М. Горького, Л. Толстого. Классификация высказываний. История книги. Библиотека. Выразительное чтение стихотворения. Поиск необходимой книги в библиотеке. Подготовка сообщения о книге-справочнике, научно познавательной книге. Наши проекты: История книги.

Устное народное творчество. Малые жанры (2 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Планирование работы учащихся и учителя по освоению содержания раздела.

Устное народное творчество. Малые и большие жанры устного народного творчества. Пословицы и поговорки. Пословицы русского народа.

Русские народные песни. Образ рябины и берёзы в русских народных песнях. Рифма. Выразительное чтение русских песен.

Потешки и прибаутки — малые жанры устного народного творчества. Отличие прибаутки от потешки. Слово как средство создания образа.

Считалки и небылицы — малые жанры устного народного творчества. Ритм — основа считалки. Сравнение считалки и небылицы.

Загадки — малые жанры устного народного творчества. Распределение загадок по тематическим группам.

Устное народное творчество. Сказки (8 ч)

Сказки. Русские народные сказки. «Петушок и бобовое зёрнышко». «У страха глаза велики». Использование приёма звукописи при создании кумулятивной сказки. «Лиса и тетерев». «Лиса и журавль». «Каша из топора». «Гуси-лебеди».

Соотнесение смысла пословицы со сказочным текстом. Герои сказок. Характеристика героев сказки на основе представленных качеств характера. Рассказывание сказки по рисункам. Рассказывание сказки по плану. Выборочный пересказ эпизодов сказки по заданию учителя. Оценка достижений.

Люблю природу русскую. Осень (6 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Картины осенней природы. Осенние загадки. Образ осени в загадках. Соотнесение загадки и отгадки.

Лирические стихотворения Ф. Тютчева, К. Бальмонта, А. Плещеева, А. Фета, А. Толстого, С. Есенина, В. Брюсова, И. Токмаковой, В. Берестова. Настроение. Интонация стихотворения. Осенние картины природы. Средства художественной выразительности. Сравнение.

Приём звукописи как средство выразительности.

Сравнение художественного и научно-популярного текстов. Сравнение лирического поэтического и прозаического текстов. Выразительное чтение стихотворений. Оценка достижений.

Русские писатели (10 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

А. Пушкин — великий русский писатель. Вступление к поэме «Руслан и Людмила». Сказочные чудеса. Лирические стихотворения. Картины природы. Настроение стихотворения. «Сказка о рыбаке и рыбке». Сравнение литературной и народной сказок. Картины моря в сказке. Характеристика героев произведения.

И. Крылов. Басни. Нравственный смысл басен И. Крылова. Сравнение басни и сказки. Структура басни, модель басни. Герой басенного текста. Характеристика героев басни. Соотнесение смысла басни со смыслом пословицы. Л. Толстой. Рассказы Л. Толстого. Герои произведений. Характеристика героев произведений. Подробный пересказ. Оценка достижений.

О братьях наших меньших (8 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

Весёлые стихи о животных С. Брезкуна, М. Бородицкой, Б. Заходера, И. Пивоваровой, В. Берестова. Заголовок стихотворения. Настроение стихотворения. Приёмы сказочного текста в стихотворении. Герой стихотворения. Характер героев. Рифма.

Научно-популярный текст Н. Сладкова.

Рассказы о животных М. Пришвина, Е. Чарушина, Б. Житкова, В. Бианки. Герои рассказа. Нравственный смысл поступков. Характеристика героев. Выборочный пересказ. Оценка планируемых достижений.

Из детских журналов (5 ч)

Из детских журналов. Произведения Д. Хармса, С. Маршака, Н. Гернет, Ю. Владимирова, А. Введенского. Обобщение по разделу «Из детских журналов».

Проверим себя и оценим свои достижения.

Люблю природу русскую. Зима (7 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Зимние загадки. Соотнесение загадки с отгадкой.

Лирические стихотворения И. Бунина, К. Бальмонта, Я. Акима, Ф. Тютчева, С. Есенина, А. Пушкина. Настроение стихотворения. Слова, которые помогают преставить зимние картины. Авторское отношение к зиме.

Русская народная сказка. «Два Мороза». Главная мысль произведения. Соотнесение пословицы

с главной мыслью произведения. Герой произведения. Характеристика героев.

Новогодняя быль. С. Михалков. Особенности данного жанра. Чтение по ролям.

Весёлые стихи о зиме С. Погореловского, А. Прокофьева. Оценка достижений.

Писатели — детям (15 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

К. Чуковский. Сказки. «Путаница». «Радость». «Федорино горе».

Настроение стихотворения. Рифма. Приём звукописи как средство создания образа. Авторское отношение к изображаемому. Чтение по ролям.

С. Маршак. «Кот и лодыри». Соотнесение смысла пословицы с содержанием стихотворения. С. Михалков. Стихи. Заголовок. Содержание произведения. Деление текста на части. Герой стихотворения. Характеристика героя произведения с опорой на его поступки.

А. Барто. Стихи. Заголовок стихотворения. Настроение стихотворения. Звукопись как средство создания образа. Выразительное чтение стихотворения.

Н. Носов. Юмористические рассказы для детей. Герои юмористического рассказа. Авторское отношение к ним. Составление плана текста. Подробный пересказ на основе картинного плана. Оценка достижений.

Я и мои друзья (9 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

Стихи о дружбе и друзьях Е. Благиной,  В. Орлова,  В. Берестова, Э. Мошковской, В. Лунина. Соотнесение смысла пословицы и смысла стихотворения. Нравственно-этические представления.

Рассказы Ю. Ермолаева, В. Осеевой. Смысл названия рассказа. Соотнесение названия рассказа

с пословицей. Составление плана рассказа. Устные рассказы о дружбе, взаимовыручке. Выборочный пересказ рассказа по заданию учителя. Оценка достижений.

Люблю природу русскую. Весна (8 ч)

Знакомство с названием раздела. Весенние загадки. Соотнесение загадки с отгадкой. Сочинение весенних загадок.

Лирические стихотворения Ф. Тютчева, А. Плещеева, А. Блока, И. Бунина, С. Дрожжина, С. Васильева. Настроение стихотворения. Приём контраста в создании картин зимы и весны. Слово как средство создания весенней картины природы. Звукопись.

Проект «Создание газеты: 9 Мая — День Победы», «Подготовка экскурсии к памятнику славы».

И в шутку и всерьёз (12 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

Весёлые стихи Ю. Тувима, А. Введенского, Д. Хармса, Б. Заходера, Э. Успенского, В. Берестова, И. Токмаковой.

Анализ заголовка. Заголовок — «входная  дверь» в текст. Авторское отношение к читателю. Герой авторского стихотворения. Сравнение героев стихотворения. Ритм стихотворения. Выразительное чтение. Инсценирование стихотворения.

Весёлые рассказы для детей Э. Успенского, Г. Остера, В. Драгунского. Герои юмористических рассказов. Особое отношение к героям юмористического текста. Восстановление последовательности текста на основе вопросов. Составление плана. Пересказ текста на основе вопросов. Оценка достижений.

Литература зарубежных стран (10 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Выставки книг.

Американские, английские, французские, немецкие народные песенки в переводе С. Маршака,

В. Викторова, К. Чуковского. Сравнение русских и зарубежных песенок.

Ш. Перро. «Кот в сапогах», «Красная Шапочка». Герои зарубежных сказок. Сравнение героев зарубежных и русских сказок. Г.-Х. Андерсен. «Огниво». Герои зарубежных сказок. Герои сказок. Выборочный пересказ эпизода сказки по заданию учителя. Соотнесение смысла сказки с пословицей. Оценка достижений.

2. Характеристика  основных содержательных линий и тем

(понятия, термины, явления и т.д., изучаемые в данной теме)

Виды речевой и читательской деятельности

Умение слушать (аудирование)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.

Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, особенностями авторского стиля.

Чтение

Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся и формирование у них

коммуникативно-речевых умений и навыков.

Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться  к  выразительному  чтению  небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).

Развитие умения переходить от чтения вслух к чтению про себя.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.

Работа с различными видами текста

Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведений, осознавать сущность поведения героев.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её на- званию и оформлению.

Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Библиографическая культура

Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.

Умение самостоятельно составить аннотацию.

Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги), её справочно-иллюстративный материал.

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.

Работа с текстом художественного произведения

Определение (с помощью учителя) особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.

Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивов поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения  нравственно-этических норм.  Осмысление  понятия  «Родина»,  представления о проявлении любви к Родине  в  литературе  разных  народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воcпроизведение (по вопросам учителя) эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики, рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события.

Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).

Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания) и на его основе подробный пересказ всего текста.

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных  произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательность событий.

Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами

Понимание заглавия произведения, адекватное  соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.

Умение говорить (культура речевого общения)

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.

Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное  пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.

Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос.

Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании.

Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов.

Передача впечатлений (из повседневной жизни, от художественного произведения, произведения изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование).

Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

Письмо (культура письменной речи)

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.

Круг детского чтения

Знакомство с  культурно-историческим  наследием  России, с общечеловеческими ценностями.

Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран).

Знакомство с поэзией А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, прозой Л. Н. Толстого, А. П. Чехова и других классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы,    произведениями    современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступными для восприятия младших школьников.

Тематика чтения обогащена введением в круг чтения младших школьников мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках  и  подвижниках  Отечества.

Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная литература справочно-энциклопедические, детские периодические издания.

Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.

Литературоведческая пропедевтика

(практическое освоение)

Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств художественной выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения.

Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.

Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).

Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

Фольклорные и авторские  художественные  произведения (их различия).

Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.

Рассказ, стихотворение, басня: общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами.

Творческая деятельность обучающихся

(на основе литературных произведений)

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий,  изложение  с  элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций  к  произведению или на основе личного опыта). Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в  устной  или  письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.

3. Планируемые контрольные, практические, лабораторные работы, экскурсии, направления проектной и научно-исследовательской деятельности обучающихся

Наименование раздела

Проверочные работы

Проверка техники чтения

1

Самое великое чудо на свете

2

Устное народное творчество. Малые жанры

3

Устное народное творчество. Сказки

1

1

4

Люблю природу русскую. Осень

1

5

Русские писатели

1

1

6

О братьях наших меньших

1

7

Из детских журналов

1

8

Люблю природу русскую. Зима

1

1

9

Писатели – детям

1

10

Я и мои друзья

1

11

Люблю природу русскую. Весна

1

1

12

И в шутку и всерьез

1

13

Литература зарубежных стран

1

1

Итого:

11

5

Особенности организации и проведения учебных занятий по литературному чтению

Формы

индивидуальные

индивидуально-групповые

фронтальные

работа в парах

Методы

объяснительно-иллюстративный

частично-поисковый

проблемный вопрос/проблемная ситуация

исследовательский

Технологии

игровые технологи: деловые игры, ролевые и сюжетные игры-путешествия, дидактические игры

коммуникативные технологии: обучение в сотрудничестве, взаимообучение, работа в парах и группах, учебный диалог

рефлексивно-деятельностные технологии

уровневая дифференциация

информационно-коммуникативные технологии

проектная деятельность

Формы контроля

наблюдение

беседа

фронтальный опрос

опрос в парах

тестирование

проверочные работы

Формы контроля и оценки достижения планируемых результатов

Особенности организации контроля по литературному чтению

В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и «про себя»); умения выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.

При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов.

Кроме техники чтения учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).

Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме.

Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные

работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением.

Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.

Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами).

Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения «про себя» проводится фронтально или группами. Для проверки учитель заготавливает индивидуальные карточки, которые получает каждый ученик. Задания на карточках могут быть общими, а могут быть дифференцированными. Для учета результатов проверки навыка чтения учитель пользуется соответствующей схемой.

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)

Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание.

Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.

Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

  • искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
  • неправильная постановка ударений (более 2);
  • чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
  • непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;
  • неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
  • неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
  • нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
  • нетвердое знание наизусть подготовленного текста;
  • монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.

Недочеты:

  • не более двух неправильных ударений;
  • отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
  • осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
  • неточности при формулировке основной мысли произведения;
  • нецелесообразность использования средств выразительности,  недостаточная  выразительность при передаче характера персонажа.

Техника чтения

Переход к осмысленному правильному чтению целыми словами.

При оценке домашнего чтения предъявляются более высокие требования, чем при чтении без предварительной подготовки.

IV. Календарно-тематическое планирование учебного предмета, курса

1. Тематическое планирование

Наименование раздела

Кол-во часов

1

Самое великое чудо на свете

2

2

Устное народное творчество. Малые жанры

2

3

Устное народное творчество. Сказки

8

4

Люблю природу русскую. Осень

6

5

Русские писатели

10

6

О братьях наших меньших

8

7

Из детских журналов

5

8

Люблю природу русскую. Зима

7

9

Писатели – детям

15

10

Я и мои друзья

9

11

Люблю природу русскую. Весна

8

12

И в шутку и всерьез

12

13

Литература зарубежных стран

10

Итого:

102

2. Календарно-тематическое планирование

Дата

Тема урока

Кол-во часов

план.

факт.

I четверть (25 ч)

Самое великое чудо на свете

2

1

02.09

02.09

Знакомство с учебником. Игра «Крестики-нолики».

1

2

06.09

06.09

Самое великое чудо на свете. Библиотеки. Книги.

1

Устное народное творчество. Малые жанры

2

3

07.09

07.09

Устное народное творчество. Русские народные песни. Потешки, прибаутки.

1

4

09.09

09.09

Скороговорки, считалки, небылицы. Загадки, пословицы, поговорки.

1

Устное народное творчество. Сказки

8

5

13.09

13.09

Ю. И. Коваль. Сказки. Народные сказки. Ю. П. Мориц «Сказка по лесу идет…».

1

6

14.09

14.09

Сказка «Петушок и бобовое зернышко».

1

7

16.09

16.09

Сказка «У страха глаза велики».

1

8

20.09

20.09

Сказка «Лиса и тетерев».

1

9

21.09

21.09

Сказка «Лиса и журавль».

1

10

23.09

23.09

Сказка «Каша из топора».

1

11

27.09

27.09

Сказка «Гуси-лебеди».

1

12

28.09

28.09

Викторина по сказкам. Проверим себя и оценим свои достижения.

1

Люблю природу русскую. Осень

6

13

30.09

30.09

Ф. Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной…». К. Д. Бальмонт «Поспевает брусника…»,

1

14

04.10

04.10

А. Н. Плещеев «Осень наступила…».

А. А. Фет «Ласточки пропали…».

1

15

05.10

05.10

Осенние листья.

1

16

07.10

07.10

В. Д. Берестов «Хитрые грибы».

1

17

11.10

11.10

М. М. Пришвин «Осеннее утро», И. А. Бунин «Сегодня так светло кругом…».

1

18

12.10

12.10

Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Осень». Проверочная работа по разделу «Люблю природу русскую. Осень».

1

Русские писатели

10

19

14.10

14.10

А. С. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый…».

1

20

18.10

18.10

Стихи А. С. Пушкина.

21

19.10

19.10

А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» и другие сказки.

1

22

21.10

21.10

И. А. Крылов «Лебедь, Рак и Щука».

1

23

25.10

08.11

И. А. Крылов «Стрекоза и Муравей».

24

26.10

09.11

Л. Н. Толстой «Старый дед и внучек».

25

28.10

09.11

Л. Н. Толстой «Филипок».

25

22

Программный материал пройден, скорректирован.

22

II четверть (23 ч)

26 (1)

08.11

25.10

08.11

И. А. Крылов «Стрекоза и Муравей».

1

27 (2)

09.11

26.10

28.10

08.11

09.11

Л. Н. Толстой «Старый дед и внучек». Л. Н. Толстой «Филипок». Л. Толстой «Котенок», «Правда всего дороже».

1

28 (3)

11.11

08.11

09.11

11.11

11.11

Веселые стихи. Обобщение по разделу «Русские писатели». Проверим себя и оценим свои достижения.

1

О братьях наших меньших

8

29 (4)

15.11

15.11

О братьях наших меньших. Б. Заходер «Плачет киска в коридоре…», И. Пивоварова «Жила-была собака…».

1

30 (5)

16.11

16.11

В. Берестов «Кошкин щенок».

1

31 (6)

18.11

18.11

М. Пришвин «Ребята и утята».

1

32 (7)

22.11

22.11

Е. Чарушин «Страшный рассказ».

1

33 (8)

23.11

23.11

Б. Житков «Храбрый утенок».

1

34 (9)

25.11

25.11

В. Бианки «Музыкант».

1

35 (10)

29.11

29.11

В. Бианки «Сова».

1

36 (11)

30.11

30.11

Обобщение по разделу «О братьях наших меньших». Проверочная работа по разделу «О братьях наших меньших».

1

Из детских журналов

5

37 (12)

02.12

02.12

Из детских журналов. Д. Хармс «Игра».

1

38 (13)

06.12

06.12

Д. Хармс «Вы знаете?..». Д. Хармс, С. Маршак «Веселые чижи».

1

39 (14)

07.12

07.12

ДО. Д. Хармс «Что это было?». Н. Гернет, Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог».

1

40 (15)

09.12

09.12

ДО. Ю. Владимиров «Чудаки». А. Введенский «Ученый Петя», «Лошадка».

1

41 (16)

13.12

13.12

Обобщение по разделу «Из детских журналов». Проверим себя и оценим свои достижения.

1

Люблю природу русскую. Зима

7

42 (17)

14.12

14.12

Люблю природу русскую. Зима.

1

43 (18)

16.12

16.12

Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою…». С. Есенин «Поет зима – аукает…», «Береза».

1

44 (19)

20.12

20.12

Сказка «Два Мороза».

1

45 (20)

21.12

21.12

С.В. Михалков «Новогодняя быль».

1

46 (21)

23.12

23.12

А. Барто «Дело было в январе…». Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Зима».

1

47 (22)

27.12

25.12

Игра «Поле чудес». Проверим себя и оценим свои достижения.

1

48 (23)

28.12

Обобщение пройденного.

1

23

22

Программный материал пройден, скорректирован.

22

III четверть (32 ч)

Писатели – детям

15

49 (1)

10.01

10.01

Писатели – детям. К. Чуковский «Путаница».

1

50 (2)

11.01

11.01

К. Чуковский «Радость».

1

51 (3)

13.01

13.01

К. Чуковский «Федорино горе».

1

52 (4)

17.01

17.01

К. Чуковский «Федорино горе».

1

53 (5)

18.01

18.01

С. Маршак «Кот и лодыри».

1

54 (6)

20.01

20.01

С. Михалков «Мой секрет», «Сила воли». «Мой щенок».

1

55 (7)

24.01

24.01

А. Барто «Веревочка». «Мы не заметили жука».

1

56 (8)

25.01

25.01

А. Барто «В школу». «Вовка – добрая душа».

1

57 (9)

27.01

27.01

Н. Носов «Затейники».

1

58 (10)

31.01

31.01

Н. Носов «Живая шляпа».

1

59 (11)

01.02

01.02

Н. Носов «Живая шляпа».

1

60 (12)

03.02

03.02

Н. Носов «На горке».

1

61 (13)

07.02

07.02

Н. Носов «На горке».

1

62 (14)

08.02

08.02

Обобщение по разделу «Писатели – детям».

1

63 (15)

10.02

10.02

Проверим себя и оценим свои достижения. Проверочная работа по разделу «Писатели – детям».

1

Я и мои друзья

9

64 (16)

14.02

14.02

Я и мои друзья. Стихи о дружбе и обидах.

1

65 (17)

15.02

15.02

Н. Булгаков «Анна, не грусти!».

1

66 (18)

17.02

17.02

Ю. Ермолаев «Два пирожных».

1

67 (19)

21.02

21.02

В. Осеева «Волшебное слово».

1

68 (20)

22.02

22.02

В. Осеева «Волшебное слово».

1

69 (21)

24.02

24.02

В. Осеева «Хорошее».

1

70 (22)

28.02

28.02

В. Осеева «Почему?».

1

71 (23)

01.03

01.03

В. Осеева «Почему?». Обобщение по разделу «Я и мои друзья».

1

72 (24)

03.03

03.03

Проверим себя и оценим свои достижения. Проверочная работа по разделу «Я и мои друзья».

1

Люблю природу русскую. Весна

8

73 (25)

07.03

05.03

Люблю природу русскую. Весна.

1

74 (26)

10.03

10.03

Стихи Ф. Тютчева о весне.

1

75 (27)

14.03

14.03

Стихи А. Плещеева о весне. А. Блок «На лугу». С. Маршак «Снег теперь уже не тот…».

1

76 (28)

15.03

15.03

И. Бунин «Матери».

1

77 (29)

17.03

17.03

А. Плещеев «В бурю».

1

78 (30)

21.03

21.03

Е. Благинина «Посидим в тишине».

1

79 (31)

22.03

22.03

Э. Мошковская «Я маму мою обидел…».

1

80 (32)

24.03

24.03

Наши проекты. Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Весна».

32

32

Программный материал пройден (без коррекции).

32

IV четверть (22 ч)

И в шутку и всерьез

12

81 (1)

04.04

04.04

Б. Заходер «Товарищам детям», «Что красивей всего?».

1

82 (2)

05.04

05.04

Б. Заходер. Песенки Винни-Пуха.

1

83 (3)

07.04

07.04

Э. Успенский «Чебурашка».

1

84 (4)

11.04

11.04

Э. Успенский «Чебурашка», «Если был бы я девчонкой…».

1

85 (5)

12.04

12.04

Стихи Э. Успенского.

1

86 (6)

14.04

14.04

Стихи В. Берестова.

1

87 (7)

18.04

18.04

Стихи И. Токмаковой.

1

88 (8)

19.04

19.04

Г. Остер «Будем знакомы».

1

89 (9)

21.04

21.04

Г. Остер «Будем знакомы».

1

90 (10)

25.04

25.04

В. Драгунский «Тайное становится явным».

1

91 (11)

26.04

26.04

В. Драгунский «Тайное становится явным».

1

92 (12)

28.04

28.04

Обобщение по разделу «И в шутку и всерьез». Проверочная работа по разделу «И в шутку и всерьез».

1

Литература зарубежных стран

10

93 (13)

05.05

05.05

Литература зарубежных стран. Американская и английские народные песенки.

1

94 (14)

12.05

12.05

Песенки «Сюзон и мотылек», «Знают мамы, знают дети».

1

95 (15)

16.05

16.05

Ш. Перро «Кот в сапогах».

1

96 (16)

17.05

17.05

Ш. Перро «Кот в сапогах».

1

97 (17)

19.05

19.05

Ш. Перро «Красная Шапочка».

1

98 (18)

23.05

23.05

Г.Х. Андерсен «Принцесса на горошине».

1

99 (19)

24.05

24.05

Э. Хогарт «Мафин и паук».

1

100 (20)

26.05

26.05

Э. Хогарт «Мафин и паук».

1

101 (21)

30.05

30.05

Обобщение по разделу «Литература зарубежных стран». Проверим себя и оценим свои достижения.

1

102 (22)

31.05

31.05

Обобщение по курсу «Литературное чтение» за 2класс.

1

22

22

Программный материал пройден (без коррекции).

22

Итого:

102

98

Программный материал за год скорректирован, пройден.

102


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по литературному чтению 2 кл УМК "Школа России" ФГОС с ууд

Рабочая программа по литературному чтению  2 кл. включает в себя пояснительную записку, календарно-тематическое планирование и информационно-методическое обеспечение....

Рабочая программа по литературному чтению 3 кл. УМК "Школа России" ФГОС

Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина Рос...

Пояснительня записка к рабочей программе по литературному чтению по образовательной системе Школа России с 1 по 4 класс

          Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской ...

Рабочая программа по литературному чтению 4 кл УМК "Школа России"

Рабочая программа по литературному чтению 4 кл УМК "Школа России"...

Рабочая программа по литературному чтению ФГСО 1-4 Школа России

Рабочая программа по литературному чтению Школа России 1-4...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ НА РОДНОМ ЯЗЫКЕ , "ШКОЛА РОССИИ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ НА РОДНОМ ЯЗЫКЕ, "Школа России"...

Рабочая программа по литературному чтению 1-4 кл. "Школа России"

Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе:- Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»...