Урок литературного чтения 2 класс. "Хитрый лис и умная уточка "Программа "Перспектива"
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Елена Петровна Кобзева

Хитрый лис и умная уточка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hitryy_lis_i_umnaya_utochka.docx51.75 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Учитель начальных классов: Кобзева Елена Петровна

Класс : 2 - 1

Тема урока: В.В.Бианки «Хитрый лис и умная уточка»

Тип урока: «открытие» нового знания.

Цель урока: создание условия для формирования у обучающихся представлений о биографии В.В.Бианки  и его произведении «Хитрый лис и умная уточка», формирование навыков чтения и навыков работы с текстом.

Дидактические:

  • Познакомиться с рассказом В.В.Бианки «Хитрый лис и умная уточка», особенностями жанра рассказа
  • Формировать умение активно воспринимать учебный материал: анализировать поступки героев, прогнозировать текст, сравнивать свои предположения с замыслом автора;
  • Развивать навыки осознанного, выразительного чтения.

Развивающие:

  • Развивать умение мыслить, предполагать, рассуждать, делать выводы в процессе работы над художественным текстом;
  • Развивать творческое воображение путем интерпретации художественного произведения и создания собственного текста;

Воспитательные:

  • Воспитывать бережное отношение к природе через анализ содержания художественного произведения.


ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель урока

Формы, методы и приёмы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты (П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

I.Самоопределение к деятельности (1-2мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

Ф

Словесный: учебный диалог

1.Создает эмоциональное поле.

2.Приветствует учащихся.

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Александра Александровна, и сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. 

-Проверьте, все ли необходимые принадлежности к уроку у вас есть?

- Настроились. Читаем быстро, уверенно, лучше, чем вчера

-Прочитайте эпиграф к уроку

Чтение без размышления – пустое занятие.”

-Как понимаете?

“Добрый день!”

- Произнесите тихо, спокойно.
- Произнесите весело.

- Произнесите с плохим настроением.
- Произнесите с удовольствием.

 

Я желаю всем  нам добра. Мы желаем друг другу успеха.

1.Приветствуют учителя.

2.Проверяют готовность к уроку. 

Чтение – это интонация.

-значит читать нужно обдуманно, думать над прочитанным.

Л:личностное самоопределение.

Презентация

Слайд 1

II.Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф

Словесный: учебный диалог.

И

1.Выдает артикуляционную гимнастику

-Прочитайте про себя, вслух медленно, весело, с удивлением

 Повсюду: в лесу, на полянке,

В реке, на болоте, в полях –

Ты встретишь героев Бианки,

У них побываешь в гостях.

Про птиц, насекомых, лягушек

Рассказы и сказки прочтёшь

И лучше знакомых зверушек

Узнаешь, дружок и поймёшь.

2.Организует проверку домашнего задания.

3.Осуществляет проверку знаний предыдущего урока  (пересказ).

-Прочтите стихотворение на слайде. Скажите, в каком разделе мы с вами находимся?

- А с какими произведениями вы познакомились на прошлом уроке?  

- Что полезного вы взяли из этого рассказа?

1.Выполняют артикуляционную гимнастику

2.Осуществляют пересказ домашнего текста, опираясь на пункты плана.

3.Отвечают на вопросы:

-Люблю все живое.

-Соседский щенок, Галка, Лисичкин хлеб

Высказываются

Пред:

Восстанавливать деформированный план к рассказу.

К:

Оформлять свои мысли в устной форме на уровне предложения или небольшого текста.

Р:Соотносить выполненное задание с образцом предложенным учителем.

Оценивать результаты своих действий по итогам выполнения задания

Презентация

Слайд 2

Слайд 3

III.Постановка учебной задачи (4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Словесный: подводящий диалог.

Ф

1.Формулирует с учащимися тему и цели урока.

Работа с портретом

- Какая новая фамилия встретилась в стихотворении?

 -Что вы знаете о нем?

- Виталий Бианки – исследователь природы, замечательный писатель, который умел не только наблюдатель природу, видеть все интересное, но и увлекательно об этом рассказывать.

Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством талантливого писателя Виталия Валентиновича Бианки

-Теперь вам предстоит отгадать загадки для того, чтобы узнать главных героев произведения.

-Рыжая плутовка Спряталась под ёлкой. Зайца ждёт хитрюга та. Как зовут её?


Как на речку прилетает,
сразу в воду залезает.
"Кря" - нырнула на минутку
Вы узнали?

-На стр 110 прочитайте название произведения.

- Значит, тема нашего урока ?

-Тему определили, теперь давайте поставим с вами цели на урок по опорным словам

- Познакомиться...

 

- Учиться правильно и …

-Проанализировать... 

-Молодцы!

-Чтобы достичь этих целей давайте спланируем нашу работу.

1.Определяют тему и цели урока.

Высказывают свои предположения

-Это Виталий Валентинович Бианки

Ответы детей

 

Лиса

Утка

-В.Бианки «Хитрый лис и умная уточка»

-со сведениями из биографии В.В.Бианки

-выразительно читать его произведение “Страшный рассказ”.

-новое произведение.

План

  1. Познакомимся с писателем и построим предположения о содержании рассказа
  2. Прочитаем рассказ и ответим на вопросы
  3. Перечитаем рассказ
  4. Определим основную мысль
  5. Сделаем выводы

Пред: самостоятельное формулирование цели и темы урока.

Пред:

Уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. 

К:

Уметь оформлять свои мысли в устной форме.                                                               

Р:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.                                                      Л:

Уметь устанавливать связь между целью учебной  деятельности и ее мотивом.

Презентация

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

IV.Открытие нового знания (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Словесный: учебный диалог, чтение учителем.

Биография В.В.Бианки

Включает аудиозапись о биографии В.В.Бианки

-Прежде чем знакомиться с рассказом, давайте поближе познакомимся с автором.

-Открывайте учебник на 109 странице

- Что вас удивило? Рассмотрите фотографию – как вам кажется, какой человек?

- Сколько абзацев?

 – прочитайте 1 абзац про себя,  задайте вопросы к каждому абзацу об авторе

-Теперь откройте учебник на странице 111, посмотрите на название.

-Работа по иллюстрациям и словесное рисование.

- Посмотрите на иллюстрацию в ваших книгах.

- Кого изобразил художник на рисунке? Посмотрите

-Попробуйте предположить, о чём будет рассказ?

- Как проверить, верны ли ваши предположения? Что нужно для этого сделать?

Читает произведение

Обмен впечатлениями.

-Понравился рассказ?

-Кто хочет поделиться своими мыслями об услышанном?

-Почему автор назвал именно так?


- Кто главные герои этого рассказа?

Динамическая пауза

-Хотите побыть друзьями уточки или лиса?

Тогда приглашаю всех на физминутку.

Слушают аудио, работают в парах.

4

Лису и уточку

Обучающиеся слушают рассказ.

Делятся своими впечатлениями

 Выполняют соответствующие движения

П:

Извлекать информацию, представленную в различных формах (чтение учителя,  аудиозапись).

К:

Оформлять свои мысли в устной форме на уровне предложения или небольшого текста.

Формулировать ответы на вопросы.

Принимать участие общей беседе, выполняя правила речевого поведения.

Предметные умения:

Формировать интерес к чтению как к средству получения информации

К:

Уметь воспринимать на слух художественное произведение.

V.Первичное закрепление (4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Словесный: учебный диалог.

Практический:выполнение задания.

Ф

Перечитывание рассказа и деление его на смысловые части

Работа с текстом во время чтения

1 часть

- Как Лис напал на Уточку?

-Что он ей сделал?

-Как можем назвать эту часть?

2 часть

- Что задумал Лис зимой?

-Что спасло Уточку?

-Как можно озаглавить эту часть?

3 часть

- Что же оказалось весной?

-Как в это раз спаслась Уточка?

-На этом моменте закончилась 3 часть. Как можно озаглавить?

- Как автор назвал Лиса?  Был ли он действительно хитрый.

 - Какой автор показал свою Уточку?

 -  Сопереживал ли автор Уточке, жалел ли её?

- Давайте проверим, подтвердилось ли что-нибудь из наших предположений. 

-В чем главная мысль?

 - Следующий этап работы – найти опорные слова

- Будем работать в парах: выберите самые важные и нужные слова (опорные, ключевые)

-  Подчеркните их, подготовьтесь к пересказу по частям.

- Сравните свои слова и слова на доске

Подкрался из-за куста, схватил за крыло

Лис сломал уточке крыло   

Напать на Уточку

Нырнула под воду

Уточка нырнула и спаслась

Рассказывают

Выскочила в полынью

Крыло зажило и Уточка улетела

его планы провалились, значит расчёты были неверные

умной – перехитрила, терпеливой, т.к. выдержала столько страданий

рассказать о трудностях, с которыми сталкиваются перелётные птицы

Презентация

Слайд 9


VI.Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин)

Интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Практический:самостоятельная работа.

И

1.Выдает задание на самостоятельное выполнение

-Сейчас по составленному плану и опорным словам нужно пересказать своему соседу произведение.

1.Выполняют самостоятельную работу

Пред:

Уметь самостоятельно  выполнять учебные задания.

Р: оценивают свою работу на уроке; адекватно воспринимают информацию учителя или товарища.

Презентация

Слайд 10

VII.Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин)

Включение «открытия» в систему знаний, повторение ранее изученного

Словесный: учебный диалог

Ф

1.Предлагает задание в группах для закрепления темы.

- С каким произведением познакомились на уроке?

- Кто его автор?

- Почему автор назвал его «Хитрый Лис и умная Уточка?»

- Какое название дали бы вы?

1.Выполняют работу в группе

П: анализ, синтез, обобщение, аналогия.

П: уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание

Презентация

Слайд 11

VIII.Рефлексия деятельности

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Словесный: учебный диалог

Ф

И

1. Подводит итоги урока.

-Вот и подходит наш урок к концу.

- Что хотел донести до нас?

- В чем главная мысль?

- Чему учит нас этот рассказ?

-Спасибо ребята, выше мнение очень важно для меня.

Любите природу, оберегайте ее, это наш с вами дом. Помните всегда об этом.

2.Выдает домашнее задание

-Запишите домашнее задание.

3.Оценивает работу учащихся на уроке

Используя фразы, закончите ее, оценивая свою работу на уроке.

• было трудно…

• я научился…

• было интересно…

• мое настроение..

1.Отвечают на вопросы, оценивают свою деятельность на уроке.

-Высказывают

2.Записывают домашнее задание

3.Оценивают себя

Л: самооценка.

Предметные: определять главную мысль произведения и обосновывать свое мнение;

Регулятивные: оценивают свою работу на уроке; адекватно воспринимают информацию учителя или товарища.

Коммуникативные: умеют излагать свое мнение.

Презентация

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

Разработка урока литературного чтения "Д.Н.Мамин-Сибиряк Сказка "Умнее всех" (3 класс)

Разработка урока литературного чтения в 3 классе УМК "Начальная школа 21 века"...

конспект урока литературное чтение "В. Бианки «Хитрый Лис и умная Уточка" (2 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮТема: В. Бианки «Хитрый Лис и умная Уточка». Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления учащихся с произведением В. Бианки &laq...