Конспект урока литературного чтения на тему: «Гласные буквы Я я»
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Конспект урока литературного чтения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Гласные буквы Я я»

Дидактическая цель:

Образовательная:

способствовать знакомству детей с звуками [йа] [а], буквой Я я  ; выработать умение читать и находить слова с буквой Я я.

Развивающая:

способствовать развитию умения анализировать, сравнивать, обобщать; развивать память внимание, логическое мышление.

Воспитательная:

создать условия для воспитания патриотизма

Планируемые результаты:

Предметные:  научатся работать с текстом, отвечать на вопросы по содержанию; способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления.

Метапредметные:

Регулятивные: научатся определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; учиться высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника.

Познавательные: научатся ориентироваться в учебнике; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; давать ответы на вопросы.

Коммуникативные: научатся слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

Личностные: научатся воспринимать речь учителя, непосредственно не обращенную к учащемуся; сохранять мотивацию к учёбе; выражать положительное отношение к процессу познания; применять правила делового сотрудничества.

Материально - техническое обеспечение: наглядный материал, презентация, компьютер, доска, учебник «Азбука» 1 класс 1 часть В.Г Горецкий

Ход урока:

I. Мобилизующая часть

- Добрый день, ребята.

- Прозвенел и смолк звонок.

Начинается урок.

Тихо девочки за парту сели,

Тихо мальчики за парту сели,

На меня все посмотрели.

-Давайте улыбнёмся друг другу.  Я думаю, что урок принесёт нам радость общения друг с другом. Настраиваемся хорошо и слаженно работать.

II. Актуализация опорных знаний. Постановка целей и зада урока

- В начале урока мы  повторим то, что уже знаем. Итак..

    1)звуки бывают гласные  и… (согласные)

        твёрдые  и…(мягкие)

        звонкие   и…(глухие)      

     2). Звуки мы слышим, а  буквы…(пишем)

     3). В слове столько слогов, сколько… .(гласных)

     4). Какие гласные обозначают твердость предыдущего согласного? ( а,о,ы,у).

     5)  Какие гласные обозначают мягкость предыдущего согласного? ( и,е)

     6) Какие буквы мы называем хитрыми? ( Е)

- Почему? (В начале слова и после гласной обозначают два звука.)

- Я предлагаю вам проговорить чистоговорки, с помощью разных эмоций (восклицательно, вопросительно, повествовательно), в разном темпе( медленно, быстро):

1) Яркие яблочки с ярмарки для Яночки.

2) В ящике ядовитая ящерица.

3) Яхта легка и послушна моя, я бороздить на ней буду моря.

- Молодцы ребята, давайте вспомним, почему «Яночки» написано с заглавной буквы? ( Потому что это имя собственное)

-  А теперь вам задание от Кощея, он приготовил  для вас сложные загадки. Ну что готовы?

        

• Если б не было его,

Не сказал бы ничего. ( Язык)

• Может и разбиться,

Может и свариться.

Если хочешь, в птицу

Может превратиться. (Яйцо)

• Бегает среди камней,

Не угонишься за ней.

Ухватил за хвост, но — ах! —

Удрала, а хвост в руках. ( Ящерица)

• Эта старушка не любит детей

Часто пугают ей малышей.

У бабушки есть костяная нога,

Зовут же старуху…(Яга)

- Хорошо, ребята, вы отлично справились с заданием, отгадали загадки. А теперь ответьте на такой вопрос, а какая же буква объединяет все эти слова? Конечно же это буква Я. Ребята эта буква волшебная, а что в ней особенного мы узнаем на сегодняшнем уроке.

- Вы наверняка уже догадались о чем мы будем сегодня говорить, сформулируйте тему нашего урока.

- Верно, тема нашего урока «Гласные буквы Я я». А какие  мы поставим перед собой цели?

- Вы абсолютно правы, сегодня мы познакомимся с гласной буквой «Я», научимся находить и читать слова с буквой «Я», определять место в слове буквы «Я», различать, где я обозначает два звука [йа], а где один [а].

III. Формирование новых знаний, умений, навыков

       1.Беседа по предметной картинке.

- А теперь задание для всех  на внимательность. Найдите слово, которое есть  у  меня на экране, но нет на ваших карточках. Я помогу вам найти слово, загадав  загадку.

Круглые, румяные

Мы  растем на ветках:

Любят нас и взрослые

И маленькие детки. ( Яблоки )

- Верно, ребята, а вы знали, что яблоки богаты витаминами, они полезны в любом виде - свежие, запеченные, сушеные. Стоматологи советуют кушать яблоки каждый день для хорошего роста зубов. Яблоки проявляют свои полезные качества и при лечении простудных заболеваний и гриппа. Теплый отвар или настой на воде из яблок ( яблочный чай ) хорошо воздействует при кашле или хрипоте. Употребляйте яблоки всей семьей каждый день и тогда вы будете здоровы и полны сил.

- Давайте прочитаем стихотворение о яблоке в учебнике на с. 116. Назовите слова, которые описывают яблоко.

2. Слого – звуковой анализ с опорой на схему.

- Произнесите слово Я-Б-ЛО-КИ по слогам и определите их количество

- Произнесите слово еще раз и определите ударный слог.

- Посмотрите на схему в учебнике и определите из чего состоит ударный слог.

- Произнесите слияние еще раз и определите первый звук. [й]

- Посмотрите на схему и охарактеризуйте этот звук.

- Произнесите этот слог еще раз и определите второй звук . [а]

- Охарактеризуйте его.

- Посмотрите на схему, которая находится ниже, какому слову она соответствует? ( Яблоня)

- Верно, давайте произнесем слово Я-Б-ЛО-НЯ по слогам и определим их количество.

- Произнесите слово еще раз и определите ударный слог.

- Посмотрите на схему данного слова и определите из чего состоит ударный слог.

- Произнесите слияние еще раз и определите первый звук. [й]

- Посмотрите на схему и охарактеризуйте этот звук.

- Произнесите этот слог еще раз и определите второй звук . [а]

- Охарактеризуйте его.

-Произнесите последний слог и определите второй звук. [а]

- Посмотрите на схему и охарактеризуйте этот звук.

- Какой вывод мы можем сделать? Для обозначения двух звуков [йа] служит одна буква «Я». Эта буква обозначает два звука , если стоит в начале слова или после гласной и один звук после мягкого согласного.

   3. Знакомство с буквой её характеристика

- Два звука, образовавших слияние [й а], принято обозначать не двумя буквами, а одной.   И такой буквой является буква Я.( слайд 4,5)

И сегодня она королева нашего урока..

- Буква Я шагает гордо.

Всем на свете буква Я.

Доложить готова:

- А вы знаете, кто Я?

Вы не знаете, кто Я.

Я не только буква Я -

Буква,

Слог и слово Я!

- Подумайте на что похожа буква Я?

- Поглядите-ка, друзья, смастерил скворечник я.

А в скворечник залетела вместо птички буква «Я»

- А теперь давайте обратим внимание , как выглядит печатная и письменная буква. ( демонстрация изображений с письменным и печатным вариантом)

Я - сказала про себя:

Хоккеист известный я.

Шайба прямо в цель летит

Гол! Закончен алфавит.

.- Выложите букву из палочек, найдите её в кассе букв. Теперь напишем букву в воздухе. Чем похожи и чем отличаются буквы Я – я?

   Физкультминутка

- А теперь мы немного отдохнем, если в слове, которое я произнесу, есть Я - приседают мальчики, если нет - девочки.

Яблоня, ворона, ящик, валик, янтарь, пила, моя, страна, родная, Россия

IV. Формирование практических умений и навыков

     1.Чтение, составление и печатание слов, разнообразных по составу

- Откройте учебник на с. 112 прочитайте слова в столбиках.

- Теперь прочитайте слова с буквой «Я» в начале слова, в середине слова, в конце слова.

- Найдите слова обозначающие один предмет, много предметов.

- Понаблюдайте, как большой предмет может превратиться в маленький, прочитав слова на с.115 . Прочитайте слова, которые обозначают большой предмет, маленький.

- Обратите внимание  на с.117 даны слова в столбиках, определите в каком слове буква «Я» обозначает один звук, а в каком – два.

    2. Чтение текста, соотношение его с сюжетной картинкой

- Отгадайте загадку:

Великан стоит в порту,

Освещая темноту,

И сигналит кораблям

Заходите в гости к нам. (Маяк)

 - А что такое маяк?(Предлагают свои ответы)

 - Где можно узнать значение этого слова?

 - Верно, в толковом словаре. Сейчас мы с ним поработаем и найдем значение слова маяк

- Маяк- башня с сигнальными огнями на берегу моря или острове, для ориентировки проходящих кораблей (судов)

- Давайте рассмотрим иллюстрацию на с.112

- Что и кто на ней изображен? Что происходит на данной картинке?

- А теперь давайте проверим ваши предположения, прочитав текст.

- Задайте вопросы друг другу по содержанию текста, а теперь ответьте на мои.

- Почему на море стало темно?

 - Куда торопятся суда?

 - Что им встречается на пути?

 - Что помогает судам смело идти в порт?

 - Найдите в тексте слова с буквой Я. Определите её место в слове.

- Откройте учебник на с.114, прочитайте название текста. Кому не известна данная ягода? Может кому- нибудь приходилось собирать землянику? Сейчас мы узнаем, что это за удивительная ягода.

- Давайте прочитаем текст. Перечислите героев рассказа. Прочитаем текст по ролям, но сначала определим кто с какой интонацией будет говорить.

- Изучите иллюстрации данные к тексту.

- Подумайте, почему имена героев написаны с заглавной буквы? (Это имена собственные )

    3. Лингвистические упражнения

- Рассмотрите рисунки на с.117, соотнесите рисунки и названия птиц. Составьте схему к слову, в котором два слога. Теперь проделаем тоже самое на с.115 и составим схемы к каждому слову. Назовите кустарники, которые могут расти в саду, деревья.

   4. Развитие речи

- Прочитайте стихотворение на с.111 , почему слово «Земля» написали с большой буквы? Какие еще значения имеет данное  слово? Давайте проверим ваши предположения, откройте с.113 прочитайте, какие значения имеет слово «Земля»

- Вы были правы, а какие вы еще знаете слова, которые пишутся одинаково, но не имеют ничего общего в значении? Прочитайте на с.116 пример такого слова. О каких языках идет речь?

- Рассмотрите на с.110-111 карту нашего государства.  Расскажите, где вы родились? Как называется город или село, где вы живете? Есть ли река рядом с вашим домом? Как она называется? Попробуйте составить рассказ со словами: Россия, Родина, Москва, Земля.

- А сейчас я предлагаю поработать в парах и подумать над значением данных пословиц:

1-й ряд: Русские трудом славны.

2- й ряд: Жить- Родине служить.

3-й ряд: Всякому мила своя сторона.

V. Итог урока. Рефлексия.

- Вот и подходит к концу наш урок. Ребята, с каким новым звуком мы сегодня знакомились?  А с какою буквой? Буква Я , гласная или согласная? Чему мы сегодня научились?

- Сейчас я предлагаю вам оценить свою работу. Поднимите пальцы вверх, кто всё понял и у кого всё получалось на уроке. У кого всё получалось, но были затруднения, поставьте большие пальцы навстречу друг другу. Кто ещё не понял новый материал  и нужно поработать, опустите пальцы вниз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения в 1 классе «Буква У(у)».

Урок литературного чтения  в 1 классе «Буква У(у)». УМК "Начальная школа XXI века"...

Конспект урока литературного чтения в 1 классе "Буквы С, с"

Данный урок проходит в школьном музее Боевой славы, т. к. целью урока является  формирование патриотического чувства у первоклассников. Дети знакомятся со звуками и буквами на основе слов и предм...

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ НА ТЕМУ "Твердый согласный звук [ц], буквы Ц, ц. Делу время, потехе час" (1 КЛАСС)

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ НА ТЕМУ "Твердый согласный звук [ц], буквы Ц, ц. Делу время, потехе час"  (1 КЛАСС) СОСТАВЛЕН В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС...

Конспект урока литературного чтения по теме «Согласные звуки [д], [д’]. Буквы д, Д».

Урок  литературного чтения (период обучения грамоте) 1 класс, УМК "Перспективная начальная школа", по теме «Согласные  звуки [д], [д’]. Буквы д, Д»...

Методическая разработка конспекта урока литературного чтения на тему "Звук (Й), буква Й"

Методическкая разработка конспекта урока литературногот чтения на тему "Звук (Й), буква Й"...