Конспект урока литературного чтения в 1 классе «Буква У(у)».
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Петрова Ольга Николаевна

Урок литературного чтения  в 1 классе «Буква У(у)». УМК "Начальная школа XXI века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_chteniya_1_klass.docx37.09 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Сош с. Нижняя Покровка

Перелюбского района Саратовской области».

Открытый урок литературного чтения в 1 классе

«Буква У(у)».

2009-2010 учебный год

Учитель: Петрова О. Н.


ТЕМА УРОКА: «Буква У(у)».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: проведение звукобуквенного анализа слов: труба, стул,

знакомство с буквой У (у);  развитие наглядно-образного мышления, связной речи

обучающихся;  воспитание любви к чтению.

ОБОРУДОВАНИЕ: предметные  картинки, карточки с буквами, фишки, палочки.

МЕТОДЫ: игровые методы обучения

План урока:

I  Организационный момент.

II Повторение.

1 Игра «Не потеряйся!»

2 Игра «Каждой карточке своё место».

3 Игра «Подбери картинку к букве».

III Работа по теме урока.

1 Игра « Кто внимательный?»

2 Фонетическая зарядка.

3 Сказка «Про маленького паучка».

4 Игра «Узнай звук».

5 Физминутки про буквы.

6 Знакомство с буквой У.

7 Игра «На что похожа буква?»

8 Работа по учебнику.

а) Звукобуквенный анализ слов: труба, стул.

9 Физминутка.

б) Сравнение слов: утка, утята.

в) Соотнесение схем со словами.

г) Составление рассказа по сюжетным картинкам.

10 Итог урока.

ХОД УРОКА:

I Оргмомент.

Долгожданный дан звонок -

Начинается урок.

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим.

- Сегодня у нас, ребята, открытый урок. К нам пришли гости: воспитатели, учителя, родители. Я разрешаю вам сейчас оглянуться назад и больше не поворачиваться.

II  Повторение.

1 Игра «Не потеряйся!»

- А начнём мы наш урок с повторения. Раздаю вам карточки с изученными буквами (А О Я Ё). Приготовились! Буквы О ко мне! Буквы А ко мне! Буквы Я ко мне! Буквы Ё ко мне! (ставлю на доску по одной букве).

2 Игра «Каждой карточке своё место».

-Подберите к большим буквам их пары: маленькие буквы. Они лежат у меня перевёрнутыми на столе. (Аа Оо Яя Ёё).

3 Игра «Подбери картинку к букве».

- Раздаю картинки (ананас, апельсин, автобус, ослик, облако, ёжик, ёлка, яблоко, ящик и др.). Определите первый звук слова – названия предмета, изображённого на картинке , и соотнесите с буквой.

III Работа по теме урока.

-Сегодня на уроке вы познакомитесь с новой буквой. Какой? Пока не скажу.

1 Игра « Кто внимательный?»

- Назовите, что изображено на рисунках.  Какой одинаковый звук есть в словах? (Лук, груша, сумка, лягушка, петух, шуба, стул.)

(Звук [ у ] ).

2 Фонетическая зарядка.

-Как гудит сильный ветер?  ( У-у-у-у-у-у)

-Как воет волк? ( У-у-у-у-у-у)3

3 Сказка «Про маленького паучка».

-Запомните слова со звуком [ у ], которые встретятся вам в сказке. (Укропе, паучок, мух. жуки, улитки, ужи, лягушки, утята, ругали).

- Понравился вам паучок? Чем?

4 Игра «Узнайте звук».

- Хлопните в ладоши, если услышите звук [ у ] в словах: паук, цветок, лужа, диван, стол, стул, голуби, курица.

5 Физминутки про буквы.

  • А – начало алфавита,  

Тем она и знаменита.

А узнать её легко.

Ноги ставит широко.

  • Посмотри на колесо:

Ты увидишь букву О.

  • Каждый знает буква Я

Самая хвастливая.

  • На букву Ё ты назовёшь

Три слова: ёлка, ёж и ёрш.

6 Знакомство с буквой У.

-   А сейчас вы узнаете какой буквой обозначается звук [ у ]. (Открываю «Алфавит». Карточка с буквой У). У вас на партах лежат палочки. Выложите из них букву.

7 –На что похожа буква?   (…  )

У – сучок. В любом лесу

Ты увидишь букву У.      

Удобная буква!

Удобно в ней то,

Что можно на букву

Повесить пальто!

8 Работа по учебнику.

- Откройте учебники на стр. 42. Что нарисовано?   (Улитка)

- Где слышится звук /у/ в слове?  (В начале слова).

-Что это за музыкальный инструмент?   (Труба).

-Где слышим звук /у/ ?  (В середине слова).

-Стул.   (В середине слова).

а) Звукобуквенный анализ слов: труба, стул.


- Проведём звукобуквенный анализ слов: труба, стул. Но сначала вспомните: какие гласные буквы пишутся после твёрдого согласного?  (Буквы а, о.) Какие гласные буквы пишутся после мягкого согласного?  (Буквы я, ё).

-Сколько звуков в слове труба?  (Пять.)

-«Прочитаем» по схеме, отчётливо выделяя каждый звук.   (Т-р-у-у-б-а-а)

-Выделим первый звук.     ( /т/)

-Гласный или согласный?  (Согласный)

-Твёрдый или мягкий?   (Твёрдый)

-Каким цветом обозначим?   (Синим)

-Назовите мягкую пару.   ( /ть/)

- Произнесём второй звук.   ( /р/- твёрдый согласный, обозначим синим цветом, мягкая пара /рь/ ).

-Третий звук.   ( /у/- гласный звук, обозначим красным цветом).

-Произнесём четвёртый звук.   (/б/-твёрдый согласный, обозначим синим цветом, мягкая пара /бь/.

- Пятый звук произнесём.   ( /а/-гласный, красным цветом).

-Замените фишку на букву у. Буквой у обозначают гласный звук после твёрдого согласного. Поставим букву в табличку после твёрдого согласного.

- Сколько звуков в слове стул?   (Четыре)

-«Прочитаем» по схеме, отчётливо выделяя каждый звук.  (С-т-у-у-л).

-Выделим первый звук.   (/с/- твёрдый согласный, обозначим синим цветом, мягкая пара /сь/).

-Второй звук.   ( /т/ -твёрдый согласный, синим цветом, мягкая пара /ть/ ).

-Третий звук.    ( /у/ -гласный, красным цветом ).

- Четвёртый звук выделим.     ( /л/ - твёрдый согласный, синим цветом, мягкая пара / ль /.

- Замените фишку на букву у.

  1. Физминутка.

  • Мы листики осенние,

На ветках мы сидим.

Дунул ветер – полетели

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Закружились, полетели

И на землю снова сели.

б) Звуковой анализ слов: утка, утята. Сравнение звукового и буквенного состава этих слов.

-Догадайтесь по рисункам, какие слова задуманы. ( Утка, утята).

   

- Выложите эти слова фишками и буквами.  (Один ученик у доски, остальные на партах).

у

а

у

я

а

   -Почему один и тот же звук обозначили разными буквами? (В слове утята звук /а/ после мягкого согласного обозначили буквой я; в слове утка после твёрдого согласного этот звук обозначили буквой а).

в) Соотнесение схем со словами.

-Назовите слова, к которым подходят эти схемы. (утята, утёнок).

г) Составление рассказа по сюжетным картинкам.

- Рассмотрите картинки. Расскажите, что случилось с медведем. Составьте предложение по первой картинке.  (Шёл однажды медведь по лесу.)

- По второй. (И увидел дупло в дереве.)

- По третьей.  (Сунул лапу, а оттуда вылетели пчёлы.)

-Четвёртая. (Убежал медведь без оглядки.)

- Соберите все предложения в один рассказ. Расскажите.

10 Итог урока.

- Чем занимались на уроке?

- С какой новой буквой познакомились?

- Поставим букву У в ряд с изученными буквами. Какие картинки подберём?


ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА: «Занимательное азбуковедение»  В.В. Волина

                                                              Москва «Просвещение» 1998г.


Самоанализ урока литературного чтения в 1 классе

на тему: «Буква У(у)».

учитель: Петрова О.Н.

     Урок изучения нового материала. Это пятая гласная буква, изучаемая по программе. Данный урок тесно связан с последующим уроком. При изучении буквы Ю будем говорить, что после мягкого согласного слышим У, обозначаем буквой Ю.

     На уроке выбрала игровые методы обучения. Осуществлялся постепенный переход от игровой деятельности к учебной. Что проявляет интерес к обучению, снимает напряжение, усталость на уроке.

     В ходе работы на уроке не удалось осуществить дифференцированный подход, при звукобуквенном анализе слов: утка,  утята. Пришлось вынести задания на доску. Но всё же некоторые обучающиеся справились быстрее других.

     У детей достаточно развит познавательный интерес. Они были активны на уроке. Удачно удалось показать работоспособность всех обучающихся. Они приобрели новые знания. умения и навыки, согласно поставленным целям и задачам. Это проведение звукобуквенного анализа слов: труба, стул, знакомство с буквой У(у); развитие наглядно-образного мышления, связной речи; воспитание любви к чтению.

     На уроке был применён различный наглядный материал: красочные картинки, фишки, карточки с буквами, палочки.

     Урок прошёл в тёплой, дружеской атмосфере. Обучающиеся не бояться говорить, ошибаться. Хороший темп, насыщенность урока. Не было отклонений от плана. Считаю, что удалось решить на необходимом уровне поставленные задачи урока и избежать перегрузки обучающихся.


                                                                                 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план - конспект урока литературного чтения 1 класс "Буква С,звуки[c] [сь]

Подробный план - конспект урока литературного чтения с презентацией. Урок составлен по стандартам второго поколения....

план - конспект урока литературного чтения 1 класс "Буква С,звуки[c] [сь]

Подробный план - конспект урока литературного чтения с презентацией. Урок составлен по стандартам второго поколения....

План-конспект урока "Литературное чтение" (период обучения грамоте) 1 класс, УМК "ПНШ", тема "«Звуки [б], [б’]. Буквы «Б б». Чтение слогов, слов c буквой «б»»

Урок  литературного чтения (период обучения грамоте) 1 класс, УМК "перспективная начальная школа", по теме «Звуки [б], [б’]. Буквы «Б б». Чтение слогов, слов c буквой «б»» (первый урок) разр...

конспект урока литературного чтения в 1 классе на тему: "И. Токмакова "Аля, Кляксич и буква А" с презентацией

Конспект открытого урока литературного чтения в 1 классе. Тема:  Ирина Токмакова     «Аля, Кляксич и буква “А”. Цели деятельности педагога: продолжить совершенствова...

Конспект урока литературного чтения в 1 классе по теме "Чтение слов, предложений с изученными буквами"

Цель данного урока: тренироваться  в  правильном чтении слов и предложений с изученными буквами. Урок проводиться с примененим ЦОР (Г.О. Аствацатуров, Л.Е.Шевченко  «Развитие речи»...