Конспект урока литературного чтения в 1 классе "Буквы С, с"
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Горбачева Светлана Ивановна

Данный урок проходит в школьном музее Боевой славы, т. к. целью урока является  формирование патриотического чувства у первоклассников. Дети знакомятся со звуками и буквами на основе слов и предметов из музея и военной истории.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Мелеховская средняя общеобразовательная школа №1 имени И. П. Монахова»

Учитель: Горбачева С. И.

1 класс. Урок литературного чтения

(в школьном музее Боевой славы)

Тема: Звуки [с], [с']. Буквы С, с.  Слова  из боевой истории.

Цель: - создать условия для формирования знаний о букве «с» и звуках, которые обозначает буква;

-способствовать формированию чувства патриотизма и гордости за свою Родину через использование экспонатов музея Боевой славы.

Задачи: -  дать представление о звуках, обозначаемых буквой «с»;

  - развивать речь учащихся, расширять словарный запас, используя слова боевой истории;

- способствовать развитию коммуникативных навыков (умение слушать и слышать, работать самостоятельно, коллективно),  развитию читательского умения;

-способствовать формированию чувства патриотизма на примерах экспонатов музея Боевой славы;

-способствовать умению высказывать свою точку зрения.                                  

Оборудование: для детей - ручка, лист бумаги, по 1 букве из цветной бумаги (для приклеивания на ватман, вырезанные заранее), стихи наизусть о войне; для учителя - слова на  бумаге для доски, карточки с синонимами.

Ход урока

1. Организационный момент.

- Где мы сегодня проводим урок литературного чтения? (На доске и у детей слова на листе – музей Боевой славы).

- Какой войне посвящён этот музей? (На доске и у детей - Великая Отечественная война 1941 – 1945г.).

2. Определение темы и цели урока.

- Как вы думаете, о чём пойдёт сегодня речь на уроке?

- Найдите в названии музея слово, в котором есть буква «с». (Славы).

- Значит, мы будем изучать букву «с». Что мы можем узнать об этой букве? (Какие звуки обозначает, где может стоять в словах и др.). Но раз мы находимся в музее – значит, будут слова из боевой истории.

3. Работа по теме.

- Напечатаем на листе 1 слово боевой истории – слава. На доске – слава.

- Что такое слава?

- Где можно узнать значение этого слова? Учитель показывает толковый словарь и читает. (Известность, восхваление, доблесть)

- Где стоит буква с? Выделяем звук. Есть во рту преграда или нет? Какой он – гласный или согласный? Твёрдый или мягкий? Звонкий или глухой? (В транскрипции ставим сверху твёрдость), ударение в слове.

- Как вы думаете, боевая слава кого? (Солдат). На доске – слово солдаты - ударение.

- А знаете ли вы, как раньше на Руси называли воина? (Дружинник). Почему? На какое слово похоже слово дружинник? (Дружно). Только дружно, вместе можно было одолеть врага. Так же и во время ВО войны шли солдаты вместе, плечо к плечу на врага, помогая друг другу, спасая других, не жалея себя. Как, например, Алексей Томский, чей подвиг запечатлён в нашем музее. Рассказ Ирины Валерьевны (руководитель кружка школьного музея)  о подвиге Томского (кратко).

- Как вы думаете, каким должен быть солдат, чтобы без страха идти на врага?

- Смелость – на доске слово, ударение.

 Самостоятельная работа: на карточках прочитать и подчеркнуть слова, близкие по значению слову смелость. (Отвага, решимость, мужество, трусость, храбрость, героизм).

Проверка сам. работы – вслух читают подчёркнутые слова.

- Посмотрите, сколько надо было солдатам носить с собой вещей. (На стендах Ирина Валерьевна показывает и называет – оружие, снаряды, личные предметы). Кто знает, как это назвать одним словом?

- Снаряжение – на доске, ударение.

-Как вы думаете, каким должен быть солдат, чтобы всё это носить? (Сильным). Он должен обладать силой.

- Сила – печатают слово, какой звук обозначает «с», транскрипция, ударение.

- А кого и что защищали такие  смелые, сильные, доблестные солдаты?

- На доске – сражались за Родину, любили Родину

- Кто знает, как называется это чувство?

 (патриотизм – любовь к Родине, быть готовым ради Родины на подвиги и жертвы).

Почему с заглавной буквы слово Родина?

- Во время войны наша страна называлась Союз Советских Социалистических республик (СССР).

. -Как  называется сейчас наша Родина? (Россия или РФ).

- Россия – печатают, какой  звук  буквы сс, ударение.

- Сражения за Родину были во всех местах, где был враг. (Ирина Валерьевна показывает по карте путь). Посмотрите на раздел музея, где показан боевой путь дивизии. Даже освобождали от врага иностранные государства.

- За время войны наша страна понесла огромные человеческие потери – около 30 млн. и разрушения. В музее есть раздел, посвящённый погибшим во время ВО войны. (Ирина Валерьевна показывает и рассказывает о Вечном огне).

- Давайте почтим память погибших минутой молчания.

- Спасибо.

 - Как вы думаете, после таких потерь и разрушений хочет ли наша страна войны? Об этом стихотворение Е. Евтушенко «Хотят ли русские войны»?

7 учеников читают стих.

4. Подведение итогов урока.

- Мы хотим жить в мире, спокойно работать, отдыхать, учиться в школе, как мы сегодня на уроке.

- Посмотрите, сколько слов из боевой истории мы с вами узнали. Какую букву изучали?  Какие звуки может обозначать буква «с»?

5. Рефлексия.

- Переверните ваш листок.  Закончим фразы. На доске такие же.

1. Сегодня я был в ……….

2. На уроке я узнал много ……..

3. Я испытываю чувство …… за свою Родину.

 (Гордость – самоуважение, удовлетворение).

- 71 год наша страна живёт без страшной войны.  А в какой день мы отмечаем Великую Победу?

На доску учитель вывешивает слово спасибо.

- Как вы думаете, кому мы должны сказать спасибо за нашу мирную и счастливую жизнь?

Дети берут по 1 букве из цветной бумаги и приклеивают на доске на ватман:

СПАСИБО ЗА МИР И ПОБЕДУ! Прочитаем хором, что получилось.

- А я хочу вам всем сказать: СПАСИБО ЗА УРОК! Работали по боевому, активно. МОЛОДЦЫ! Детям  награды в виде звёздочки.

Хотят ли русские войны?
Спросите вы у тишины,
Над ширью пашен и полей,
И у берез, и тополей,

Спросите вы у тех солдат,
Что под березами лежат,
И вам ответят их сыны
Хотят ли русские войны.

Не только за свою страну
Солдаты гибли в ту войну,
А чтобы люди всей земли
Спокойно ночью спать могли.

Спросите тех, кто воевал,
Кто вас на Эльбе обнимал,
Мы этой памяти верны.
Хотят ли русские войны?

Да, мы умеем воевать,
Но не хотим, чтобы опять
Солдаты падали в бою
На землю горькую свою.

Спросите вы у матерей,
Спросите у жены моей,
И вы тогда понять должны
Хотят ли русские войны.

Поймет и докер, и рыбак,
Поймет рабочий и батрак,
Поймет народ любой страны
Хотят ли русские войны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Для чего руки нужны?" Конспект урока литературного чтения в 1 классе по учебнику Кубасовой О.В. «Литературное чтение» (УМК «Гармония»)

Цель урока: показать значение трудовой деятельности в жизни человека на примере рассказа Е.Пермяка «Для чего руки нужны»....

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

План - конспект урока литературного чтения во 2 классе (по учебнику « Литературное чтение» 2 класс. Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого. УМК «Школа России»).

Тема: М.М.Пришвин «Ребята и утята».Цель:  познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина и его рассказом «Ребята и утята».; организовать эмоционально-эстетическое воспр...

Методическая разработка. Конспект урока литературного чтения. ТКУ литературного чтения "К.Г. Паустовский. Кот - ворюга"

Технологическая карта урока (конспект урока) литератерного чтения,с презентацией, проведенного в 3 классе по программе "Плане знаний".К.Г Паустовский Кот- ворюга....

План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива». Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины».

Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...

Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины». План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива»

Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...