Конспект урока литературного чтения "В. Осеева "Волшебное слово"
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Бондаренко Галина Альбертовна

Конспект урока литературного чтения "В. Осеева "Волшебное слово" 2 класс ОС "Планета знаний"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oseeva_volshebnoe_slovo.docx20.21 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: В.А. Осеева «Волшебное слово»

Ход урока.

1. Орг. момент. Мотивация.

2. Актуализация знаний.

-Каких людей вы встречаете чаще: хороших или плохих?

-Как, по – вашему, можно отличить хорошего человека?

3. Определение темы и цели урока.

- О чем сегодня мы будем читать?

- Сегодня на уроке мы будем говорить о добрых, красивых словах, которые поднимают настроение, делают нас добрыми, внимательными друг к другу. Эти слова способны творить чудеса. В этом мы сегодня убедимся, познакомившись с одним интересным рассказом.

- Кто автор произведения «Волшебное слово?» (Валентина Осеева)

- Да, сегодня мы будем работать с произведением Валентины Осеевой.

Биография автора.

Валентина Александровна Осеева родилась в 1902 году в Киеве, детство её прошло в Самаре. Отец работал инспектором на элеваторе, мать – корректором в газете.

После революции 1905 года семья оказалась в тяжёлом положении и вскоре вновь вернулась в Киев, где Валентина поступила в гимназию. Окончив гимназию, она училась на актёрском факультете Института имени Лысенко в Киеве. Но закончить институт ей не удалось, так как семья переехала в Москву. Здесь В. Осеева стала педагогом – воспитателем.

Став детской писательницей, В. Осеева в своих произведениях продолжала решать воспитательные задачи.

Произведения В. Осеевой сразу привлекли внимание читателей и критиков. В них рассказывается о благородных и смелых поступках, которые совершают ребята. Герои её живые, взяты они из жизни. Автор видит их, разговаривает и переживает вместе с ними.

Книги писательницы пользуются большим успехом у школьников. Юные читатели равняются на её героев. Ведь В. Осеева – талантливый педагог, человек большого сердца и чуткой души.

4. Работа по теме урока. Первичное восприятие.

1) Прогнозирование по заголовку.

– Как вы думаете, о чём будет это произведение? (Ответы детей).

- Это сказка или рассказ?

2) Словарная работа

Чуть не поддал хорошенько - чуть не ударил.

Стряпала - готовила пищу.

Противень - тонкий металлический лист с загнутыми краями.

Взъерошил волосы  -взлохматил волосы.                                                                                                   Засопел от обиды- стал дышать громче со звуком.

3) Чтение рассказа с остановками.

а)Чтение учителем первой части– до слов («Он вскочил побежал домой»).

б) Анализ первичного восприятия.

- Поднимите руку, кому было интересно.

- Назовите главных героев этого рассказа?

-Что случилось с Павликом? (поссорился)

-Как старик узнал, что мальчик со всеми поссорился ? (красный, сердитый)

-Почему Павлик так выглядел? (плакал, кричал, ссорился)

– Как Павлик вёл себя при общении с сестрой? (Раздраженно).

– С бабушкой? (Он обижался на неё).

– С братом? (Был назойлив и злился на него, не слушался)

- Правда ли, что все обижали мальчика?

– Давайте подумаем, какими словами можно охарактеризовать Павлика ?

- Нравится ли вам Павлик таким, каким мы его увидели?

- Что можете сказать о старичке?

- А как разговаривал мальчик со старичком?

- Почему же он захотел помочь Павлику? (потому, что у дедушки большой жизненный опыт, знает, как помочь маленьким)

-Предположите, какое слово мог подарить старичок Павлику?

- Давайте узнаем, правильно ли вы думаете?

- Как только вы найдете это слово, остановитесь.

г)  Чтение детьми второй части– до слов (Лена, дай мне одну краску… пожалуйста…)

- Какое же это слово? (Это слово «пожалуйста»).

д) Чтение рассказа до конца.

- Сразу ли мальчик поверил ему? (да) Докажите.

- Тайну, какого слова раскрыл Павлику старичок?

- Как вы думаете, это рассказ или сказка? Аргументируйте своё предположение.

- Как вы понимаете название рассказа? Действительно ли слова были «волшебные»?

-Напомните, как нужно говорить это волшебное слово?

(Многое зависит от того, как они сказаны: спокойно, приветливо или грубо и невежливо. Тогда они перестают быть «волшебными». Волшебное, доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, поможет рассеять плохое настроение. Не только слова должны быть добрыми, но и поступки, чтобы за них не приходилось краснеть ни вам, ни родителям вашим, ни друзьям)

 Физминутка.

5 . Первичное закрепление во внешней речи.

1)  Беседа по вопросам

- Какое же волшебное слово подсказал дедушка Павлику? - "Пожалуйста".

- Как изменило Павлика это слово? (Каким он был до встречи с дедушкой и каким стал после?).

 - Павлик был грубым, капризным, невежливым мальчиком. Когда стал использовать слово "пожалуйста", обращаясь к людям, его поведение изменилось. Он стал добрым, послушным, вежливым.

- Как изменилось отношение окружающих людей к Павлику после того, как он узнал волшебное слово? (Все стали к нему относиться по-доброму. Никто уже не прогонял его, не ругал его).

- Как автор показывает, что Павлик изменился, стал думать о других людях?

-Почему Павлик, узнав волшебное слово, убежал, ничего не сказав старику, а в конце рассказа возвращается в сад?

- (Павлик стал вежлив с бабушкой, с Леной, с братом, но при этом он хочет получить что – то для себя: взять краску, съесть пирожок, покататься на лодке. В сад же он бежит не за тем, чтобы получить, а за тем, чтобы «отдать»: поблагодарить старика, сделать приятное другому человеку).

2)  Работа над образом героя.

- Кто главный герой рассказа?

- Каким мы его увидели вначале рассказа?

- Каким мы видим его в конце рассказа?

- Скажите, как менялось поведение Павлика, после того, как он узнал волшебное слово.

-А теперь вам нравится Павлик?

- А теперь какими словами можно охарактеризовать Павлика?

-Благодаря кому Павлик изменился? Эта встреча важная для мальчика? Изменился бы Павлик, если бы не встретил старичка?

8. Чтение по ролям.

9. Итог урока.

- Как действуют волшебные слова на людей? (Люди становятся добрее, улыбаются в ответ)

-С какой целью надо употреблять «волшебные» слова? (Чтобы доставить людям приятное, чтобы не огорчать людей, а радовать).

- Чему научил нас рассказ В.А. Осеевой?

- О каких человеческих качествах заставил нас задуматься автор?

- Свои книги В.А.Осеева писала очень давно, почти 100 лет назад. А как вы думаете, почему сегодня интересно читать эти книги?(Они поучительные)

- Что нового для себя открыли на уроке?

10. Рефлексия.

 Игра « Волшебные слова»

-Да, ребята, вежливые слова и добрые поступки действительно творят чудеса. Они делают людей во всем мире добрее, лучше, чище душой. Правило вежливости запрещает нам шуметь, тревожить, раздражать окружающих. Я рада, что вы правильно поняли тему нашего урока. Я думаю, что волшебные слова вам очень пригодятся в вашей жизни.

11. Домашнее задание. Выразительно читать рассказ «Волшебное слово».

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока "Литературное чтение" (период обучения грамоте) 1 класс, УМК "ПНШ", тема "«Звуки [б], [б’]. Буквы «Б б». Чтение слогов, слов c буквой «б»»

Урок  литературного чтения (период обучения грамоте) 1 класс, УМК "перспективная начальная школа", по теме «Звуки [б], [б’]. Буквы «Б б». Чтение слогов, слов c буквой «б»» (первый урок) разр...

Конспект урока литературного чтения в 1 классе по теме "Чтение слов, предложений с изученными буквами"

Цель данного урока: тренироваться  в  правильном чтении слов и предложений с изученными буквами. Урок проводиться с примененим ЦОР (Г.О. Аствацатуров, Л.Е.Шевченко  «Развитие речи»...

Конспект урока литературного чтения "Волшебное слово" В. Осеева. 2 класс "Школа России"

Конспект урока литературного чтения "Волшебное слово" В. Осеева. 2 класс "Школа России"...

Конспект урока литературного чтения "Создание комический ситуаций с помощью слова. М.Зощенко "Золотые слова" (УМК " Школа России", 3 класс"

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема:Создание комический ситуаций с помощью слова. М.Зощенко "Золотые слова"Цели деятельности учителя:формирование представлений о жизни и творчестве М.М.З...

Конспект урока литературного чтения "Создание комический ситуаций с помощью слова. М.Зощенко "Золотые слова""

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема: Создание комический ситуаций с помощью слова. М.Зощенко "Золотые слова"Цели деятельности учителя: формирование представлений о жизни и творчестве М.М...

Конспект урока литературного чтения "Создание комической ситуации с помощью слова. М.Зощенко "Золотые слова"" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представлений о жизни и творчестве М.М.Зощенко; ознакомление учащихся с произведениями М.М. Зощенко «Золотые слова»; формирование у младших школьник...