Конспект и самоанализ урока по литературному чтению. Тема: «Ф. Тютчев « В небе тают облака…» А. Саврасов « Сосновый бор на берегу реки»
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Локтионова Галина Павловна

Цель: познакомить с произведением Ф. Тютчева «В небе тают облака...», с репродукцией картины А. Саврасова «Сосновый бор на берегу реки»; формировать умение эмоционально откликаться на лирическое произведение; учить анализировать лирическое произведение, определять тему, основную мысль, содержание, сравнивать поэтический текст и произведение живописи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 1» города Курчатова Курской области

Конспект урока по литературному чтению

Тема: «Ф. Тютчев « В небе тают облака…» А. Саврасов « Сосновый бор на берегу реки»

 Подготовила: учитель начальных классов Локтионова Галина Павловна

г. Курчатов, 2022г.

Цель: познакомить с произведением Ф. Тютчева «В небе тают облака...», с репродукцией картины А. Саврасова «Сосновый бор на берегу реки»; формировать умение эмоционально откликаться на лирическое произведение; учить анализировать лирическое произведение, определять тему, основную мысль, содержание, сравнивать поэтический текст и произведение живописи.

Планируемые результаты: предметные: давать эмоциональный отклик на лирическое произведение, осмыслять настроение лирического текста, сравнивать художественные произведения, создавать свой текст на основе ключевых слов и выражений; метапредметные: взаимодействовать в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях); личностные: видеть и понимать прекрасное.

Оборудование: портрет и выставка книг Ф. Тютчева, репродукция картины А. Саврасова «Сосновый бор на берегу реки», сборник «Времена года. Стихотворения русских поэтов о природе», мультимедийная презентация.

 Ход урока:

1. Мотивация к учебной деятельности.

-Ребята, рада приветствовать вас на уроке литературного чтения. Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами.

- Сейчас закройте глаза и послушайте отрывок  из песни. Постарайтесь представить то, о чем говорится в этом отрывке.

Звучит куплет песни на слова Ф. Тютчева  « В небе тают облака…».

-Какие чувства вызвала у вас эта песня? Воспользуйтесь словарем чувств.

-Что вам  особенно понравилось? ( Музыка и стихи)

2. Актуализация знаний.

- К какому жанру относятся  тексты песен? ( Стихотворения)

 ( Стихотворение -это литературное произведение, написанное по законам стихосложения, жанр поэтической речи.)

- Откройте свои учебники на странице 150. Прочитайте  фамилию автора  текста песни.

-Какие стихотворения Ф. Тютчева вам знакомы?

- Обратите внимание на эту выставку книг. В сборниках есть стихи Ф. Тютчева. На перемене полистайте книги и перечитайте стихи великого русского поэта.

3. Открытие новых знаний.

А) Работа с текстом до чтения.

- Ребята, вы хотите узнать, о чем нам рассказал автор в этом стихотворении?

- Чтобы это узнать, нужно познакомиться с продолжением стихотворения.

-Это тема  нашего урока.

-Подумайте, чему мы будем учиться на уроке?

1. Познакомиться с новым литературным произведением.

2. Будем учиться  выразительномучтению стихотворения.

3. Будем работать над содержанием стихотворения.

Б) Первичное чтение текста подготовленным учеником.

-Определите тему стихотворения.

Автор описывает знойный летний день. Умиротворенная природа цветет и пахнет сквозь строчки стихотворения. Тютчев не только восхищается окружающим миром, но обращает внимание читателя на неизменность во времени естественной красоты Земли.

-Какие слова вам непонятны?

-Какую картину природы изобразил автор?

В) Работа с текстом после чтения. Обеспечение углубленного восприятия текста.

-Самостоятельно,  медленно перечитайте стихотворение.

-Полюбуйтесь картиной, которую изобразил автор.

Физминутка для глаз.

Г) Работа в парах.

-Еще раз перечитайте стихотворение.

-Обсудите в паре, какие образы создает автор в каждом четверостишии. О чем он размышляет?

1 четверостишие - образ облаков, неба, реки.

2 четверостишие - образ знойного летнего дня, белого поля с запахом меда.

3 четверостишие -  размышляет о вечной красоте природы.

Работа с карточками в паре.

-Какие средства художественной выразительности использовал автор  в этом стихотворении?

- Запишите их в карточку.

Эпитеты - это художественное определение, подчеркивающее наиболее существенные признаки предмета или явления.

«Лучистая река», «немым дубровам», «белеющих полей», «запахом медовым», «чудный день» - эпитеты передают атмосферу лета и показывают отношение автора к природе.

Олицетворение-это оживление неживого, наделение неодушевленных предметов живыми качествами.

«Тают облака», «катится река», «тень ушла», «искриться река», «поля дышать» - окружающая среда оживает и существует веками по своим законам.

Метафоры - скрытое сравнение, используется со словами как, словно, как будто, будто.

«В искрах катится река», «веет запахом медовым», «в вечном строе» - метафоры помогают читателю воссоздать картинки из стихотворения.

Сравнение – это образное выражение построенное на сравнении двух предметов. Река, словно зеркало стальное.

Физминутка

-Определите главную мысль стихотворения.

Красота природы вечна.

Д) Работа в парах по памятке. Подготовка к выразительному чтению стихотворения.

- Подготовьте выразительное чтение стихотворения. В этом вам поможет памятка.

Выразительное чтение.

4. Составление устного текста по репродукции картины А. Саврасова «Сосновый бор на берегу реки».

-Рассмотрите репродукцию картины Саврасова «Сосновый бор на берегу реки» с. 150 учебника.

- О чем хотел рассказать художник?

- Опишите реку в стихотворении и на картине.

- К какой части стихотворения подходит картина? Прочитайте этот эпизод.

 -Что объединяет эти произведения? Восхищение красотой русской природы.

5. Рефлексия.

-Чему учит нас стихотворение Ф. Тютчева «В небе тают облака…»?

Нужно любить и беречь природу.

-Какие чувства вы испытываете после изучения стихотворения « В небе тают облака…»  Восторга, восхищения, любования, умиротворения.

-Оцените свою работу на уроке.

Послушайте и насладитесь песней на стихи Ф.Тютчева.

 Д/з выразить свое отношение к картине в небольшом рассказе. Выразительно читать стихотворение.


КАРТОЧКА

Олицетворение - это оживление неживого, наделение неодушевленных предметов живыми качествами.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Метафоры - скрытое сравнение, используется со словами как, словно, как будто, будто.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сравнение – это образное выражение, построенное на сравнении двух предметов. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Эпитеты - это художественное определение, подчеркивающее наиболее существенные признаки предмета или явления.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ № 1» ГОРОДА КУРЧАТОВА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ  

САМОАНАЛИЗ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

ТЕМА: « Ф. ТЮТЧЕВ « В НЕБЕ ТАЮТ ОБЛАКА». А. САВРАСОВ «СОСНОВЫЙ БОР НА БЕРЕГУ РЕКИ»

ПОДГОТОВИЛА: УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ЛОКТИОНОВА ГАЛИНА ПАВЛОВНА

Г. КУРЧАТОВ, 2021Г


САМОАНАЛИЗ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

«Ф. Тютчев « В небе тают облака». А. Саврасов «Сосновый бор на берегу реки»

учителя начальных классов Локтионовой Галины Павловны

Ссылка

Дата проведения: 25.05.2022 г.

Литературное чтение, 3 класс, Климанова Л.Ф.

Тема: « Ф. Тютчев « В небе тают облака». А. Саврасов «Сосновый бор на берегу реки»

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель: познакомить с произведением Ф. Тютчева «В небе тают облака...», с репродукцией картины А. Саврасова «Сосновый бор на берегу реки»; формировать умение эмоционально откликаться на лирическое произведение;

учить анализировать лирическое произведение, определять тему, основную мысль, содержание, сравнивать поэтический текст и произведение живописи, устно описывать картину на основе ключевых слов и выражений.

Ожидаемый результат:

Метапредметные:

Регулятивные: осуществлять  действия по образцу и заданному правилу, понимать цель и смысл выполняемых заданий;

Познавательные:знакомство с содержанием стихотворения Ф. Тютчева, с репродукцией картины А. Саврасова; осознанное восприятие литературного произведения;устное описание картины;

Коммуникативные:формулировать собственное мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

Личностные: прививать любовь к родной природе;воспитывать художественно-эстетический вкус; формировать  положительное отношение к процессу познания; развивать творческое воображение;

Предметные: научатся анализировать лирическое произведение; определять тему, главную мысль, содержание; сравнивать поэтический текст и произведение живописи; получат возможность создать устный  текст-описание картины.

Анализ контингента обучающихся:

На уроке присутствовало 22 ученика. Из них высокий уровень освоения программы - 12, средний-10.

Обучающиеся класса хорошо мотивированы, имеют высокий учебный потенциал.  При планировании урока учитывалась способность учащихся коллективно слаженно выполнять индивидуальные и парные задания, активно взаимодействовать друг с другом.

С первой минуты дети погружены в деятельность, что способствует обеспечению в самом начале урока высокого уровня вовлечения в учебный процесс.

Прослушивание  отрывка музыкального произведения на стихи Ф. Тютчева

«В небе тают облака…» вызвало интерес и позволило плавно перейти к следующему этапу урока, включению  детей в продуктивную обучающую деятельность. Учащиеся активно высказывали свою точку зрения, анализировали прочитанное стихотворение, сравнивали его содержание с сюжетом репродукции  картины, составляли  устные тексты с опорой на ключевые слова и выражения,  что способствовало развитию коммуникативных учебных действий.

План урока:

Урок проведен в соответствии с требованиями ФГОС  НОО. Цель урока была достигнута.

Урок включал в себя 5 этапов: актуализация знаний, открытие новых знаний, составление устного текста по репродукции картины А. Саврасова«Сосновый бор на берегу реки», рефлексия.

При проведении урока яиспользовала современные образовательные технологии: информационно – коммуникативные, проблемное и развивающее обучение,здоровье сберегающие. Каждый вопрос по содержанию текста - учебная задача, требующая поискового выборочного чтения. Обучающиеся в этот момент являлись активными участниками обсуждения проблемы. Дети глубже вникали в смысл текста, что позволило им  выразить свое отношение к произведению. На уроке совершенствовался навык чтения, обогащался  словарный запас, развивались творческие способности детей. Использование словаря чувств позволило учащимся точнее передать своё настроение и эмоциональное состояние.

Включение в урок мультимедийной презентации сделало его  насыщенным и иллюстративным, а также способствовало повышению учебной мотивации и интереса к предмету.

На уроке реализовались следующие методы и приёмы обучения: наглядный, практический, словесный, применялась технология формирования типа правильной читательской деятельности. Использовались разнообразные виды чтения: чтение слушание, первичное, выразительное, вслух, про себя, выборочное чтение. Уделялось внимание работе над лексикой в целях расширения кругозора. Все это позволило обеспечить продуктивное чтение.

 В ходе урока была организована фронтальная работа и работа в парах по карточке. Дети обсудили,  какие образы создаёт Ф. Тютчев в каждом четверостишии. Работа по карточке позволила  найти и определить средства художественной выразительности, используемые автором. Соотношение деятельности учитель-ученик соответствует реализации личностно –ориентированного подхода в обучении: применение диалоговых форм общения, создание проблемных ситуаций, осуществление обратной связи, объём и характер самостоятельной работы. На уроке мною использовались следующие средства обучения: наглядный материал (выставка книг Ф. Тютчева, мультимедийная презентация, различные источники информации (интересные факты из жизни Ф. Тютчева). Тип урока динамичный. Распределение времени было рациональное.

Выводы.

Дети чувствовали себя на уроке комфортно, так как была создана доброжелательная обстановка, позволяющая им включаться в работу по собственному желанию. Полагаю, что урок прошёл на эмоциональном, интеллектуальном подъёме. На уроке царила атмосфера сотрудничества; мыслительная деятельность учащихся стимулировалась различными средствами и приёмами. Цель урока и планируемые результаты были полностью достигнуты.

Считаю, что обучающиеся научились сравнивать поэтический текст и произведение живописи, что подтверждают результаты самооценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению Ф. И. Тютчев "Листья"

Цели урока:1.     Познакомить учащихся со стихотворением Ф. И. Тютчева «Листья».2.     Выявить известные особенности поэзии Ф. И. Тютчева на примере этого произ...

Конспект урока по литературному чтению Тема: Люблю природу русскую весна. Ф. Тютчев. Зима не даром злится.

Цели деятельности учителя:- выработка умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях. - развивать умение анализировать текст, выразительно читать, отыскивать нужную информацию в ...

План-конспект урока по литературному чтению.Ф. И. Тютчев. «Еще земли печален вид…».

План-конспект урока по литературному чтению.Ф. И. Тютчев. «Еще земли печален вид…»....

Конспект урока по литературному чтению - Тема: Люблю природу русскую весна. Ф. Тютчев. Зима не даром злится.

Цели деятельности учителя:- выработка умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях. - развивать умение анализировать текст, выразительно читать, отыскивать нужную информацию в ...

Технологическая карта урока по литературному чтению. Тема урока Ф. И. Тютчев «Чародейкою зимою…»

Создание условий для проведения анализа поэтического произведения...

Конспект урока по литературному чтению: Ф.И. Тютчев «Ещё земли печален вид…» А. Куинджи: «Ранняя весна». Сравнение произведений живописи и литературы.

Конспект урока содержит цели, задачи- планируемые результаты, на уроке использованы приёмы: "палитра настроений", "облако слов"......

Конспект урока по литературному чтению Фёдор Иванович Тютчев «Зима недаром злится».

Цели деятельности учителя: ознакомление с произведением Фёдора Ивановича Тютчева «Зима недаром злится»; формирование умения анализировать текст; формирование навыка осознанного и выразител...