Житков - Животные в жизни человека
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Геворгян Ангелина Сергеевна
План - конспект урока литературного чтения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhitkov_-_zhivotnye_v_zhizni_cheloveka.docx24.51 КБ

Предварительный просмотр:

                                   

Творческий проект к уроку литературного чтения                                            Планирование работы над художественно-познавательным произведением для детей Б.Житкова.

Класс: 3-й                                                                                                                                               Тип урока: комбинированный                                                                                              Тема: «Животные в жизни человека»                                                                                 Цели урока:                                                                                                                               -Познакомить обучающихся с жизнью и творчеством писателя;                                                                                                                                  -Определить главную мысль прочитанного произведения.                                                           Задачи:                                                                                                                 Образовательные:                                                                                                                                                           -Содействовать формированию умений у обучающихся работать с текстом - находить слова, которые помогают дать характеристику героев;                                                                                                                             - Совершенствовать навыки выразительного чтения у обучающихся.

Развивающая:                                                                                                                                                                           -Способствовать развитию мыслительных операций у обучающихся.

Воспитательная: - Содействовать воспитанию нравственных качеств личности обучающихся, воспитывать в детях любовь к животным, умение сопереживать, благодарить других.

Оборудование: портрет писателя, выставка книг, презентация, словарь Ожегова.

 

                                                  ХОД УРОКА

Этапы урока:

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Методические примечания

I. Организационно-мотивационный этап (мотивация к учебной деятельности).

Здравствуйте ребята, присаживайтесь. – Проверьте, всё ли у вас готово к уроку.                                     –Я вижу, что сегодня вы готовы работать в полную силу.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Применяются словесные методы, прием диалогового общения.

II. Актуализация знаний.

-Ребята, любите ли вы читать сказки, рассказы?                           -Какие сказки вы знаете? А для того чтобы перейти к изучению новой темы давайте проведем динамическое чтение.          Артикуляционная подготовка речевого аппарата.                                      1) Упражнения для дыхания:                                    а) глубокий вдох через нос , выдох через рот порциями;                                         б) вдох небольшими порциями через нос, полный выдох через рот;                                          в) представим что дуем на одуванчик.

2) Звуковая гимнастика:                                   о   а   у   – плавно на одном выдохе,                            ух  ох  ах  – произносим отрывисто.

Обучающиеся отвечают на поставленные вопросы учителя.

Выполнение обучающимися   подготовительных     упражнений  для речевого аппарата.

Фронтальный опрос обучающихся, прием диалогового общения.

Динамическая пауза перед работой на уроке.

III. Изучение нового материала.

Первичное чтение рассказа.

Повторное чтение рассказа детьми и анализ содержания

«Собака -  лучший друг человека»                           - Ребята, как вы понимаете смысл этой поговорки?  Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством одного известного писателя. Это ЖИТКОВ, БОРИС СТЕПАНОВИЧ (1882–1938), русский писатель. Родился 30 августа (11 сентября) 1882 в Новгороде в семье преподавателя математики и пианистки. Детство провел в Одессе (его школьным другом был К.И.Чуковский). Был штурманом парусника, капитаном научно-исследовательского судна, ихтиологом, рабочим-металлистом, инженером-судостроителем, преподавателем физики и черчения, руководителем технического училища; много путешествовал. Написал много рассказов для детей: «Про обезьянку», «Мангуста», «Рассказы о животных»  и др.  

Посмотрите на выставку книг. Здесь представлены его рассказы и сказки для детей.                            - Какие из них вы уже читали? 

Чуковский призывал детей к чтению книг Б. Житкова.

Сегодня мы познакомимся с его одним, очень интересным произведением: «Охотник и собаки».                       - Ребята, а как вы думаете, о чем будет данный рассказ?                                

Ребята, сейчас я начну читать произведение Б.Житкова, а вы продолжите.                           – Ребята, вам понравилось произведение?            Давайте обратим внимание на доску, здесь изображена лента событий, происходящих в рассказе.                               – Что это за события?

-А теперь я предлагаю вам прочитать рассказ по абзацам.  Итак, приступаем к чтению.

- Какие слова вам были непонятны?

Данный рассказ учит нас быть добрыми, способными на отважные поступки. Я надеюсь, что вы все будете такими как охотник. Который будет всю свою жизнь благодарен собакам за спасение своей жизни.

Объяснение смысла поговорки, фронтальный опрос.

Дети отвечают, называя книги, и говорят, о чем в каждой из них говориться.

Отвечают на поставленные вопросы учителя, строят речевые высказывания.

Продолжают читать произведение после паузы учителя.

Отвечают на вопросы : сначала охотник пошел в лес, настрелял зайцев, его застала метель и др.

Чтение рассказа по абзацам, анализ содержания, ответы на вопросы.

 

Презентация про автора рассказа, Б. Житкова.

IV. Итог урока.

– Как вы думаете, чему учит нас рассказ?                             – Так какая же главная мысль?                  Поделитесь впечатлениями о прочитанном.                                    -Что вы узнали на уроке?

-За что похвалили себя?

- Что вам особенно удалось?

                                                      

Обучающиеся отвечают на вопросы, поставленные учителем.

Учитель фронтально опрашивает обучающихся, прием диалогового общения.

V. Домашнее задание.

Пересказать рассказ.                                              

Записывают домашнее задание в дневники.

                               

                       

                                            «Охотник и собаки»

Рано утром встал охотник, взял ружьё, патроны, сумку, позвал своих двух собак и пошёл стрелять зайцев.

Был сильный мороз, но ветра совсем не было. Охотник шёл на лыжах и разогрелся от ходьбы. Ему было тепло.

Собаки забегали вперёд и выгоняли на охотника зайцев. Охотник ловко стрелял и набил пять штук. Тут он заметил, что зашёл далеко.

«Пора и домой, — подумал охотник. — От моих лыж видны следы, и, пока не стемнело, я по следам дойду домой. Перейду овраг, а там уже недалеко».

Он спустился вниз и увидел, что в овраге черным-черно от галок. Они сидели прямо на снегу. Охотник понял, что дело неладно.

И верно: он только вышел из оврага, как задул ветер, пошёл снег, и началась метель. Впереди ничего не было видно, следы запорошило снегом. Охотник свистнул собак.

«Если собаки не выведут меня на дорогу, — подумал он, — я пропал. Куда идти, я не знаю, заблужусь, занесёт меня снегом, и я замёрзну».

Пустил он собак вперёд, а собаки отбегут пять шагов — и охотнику не видно, куда за ними идти. Тогда он снял пояс, отвязал все ремешки и верёвки, какие на нём были, привязал собак за ошейник и пустил вперёд. Собаки его потащили, и он на лыжах, как на санях, приехал к себе в деревню.

Он дал каждой собаке по целому зайцу, потом разулся и лёг на печь. А сам всё думал:

«Кабы не собаки, пропал бы я сегодня».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Питание - необходимое условие для жизни человека и животных"

Разработка урока по окружающему миру. Тема урока: "Питание - необходимое условие для жизни человека и животных"...

Таблицы по окружающему миру. Раздел "Значение животных для жизни человека"

Опорные таблицы  по окружающему миру. Раздел "Значение животных для жизни человека"....

Роль животных в природе и жизни человека.Животные Красной книги России. Охрана животных 3кл. ( окруж. мир)

Роль животных в природе и жизни человека.Животные Красной книги России. Охрана животных 3кл. ( окруж. мир)...

Урок по учебному предмету "Окружающий мир" во втором классе "Дикие и домашние животные, их значение в жизни человека"

Цель урока: Создать условие для формирования предствавления представлений об особенностях и отличительных признаках домашнихи диких  животных.Задачи:образовательные: создать условия для расширени...

Значение диких животных в жизни человека. Наука – бионика.

Образовательная программа: «Перспективная начальная школа»Тема. Значение диких животных в жизни человека. Наука – бионика.Тип урока: изучение нового материала.Цель -  развитие з...

Исследовательский проект «Роль животных в жизни человека во время ВОВ (на материале рассказовАнатолия Митяева)

Цель исследования: изучить роль животных во время войны через анализ рассказов Анатолия Митяева.Гипотеза: животные не только помогали человеку во время войны, выполняя физическую работу,  но и ок...