Исследовательский проект «Роль животных в жизни человека во время ВОВ (на материале рассказовАнатолия Митяева)
проект по орксэ

Таминдарова Линиза Мадисовна

Цель исследования: изучить роль животных во время войны через анализ рассказов Анатолия Митяева.

Гипотеза: животные не только помогали человеку во время войны, выполняя физическую работу,  но и оказывали ему моральную поддержку.

Задачи работы:

  • Дать краткий обзор роли животных во время войны, основываясь на документальных фактах;
  • найти художественные произведения о животных во время войны;
  • проанализировать произведения по теме проекта;
  • создать сборник рассказов о животных во время войны;
  • создать буктрейлер по теме проекта;
  • выступить с результатами проекта перед одноклассниками, обучающимися школы;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3-osnovnaya_statya.docx37.05 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

Введение................................................................................................................................2-4

Глава 1. Большие маленькие герои. Животные во время войны. ..................................5-8

        1.1 Лошади.......................................................................................................................5
        1.2 Собаки.....................................................................................................................5-6
        1.3 Кошки......................................................................................................................6-7
        1.4 Медведи......................................................................................................................7

        1.5 Голуби........................................................................................................................8

        1.6 Верблюды ..................................................................................................................8

Глава 2. Анализ художественных  произведений Анатолия Митяева о животных во время войны……10-13

Заключение...........................................................................................................................12
Список литературы.........................................................................................................13-14

«Роль животных в жизни человека во время ВОВ (на материале рассказовАнатолия Митяева)

Прилап Кирилл,

ХМАО-Югра, город Нефтеюганск, МБОУ «СОКШ №4», 4 «к» класс

Основная статья.

«Для чтения выбирайте хорошие книги.

Хорошие написаны с любовью к России».

А. Митяев

Мы живем в такое время, когда растет жестокость, когда материальное вытесняет духовное, когда оказались дефицитом такие понятия как милосердие, гуманность, отзывчивость…

В интернете часто выкладывают фото и видеосъемку животных, над которыми жестоко обращаются люди. Проблема жестокого обращения с животными актуальна в наше время как никогда. С жестоким отношением к животным мы сталкиваемся на каждом шагу. Напрасно по несколько месяцев ждут хозяина, оставленные на дорогах собаки. Брошенные голодные животные смотрят в наши глаза с мольбой о помощи на улицах сел и городов.

Мы совершаем жестокость по отношению к братьям нашим меньшим, которая иногда оборачивается против нас. Участились случаи нападения одичавших собак на людей. Причины такого поведения животных кроятся в равнодушии, безответственности, агрессии, предательстве людей, толкнувших их на тяжелые крайности.

Вторая Мировая Война оставила неизгладимый след в истории нашей страны и всего мира. В это страшное время народ, как на передовой, так и в тылу, проявлял немереную отвагу и мужество. Как никогда была важна дружба, преданность и взаимопомощь. Подвиг советского народа и союзников трудно переоценить.

Боевые действия, в каком бы уголке нашей планеты они ни проводились, - это всегда трагедия, причем гораздо большего масштаба, чем это могло бы показаться на первый взгляд. Но зачастую забываем, что во время боевых действий вместе с людьми принимали участие и животные. К сожалению, в таких ситуациях мы далеко не всегда можем себе представить, что чувствуют животные на войне. А значит, как дикие, так и домашние животные в годы войны требуют особого внимания и участия. Как говорится, мы на самом деле в ответе за тех, кого приручили.

 На занятиях внеклассного чтения  мы читаем произведения о войне, смотрим фильмы, проводим читательские конференции.  Изучаем подвиги людей, принимавших участие во время войны.  А что делали животные во время войны? Помогали ли они людям? Как животные помогали защитникам тыла и фронта? Ответить на эти вопросы, получить представление о подвигах животных во время войны я попытаюсь через художественные произведения советских писателей.

Цель исследования: изучить роль животных во время войны через анализ рассказов Анатолия Митяева.

Гипотеза: животные не только помогали человеку во время войны, выполняя физическую работу,  но и оказывали ему моральную поддержку.

Задачи работы:

  • Дать краткий обзор роли животных во время войны, основываясь на документальных фактах;
  • найти художественные произведения о животных во время войны;
  • проанализировать произведения по теме проекта;
  • создать сборник рассказов о животных во время войны;
  • создать буктрейлер по теме проекта;
  • выступить с результатами проекта перед одноклассниками, обучающимися школы;

Объект исследования: взаимоотношения человека и животных.

Предмет исследования: взаимоотношения человека и животных на примере литературных произведений о животных в годы войны.

Для проведения исследования мной выбраны следующие методы:

  • работа с источниками информации.
  • наблюдение,
  • фиксирование результатов.
  • Практические методы информационной обработки результатов исследования

Обзор литературы:

Художественные произведения детских писателей о войне:

  1. А.Митяев «Лошади»
  2. А.Митяев «Мешок овсянки»
  3. А.Митяев «Серьги для ослика»
  4. А.Митяев «Гвардии медвежонок»

Глава 1. Большие маленькие герои. Животные во время войны.

1.1. Лошади.

Из интернет источников я узнал, что во время войны, бок о бок с солдатами гордо и отважно сражались братья наши меньшие. Лошади, собаки, кошки и голуби, как люди совершали подвиги. И гибли, как люди. Их использовали, как и Красная армия, так и фашистские подразделения. Основная тяжесть войны легла на лошадей и на собак. Но помогали и голуби, и верблюды, и мыши, и даже лоси. Не остались в стороне и кошки.

Несмотря на то, что Вторую Мировую называют войной моторов, лошади сыграли далеко не последнюю роль в битвах. Только по официальным данным численность лошадей в Советской Армии составляла 1,9 миллиона голов. В войну лошадей применяли как транспортную силу, особенно в артиллерии. Упряжка в шесть лошадей тянула пушку, меняя огневые позиции батареи.  Обозы с продовольствием и полевые кухни доставляли на позиции именно лошади. Бойцы, назначенные связными, также часто предпочитали коня мотоциклу.

Несмотря на то, что лошадь не могла преодолеть больше 100км за сутки, но она могла пройти там, где не проедет никакая техника, и причем сделать это незаметно. Поэтому часто лошадей использовали для стремительных рейдов по тылам противника, для налетов и диверсий.

Зачастую раненые были обязаны жизнью лошадям: большинство лазаретов были на «конной тяге». В свою очередь люди о своих друзьях также не забывали. Раненых лошадей на поле боя не бросали, а доставляли в ветеринарные лазареты. Тяжело раненых лошадок до лазарета довозили на автотранспорте, там им делали сложные операции и выхаживали до полного восстановления. Точных данных о том, сколько лошадок погибло за войну нет. Но считается, что во Время Великой Отечественной Войны Советская Армия потеряла больше миллиона верных коней.

1.2. Собаки.

Во время Великой Отечественной войны четвероногие друзья внесли свой важный вклад в общую Победу. Будучи верным другом человеку, собаки выполняли самые разные роли. Собаки забирали с линии огня раненных (около 700 тысяч раненых было спасено собаками за время войны) и доставляли на поле боя боеприпасы.  Через самое пекло собаки-связисты доставали важные поручения (за годы войны ими было предано более 120 тысяч подобных поручений). В лесах и болотах собаки отыскивали наших раненных солдат и приводили к ним медиков.

Для эвакуации тяжелораненых с поля боя в Великую Отечественную войну широко использовались отдельные отряды собачьих санитарно-нартовых упряжек. Боевой опыт показал, что санитарно-нартовые упряжки обладают хорошей проходимостью, высокой подвижностью, благоприятными условиями для раненых, исключают травмирование при перевозке. Собаки отлично запоминают дорогу, подчиняются команде, могут передвигаться к медицинскому пункту без вожатого при его ранении или гибели .

С помощью четвероногих было разминировано 303 крупных города и населённых пункта, среди которых – Псков, Смоленск, Брянск, Львов, Минск, Киев, Сталинград, Одесса, Харьков, Воронеж, Варшава, Вена, Будапешт, Берлин, Прага, а также 18394 здания и обнаружено свыше четырёх миллионов мин. Собаки наносили и прямой удар по врагу. Собаки-истребители танков – это не самая приятная собачья профессия, появившаяся в период войны. Этих собак готовили к одному-единственному заданию в их жизни – подрыву вражеских танков. Для этого их тренировали не бояться подлезать под движущиеся танки. Перед заданием на них одевали специальные мешки с минам. И как только собака оказывалась под бронетехникой, мина взрывалась. Таким способом за время войны было уничтожено около 300 вражеских танков. Причиной прекращения использования собак подобным способом стал тот факт, что такие собаки стали бросаться под гусеницы не только немецких, но и советских танков.

1.3. Кошки.

Несмотря на то, что кошки не обладают выносливостью и силой лошадей, обучаемостью собак, они также помогли людям пережить тяжелые годы войны. Благодаря своей чувствительности кошки безошибочно определяли приближение надвигающейся бомбардировки, активно выражали свое беспокойство и, таким образом, предупреждали своих хозяев о приближающейся опасности.

Большую роль кошки сыграли в блокадном Ленинграде. Кошки защищали продовольствие и произведения искусства Эрмитажа от посягательств крыс. Известно, что кошки приносили свою добычу хозяевам, а сами умирали от голода. Кошки свои теплом согревали детей. А когда в Ленинграде закончилась провизия, то кошки сами становились едой для людей.

Настало время, когда в Ленинграде не осталось ни одной кошки и город начали атаковать крысы. Интересно, что после прорыва блокады наравне с необходимым продовольствием в город ввезли более 5 тысяч дымчатых кошек, которые и спасли Ленинград от крыс. Кошки помогали пережить войну и фронтовикам. Солдаты заводили в своих окопах и землянках кошек, и те спасали их от грызунов, а значит и от инфекций которые мыши и крысы переносили.В Тюмени в 2008 году в память о кошках, спасших  блокадный Ленинград от крыс, был открыт «Сквер Сибирских кошек». Двенадцать скульптур кошек и котят, вылитых из чугуна и покрытых специальной золотистой краской подтверждают высказывание – «Никто не забыт, ничто не забыто»…

1.4. Медведи.

В журнале «Друг» для любителей собак я прочитал о том, что в польской армии был даже медведь Войтек.  Медвежонок выросший среди людей, ,был очень послушным и миролюбивым. Никакой агрессии не проявлял солдатам.

Один из дней 22 рота была занята разгрузкой боеприпасов и доставкой их к орудиям, находящимся на горе, солдаты трудились без отдыха. Войтек сначала внимательно наблюдал за ними, а потом произошло нечто совершенно невероятное. Медведь подошел к грузовику, встал на задние лапы, а передние протянул вперед. Поборов сомнения, раздающий положил ему на лапы ящик с боеприпасами, и Войтек понес их в гору к орудиям.

После этого он возвратился к грузовику и следующие ящики стал брать уже самостоятельно и относить, не уронив при этом ни одного снаряда.

В этот день польские солдаты выполнили задачу и взяли нужную высоту. Войтек занимался доставкой боеприпасов и продовольствия еще много дней, не боясь ни стрельбы, ни грохота орудий. Свидетелями этого чуда были сотни людей, многие из которых поначалу не верили рассказам очевидцев. А когда раздавалась команда «равнение направо!» и он поворачивал голову. Он просто был солдатом»...

1.4. Голуби.

Хотя во время войны активно использовали радиосвязь, голубиная почта не канула в «лету». Дело в том, что на начало войны проводная связь действовала только на расстоянии 3 км, радио – 5 км. Кроме того, зачастую техника выходила из строя.
И тут на помощь приходили почтовые голуби. Всего за годы войны почтовыми голубями было доставлено более 15000 «голубеграмм».

Голуби представляли собой такую угрозу для врага, что нацисты специально отдавали приказы снайперам отстреливать голубей и даже натаскивали ястребов, которые исполняли роль истребителей. На оккупированных территориях издавались указы Рейха об изъятии всех голубей у населения.  Большая часть изъятых птиц просто уничтожалась, наиболее породистых отправляли в Германию. За укрывательство потенциальных «пернатых партизан» их хозяину было только одно наказание — смерть.

1.5. Верблюды.

Во время тяжелейших боев под Сталинградом в Астрахани формировалась 28-я резервная армия, укомплектованная пушками. Однако двигаться в путь было невозможно: во всей округе — ни грузовиков, ни лошадей. Осмотревшись, командование решило привлечь в качестве тягловой силы верблюдов. Местные власти выловили почти всех диких животных, передав их воинским частям. Солдатам пришлось непросто, многие видели двугорбых в первый раз, а здесь предстояло управлять такой махиной на передовой. Да и скверный характер животины проявляли при каждой попытке общения. На помощь пришли мальчишки-пастухи. За короткое время с их помощью красноармейцы обучили животных носить упряжку, возить повозки и полевую кухню, тащить орудие, вес которого превышал тонну. Верблюды славились выносливостью, поэтому вместо трех пар коней, полагающихся для перевозки пушек, запрягали две пары верблюдов.

На основании изученной литературы я пришел к следующему выводу. Разные животные помогали по-разному во время войны: лошадей и верблюдов, использовали как транспортную силу; собаки были и связистами, и подрывниками; кошки своим теплом согревали людей, спасали населенные пункты от нашествия крыс; а голуби выполняли роль почтальонов.

Животные на службе в армии сыграли огромную роль для Победы. Они голодали, погибали от жары и от холода. Погибали от пуль вместе с солдатами, изнемогали от усталости, но поднимались и снова шли на свою службу.

Животные на войне гибли и страдали не меньше, чем люди. Многие из них (собаки, кошки, голуби) даже были удостоены государственных наград. В наше время животные так же несут службу на боевом посту. Нам всем надо бережнее относиться к животным, любить и защищать их.


Глава 2. Анализ художественных  произведений о животных во время войны.

2.1. Рассказы Анатолия Митяева

Прочитав художественные произведения о животных во время войны я понял, что несомненным лидером писавшим о животных является Анатолий Васильевич Митяев. Его истории основаны на реальных событиях.

 Когда началась война, отец ушел на фронт. Анатолий устроился слесарем на заводе, мечтал стать разведчиком или партизаном. Когда немцы подошли к Сталинграду, не дождавшись призыва, стал добровольцем, попал в дивизион тяжелых минометов и уже через 3 дня был на передовой.

Семнадцатилетним мальчишкой Анатолий Митяев летом 1942 года ушел на фронт добровольцем. Служил орудийным номером в 513-м отдельном гвардейском миномётном дивизионе. На третий день пребывания в армии был в бою. Подробности четвёртого дня можно узнать из рассказа «Треугольное письмо». Война на всю жизнь определила его отношениек делу и людям, с фронта он вернулся взрослым человеком, грудь украшали боевые награды. О себе он всегда говорил очень скромно, о героях Великой Отечественной он написал много и интересно.

В рассказе А.Митяева «Лошади» описывается то, как лётчик капитан Блинов перегнал  табун лошадей в деревню. Капитану было жалко деревенских женщин, потому что они пахали землю вместо лошадей. Когда он полетел за линию фронта, то по пути ему встретилась кавалерийская часть немцев. Так как в самолёте кончились снаряды и пули, капитан полетел чуть ли не по самой земле и из-за ураганного ветра всадники все попадали, а лошади разбежались. Блинов сумел перегнать табун в расположение советской пехоты. Десять самых сильных коней достались деревенским жителям. Они были очень благодарны капитану.

А в рассказе А.Митяева «Мешок овсянки» я прочитал о том, что в войну было голодно, и Лукашук, главный герой рассказа, случайно нашёл мешок овсянки, все обрадовались, потому что ели последнее время только сухари. Но когда пришёл незнакомый тощий солдат за вещмешком, пришлось всё найденное отдать. И не знал Лукашук, что эта овсянка косвенным образом всё-таки спасёт его. Когда его ранило и он потерял сознание, спасли его собаки с тем самым рыжим тощим санитаром, они вывезли его с поля боя. Я не знал, что собаки и так тоже помогали на войне, «служили» в санчасти, но ведь их тоже надо было кормить. Оказывается, тот мешок овсянки был для них.
- Держись, браток, не робей, жить будешь!- такими словами заканчивается рассказ. А не найди его собаки на поле боя, неизвестно, чем всё могло закончиться. Собаки тоже были спасателями и героями.

        В рассказе А.Митяева «Серьги для ослика» Ослик Яшка носит воду солдатам, сидящим на горном перевале. Вражеский снайпер пробивает ослику торчащие ушки, солдаты лечат его, перевязывают ушки, а ослик все равно продолжает службу и становится любимцем у солдат.

Рассказ А.Митяева «Гвардии медвежонок» помог мне понять безграничную и преданную дружбу между лётчиками истребительного полка и маленьким медвежонком. «На войне человеку бывает тяжело. Гибнут товарищи, в голову приходят печальные мысли. А тут прибежит медвежонок, неуклюжий, круглоухий, с любопытным носом-рыльцем — и все веселеют». Эти слова из рассказа говорят о том, насколько важна была моральная поддержка во время войны.

        А литературные произведения позволили мне взглянуть на взаимоотношения человека и животных с другой стороны. Рассказы эти о том, как душа человеческая даже в годы войны согревалась от прикосновения к живому, пусть это будут случайно встреченные на партизанской тропе белочка и ежик или подаривший минуту радости маленький журавлик.  Рассказ о медвежонке помог мне понять безграничную и преданную дружбу между солдатами и животными. Солдаты сами оставались голодными, но еду предназначенную животным не трогали. Животные не только выполняли физическую работу, спасали людей, но и оказывали моральную поддержку. На войне люди больше, чем когда-либо, ценят верность.


Заключение

На основании изученной литературы я пришел к следующему выводу. Разные животные помогали по-разному во время войны: лошадей и верблюдов, использовали как транспортную силу; собаки были и связистами, и подрывниками; кошки своим теплом согревали людей, спасали населенные пункты от нашествия крыс; а голуби выполняли роль почтальонов.

Животные на службе в армии сыграли огромную роль для Победы. Они голодали, погибали от жары и от холода. Погибали от пуль вместе с солдатами, изнемогали от усталости, но поднимались и снова шли на свою службу. В наше время животные так же несут службу на боевом посту.

А литературные произведения позволили мне взглянуть на взаимоотношения человека и животных с другой стороны. Рассказы эти о том, как душа человеческая даже в годы войны согревалась от прикосновения к живому, пусть это будут случайно встреченные на партизанской тропе белочка и ежик или подаривший минуту радости маленький журавлик.  Рассказ о медвежонке помог мне понять безграничную и преданную дружбу между солдатами и животными. Солдаты сами оставались голодными, но еду предназначенную животным не трогали. Животные не только выполняли физическую работу, спасали людей, но и оказывали моральную поддержку. На войне люди больше, чем когда-либо, ценят верность.

Все эти произведения подтверждают мою гипотезу. Я провел эту исследовательскую работу для того, чтобы через литературные произведения донести до моих сверстников милосердное отношение к животным. Так как эти рассказы передают настоящее и преданное отношение к животным.

Для того, чтобы заинтересовать моих сверстников, я вместе с мамой сделал буктрейлер. Этот видеоролик я поместил в интернете и у меня появилась возможность заинтересовать не только моих знакомых, но всех детей, и думаю даже взрослых.



Список использованной литературы:

Книги:

1. Загуненко С. Собачий спецназ: выдумка или реальность? / С. Загуненко // Знак - вопроса. - М., 2002.

- Вып. 2. - С. 123-144.

2. Звери мира. Удивительные звери – М.: Мир энциклопедии Аванта +: Астрель, 2010. – 216 с.

3. На Великой Отечественной // Дмитриев Ю.Д. Домашние животные / Ю.Д. Дмитриев. - М., 1997. -

С. 101-105. – (Соседи по планете)

4. Малышев А.А. Звери в плену: невыдуманные истории / А.А. Малышев. – Ставрополь: Кн. изд-во,

1972. – 48 с.

5. Собаки на войне // Боевые животные / сост. А.Н. Петров. - Минск, 1997. - С. 360-397.

6. [Служебные собаки] // Великая Отечественная война. 1941-1945: энциклопедия / ред. М.М. Козлов.

- М., 1985. - 660 с.

Журналы и периодические издания:

1. Белов С. Скромные труженики войны / С. Белов // Друг для любителей собак. - 2006. - №2. - С. 56-

58.

2. Бондаренко Е.В. Животные на войне: исторический час для 5-10 кл. / Е.В. Бондаренко // Читаем,

учимся, играем. - 2014. - №6. - С. 44-50.

3. Коваленко Ю.А. Четвероногие бойцы / Ю.А. Коваленко // ОБЖ. - 2013.- №5. - С. 5-7.

4. Матвиенко Г. Сапер, который не ошибается / Г. Матвиенко // ГЕО. - 2004. - №5. - С. 24-25.

5. Мойнов С. Того и Балто - собаки-герои / С. Мойнов // Наука и жизнь. - 2013. - №12. - С. 81-89.

6. Морелёва В.А. Сценарий праздника «Легенды и были о собаках» / В.А. Морелёва // Классный

руководитель. – 2009. - №3. – С. 125-130.

7. Мурадова Е. Знаменитые кошки / Е. Мурадова // Друг для любителей кошек. - 2012. - №8. - С. 66-

69; №9. - С. 54-57.

8. Мухамадеева Л.И. Они тоже сражались на фронте / Л.И. Мухамадеева // Читаем, учимся, играем. -

2015. - №3. - С. 32-38.

9. Несмашная И. Животные на войне / И. Несмашная // Дошк. воспитание. - 2015. - №9. - с. 53-55.

10. Несмашная И. Четвероногие друзья / И. Несмашная // Дошк. Воспитание. - 2015. - №9. - С. 56-59.

11. Островская Г. Устный журнал «О животных-бойцах, защищавших нас в годы войны / Г. Островская

// Воспитательная работа в шк. - 2012. - №1. - С. 125-128.

12. Пономарев В. Друг особого назначения / В. Пономарев // Чудеса и приключения - 2011. - №3. - С.

43-45.

13. Сергеев Б. Миротворцы, помогающие воевать / Б. Сергеев // Чудеса и приключения. - 2008. - №5. -

С. 54-55.

14. Щербаков В. Дельфиний спецназ / В. Щербаков // Вокруг света. - 2010. - №2. - С. 108-113.

Книги для детей:

  1. А.Митяев «Лошади»
  2. А.Митяев «Мешок овсянки»
  3. А.Митяев «Серьги для ослика»
  4. А.Митяев «Гвардии медвежонок»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль книги в жизни человека.

Значение книги в жизни человека огромно. В век компьютеров и высоких технологий человек не может обойтись без чтения....

Исследовательский проект "Значение кальция в жизни человека"

                                              Введение...

Проект "Роль плесени в жизни человека"

                 Плесень— это различные грибы, образующие ветвящиеся мицелии без крупных, легко заметных невооружённым глазом, плодовых тел....

проектно-исследовательская работа "Роль собак в жизни человека"

 Гипотеза исследования: Собак называют друзьями человека, потому что они очень помогают людям.Цель исследования: Узнать какую роль собаки играют в жизни человека;  выяснить,...

Исследовательский проект "Роль хлеба в жизни человека "

Ежедневно мы видим на столе хлеб, вдыхаем его аромат, употребляем его в пищу.А что такое хлеб? Зачем он нужен людям? Откуда он взялся? Как его получают? Нужен ли он в нашей современной жизни?Чтобы отв...