Пришвин М.М "Слово-звезда"
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Доржиева Жаргалма Сырен-Доржеевна

конспект открытого урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoanaliz.docx20.2 КБ
Файл urok_prishvin.docx42.77 КБ

Предварительный просмотр:

Самоанализ урока

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Класс: 2

Тема: «М.М. Пришвин « Слово-звезда».

Формируемые УУД:

1) личностные: 

- учебные и познавательные мотивы;

- ответственность за свою деятельность на уроке;

- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с рассказом М.М. Пришвина «Слово-звезда»;

- адекватная позитивная осознанная самооценка и самопринятие;

2) регулятивные:

- осуществление действия по образцу и заданному правилу;

- сохранение заданной цели;

- способность контролировать свою деятельность по результату;

- адекватное самооценивание и понимание оценки взрослого собеседника;

3) познавательные (смысловое чтение):

- извлечение необходимой информации из рассказа;

-установление причинно-следственных связей;

- построение логической цепи рассуждений;

- постановка и решение проблем поискового характера;

4) коммуникативные:

- учет позиции собеседника либо партнера по деятельности;

- умение обосновывать и доказывать собственное мнение;

- умение согласовывать усилия по достижению общей цели, осуществлять совместную деятельность, готовность к сотрудничеству;

- умение строить понятные для партнера высказывания;

- умение задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения.

Цель: создание условий для полноценного восприятия и осознания рассказа – миниатюры М. М. Пришвина «Слово-звезда» учащимися 2 класса.

Задачи:

1. образовательные: способствовать формированию умений учащихся проводить анализ и синтез, делать обобщения для полноценного восприятия и понимания рассказа М.Пришвина «Слово-звезда»;

2. развивающие: содействовать развитию

- умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, ключевым словам;

- способности четко формулировать и выражать свои мысли;

- осознанного чтения художественного текста.

3.воспитательные: содействовать воспитанию эстетического отношения к действительности, духовной потребности к чтению, интереса к творчеству М.М. Пришвина.  

Методы обучения:

- по источнику знаний: наглядные (медиа-презентация, раздаточный материал, опыты), словесные (беседа, объяснение, рассказ), практические (работа в группах)

- по активности познавательной деятельности: частично-поисковый, исследовательский.

- по этапам обучения: подготовки к изучению нового материала (проблемные ситуации, эвристическая беседа), изучение нового материала (групповой метод, исследовательский метод), контроля и оценки (наблюдение за деятельностью детей, контроль учителя и самоконтроль, словесная оценка учителя и самооценка учащихся)

Структура урока построена исходя из типа урока и поставленной цели в соответствии с принципами системно-деятельностного подхода.

Важнейшим компонентом учебной деятельности является мотивация. Решающую роль для формирования мотивационной готовности к обучению имеет развитие познавательной потребности ребенка, а именно интерес к собственно познавательным задачам, к овладению новыми знаниями и умениями.

Старалась на уроке создать особую, тёплую атмосферу общения, чтобы дети чувствовали себя комфортно – это одно из главных условий мотивации на уроке.

Начало урока – рашифровка видеопослания - позволяет заинтересовать (мотивировать) детей, осознать, что язык жестов не всегда можно однозначно интерпретировать, возникает множество толкований, причем не всегда верных. Таким образом детей подвожу к роли слова в жизни человека.  Также приемами мотивации послужили демонстрация воздействия слов на рис, помещенный в воду, а также эксперимент с перманганатом калия, уксусом и перекисью водорода  на этапе рефлексии.

Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии также способствовал мотивации детей. Они с большим интересом рассматривали музейные экспонаты – фотоаппарат, пишущую машинку, книги, фотографии, а затем пытались угадать, чем же мог заниматься человек, которому принадлежали данные вещи.

Учебная задача урока поставлена с помощью приема антиципации. Дети   по заглавию рассказа пытаются дать ответ на вопрос: «Почему же автор сравнивает слово со звездой?». Это вопрос заставляет детей задуматься, пробуждается интерес, высказываются различные предположения. Каждому хочется высказать свою догадку, возникает познавательный мотив. При этом формируются коммуникативные УУД: дети учатся обосновывать и доказывать собственное мнение, слышать мнение других.

Мотивации способствует и организация групповой работы на этапе открытия нового знания, где дети имеют возможность сообща обсудить вопросы, подискутировать, прийти к единому мнению. В процессе поиска на вопрос «Почему же автор сравнивает слово со звездой?» дети вчитываются в текст, анализируют, приходят к определенным выводам. Здесь формируются и личностные УУД, и все метапредметные УУД – регулятивные, познавательные, коммуникативные.

На протяжении всего урока большое внимание уделяла контролю и оценке учебной деятельности учащихся. Присутствовал предварительный контроль знаний (что такое слово? что такое звезда? какие слова вам непонятны?), процессуальный (на каждом этапе урока обсуждались ответы, делались мини-обобщения) и итоговый контроль - рефлексия. На этапе рефлексии дети написали синквейн.

Большое внимание уделяла устной оценке деятельности учащихся. Применяла прием «Похвала». Организована была самооценка и взаимооценка деятельности учащихся (кого бы вы могли похвалить за работу на уроке?).

На уроке старалась создавать «ситуации успеха»

Считаю, что продуктивные методы обучения преобладали над репродуктивными.

Сложность домашнего задания соответствует возрасту детей.

В целом, считаю, урок поставленной цели достиг, дети смогли ответить на главный вопрос урока: «Почему же автор сравнивает слово со звездой?».



Предварительный просмотр:

Информационная карта урока

 в соответствии ФГОС

Описание

1

Тип урока

Урок знакомства с произведением

2

Класс

2

3

Тема

М.М. Пришвин « Слово-звезда»

4

Образовательная программа, автор

Школа России. Урок литературного чтения на родном языке.

6

Формируемые УУД

Личностные

формирование у обучающихся ответственности за свою деятельность;

эмоциональный отклик на прочитанное произведение;

оценка результатов своей деятельности, рефлексия.

Регулятивные

осуществление действия по образцу и заданному правилу;

сохранение заданной цели;

 способность контролировать свою деятельность по результату;

адекватное понимание оценки взрослого собеседника.

Познавательные

формирование познавательной активности, творчества и самостоятельности на уроке;

создание условий для проявления способностей учащихся.

Коммуникативные

 участвовать в диалоге по теме (учитель – ученик; ученик – ученик);

 договариваться и приходить к общему решению;

излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения

7

Цель и задачи урока

Цель: создать условия для полноценного восприятия рассказа – миниатюры М. М. Пришвина «Слово-звезда».

Задачи:

1.Образовательные: создать условия для восприятия и понимания художественных произведений через анализ текстов;

2..Развивающие: развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, ключевым словам;

3.Воспитывающие: воспитывать бережное отношение к литературному наследию, воспитывать ценностные ориентиры через формирование читательского навыка.  

8

Обоснование выбора содержания учебного материала, методов, форм работы на уроке

Основной дидактический метод: 

  • По активности познавательной деятельности: частично-поисковый, репродуктивный
  • По источнику знаний: наглядные (ТСО, текст), словесные, практические (работа в группах)

9

Описание применяемых образовательных технологий, обоснование их использования

Личностно- ориентированные технологии ,технология  проблемно – диалогического обучения,  технология продуктивного чтения, технология оценивания учебных успехов, здоровьесберегающие технологии, элементы проблемного обучения.

10

Описание методов оценивания, применяемые на уроке

Словесная оценка учителя, самооценка ученика

ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Приемы и формы работы

1

Этап мотивации (самоопределения)

к учебной деятельности.

2 мин

Урок начинаю без слов, жестами (*дети встают, кивают, садятся).

- Ребята, вам были понятны мои жесты?

- Предлагаю вам посмотреть зашифрованное приветствие, которое отправили вам дети из другого класса.

- Легко ли вам было расшифровать послание детей? Почему?

- Ребята, у нас на столе лежит карта со станциями урока. Раскрасьте, пожалуйста, первый кружочек зеленым цветом, если вы смогли расшифровать послание детей, если с трудом расшифровали – синим, если не смогли, красным.

- Да

Расшифровывают

- Не всегда без слов можно понять, что хотят сказать другие люди.

Самооценка групп.

- Давайте проведем такой эксперимент. (на столе у групп стоят 2 стакана с рисом и водой). Давайте скажем рису в первом стакане: «Здравствуй, какой ты хороший, ты такой полезный , мы тебя любим!»

А рису во втором стакане скажем: « Какой ты противный, плохой, мы тебя не любим!»

Как вы думаете ребята, что случится, если мы будем говорить так  каждый день этим двум стаканам?

А хотите посмотреть?

Эксперимент со стаканами ребята можете продолжить в классе самостоятельно.

-

- Как вы думаете, что доказывает этот эксперимент?

-  Поэт Вадим Шефнер так сказал о силе слова:

«Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести…»

И мы с должны очень осторожно обращаться со словами, думать, когда их произносим, чтобы случайно не обидеть, не ранить другого человека.

 

- Слова обладают силой, способной и созидать, и разрушать.

2

Этап актуализации и фиксирования

 индивидуального

затруднения в пробном действии

 5 мин.

1) – Посмотрите на портрет. Кто это? Что вы о нем знаете? С какими его произведениями вы уже знакомы?

2) - Приглашаю вас в маленький музей, где представлены  старинные экспонаты, которые могли бы принадлежать М.М. Пришвину. Потрогайте, посмотрите, поменяйтесь.

Садитесь.

- Предположите, чем же увлекался Михаил Михайлович Пришвин, судя по этим экспонатам?

3) - Михаил Михайлович Пришвин - известный русский писатель, автор большого количества произведений рассказов о природе и охоте. Он серьезно увлекался  фотографированием и проиллюстрировал свои книги собственными снимками.

4) – Сегодня мы с вами познакомимся с миниатюрой М.М. Пришвина «Слово-звезда». Что же такое миниатюра?

- Рассказ – миниатюра – это небольшое сочинение, которое отличается завершенным, цельным и живописным характером. (Короткие рассказы, лаконичные по объёму, но чрезвычайно ёмкие по содержанию, называют литературными миниатюрами).

5) – Что такое слово?

- Какое значение  имеет слово «звезда»?

5) – Какой же литературный прием использует М.М. Пришвин  в заглавии?

6) – Почему же автор сравнивает слово со звездой?

Дети высказывают предположения

- Сравнение.

Дети высказывают предположения.


3

Этап выявления места

и причины затруднения

-  Можем ли дать точный ответ на этот вопрос и почему?

- Нет, потому что мы незнакомы с этим рассказом.

4

Этап построения

проекта выхода из затруднения

- Какова же цель нашего урока?

- Что нам нужно сделать, чтобы достичь нашей цели?

- Узнать, почему же М.М. Пришвин сравнивает слово со звездой.

1. Прочитать рассказ.

2. Поразмышлять над рассказом (проанализировать рассказ???)

3. Выяснить, какие доказательства приводит автор, утверждая, что слово похоже на звезду.

5

Этап реализации построенного проекта

1) - Позвольте,  я прочитаю первой.

2) - Какие вы чувства испытали,  когда слушали этот рассказ?

- А какие образы появились предстали перед вами ?

3) – Предлагаю прочитать текст самостоятельно и найти слова, значение которых вам непонятно.

4) Словарная работа (можно распечатать значения слов, а дети выбирают то значение, в котором слово употреблено в рассказе)

Поколение- многозначное слово (в словаре С.Ожегова указано 4 значения), в рассказе же это слово употреблено в значении совокупность одновременно живущих людей, одинаковых по возрасту (одновременно живущие люди близкого возраста).

Например, вы поколение детей, есть поколение ваших братьев и сестер, есть поколение ваших родителей, есть поколение ваших дедушек и бабушек.

Пространство – многозначное слово (в словаре С.Ожегова указано 3 значения), а в рассказе это слово употреблено в значении «место, не ограниченное видимыми пределами».

Время – также многозначное слово (в словаре С.Ожегова указано 10 значений). В рассказе же Пришвин употребляет его в значении «продолжительность, длительность чего-нибудь, измеряемая секундами, минутами, часами»

5) – Перечитайте текст. Определите ключевые, главные слова в каждом предложении.

1 группа находит и подчеркивает главные слова в 1 предложении.

2 группа находит и подчеркивает главные слова во 2 предложении.

3 группа находит и подчеркивает главные слова в 3 предложении.

4 группа находит и подчеркивает главные слова в 4 предложении.

6) - Теперь проверим (документ – камера).

- Первая группа представляет результаты своего исследования

- Вторая группа представляет результаты своего исследования.

- Третья группа представляет результаты своего исследования.

Четвертая группа представляет результаты своего исследования.

- ЖИВЕТ – существует, находится в процессе жизни, бытия. Писатель Владислав Максимович Бахтин считает, что слово живёт дольше вещи, имеет свои корни, может о многом рассказать.

ГОРИТ- одно из значений -  выражает сильное чувство, напряженную мысль.

СВЕТИТСЯ – излучает свет. Когда слышишь доброе слово, человек как будто светится , это в нем светится доброе слово.

СИЛА СЛОВА ЛЕТИТ К ЧЕЛОВЕКУ. Бывает, когда плохо, вспоминаешь слова дедушек бабушек, что я хороший, смогу многого добиться через много лет и на душе становится хорошо.

3 команда – ПОГАСШАЯ ДЛЯ СЕБЯ ЗВЕЗДА ГОРИТ 1000 лет. Что это значит?

- Свет звезды доходит до нашей планеты Земля за десятки тысяч лет. И глядя в космос, мы смотрим в прошлое. Поэтому, глядя на какую–либо звезду , мы на самом деле видим, как она выглядела десятки тысяч лет тому назад. А есть галактики, располагающиеся в миллионах. световых лет от нас.  И может, эта звезда уже погасла, но мы продолжаем видеть ее свет.

4 команда - СЛОВО ОСТАЕТСЯ И ЛЕТИТ ИЗ ПОКОЛЕНИЯ В ПОКОЛЕНИЕ. А что значит летит из поколения в поколение?

- Народные сказки, пословицы, загадки были созданы сотни лет тому назад, но мы их знаем, потому что они передаются от одного поколения в другое. Также и произведения созданные многими авторами много лет тому назад живут, и мы с удовольствием читаем их. Например, произведения А.С. Пушкина считаются бессмертными

6

Этап первичного закрепления

с проговариванием во внешней речи

10 мин

- Теперь вы можете сказать, почему же М.М. Пришвин сравнивает слово со звездой?

- Какие слова могут быть звездами?.

 - Что хотел М.М. Пришвин, написав рассказ-миниатюру «Слово – звезда»?

Рассуждают, обобщают свои исследования

Высказывают свои предположения.

- Добрые, созидательные слова, могут жить миллионы лет, как звезды и передаваться из поколения в поколение. И мы с вами должны знать слова, являющиеся звездами, ……?

7

Этап самостоятельной работы

с самопроверкой по эталону.

Сейчас, ребята, я вам предлагаю поиграть в группе и найти слова – звезды. И обсудить почему это слово звезда, используя иллюстрацию.

Давайте оценим вашу работу, вы справились с заданием? Отметьте в листах самооценок

Дети в планшетах играют в игру, находят зашифрованное слово.

8

Этап включения

в систему знаний и повторения

 - Вы уже прочитали во 2 четверти рассказ М.М. Пришвина «Ребята и утята», а сегодня – «Слово- звезда»

- Что вы можете сказать о нем, познакомившись с его произведениями?

- Вам еще предстоит познакомиться с такими удивительными произведениями М.М. Пришвина, как «Лисичкин хлеб», «Золотой луг», «Выскочка», «Кладовая солнца» и многими другими замечательными рассказами для детей.

- Сам Пришвин своей главной книгой считал «Дневники», которые он вёл в течение почти полувека (1905—1954) и объём которых в несколько раз больше самого полного, 8-томного собрания его сочинений. И я надеюсь, что став уже взрослыми, вы с удовольствием прочитаете эти «Дневники».

- Почти все произведения Пришвина, опубликованные при жизни, посвящены описаниям собственных впечатлений от встреч с природой, описания эти отличаются необычайной красотой языка. Константин Паустовский называл его «певцом русской природы».

9

Этап рефлексии УД на уроке

- Сейчас ребята, вы сотворите чудо. В этом стакане собралась обида, которую нанесли разрушительные сова. Вы шепотом, будете произносить добрые слова, которые открыли в планшетах.

(Провожу эксперимент с перманганатом калия, уксусом и перекисью водорода)

Как вы думаете,  что произошло с обидой?

- Вернемся к нашим листам самооценок. Вы закрасили каждую станцию. Есть у нас лисы, закрашенные только в зеленые цвета, а разноцветные, получилось -не получилось. Есть листы закрашенные красным цветом? Надеюсь, на следующем уроке у вас все получится. Посмотрите, а можем ли мы как – то соединить раскрашенные кружочки?

Да получилась звезда. Напишите в центре звезды, что вы узнали нового на нашем уроке. Давайте послушаем вас.

Спасибо за урок.

Вывод: Как зеницу ока мы должны беречь, любить, ценить родное слово. Нет ничего глубже и таинственнее его. И от каждого из нас зависит, станет ли слово живым.

1.    Прочитай текст.
2.    Послушай чтение учителя.
3.    Почему автор сравнивает слово со звездой?
4.    В чём необычность этого рассказа-миниатюры**?
5.    О каком человеке пишет М. М. Пришвин в последнем предложении?
6.    Объясни смысл заглавия рассказа.
7.    Напиши сочинение-миниатюру «Что мне известно о 
слове». Обсуди в классе свою и другие работы

Слово — звезда.

В каждой душе слово живет, горит, светится, как звезда на небе, и, как звезда, погасает, когда оно, закончив свой жизненный путь, слетит с наших губ. Тогда сила этого слова, как свет погасшей звезды, летит к человеку, на его путях в пространстве и времени. Бывает, погасшая для себя звезда, для нас, людей на земле, горит еще тысячи лет. Человека того нет, а слово остается и летит из поколения в поколение, как свет угасшей звезды во Вселенной.

Михаил Пришвин

Ребята, назовите, пожалуйста, самую ближайшую к Земле звезду. А какую пользу приносит эта звезда? Ребята, звезды формируются, говорят  рождаются, живут и погасают, как все живое, но этот процесс присходит миллионы лет. И даже погасающая звезда, может еще тысячи и тысячи лет светить и обогревать нас.

Ребята, я предлагаю вам по названию, попробовать определить о чем это произведение?  Обратите еще раз внимание на пословицы и наши схемы. « Слова – звезды» это какие слова, о чем мы будем сегодня читать?

Слова

Много слов на земле. Есть дневные слова —
В них весеннего неба сквозит синева.

Есть ночные слова, о которых мы днем
Вспоминаем с улыбкой и сладким стыдом.

Есть слова — словно раны, слова — словно суд, -
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.

Но слова всем словам в языке нашем есть:
Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.

Повторять их не смею на каждом шагу, -
Как знамена в чехле, их в душе берегу.

Кто их часто твердит — я не верю тому,
Позабудет о них он в огне и дыму.

Он не вспомнит о них на горящем мосту,
Их забудет иной на высоком посту.

Тот, кто хочет нажиться на гордых словах,
Оскорбляет героев бесчисленный прах,

Тех, что в темных лесах и в траншеях сырых,
Не твердя этих слов, умирали за них.

Пусть разменной монетой не служат они, -
Золотым эталоном их в сердце храни!

И не делай их слугами в мелком быту —
Береги изначальную их чистоту.

Когда радость — как буря, иль горе — как ночь,
Только эти слова тебе могут помочь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок литературного чтения М.Пришвин "Моя Родина"

урок был открытым в рамках школы....

М.Пришвин.Выскочка.Урок по литературному чтению. Учебник «Родное слова» 4 кл. часть 1, Г.М.Грехнёва

Презентация к уроку по литературному чтению.Содержит все этапы урока, имеется речевая разминка, на которой дети наглядно видят способ чтения, так же имеется тест с последующей проверкой и выделением н...

Урок литературного чтения "Выскочка" М. Пришвин

Данный урок изучается в разделе "Природа и мы" , 4 класс, УМК "Школа России."  Михаил Михайлович Пришвин очень любил лес. Шел он туда за открытиями: «Нужно было найти в природе такое, чего я еще не ви...

М. М. Пришвин «Моя Родина».

Учащиеся знакомятся с творчеством М. М. Пришвина с помощью рассказа учителя,  посредством проекта ученицы, через произведение «Моя Родина» и с помощью книжной выставки.     Развит...

М. М. Пришвин «Ребята и утята»

Цели урока: Образовательная: познакомить  уч-ся с новым произведением М.Пришвина.Развивающая: развивать навыки выразительного чтения, учить выделять смысловые части, составлять п...

Городской семинар « Работа с этнокалендарем» Открытый интегрированный урок. Окружающий мир. Этнокалендарь. Развитие речи. Тележурнал «Беседы о природе» «М.М. Пришвин приглашает в гости к весне» Посвящается 140 годовщине со дня рождения М.М. Пришвина. Учи

Цели урока:Общедидактическая цель урока: • создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации; • применение знаний и умений в знакомой и новой учебной ситуации через о...