М. М. Пришвин «Моя Родина».
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Учащиеся знакомятся с творчеством М. М. Пришвина с помощью рассказа учителя,  посредством проекта ученицы, через произведение «Моя Родина» и с помощью книжной выставки.
    Развитие творческой мыслительной деятельности проходит  в группах во время классификации отрывков из произведений, пословиц о природе, о Родине. Исследовали школьники новый текст, определили его жанр, решали проблему (кладовая солнца).
      Формирование мыслительной деятельности проходит на всех этапах урока.
1)     Во время словарной работы, учащиеся используют свои знания и высказывают свое мнение о значении слова. А  некоторые используют словарь и в нем   находят его лексическое значение. Таким образом, пополняют свой словарный запас. Затем читают произведение, находят в нем эти слова и выявляют конкретное значение многозначных слов.  
2)      Важным моментом мыслительной деятельности является классификация произведений и пословиц о природе и о Родине.   
3)    Мыслительная деятельность наблюдается во время работы в тетради, когда дети находят ответ по учебнику. Помимо этого дети сами выбирают задание по своим возможностям, а с трудными заданиями работают в парах и в группе.
4)    Во время коллективной проверки   учащиеся развивают и  свою монологическую речь, т.к. дают полные ответы на вопрос, доказывая свою точку зрения словами из текста. А также некоторые исправляют свои ошибки, дополняют свои знания, учатся оценивать свои знания.
5)    На этапе работы библиотекарей развивается мыслительная деятельность. Дети слушают внимательно и рассказывают, что интересного и нового узнали  о жизни М. М.  Пришвина. Помимо этого применяется дифференцированный подход, а также  поощряется исследовательская деятельность учащихся, т.к. ученики  из набора книг выбирают книги Михаила Михайловича и приходят  к выводу, что все эти произведения о природе. А также удивляются тому, что всех писателей выставки объединяет любовь к природе через их произведения.
6)    Ребята учатся сочинять стихи о своей Родине. Начали   в классе, а закончат дома.
     Контроль знаний проводится на каждом этапе: дети сверяют свои знания с учебником, доказывая ответ; с верным ответом на  образце; во время работы в парах, в группах и во время коллективной проверки знаний.
     Работоспособность достигается за счет чередования различных видов деятельности – устной и письменной работы, работы в группах и в парах. Слабые ученики пытаются следовать за сильными учащимися. Это способствует хорошей психологической атмосфере на уроке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon viktorina.ppt1.29 МБ
Microsoft Office document icon m.m._prishvin._moya_rodina.doc53 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Викторина по произведениям русских писателей и поэтов Выполнила: Михайленко Я. Ученица 3 «А» класса г. Белгород

Слайд 2

Произведения писателей о природе

Слайд 3

Кто автор этих строк? «…Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди меня. Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собой дичь. Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья…»

Слайд 4

Иван Сергеевич Тургенев «Воробей»

Слайд 5

Назови автора этих строк и название произведения «… Заяц ходит ночью по полям и лесам без страха и прокладывает прямые следы; но как только приходит утро, враги его просыпаются: заяц начинает слышать то лай собак, то визг саней …»

Слайд 6

Лев Николаевич Толстой «Зайцы»

Слайд 7

Кто автор этих строк? «… Зачем он бежит за мной? – думала волчиха с досадой. – Должно быть он хочет, чтобы я его съела». «Жила она с волчатами в небольшой яме; года три назад во время сильной бури вывернуло с корнем высокую старую сосну, отчего и образовалась эта яма …».

Слайд 8

А. П. Чехов «Белолобый»

Слайд 9

Произведения поэтов о Родине

Слайд 10

Кто автор этих строк? «… Уж и есть за что, Русь могучая полюбить тебя, назвать матерью …»

Слайд 11

Иван Саввич Никитин «Русь»

Слайд 12

Назови автора « … Привет тебе, мой край родной, С твоими тёмными лесами, С твоей великою рекой И неоглядными полями …»

Слайд 13

Спиридон Дмитриевич Дрожжин «Привет»

Слайд 14

Назови поэта «…Вот моя деревня; вот мой дом родной; Вот качусь я в санках по горе крутой…»

Слайд 15

Иван Захарович Суриков «Детство»



Предварительный просмотр:

Романова Лидия Максимовна

учитель начальных классов

МОУ-СОШ № 35 г. Белгорода

Тема: М. М. Пришвин «Моя Родина»

Цели: создать условия для знакомства с творчеством М. М. Пришвина;

           содействовать развитию творческой мыслительной и исследовательской  деятельности;

           воспитывать любовь к своей Родине через бережное отношение к природе;

Тип урока: объяснение новых знаний.

Оборудование: выставка книг М. М. Пришвина; детские рисунки; мультимедийные презентации;

Ход урока:

I. Оргмомент

Психологическая установка на урок

– Улыбнёмся друг другу, чтобы сегодня у нас на уроке было хорошее настроение.

Упражнение «Улыбка» (Удерживать сильно растянутые губы в улыбке. Зубы не видны).

– Доброе утро и солнцу, и птицам, Доброе утро улыбчивым лицам!

Мысленно пожелайте добра и удачи друг другу.

С хорошим настроением мы и начинаем наш урок.

II.   Актуализация знаний.

Продолжите пословицу. Одна у человека мать родная, одна у него и (Родина).

Тема урока: М. М. Пришвин «Моя Родина».

  Биография. В природе много чудес, тайн. Мы их все не можем сами увидеть. Но можем прочитать в научно-познавательных произведениях.   М. М. Пришвин проводил свои наблюдения.  Он умел слышать шелест травинки песню ручейка. В своих произведениях он сообщает различные факты из жизни растений и животных.  Презентация о Пришвине.

    М. М. Пришвин предлагает нам   произведение «Моя Родина». Послушайте. Почему текст назван «Моя Родина? (По презентации Насти: 4 – Пришвин, 3 – мама, 5 – произведения писателя)

III. Этап  усвоения новых знаний.

 

 Словарная работа в группе: Родина, охота, сокровище, кладовая солнца.  

Перечитайте текст, найдите эти слова в нём.

Проверка словарной работы:

Родина:

1. Отечество, родная страна. Любовь к родине. Защита родины.

2. Место рождения, происхождения кого-чего–н., возникновения чего–н. Москва — его р. Индия — р. шахмат.

         Вторая родина — место, давшее кому-н. приют, ставшее родным.

1. Охота – поиски, выслеживание зверей, ловли птиц…

2. Охота – желание, стремление. Охота к чтению. Охота пуще неволи (посл.)

Подбери родственные слова к слову охота. (Охотиться, охотник, охотовед, охотхозяйство)

1. Сокровище – драгоценность, дорогая вещь. Несметные сокровища.

2. Сокровище (переносное значение) – ценности духовной и материальной культуры. Сокровища русского зодчества. ЗОДЧЕСТВО, – то же, что архитектура

3. Сокровище (переносное значение) – о ком-чём-нибудь очень ценном, дорогом для кого-нибудь.

1. Кладовая – помещение для хранения товаров, припасов, материалов, экспонатов. (Особая кладовая Эрмитажа).

2. Кладовая (переносное значение) – место, где сосредоточены какие-нибудь природные ценности. (Лесные кладовые – о местах произрастания грибов, орехов, ягод). Кладовые морских глубин. Подземные кладовые.

Найдите в тексте эти слова.

(Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни).

Проблема: кладовая солнца…

    Очерк – небольшое литературное произведение, краткое описание жизненных событий (обычно социально значимых). Документальный, публицистический, бытовой о.

2. Общее изложение какого–н. вопроса. О. русской истории.

Работа в группах:

  1. Работа по тексту:

1, 2. Из разных отрывков текстов выберите отрывки о природе, о Родине.

3,4. Выберите пословицы о природе, о Родине.

  1. Составить стихи со словами: Россия,  Белогорье, (Родина)  учусь, горжусь.
  2. Выбери произведения М.М. Пришвина.
  3. Расскажи о своей Родине.

Дифференцированное задание:

1. Работа по тексту:

Почему Пришвину нравилось вставать до восхода солнца? О чём он думал  в этот момент?

Как писатель относится к природе?

В чём заключалась «охота» писателя?

Какие «сокровища жизни» надо охранять?

1. Из разных отрывков текстов выберите отрывки о природе:

И. С. Тургенев

«Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди меня. Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собой дичь. Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья…»

Л. Н. Толстой

«Заяц ходит ночью по полям и лесам без страха и прокладывает прямые следы; но как только приходит утро, враги его просыпаются: заяц начинает слышать то лай собак, то визг саней…»

Л. Н. Толстой

«В одном селе жили два брата; землю пахали, хлеб сеяли. У старшего брата детей не было; у младшего брата  было четверо детей…»

А. П. Чехов

« Зачем он бежит за мной? – думала волчиха с досадой. – Должно быть, он хочет, чтобы я его съела». «Жила она с волчатами в небольшой яме; года три назад во время сильной бури вывернуло с корнем высокую старую сосну, отчего и образовалась эта яма».

2. Из разных отрывков  выберите  стихи о Родине:

И.С. Никитин

«Уж и есть за что, Русь могучая полюбить тебя, назвать матерью…»

И.С. Никитин

«Звёзды меркнут и гаснут. В огне облака.

Белый пар по лугам расстилается…»

С.Д. Дрожжин

«Привет тебе, мой край родной,

С твоими тёмными лесами,

С твоей великою рекой

И неоглядными полями…»

С. Д. Дрожжин

«В улице немая тишина кругом, только галок стая вьётся над селом…»

И. Суриков

«Вот моя деревня; вот мой дом родной;

Вот качусь я в санках по горе крутой…»

С.Я. Маршак

« Чернеет лес теплом разбуженный, весенней сыростью объят.

А уж на ниточках жемчужины от ветра каждого дрожат…»

3. Выберите пословицы о природе:

Смелость города берёт.

Весна красна цветами, а осень плодами.

Ученье – путь к уменью.

Что летом родится, то зимой пригодится.

Зелёный наряд радует взгляд.

Труд кормит, а лень портит.

Рощи да леса – всему краю краса.

Книга – зеркало души.

4. Выберите пословицы о Родине:

Родина – мать, умей за неё постоять.

Знание – сила.

Жить – Родине служить.

Кто много читает, тот много знает.

Береги землю родимую как мать любимую.

ф

Проверка работы групп:

Почему Пришвину нравилось вставать до восхода солнца? О чём он думал  в этот момент?

В чём заключалась «охота» писателя?

Как писатель относится к природе?

Прочитайте отрывки о природе и стихи – о Родине.

1. Отрывки  о природе: (Презентация в форме викторины)

И. С. Тургенев «Воробей»

«…Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди меня. Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собой дичь. Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья…»

Л. Н. Толстой «Зайцы»

«…Заяц ходит ночью по полям и лесам без страха и прокладывает прямые следы; но как только приходит утро, враги его просыпаются: заяц начинает слышать то лай собак, то визг саней…»

А. П. Чехов «белолобый»

«…Зачем он бежит за мной? – думала волчиха с досадой. – Должно быть, он хочет, чтобы я его съела.» «жила она с волчатами в небольшой яме; года три назад во время сильной бури вывернуло с корнем высокую старую сосну, отчего и образовалась эта яма…».

2. Стихи о Родине писали:

И.С. Никитин  «Русь»

«…Уж и есть за что, Русь могучая полюбить тебя, назвать матерью…»

С.Д. Дрожжин  «Привет»

«…Привет тебе, мой край родной,

С твоими тёмными лесами,

С твоей великою рекой

И неоглядными полями…»

И. Суриков «Детство»

«…Вот моя деревня; вот мой дом родной;

Вот качусь я в санках по горе крутой…»

 3.   Пословицы о природе:

Весна красна цветами, а осень плодами.

Что летом родится, то зимой пригодится.

Зелёный наряд радует взгляд.

Рощи да леса – всему краю краса.

4. Пословицы о Родине:

Родина – мать, умей за неё постоять.

Жить – Родине служить.

Береги землю родимую как мать любимую.

Какие «сокровища жизни» надо охранять?

Найдите пословицу в тексте.

Охранять природу – значит охранять Родину. Какая пословица больше подходит к нашему тексту.

6. Из разных произведений выбрали произведения М.М. Пришвина:

7. Проверка стихов.

IV. Этап систематизации и обобщения знаний

Работа в тетради.

Под музыку дети закрыли глаза и вспоминают домашние рисунки, ищут тайны.

(На доске выставка Левина)

7. Рассказы детей о своих наблюдениях по рисункам. Дети рисуют в тетради и слушают рассказы учеников.  

 V. Итоги урока

Прочитайте обращение.

Что значит кладовая солнца?

 Чему учит произведение?  

VI. Д.з. выучить обращение, доработать стихи. В домашней библиотеке найти произведения Пришвина и прочитать…

VII.  Рефлексия

Продолжи фразу:

Мне было интересно…

Я испытывал затруднение…

Нарисуйте солнышко на рисунке, если вам было весело, тучку – грустно, солнышко с облаками (тучкой), если переменное настроение.

У вас замечательное настроение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок литературного чтения М.Пришвин "Моя Родина"

урок был открытым в рамках школы....

Открытый урок чтения Пришвин "Моя Родина"

Познакомить детей с творчеством и рассказом М.М. Пришвина. Развивать навыки выразительного чтения, учить выделять смысловые части, составлять план.  Воспитывать любовь к Родине, к природе....

Открытый урок чтения Пришвин "Моя Родина"

Познакомить детей с творчеством и рассказом М.М. Пришвина. Развивать навыки выразительного чтения, учить выделять смысловые части, составлять план.  Воспитывать любовь к Родине, к природе....

Открытый урок чтения Пришвин Моя Родина

Познакомить детей с творчеством и рассказом М.М. Пришвина. Развивать навыки выразительного чтения, учить выделять смысловые части, составлять план.  Воспитывать любовь к Родине, к природе....

Урок литературного чтения по теме: Родина, родная природа в произведении М. М. Пришвина «Моя Родина». 3 класс УМК «Начальная школа XXI века»

Урок литературного чтения по теме:  Родина, родная природа  в произведении М. М. Пришвина  «Моя Родина».3 класс УМК «Начальная школа XXI века»...

Тема: Ю. Яковлев «О нашей родине», М. Пришвин «Моя Родина».

Конспект урока по литературному чтению....