Б.Житков "Храбрый утенок"
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Петухова Елена Владимировна

Урок по литературному чтению во 2 классе по теме Б.Житков "Храбрый утенок", раздел "О братьях наших меньших"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_literaturnoe_chtenie_2_klass.docx25.52 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе

Тема: Б. С. Житков «Храбрый утёнок».

Дата проведения:

Цель урока: познакомить учащихся с новым произведением Б.Жидкова; содействовать воспитанию в детях чувства сострадания к слабым, заботы о них.

Планируемые результаты:

1.Предметные результаты:

научатся: воспринимать на слух прочитанное, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, составлять план, подробно пересказывать по плану произведение;

получат возможность научиться: видеть красоту природы, изображенную в художественном произведении; определять героев произведений, характеризовать их; выражать свое собственное отношение к героям; давать нравственную оценку поступкам героев.

2.Метапредметные результаты:

познавательные УУД: овладеют навыками смыслового чтения, выбирают вид чтения в зависимости от цели, выделяют существенные признаки;

коммуникативные УУД: адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих, оказывают помощь в сотрудничестве;

регулятивные УУД: формулируют и удерживают учебную задачу, предвосхищают результат.

3.Личностные УУД: проявляют этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.

   Оборудование: учебник Л. В. Климановой, В. Г. Горецкого «Литературное чтение» 2 класс, 1 часть, портрет Б. С. Житкова, иллюстрации стрекозы и утенка, ноутбук, презентация.

                                                                     

                                                                        Ход урока

I. Организационный момент

Прозвенел звонок весёлый,

Мы начать урок готовы.

Будем слушать и читать

И друг другу помогать.

Речевая разминка.

Прочитайте скороговорку про себя. А затем прочитайте быстро с интонацией и изобразите уточку.

На карточке:

Уточка – вертихвостка

Ныряла, да выныривала,

                          Выныривала, да ныряла. 

II. Проверка домашнего задания

- С каким рассказом мы познакомились на прошлом уроке? (Страшный рассказ)

- Кто его автор? (Евгений Иванович Чарушин)

Выборочное чтение

- Где жили мальчики и почему они остались одни?

Прочитать отрывок.

- Что они делали, когда остались одни?

Чтение по ролям.

- Прочитаем диалог, как Шура и Петя уговаривали себя не бояться. ( дети оценивают ребят, читавших по ролям).

- Почему нужно беречь животных? ( Они часть природы, живые существа, не станет животных, не станет и нас, т. к. в природе всё взаимосвязано).

III. Постановка учебной задачи

- А сейчас, отгадайте загадки и  вы узнаете героев произведения, с  которыми сегодня мы познакомимся на уроке.

                               На ромашку у ворот

                               Опустился вертолет-

                               Золотистые глаза

                               Кто же это? …(стрекоза)

- Что вы знаете о ней?

-В каком произведении вам встречалась стрекоза? (Басня «Стрекоза и Муравей» И. А. Крылова)

- А кто знает, чем питается стрекоза? (насекомыми)

- Кто же второй герой?

                  Удивительный ребёнок

                  Только вышел из пелёнок,

                  Может плавать и нырять,

                  Как его родная мать. (Утёнок).

- Почему сказали утёнок? (Он маленький детёныш)

- Как называют его мать? (Утка)

- В каком произведении мы познакомились с ней? (М. Пришвин «Ребята и утята»)

- А чем кормят утят, когда они маленькие? (Яйцом)

- Как вы уже догадались, сегодня мы познакомимся с произведением Б. С. Житкова «Храбрый утёнок».

-Борис Степанович Житков  родился 11 сентября в Новгороде, семье преподавателя математики и пианистки. Переменил в жизни много профессий. Он был рыбаком, охотником, строил корабли, был учителем, механиком, капитаном, дрессировщиком животных. Житков много ездил по нашей стране России и другим странам. Обо всём, что узнал и увидел, что бывало в жизни, Борис Степанович захотел рассказать другим. Он стал писателем. А бывало много хорошего и трудного, подчас и опасного. Случались пожары, бушевали метели, ветры ломали льдины и уносили в море рыбаков. Борис Степанович сам был мужественным человеком и писать любил про смелых людей. Рассказывая про них, автор никогда не забывал сказать своему читателю: «Не робей, не теряйся в опасности! Какая бы ни случилась беда, знай – всегда спешат на помощь друг другу люди». Книги писателя захватывают своими сюжетами, их слушать и читать очень интересно. Книги Б. С. Житкова учат добру и самым лучшим человеческим качествам.

IV. Первичное усвоение новых знаний

1.Словарная работа.

Руб-лен-ных ---рубленных

Стре-ко-та-ла ----стрекотала

Рас-ска-за-ли ---рассказали

Ис-пу-га-ешь-ся ---испугаешься

За-жуж-жа-ла ---зажужжала

По-ло-ман-ным ---поломанным

Хо-зяй-ка ---хозяйка

Храб-рец ---храбрец

Хвас-тун ---хвастун

На-си-лувыр-ва-лась ---насилу вырвалась

2. Первичное восприятие (чтение учителем)

3. Анализ содержания

- Понравилось произведение?

- О чём оно?

- Это сказка или рассказ? Почему? 

V. Физкультминутка

VI. Первичная проверка понимания

- Как хозяйка накормила утят?

- Почему утята не ели? Кого они боялись?

- О чём думала хозяйка, когда убирала пустую тарелку?

- Кто пришёл в гости к утятам?

- Что он им пообещал? Сдержал ли своё обещание Алёша?

- Как вы понимаете выражение «насилу вырвалась»?

- Прилетела ли стрекоза ещё раз?

- Каким был утёнок Алёша? (хвастун, храбрец, умница, сообразительный, глупый, верный друг, весёлый, несмышлённый)

- Стоило ли утятам бояться стрекозу? (нет, ведь стрекоза не ест утят)

- Как вы относитесь к героям произведения?

- На кого из героев вы хотели бы т похожим? Почему? 

VII. Первичное закрепление

1.Чтениетекста по частям и озаглавливание, рисование словесной иллюстрации.

                                1 ч.

-С чего начинается рассказ?

- Как можно озаглавить 1 часть? (Хозяйка кормит утят)

                                 2 ч.

-Почему утята не ели?

-Какая иллюстрация подойдет ко 2 части?

-Как озаглавим? (Утята боятся стрекозы)

                                 3 ч.

-Чему удивлялась хозяйка?

-Как можно озаглавить? (Удивление хозяйки)

                                 4 ч.

-Кто к ним приходил в гости?

-Что происходило между ними?

- Как озаглавим 4 ч? (Разговор Алёши с утятами)

                                 5 ч.

-Что произошло?

-Какую иллюстрацию бы нарисовали к 5 ч?

-Как озаглавим 5 ч? (Алёша прогоняет стрекозу)

                                  6 ч.

-Как озаглавим 6 ч? (Довольные утята)

2)Работа в группах.

Задания в конвертах.

1 группа.

Задание: восстановите иллюстрации рассказа в нужной последовательности.

2 группа.

Задание: восстановите план текста в нужной последовательности.

План разрезан на отдельные полоски.

VII. Домашнее задание 

Подготовить пересказ по плану.

VIII. Рефлексия

- Утёнок Алёша желает задать вам вопросы.

- С какой сказкой познакомились? (Храбрый утёнок)

- Кто автор? (Б. Житков)

- Стоило ли нам бояться стрекозу? (Нет)

- Чему ещё научились на уроке? ( Выручать друзей из беды)

- У  вас на столах лежат цветные квадраты, выберите тот, который показывает, как вы трудились на уроке ( Дети выбирают соответствующие квадратики и поднимают их) :

-Красный квадрат, я активно работал на уроке!

- Зелёный квадрат, я старался, но были трудности!

- Вы молодцы! Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чтение 2 класс Б.Житков "Храбрый утенок"

Составление картинного плана, пересказ, рисование иллюстраций к рассказу....

Творчество Саши Черного. Что ты тискаешь утенка?

Презентация к уроку литературного чтения: С.Черный  "Что ты тискаешь утенка?"...

В Сутеев "Цыпленок и Утенок"

урок литературного чтения по программе "Начальная школа 21 века" в 1 классе...

Тема: Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок». Акцентное вычитывание текста.

Урок литературного чтения в 4-м классе по системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова, программа Г.Н.Кудиной, З.Н.Новлянской – ставит целью учить младших школьников бегло, сознательно и...

М.Пляцковский “Как утенок свою тень потерял”.

Открытый урок литературного чтения во 2-м классе по научно-методическому комплекту "Гармония", автор учебника О.В. Кубасова. "Любимые страницы"....

Презентация к уроку по чтению (3 класс) по теме: Творчество Саши Черного. Что ты тискаешь утенка?

Презентация к уроку литературного чтения: С.Черный "Что ты тискаешь утенка?"...

внеклассное чтение "Гадкий утенок"

внеклассное чтение "Гадкий утенок"...