Презентация к уроку по чтению (3 класс) по теме: Творчество Саши Черного. Что ты тискаешь утенка?
презентация к уроку по чтению (3 класс) на тему

Пантюхова Галина Петровна

Презентация к уроку литературного чтения: С.Черный "Что ты тискаешь утенка?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon pristavalka.ppt1.57 МБ
Microsoft Office document icon biografiya_sasha_chernyy.doc42.5 КБ
Office presentation icon sasha_chernyy.ppt532.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Взято с сайта http://viki.rdf.ru

Слайд 9

КОНЕЦ



Предварительный просмотр:

По материалам сайта:  http://cherniy.ouc.ru/

Саша Черный

Чёрный, Саша (1880-1932) (псевд.; наст. имя Александр Михайлович Гликберг; другие псевдонимы — Сам по себе, Мечтатель), русский поэт, прозаик, переводчик. Родился 1 (13) октября 1880 в Одессе в семье провизора - семье, можно сказать, зажиточной, но малокультурной. Счастливым детство Саши не назовешь. Мать, больную, истеричную женщину, дети раздражали. Отец, отличавшийся крутым нравом, не входя в разбирательство, их наказывал. В семье было 5 детей, двоих из которых звали Саша. Блондина называли «Белый», брюнета - «Черный»". Отсюда и псевдоним.

Поступить в гимназию Саша не мог из-за процентной нормы для евреев. Отец уже собирался было отдать его в обучение какому-либо ремеслу, но передумал и разом решил крестить всех детей, тем самым уравняв их в гражданских правах с прочими российскими подданными христианского вероисповедания. После чего Саша Гликберг 9 лет от роду поступил, наконец, в гимназию.

Мечта свершилась... Однако вскоре учеба обернулась неким подобием казенной службы, новыми страхами и наказаниями, которые добавились к домашнему игу. Стоит ли удивляться тому, что в пятнадцатилетнем возрасте он бежал из дома, последовав, кстати, примеру старшего брата.

Вначале беглеца приютила тетка, сестра отца, отвезла его в Петербург, где он в качестве пансионера продолжил учение в местной гимназии. Но когда его «за двойку по алгебре» исключили из гимназии, он фактически оказался без средств к существованию. Отец и мать перестали отвечать на письма блудного сына с мольбами о помощи.

Дальнейший поворот событий трудно, пожалуй, назвать другим словом, как чудо. Узнав по чистой случайности о судьбе несчастного юноши, брошенного семьей, начинающий журналист Александр Яблоновский поведал о его горестной участи на страницах «Сына отечества» - одной из крупнейших газет того времени. Статья попала на глаза житомирскому чиновнику К.К. Роше, и тот решил взять его к себе в дом. Так Саша Гликберг в конце 1898 года очутился в Житомире - городе, ставшем для него поистине второй родиной.

Константин Константинович Роше принадлежал к обрусевшему французскому роду. Дед его, профессор Военно-инженерной Академии, известен как изобретатель цемента, на котором, между прочим, построены форты Кронштадта. Отец - преподаватель Военно-инженерного училища. А сам К. К. Роше пошел по чиновной линии и может быть отнесен к служащей аристократии. В Житомире он занимал достаточно высокий пост - председателя Крестьянского Присутствия. Этого сановника отличало живейшее участие во всевозможных филантропических мероприятиях. Одной из таких акций было участие, которое он принял в судьбе многострадального юноши, брошенного семьей.

Гимназию в Житомире не удалось закончить из-за конфликта с директором. Да, по правде сказать, и поздно было учиться - подоспело время призыва на воинскую службу. Отслужив два года в качестве вольноопределяющегося, А. Гликберг оказывается в местечке Новоселицы на границе с Австро-Венгрией, где поступает на службу в местную таможню. По возвращении в Житомир Гликберг начинает сотрудничать в газете «Волынский вестник», открывшейся 1 июня 1904 года. Однако вести здесь фельетон ему довелось недолго: всего через два месяца газета прекратила свое существование. Обуреваемый честолюбивыми мечтами, он решает перебраться в Петербург.

Поначалу новоиспеченному петербуржцу пришлось заняться канцелярской работой - на Службе сборов Варшавской железной дороги. И хотя на первых порах его приютили родственники Роше, неуютно и одиноко чувствовал себя провинциал в северной столице. Его непосредственной начальницей на службе была М. И. Васильева, которая проявила к нему участие. Вскоре они связали свои судьбы узами брака. Союз оказался прочным, несмотря на разницу в возрасте (Мария Ивановна была старше на несколько лет), в положении и образовании. Его супруга была ученицей видного профессора философии А.И.Введенского и родственницей известных купцов Елисеевых.

Свадебное путешествие летом 1905 года молодожены провели в Италии. По возвращении Саша Черный решает оставить ненавистную конторскую службу, дабы целиком отдаться литературной деятельности и образованию. В 1906-1907 он прослушал курс лекций в Гейдельбергском университете.

Первое же опубликованное под этим, никому не ведомым литературным именем в журнале «Зритель» стихотворение «Чепуха» было подобно разорвавшейся бомбе и разошлось в списках по всей России. Саша Черный сразу стал желанным гостем в сатирических журналах. После отмены предварительной цензуры объявилась их уйма, как грибов после дождя. Язвительные и гневные инвективы Саши Черного в адрес тех, кто олицетворял слегка пошатнувшийся, но еще прочный государственный режим, появляются одна за другой.

В 1900-е годы активный сотрудник прогрессивных сатирических журналов «Зритель», «Молот», «Маски», «Сатирикон» и др. Дерзкая политическая сатира Черного Чепуха (1905; «Трепов — мягче сатаны») принесла ему известность. Первый сборник стихов поэта Разные мотивы (1906), содержащий наряду с лирикой литературные и политические юморески, был запрещён цензурой. Сборник Сатиры (1910) с ироническим посвящением «всем нищим духом», представивший оригинальную сатирическую маску интеллигентного обывателя, обличает мелочность, пустоту и однообразие суетного мещанского существования во всех сферах общественного и литературного бытия, сочетая сарказм с нотами пессимизма. Во втором сборнике, Сатиры и лирика, проявилось тяготение Черного к «чистой» лирике, тонким пейзажным и психологическим зарисовкам.

То, что Саша Черный состоялся как поэт, и то, что 1908-1911 годы стали его «звездным часом», - величайшая заслуга «Сатирикона». Поэту не пришлось унизительно обивать редакционные пороги, ему сразу была предоставлена возможность выйти к широкому, поистине всероссийскому читателю. С 1908 - один из ведущих поэтов журнала «Сатирикон». Его саркастические, но отнюдь не лишенные нежности стихи, появившиеся в «Сатириконе» (1908), сразу принесли ему популярность и, безусловно, оказали влияние на раннего Маяковского. Вл. Маяковский знал наизусть почти все стихи Черного и часто декламировал их. Саша Черный по настоянию Чуковского написал для детей 25 стихотворений.

В 1910 году вышли «Сатиры» - первая книга стихов Саши Черного. «Сатиры» завершаются разделом книги - «Лирические сатиры», уже самим своим названием передающий эстафету следующей книге стихов - «Сатиры и лирика».

Уйдя весной 1911 из «Сатирикона», где он был одним из поэтических лидеров с 1908, Черный печатается в газетах «Киевская мысль», «Русская молва», в журналах «Современный мир», «Аргус», «Солнце России», «Современник» и др. Выступает как детский писатель (книги Тук-Тук, 1913, Живая азбука, 1914). Щемящей тоской по утраченной Родине, острым ощущением бесприютности пронизаны книга стихов Черного Жажда (1923), поэма Кому в эмиграции жить хорошо (1931-1932), обнаруживающая единственного счастливца на чужбине — малыша в кроватке. Органический синтез сатиры, мягкого юмора и лиризма, обнаженно резкий стиль и нарочитый антиэстетизм виртуозного стиха Черного, его принципиальная антибуржуазность, повлиявшие на формирование В.В.Маяковского, выдвинули поэта в ряд наиболее оригинальных художников Серебряного века.

          Гете и Шиллер на мыле и пряжках,

          На бутылочных пробках,

          На сигарных коробках

          И на подтяжках…

          Мещане торгуют титанами...

                На могилах, 1912

В 1914-1917 годах он был солдатом при полевом лазарете. В марте 1917 Временным правительством назначен заместителем комиссара Северного фронта. После Октябрьской революции (которую Черный не принял, несмотря на предложения большевиков возглавить газету в Вильно) осенью 1918 уехал в Прибалтику, где были созданы стихи о Литве и цикл Русская Помпея, впервые обозначивший мотив ностальгии, отчетливо звучащий в эмигрантском творчестве поэта. В 1920 — переехал в Берлин, работал в берлинском журнале «Жар-птица». Со второй половины 1923 до начала 1924 — Чёрный в Италии, в семье Л.Н.Андреева (впечатления от Вечного города отразились в лирических и юмористических миниатюрах Из римской тетради и Римские офорты). С 1924 жил в Париже, сотрудничал в газетах «Последние новости», парижском «Сатириконе», «Русской газете» и др. периодических изданиях, устраивал литературные вечера, ездил по Франции и Бельгии, выступая со стихами перед русскими слушателями.

В 1927 группа эмигрантов на паях приобрела земельный участок и основала русскую колонию эмигрантов в поселке Ла-Фавьер, близ местечка Лаванду, в Провансе. Среди них был и Саша Черный. Здесь, на юге Франции, он провел последний период своей жизни. Написал поэму «Кому в эмиграции жить хорошо» (1931-1932), прозаические «Солдатские сказки» (1933), написанные в стиле своеобразного анекдотически-бытового реализма, близкого к сказу Н.С.Лескова и М.М.Зощенко.

В итоге вышло еще две книги Саши Черного: «Жажда», «Детский остров». Среди других его произведений — поэма Ной (1914), печально предрекающая современному поколению новый «всемирный потоп»; стихотворный цикл Война (1918), впечатляющая картина ужасов фронтового и лазаретного быта; стихи, повести, рассказы (кн. Сон профессора Патрашкина, 1924; Дневник фокса Микки, 1927; Кошачья санатория, 1928; Белка-мореплавательница, 1933 и др.) и пьеса Возвращение Робинзона (1922) для детей; произаический сборник Несерьезные рассказы (1928), с «легкой улыбкой, беззлобным смехом, невинной проказливостью» (А.И.Куприн) воскрешающий петербургский, московский и провинциальный быт старой России, издалека видящейся Черному безвозвратно потерянным раем; по тональности близкая ему повесть Чудесное лето (1929); многочисленные рассказы о скудном быте, материальных лишениях и моральном унижении эмигрантской жизни. Он оставил также переводы из Г.Гейне, Р.Демеля, К.Гамсуна и др.

Высшая точка посмертного признания таланта Саши Черного - это создание Шостаковичем музыки на цикл его стихов.

В 52 года Саша Черный умер 5 августа 1932 в Ла Фавьер, помогая тушить пожар он перенапряг сердце. Говорят, когда он умер, его собака Микки легла к нему на грудь и скончалась от разрыва сердца.

В.Набоков в прощальном слове сказал с грустью и нежностью: "Осталось несколько книг и тихая прелестная тень".


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок литературного чтения 3 класс

Слайд 2

Назовите антоним слова белый , и вы узнаете фамилию поэта, с произведением которого мы будем сегодня работать . Черный

Слайд 3

Саша Черный (Гликберг Александр Михайлович) Дата рождения 1 (13) октября – 1880г. В 2008 году исполнилось 128 лет детского писателя, одного из самых ярких поэтов ушедшего века.

Слайд 4

Литературный дебют Александра Михайловича Гликберга состоялся в 1904 году. Начиная с 1905 года он публикует свои стихи и рассказы под псевдонимом Саша Черный. "Нас было двое в семье с именем Александр. Один брюнет, другой блондин. Когда я еще не думал, что из моей "литературы" что-нибудь выйдет, я начал подписываться этим семейным прозвищем"... Под этим псевдонимом поэт-сатирик и автор волшебных сказок Александр Михайлович Гликберг и приобрел всенародную любовь и популярность.

Слайд 5

Саша Чёрный — это псевдоним . Псевдоним — вымышленное имя писателя, артиста, политического деятеля.

Слайд 6

- « Беззаботный и беспечный, Как Барбос...» - « Любит сказки, солнце, елки...» - « Веселый, любопытный. Как ребенок» .... - «У него есть белоснежный Резвый конь, Конь-Пегас, рысак крылатый, И на нем поэт лохматый Мчится в воду и огонь... Вот так о себе написал сам Саша Черный. А вот почему «лохматый поэт» зовется Сашей Черным? Автор отвечает: «Не знаю сам».

Слайд 7

Творчество «Разные мотивы» в 1906 году «Жажда» (1923) «Детский остров» (1925). «Солдатские сказки «Дневник Фокса Микки» «Библейские сказки» и др.

Слайд 9

Вершиной творчества Саши Черного для детей стал сборник стихов «Детский остров». В 2009 году ему исполняется 87 лет. Визг и слеза. По дорожке Мчатся голенькие ножки, Пляшут бантики на юбке. Нос горит, раскрыты губки. Вот блоха! Уронила с маком пышку -Испугалась пе-ту-ха! То ли дело быть мальчишкой. Ха-ха-ха! «Детский остров» «рос» до конца жизни поэта. Сборник пополнялся новыми и новыми страничками.

Слайд 10

У поэта был еще один «остров спасения» - остров-зоопарк . Он очень любил животных. Все его книги, написанные для детей, населены мяукающим, тявкающим, крякающим, поющим, жужжащим народцем - его приятелями и любимцами. Во многих стихах главные роли играют: кот, пес, белка ...

Слайд 11

Саша Черный знает, о чем думает одинокая собака в пустом доме, когда все уехали. Он верит, что собака так умна, что может утащить огрызок карандаша и научиться писать. Однажды такая "собака-поэт, умнее которой в мире нет", напишет "Дневник Фокса Микки".

Слайд 12

МИККИ: "В доме никого нет. Во все щели дует собачий ветер (почему соба­чий?)... Отдал бы полную чашку с овсянкой, если бы мне кто-нибудь объяснил, зачем осень, зачем зима? В аллее такая непроходимая грязь, какую я видал только под носоро­гом в зоологическом саду. Мокро. Голые ветки хлопают друг о друга и чихают. Ворона, облезшее чучело, дразнится: - Кра, почему тебя не взяли в город? Потому что сам не захотел! А теперь жалко, но держусь молодцом. Вчера только поплакал у камина, очень уж гадко в темноте и в сырости. Свечку нашел, а зажечь не умею. У-у-у! К садовнику не хожу. Он сердится, почему у меня лапы всегда в грязи?.. Одна только радость - разыскал в Шкафу позабытую сигарную коробку с карандашами... И в от опять веду свой дневник... ...Зина меня забыла!..

Слайд 13

Умер во Франции, похоронен в Провансе. На могильной плите, согласно завещанию, высечено из Пушкина: «Жил на свете рыцарь бедный…» Дата смерти - 05 июля 1932

Слайд 14

Сегодня на уроке мы будем работать с произведением Саши Черного «Что ты тискаешь утенка?» Ответим на вопрос: О чем хотел сказать поэт своим маленьким читателям?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературного чтения 2 класс.

Презентация к уроку литературного чтения во 2 классе по теме "К. И. Чуковский "Федорино горе". В презентации освещаются новые факты из жизни К. И. Чуковского....

Презентация к уроку литературного чтения 3 класс

Презентация к уроку литературного чтения "М.Твен "Приключения Тома Сойера"...

Презентация к уроку литературного чтения (4 класс)

Тема: "Как Христофор Колумб открыл Америку"...

Открытый урок с учащимися 2 класса по теме: «Творчество преподавателя, учащихся и родителей на уроке специальности»

Тип урока:  комбинированный (закрепление знаний, комплексное применение знаний ...

Конспект урока литературы в 4 классе по теме: Творчество Е.И.Чарушина. "Кабан"

Тема урока: Творчество Е.И. Чарушина. "Кабан".Цель урока: расширить знания о жизни и творчестве Е.И. Чарушина; учить анализировать текст, конструировать его; отрабатывать навыки беглого выразите...

Конспект урока музыки для 2 класса по теме "Творчество Сергея Сергеевича Прокофьева"

Тема урока: Творчество Сергея Сергеевича Прокофьева Цели: обучающая - познакомить с учащихся с творчеством русского композитора Сергея Прокофьева; развивающая – развивать логическое мышлени...

Урок литературного чтения 1 класс по теме "Творчество К.Чуковского" Букварь Репкина

Урок литературного чтения в 1 класс по теме "Творчество К.Чуковского" Букварь Репкина...