Главные вкладки

    Презентация к уроку по чтению (3 класс) по теме: Творчество Саши Черного. Что ты тискаешь утенка?
    презентация к уроку по чтению (3 класс) на тему

    Пантюхова Галина Петровна

    Презентация к уроку литературного чтения: С.Черный "Что ты тискаешь утенка?"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Office presentation icon pristavalka.ppt1.57 МБ
    Microsoft Office document icon biografiya_sasha_chernyy.doc42.5 КБ
    Office presentation icon sasha_chernyy.ppt532.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Взято с сайта http://viki.rdf.ru

    Слайд 9

    КОНЕЦ



    Предварительный просмотр:

    По материалам сайта:  http://cherniy.ouc.ru/

    Саша Черный

    Чёрный, Саша (1880-1932) (псевд.; наст. имя Александр Михайлович Гликберг; другие псевдонимы — Сам по себе, Мечтатель), русский поэт, прозаик, переводчик. Родился 1 (13) октября 1880 в Одессе в семье провизора - семье, можно сказать, зажиточной, но малокультурной. Счастливым детство Саши не назовешь. Мать, больную, истеричную женщину, дети раздражали. Отец, отличавшийся крутым нравом, не входя в разбирательство, их наказывал. В семье было 5 детей, двоих из которых звали Саша. Блондина называли «Белый», брюнета - «Черный»". Отсюда и псевдоним.

    Поступить в гимназию Саша не мог из-за процентной нормы для евреев. Отец уже собирался было отдать его в обучение какому-либо ремеслу, но передумал и разом решил крестить всех детей, тем самым уравняв их в гражданских правах с прочими российскими подданными христианского вероисповедания. После чего Саша Гликберг 9 лет от роду поступил, наконец, в гимназию.

    Мечта свершилась... Однако вскоре учеба обернулась неким подобием казенной службы, новыми страхами и наказаниями, которые добавились к домашнему игу. Стоит ли удивляться тому, что в пятнадцатилетнем возрасте он бежал из дома, последовав, кстати, примеру старшего брата.

    Вначале беглеца приютила тетка, сестра отца, отвезла его в Петербург, где он в качестве пансионера продолжил учение в местной гимназии. Но когда его «за двойку по алгебре» исключили из гимназии, он фактически оказался без средств к существованию. Отец и мать перестали отвечать на письма блудного сына с мольбами о помощи.

    Дальнейший поворот событий трудно, пожалуй, назвать другим словом, как чудо. Узнав по чистой случайности о судьбе несчастного юноши, брошенного семьей, начинающий журналист Александр Яблоновский поведал о его горестной участи на страницах «Сына отечества» - одной из крупнейших газет того времени. Статья попала на глаза житомирскому чиновнику К.К. Роше, и тот решил взять его к себе в дом. Так Саша Гликберг в конце 1898 года очутился в Житомире - городе, ставшем для него поистине второй родиной.

    Константин Константинович Роше принадлежал к обрусевшему французскому роду. Дед его, профессор Военно-инженерной Академии, известен как изобретатель цемента, на котором, между прочим, построены форты Кронштадта. Отец - преподаватель Военно-инженерного училища. А сам К. К. Роше пошел по чиновной линии и может быть отнесен к служащей аристократии. В Житомире он занимал достаточно высокий пост - председателя Крестьянского Присутствия. Этого сановника отличало живейшее участие во всевозможных филантропических мероприятиях. Одной из таких акций было участие, которое он принял в судьбе многострадального юноши, брошенного семьей.

    Гимназию в Житомире не удалось закончить из-за конфликта с директором. Да, по правде сказать, и поздно было учиться - подоспело время призыва на воинскую службу. Отслужив два года в качестве вольноопределяющегося, А. Гликберг оказывается в местечке Новоселицы на границе с Австро-Венгрией, где поступает на службу в местную таможню. По возвращении в Житомир Гликберг начинает сотрудничать в газете «Волынский вестник», открывшейся 1 июня 1904 года. Однако вести здесь фельетон ему довелось недолго: всего через два месяца газета прекратила свое существование. Обуреваемый честолюбивыми мечтами, он решает перебраться в Петербург.

    Поначалу новоиспеченному петербуржцу пришлось заняться канцелярской работой - на Службе сборов Варшавской железной дороги. И хотя на первых порах его приютили родственники Роше, неуютно и одиноко чувствовал себя провинциал в северной столице. Его непосредственной начальницей на службе была М. И. Васильева, которая проявила к нему участие. Вскоре они связали свои судьбы узами брака. Союз оказался прочным, несмотря на разницу в возрасте (Мария Ивановна была старше на несколько лет), в положении и образовании. Его супруга была ученицей видного профессора философии А.И.Введенского и родственницей известных купцов Елисеевых.

    Свадебное путешествие летом 1905 года молодожены провели в Италии. По возвращении Саша Черный решает оставить ненавистную конторскую службу, дабы целиком отдаться литературной деятельности и образованию. В 1906-1907 он прослушал курс лекций в Гейдельбергском университете.

    Первое же опубликованное под этим, никому не ведомым литературным именем в журнале «Зритель» стихотворение «Чепуха» было подобно разорвавшейся бомбе и разошлось в списках по всей России. Саша Черный сразу стал желанным гостем в сатирических журналах. После отмены предварительной цензуры объявилась их уйма, как грибов после дождя. Язвительные и гневные инвективы Саши Черного в адрес тех, кто олицетворял слегка пошатнувшийся, но еще прочный государственный режим, появляются одна за другой.

    В 1900-е годы активный сотрудник прогрессивных сатирических журналов «Зритель», «Молот», «Маски», «Сатирикон» и др. Дерзкая политическая сатира Черного Чепуха (1905; «Трепов — мягче сатаны») принесла ему известность. Первый сборник стихов поэта Разные мотивы (1906), содержащий наряду с лирикой литературные и политические юморески, был запрещён цензурой. Сборник Сатиры (1910) с ироническим посвящением «всем нищим духом», представивший оригинальную сатирическую маску интеллигентного обывателя, обличает мелочность, пустоту и однообразие суетного мещанского существования во всех сферах общественного и литературного бытия, сочетая сарказм с нотами пессимизма. Во втором сборнике, Сатиры и лирика, проявилось тяготение Черного к «чистой» лирике, тонким пейзажным и психологическим зарисовкам.

    То, что Саша Черный состоялся как поэт, и то, что 1908-1911 годы стали его «звездным часом», - величайшая заслуга «Сатирикона». Поэту не пришлось унизительно обивать редакционные пороги, ему сразу была предоставлена возможность выйти к широкому, поистине всероссийскому читателю. С 1908 - один из ведущих поэтов журнала «Сатирикон». Его саркастические, но отнюдь не лишенные нежности стихи, появившиеся в «Сатириконе» (1908), сразу принесли ему популярность и, безусловно, оказали влияние на раннего Маяковского. Вл. Маяковский знал наизусть почти все стихи Черного и часто декламировал их. Саша Черный по настоянию Чуковского написал для детей 25 стихотворений.

    В 1910 году вышли «Сатиры» - первая книга стихов Саши Черного. «Сатиры» завершаются разделом книги - «Лирические сатиры», уже самим своим названием передающий эстафету следующей книге стихов - «Сатиры и лирика».

    Уйдя весной 1911 из «Сатирикона», где он был одним из поэтических лидеров с 1908, Черный печатается в газетах «Киевская мысль», «Русская молва», в журналах «Современный мир», «Аргус», «Солнце России», «Современник» и др. Выступает как детский писатель (книги Тук-Тук, 1913, Живая азбука, 1914). Щемящей тоской по утраченной Родине, острым ощущением бесприютности пронизаны книга стихов Черного Жажда (1923), поэма Кому в эмиграции жить хорошо (1931-1932), обнаруживающая единственного счастливца на чужбине — малыша в кроватке. Органический синтез сатиры, мягкого юмора и лиризма, обнаженно резкий стиль и нарочитый антиэстетизм виртуозного стиха Черного, его принципиальная антибуржуазность, повлиявшие на формирование В.В.Маяковского, выдвинули поэта в ряд наиболее оригинальных художников Серебряного века.

              Гете и Шиллер на мыле и пряжках,

              На бутылочных пробках,

              На сигарных коробках

              И на подтяжках…

              Мещане торгуют титанами...

                    На могилах, 1912

    В 1914-1917 годах он был солдатом при полевом лазарете. В марте 1917 Временным правительством назначен заместителем комиссара Северного фронта. После Октябрьской революции (которую Черный не принял, несмотря на предложения большевиков возглавить газету в Вильно) осенью 1918 уехал в Прибалтику, где были созданы стихи о Литве и цикл Русская Помпея, впервые обозначивший мотив ностальгии, отчетливо звучащий в эмигрантском творчестве поэта. В 1920 — переехал в Берлин, работал в берлинском журнале «Жар-птица». Со второй половины 1923 до начала 1924 — Чёрный в Италии, в семье Л.Н.Андреева (впечатления от Вечного города отразились в лирических и юмористических миниатюрах Из римской тетради и Римские офорты). С 1924 жил в Париже, сотрудничал в газетах «Последние новости», парижском «Сатириконе», «Русской газете» и др. периодических изданиях, устраивал литературные вечера, ездил по Франции и Бельгии, выступая со стихами перед русскими слушателями.

    В 1927 группа эмигрантов на паях приобрела земельный участок и основала русскую колонию эмигрантов в поселке Ла-Фавьер, близ местечка Лаванду, в Провансе. Среди них был и Саша Черный. Здесь, на юге Франции, он провел последний период своей жизни. Написал поэму «Кому в эмиграции жить хорошо» (1931-1932), прозаические «Солдатские сказки» (1933), написанные в стиле своеобразного анекдотически-бытового реализма, близкого к сказу Н.С.Лескова и М.М.Зощенко.

    В итоге вышло еще две книги Саши Черного: «Жажда», «Детский остров». Среди других его произведений — поэма Ной (1914), печально предрекающая современному поколению новый «всемирный потоп»; стихотворный цикл Война (1918), впечатляющая картина ужасов фронтового и лазаретного быта; стихи, повести, рассказы (кн. Сон профессора Патрашкина, 1924; Дневник фокса Микки, 1927; Кошачья санатория, 1928; Белка-мореплавательница, 1933 и др.) и пьеса Возвращение Робинзона (1922) для детей; произаический сборник Несерьезные рассказы (1928), с «легкой улыбкой, беззлобным смехом, невинной проказливостью» (А.И.Куприн) воскрешающий петербургский, московский и провинциальный быт старой России, издалека видящейся Черному безвозвратно потерянным раем; по тональности близкая ему повесть Чудесное лето (1929); многочисленные рассказы о скудном быте, материальных лишениях и моральном унижении эмигрантской жизни. Он оставил также переводы из Г.Гейне, Р.Демеля, К.Гамсуна и др.

    Высшая точка посмертного признания таланта Саши Черного - это создание Шостаковичем музыки на цикл его стихов.

    В 52 года Саша Черный умер 5 августа 1932 в Ла Фавьер, помогая тушить пожар он перенапряг сердце. Говорят, когда он умер, его собака Микки легла к нему на грудь и скончалась от разрыва сердца.

    В.Набоков в прощальном слове сказал с грустью и нежностью: "Осталось несколько книг и тихая прелестная тень".


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Урок литературного чтения 3 класс

    Слайд 2

    Назовите антоним слова белый , и вы узнаете фамилию поэта, с произведением которого мы будем сегодня работать . Черный

    Слайд 3

    Саша Черный (Гликберг Александр Михайлович) Дата рождения 1 (13) октября – 1880г. В 2008 году исполнилось 128 лет детского писателя, одного из самых ярких поэтов ушедшего века.

    Слайд 4

    Литературный дебют Александра Михайловича Гликберга состоялся в 1904 году. Начиная с 1905 года он публикует свои стихи и рассказы под псевдонимом Саша Черный. "Нас было двое в семье с именем Александр. Один брюнет, другой блондин. Когда я еще не думал, что из моей "литературы" что-нибудь выйдет, я начал подписываться этим семейным прозвищем"... Под этим псевдонимом поэт-сатирик и автор волшебных сказок Александр Михайлович Гликберг и приобрел всенародную любовь и популярность.

    Слайд 5

    Саша Чёрный — это псевдоним . Псевдоним — вымышленное имя писателя, артиста, политического деятеля.

    Слайд 6

    - « Беззаботный и беспечный, Как Барбос...» - « Любит сказки, солнце, елки...» - « Веселый, любопытный. Как ребенок» .... - «У него есть белоснежный Резвый конь, Конь-Пегас, рысак крылатый, И на нем поэт лохматый Мчится в воду и огонь... Вот так о себе написал сам Саша Черный. А вот почему «лохматый поэт» зовется Сашей Черным? Автор отвечает: «Не знаю сам».

    Слайд 7

    Творчество «Разные мотивы» в 1906 году «Жажда» (1923) «Детский остров» (1925). «Солдатские сказки «Дневник Фокса Микки» «Библейские сказки» и др.

    Слайд 9

    Вершиной творчества Саши Черного для детей стал сборник стихов «Детский остров». В 2009 году ему исполняется 87 лет. Визг и слеза. По дорожке Мчатся голенькие ножки, Пляшут бантики на юбке. Нос горит, раскрыты губки. Вот блоха! Уронила с маком пышку -Испугалась пе-ту-ха! То ли дело быть мальчишкой. Ха-ха-ха! «Детский остров» «рос» до конца жизни поэта. Сборник пополнялся новыми и новыми страничками.

    Слайд 10

    У поэта был еще один «остров спасения» - остров-зоопарк . Он очень любил животных. Все его книги, написанные для детей, населены мяукающим, тявкающим, крякающим, поющим, жужжащим народцем - его приятелями и любимцами. Во многих стихах главные роли играют: кот, пес, белка ...

    Слайд 11

    Саша Черный знает, о чем думает одинокая собака в пустом доме, когда все уехали. Он верит, что собака так умна, что может утащить огрызок карандаша и научиться писать. Однажды такая "собака-поэт, умнее которой в мире нет", напишет "Дневник Фокса Микки".

    Слайд 12

    МИККИ: "В доме никого нет. Во все щели дует собачий ветер (почему соба­чий?)... Отдал бы полную чашку с овсянкой, если бы мне кто-нибудь объяснил, зачем осень, зачем зима? В аллее такая непроходимая грязь, какую я видал только под носоро­гом в зоологическом саду. Мокро. Голые ветки хлопают друг о друга и чихают. Ворона, облезшее чучело, дразнится: - Кра, почему тебя не взяли в город? Потому что сам не захотел! А теперь жалко, но держусь молодцом. Вчера только поплакал у камина, очень уж гадко в темноте и в сырости. Свечку нашел, а зажечь не умею. У-у-у! К садовнику не хожу. Он сердится, почему у меня лапы всегда в грязи?.. Одна только радость - разыскал в Шкафу позабытую сигарную коробку с карандашами... И в от опять веду свой дневник... ...Зина меня забыла!..

    Слайд 13

    Умер во Франции, похоронен в Провансе. На могильной плите, согласно завещанию, высечено из Пушкина: «Жил на свете рыцарь бедный…» Дата смерти - 05 июля 1932

    Слайд 14

    Сегодня на уроке мы будем работать с произведением Саши Черного «Что ты тискаешь утенка?» Ответим на вопрос: О чем хотел сказать поэт своим маленьким читателям?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Открытый урок с учащимися 2 класса по теме: «Творчество преподавателя, учащихся и родителей на уроке специальности»

    Тип урока:  комбинированный (закрепление знаний, комплексное применение знаний ...

    Презентация к уроку ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ.3 класс.УМК "Перспектива".Тема урока: И.А. Крылов. Слон и Моська. Особенности структуры басни.

    Данная презентация к уроку литературного чтения, 3 класс, тема "Слон и Моська", И.А.Крылов. Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС....

    технологическая карта и презентация к уроку литературного чтения 2 класс по теме :" В.Осеева"Почему?" (1-й урок)

    материал содержит технологическую карту и презентацию к уроку литературного чтения 2 класс УМК "Школа России" по теме "В.Осеева"Почему?" ( 1 урок)...

    Конспект урока литературы в 4 классе по теме: Творчество Е.И.Чарушина. "Кабан"

    Тема урока: Творчество Е.И. Чарушина. "Кабан".Цель урока: расширить знания о жизни и творчестве Е.И. Чарушина; учить анализировать текст, конструировать его; отрабатывать навыки беглого выразите...

    Конспект урока музыки для 2 класса по теме "Творчество Сергея Сергеевича Прокофьева"

    Тема урока: Творчество Сергея Сергеевича Прокофьева Цели: обучающая - познакомить с учащихся с творчеством русского композитора Сергея Прокофьева; развивающая – развивать логическое мышлени...

    Презентация к уроку литературного чтения 3 класс УМК "Перспектива" . Тема урока "Волшебные сказки".

    Слайд 1. Название презентации.Слайд 2. План урока.Слайд 3. Ключевые слова урока.Слайд 4. Примеры призказки.Слайд 5. Группы сказок.Слайд 6. Признаки сказки.Слайд 7. Самостоятельная работа учащихся.Слай...

    Урок литературного чтения 1 класс по теме "Творчество К.Чуковского" Букварь Репкина

    Урок литературного чтения в 1 класс по теме "Творчество К.Чуковского" Букварь Репкина...