Конспект урока литературы в 4 классе по теме: Творчество Е.И.Чарушина. "Кабан"
методическая разработка по чтению (4 класс) на тему

Силаева Инга Владимировна

 

Тема урока: Творчество Е.И. Чарушина. "Кабан".

Цель урока: расширить знания о жизни и творчестве Е.И. Чарушина; учить анализировать текст, конструировать его; отрабатывать навыки беглого выразительного чтения; развивать память, речь, мышление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan-konspekt_uroka_ei_charushina.doc67 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_eicharushina.ppt2.16 МБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 4 классе

Учитель: Силаева Инга Владимировна, МБОУ «ССОШ»

Тема урока: Творчество Е.И. Чарушина. "Кабан".

Цель урока: расширить знания о жизни и творчестве Е.И. Чарушина; учить анализировать текст, конструировать его; отрабатывать навыки беглого выразительного чтения; развивать память, речь, мышление.

Задачи:

обучающая - расширить знакомство с творчеством Е. И. Чарушина на материале рассказа  «Кабан»; познакомить учащихся с особенностями поведения животных; учить делить текст на сюжетные линии,  совершенствовать навыки выразительного чтения, обеспечивая полноценное восприятие художественного и научно-познавательного текста;

развивающая – развивать умение определять последовательность, причинность, смысл описываемых событий, авторское и свое отношение к героям, их поступкам и разбираться в мотивах их поведения; развивать познавательный интерес к животному миру, наблюдательность;

воспитывающая – воспитывать любовь к животным,  волевые черты характера, бережное отношение к “братьям нашим меньшим”.  

Планируемые результаты:

- предметные: умения прогнозировать содержание произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение «про себя», воспринимать на слух художественное и научно-познавательное произведение;

- метапредметные: 

Р-формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работ на уроке.

П-анализ художественного и научно-познавательного текста, выделение в нем основной мысли, поиск необходимой информации в учебной справочной книге.

К-ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе.

-Личностные: привитие нравственных ценностей (любовь к природе, животным, малой родине, родителям, уважение к старшим).

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: книга “Литературное чтение”, художественные книжки С. Маршака, М.Пришвина, Д. Мамина-Сибиряка, В. Бианки, проиллюстрированные Е.И. Чарушиным, портрет писателя Е. И. Чарушина,  презентация к уроку.

  1. Организационный момент.
  2. Работа экспертной группы.  Речевая разминка (Слайд №1)

 -У нас  будет работать экспертная группа, которая  проведет небольшое исследование  и расскажет нам о творчестве Е.Чарушина.  (Дети рассматривают книги С.Маршака, М.Пришвина, В.Бианки, Д.Мамина-Сибиряка, проиллюстрированные Е.Чарушиным, отвечают на вопросы, делают вывод.)

-Рассмотрите книжки на столе.

-Кто написал эти произведения?

-Кто нарисовал иллюстрации?

  1. -Сравните ваши ответы, сделайте вывод.
  2.  Речевая разминка (Слайд №1)

 Опускается туман.

Просыпается кабан,

Роет землю у реки,

Точит острые клыки.

III.Знакомство  с  Е.И.Чарушиным,  автором рассказа “Кабан”.

-( слайд №2).

-Сегодня мы познакомимся с творчеством Евгения Ивановича Чарушина.

Сообщения учащихся.

        Евгений Иванович Чарушин родился в 1901 году в старинном городе Вятке (ныне Киров) в семье архитектора.  Отец часто брал сына в свои поездки по Вятской губернии, которая в те годы была покрыта лесами  и богата зверями и птицами. Мальчик пережил вместе с отцом в этих путешествиях настоящие приключения, попадая даже в опасные ситуации (им приходилось уходить от преследования волчьей стаи.) Мать привила сыну любовь к музыке, научила его понимать природу, животных.

        Евгений Чарушин был разнообразно одаренным человеком: обучался игре на скрипке, имел актерские способности, пробовал изобретать, сочинять стихи. Но вначале избрал дорогу отца: поступил на живописный (значение слова «живопись» посмотреть в толковом словаре) факультет Ленинградской Академии художеств и  успешно закончил в 1926 году.

        Маленький мальчик Женя очень любил животных. В доме у них водились кошки, собаки, голубка с перебитым крылом, которую он лечил вместе с мамой, и ещё 20 певчих птиц. Мальчик любил выхаживать раненых животных. Ни одного дня он не проводил без своих четвероногих и пернатых друзей. Женя понимал их повадки, характер, настроение, различал их голоса. Вот и букву «р» он научился выговаривать, подражая карканью вороны.

        На день рождения отец дарил сыну книги о природе. Эти книги Женя читал запоем. Он воображал себя великим путешественником, знаменитым ученым и бесстрашным предводителем индейцев. А потом брал в руки карандаш или кисть и рисовал джунгли, охоту, индейцев на лошадях. Особенно хорошо мальчик рисовал зверей и птиц, о которых прочитал в книгах и видел в жизни. Все детские впечатления помогли потом Евгению Ивановичу Чарушину в его творчестве.

-Какие произведения Евгения Ивановича вы читали? (Обращение  к выставке книг)

Дополнение учителя.

-Закончив Ленинградскую Академию художеств, Чарушин стал художником – анималистом.

-Кто сможет объяснить, что означает слово анималист?

(Если ребята не знают, нужно воспользоваться толковым словарем)

Анималист – художник, рисующий животных.(слайд 3)-  (слайд 4)

За иллюстрации, сделанные к этой книге, Евгений Иванович Чарушин получил Золотую медаль Лейпцигской международной выставки детской книги.

-Давайте представим себя сейчас посетителями на выставке художника. На нашей выставке вы видите разных симпатичных малышей и взрослых зверей. (слайд 5) Особенно  любил Чарушин изображать звериных детенышей - пушистых, мягких и еще совсем беспомощных. Ему хотелось, чтобы ребята смотрели на них и учились понимать природу.

-Если Чарушин рисовал животных, где он должен был искать объекты для работы? (На улице, в цирке, в зоопарке)

-Какие умения должен иметь художник-анималист?

(Умение рисовать, умение наблюдать за животными, за их повадками)

-Да, действительно... Однажды он работал в зоосаде (слайд 6) – рисовал животных. И вот, что с ним произошло…

IV. Формирование новых знаний и умений.

1. Прогнозирование событий.

-Давайте прочитаем название рассказа. («Кабан»)

- Можем ли мы по названию догадаться, о чем будет говориться в тексте?

-Что вы знаете о кабане? (слайд 7, ответы детей)

(Кабан – это крупное хищное и опасное животное с мощными клыками,  обитающее в лесах.  Тело покрыто густой щетиной, щеткой.  Продвигаются кабаны по лесу гуськом: впереди – самый сильный. Летом  по ночам добывают пищу, днем отлеживаются в тенистых зарослях, а зимой - наоборот).

-Посмотрите на иллюстрацию (с. 98).

-О чем это произведение, судя по иллюстрации? Мы проверим ваши предположения,   прочитав рассказ.

2. Словарная работа.

-Но сначала разберем слова, которые вам могут быть непонятны в этом рассказе. (слайды 8-9)

Подберите синонимы к словам

Баловство (шалость)

Унимать (успокаивать)

Сшибить (сразить, побить)

Буянить (скандалить)

Стегать (бить, подгонять)

Объясните значение слов:

Зоосад  (зоологический сад, в котором живут звери и птицы)

Студень (холодец)

Щетина (жёсткая прямая шерсть)

Гуськом (один вслед другого)

Небоскреб (высокий многоэтажный дом)

3.  Первичное чтение

4. Беседа после чтения.

-Какое впечатление произвел рассказ?

-В какой момент вы волновались?

-Что вызвало улыбку?

-Оправдались ли наши предположения?

-Кто рисует животных? (Е.Чарушин)

-О каких животных упоминает Е.И.Чарушин? Перечислите.

-Найдите описание  оленя-марала. (слайд 10)

Олень-марал - это крупный сибирский олень с большими рогами.

-Что пишет Чарушин о ягуаре?  (слайд 11)

Ягуар - хищное млекопитающее семейства кошачьих.

-Найдите описание медведя.   (слайд 12)

Гималайский медведь-губач - семейство млекопитающих отряда хищных. Имеет короткий хвост, длинную и густую шерсть, а также отличные обоняние и слух. Губы у него голые и могут сильно выпячиваться (отсюда название), образуя подобие хоботка.

-Что делает слон?  (слайд 13)

Слон- семейство млекопитающих отряда хоботных. К этому семейству в наше время относятся наиболее крупные наземные млекопитающие.

-Чем заняты волки?  (слайд 14)

Волки- хищное млекопитающее семейства псовых.

-Журавли?  (слайд 15)

Журавли-красавки – птица, обитающая в степной зоне России.

Серый журавль- крупная птица, обитающая в Европе и Азии.

-Как выглядят кабаны?

- Какое качество помогло писателю так подробно описать этих животных? (Наблюдательность)

-Кто из обитателей зоопарка вам понравился больше?

  1. Физминутка-импровизация (пантомима).

    -Представьте, что наш класс превратился в тот самый зоосад, а вы в животных, описанных в рассказе. Где мы были – мы не скажем, о ком читали – мы покажем.

Каждый из ребят изображает животное, меняя свою изначальную позу так, чтобы тело напоминало задуманное животное из числа тех, которые описаны в рассказе.

(Дети вместе с учителем отмечают самые удачные превращения.)

6. Анализ произведения.

-Чем занимался в зоосаду автор?

-В какое время происходит событие?

-Что вы узнали нового и интересного о животных? (Можно прочитать)

    -Что нарушило безмятежное спокойствие художника?

-Какие слова из текста подтверждают это?

    -Сколько кабанов вырвалось на свободу?

-Чем кабаны напугали автора? ( Сжевали краски. )

-Как повел себя автор в этой неординарной ситуации? Прочитайте.

-Правильно ли поступил автор, забравшись на забор?

-Кто выручил его?

-Как вели себя кабаны при появлении парнишки? Прочитайте. (Простыми свиньями.)

    -Почему автору стало стыдно?

-Что значит  «ручные» кабаны?

-Как вы думаете, действительно ли нужно испытывать стыд в такой ситуации?

-Почему Чарушин назвал свой рассказ “Кабан”, ведь в зоопарке были и другие    животные?

- -Что пережил Чарушин после встречи с кабаном? (Потрясение)

-Найдите подтверждение в тексте.

   7. Работа с иллюстрацией (с.98).

-Какой эпизод изображен на с.98? Найдите этот отрывок. Прочитайте выразительно.

V. Применение полученных знаний и умений.

1. Конструирование рассказа. Коллективная работа.

-Сейчас мы будем конструировать этот рассказ.

-Что значит конструировать? (Из частей собирать целое)

1) Экспозиция. (слайд 16). (Вступление, помещается в начале произведения.)

-С чего начинается рассказ?

“Я рисую животных. Рано”… “Только звери в клетках да я”.

2) Завязка. (Развитие событий.)

-Какие интересные сюжеты наблюдал автор в зоосаду?

“Рисую я оленя марала, Сережку”.

3) Кульминация. (Момент наивысшего напряжения в развитии действия.)

-Когда вам было особенно страшно при чтении рассказа? Почему?

“Хрустнуло что-то сзади. Оглянулся…”, “…вспотел я со страху”.

4) Развязка.  (Окончание действия.)

-Чем все закончилось?

“Маленький парнишка забежал в кабанью толпу и стегает кабанов хворостиной”. … “Стыдно стало. Кабаны-то ручные!”

2. Составление плана.

-Как можно озаглавить 1-ю часть?

Работа в парах.

-2-ю, 3-ю и 4-ю части озаглавьте сами, работая в паре.

 - У меня получился вот такой план. (слайд 17)

План.

1. Утро в зоосаду.

2. Наблюдение за обитателями зоосада.

3. Опасные кабаны идут толпой.

4. Простые свиньи.

VI. Домашнее задание (на выбор).(слайд 18)

1. Прочитать рассказ “Кабан”, попробовать свои силы в качестве художника-анималиста, нарисовав иллюстрации к  этому произведению.

2. Приготовить пересказ прочитанной истории по плану от 1 лица.

VII. Подведение итогов урока.

-Произведение “Кабан” смешное или поучительное? Почему? Что полезного вы вынесли из этой истории?

-Какие пословицы подходят к этому рассказу? (слайд 19)

Трус своей тени боится.

Душа в пятки ушла.

У страха глаза велики.

Дело мастера боится.

Кто дрожит, тот и бежит.

-Как их можно связать с содержанием рассказа?

-Почему взрослый человек испугался кабанов?

-Можно ли утверждать, что Е.И. Чарушин был трусливым человеком? Почему?

(Он не знал, что кабаны ручные. А дикие кабаны очень опасны. Об этих животных вы можете почитать научно-познавательную справочную литературу.)

- С каким чувством автор вспоминает эту историю? (Добродушно-насмешливо, с юмором.)

-Е.Чарушин – не только художник –анималист, но и художник слова: наблюдательный, ироничный, понимающий и любящий природу. (Слайд 20)

VIII.Рефлексия.

 -Предлагаю вам заполнить анкету:

1.На уроке я работал

2.Своей работой на уроке я

3.Урок для меня показался

4.За урок я

5.Мое настроение

6.Материал урока мне был

активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным

интересно / не интересно

(слайд 21) Молодцы!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

11 ноября 1901 - 18 февраля 1965 Евгений Иванович Чарушин

Слайд 2

Анималист — художник , рисующий животных.

Слайд 3

К АБАН

Слайд 6

1) Экспозиция. - С чего начинается рассказ? 2) Завязка. - Какие интересные сюжеты наблюдал автор в зоосаду? 3) Кульминация. Когда вам было особенно страшно при чтении рассказа? Почему? 4) Развязка. -Чем всё закончилось?

Слайд 7

Какие пословицы подходят к этому рассказу? У страха глаза велики. Дело мастера боится. Трус своей тени боится. Кто дрожит, тот и бежит. Душа в пятки ушла.

Слайд 8

Е.И.Чарушин Е.И.Чарушин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока в 3 классе по теме: "Молоко и молочные продукты"

Разработка урока по теме "Молоко и молочные продукты"...

Конспект урока в 4 классе по теме "Хобби"

Урок составлен к учебнику И.Н. Верещагиной “English4”, раздел "Увлечения". Урок носит коммуникативный характер, нацелен на формирование навыков говорния, аудирования и чтения. В процессе подготов...

Конспект урока во 2 классе по теме «В музыкальном театре. Волшебная палочка»

Данный урок построен на принципах художественно – образного мышления, как основы развития личности, эмоционально – целостного отношения к явлениям окружающего мира и искусства.К этому уроку дети умеют...

План-конспект урок математики 1 класс ФГОС тема: Тема: "Сложение и вычитание"

Планируемые результаты:  сформирование вычислительных навыков сложения и вычитания в пределах 10.УУД:1. Личностные универсальные учебные действия:-   учебно-познавательный интерес к новому у...

Конспект урока во 2 классе по теме: « Числовые выражения». (интегрированный урок по математике и окружающему миру). Животные в мире чисел

Представлен конспект интегрированного урока по математике и окружающему миру: "Животные в мире чисел". Также прилагается презентация....

Конспект урока музыки 2 класс по теме "Гори,гори ясно, чтобы не погасло" урок Масленица"

разработка урока  по программе "Музыка" Е.Д.Критской,раздел "Гори,гори ясно,чтобы не погасло" урок "Масленица"...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА. Предмет: математика Класс: 3 Тема урока: "Симметричные фигуры"

Цель учителя: подвести учащихся к пониманию понятия симметричные фигуры с осью симметрии....