Главные вкладки

    ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА. Предмет: математика Класс: 3 Тема урока: "Симметричные фигуры"
    план-конспект урока (3 класс) на тему

    Дубодел Лидия Петровна

    Цель учителя: подвести учащихся к пониманию понятия симметричные фигуры с осью симметрии.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_uroka_matematiki_s_samoanalizom.docx27.46 КБ

    Предварительный просмотр:

    https://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=14563

    ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

    Предмет: математика

    Класс: 3

    Тема урока: "Симметричные фигуры"

    Цель учителя: подвести учащихся к пониманию понятия симметричные фигуры с осью симметрии.

    Задачи:

    Образовательные:

    - сформировать понятие о “симметричных фигурах”;

    - сформировать способность проводить ось симметрии в симметричных фигурах;

    - сформировать способность определять симметричные фигуры в окружающем мире.

    Развивающие:

    - развивать логическое мышление;

    - коммуникативные качества;

    - практические умения;

    - навыки рефлексии (самоанализ деятельности).

    Воспитательные:

    - расширять знания о правилах этикета;

    - расширять эстетические представления о мире (понятие красоты, совершенства, гармонии).

    Знать понятие « симметричные фигуры» и свойства симметричных фигур

    Уметь проводить ось симметрии в фигурах, определять симметричные фигуры в окружающем мире, строить симметричные фигуры

    Проблемный вопрос: Как определить симметричные фигуры в окружающем нас пространстве?

    Материалы (наглядные пособия, дидактический материал, ТСО и т.д.):

    геометрические фигуры, 3 конверта  с симметричными и  несимметричными фигурами,  калька с рисунком пирогов, ось симметрии в виде королевы, симметричные объекты окружающего мира, дом, деревья, цветы, бабочки,  мультимедийный проектор, презентация.

    Используемые технологии :

    Дифференцированный подход, развивающее обучение.

    Формы организации учебной деятельности учащихся : фронтальная , групповая.

    КОНСПЕКТ УРОКА.

    Оргмомент.

    – Ребята, вы любите путешествовать? Вспомните тему исследования, которую мы изучаем в этом триместре.( Как устроен мир)

    Сегодня на уроке вы откроете для себя один из законов , по которому построены многие предметы на Земле , научитесь узнавать эти предметы в окружающем нас мире , научитесь строить эти предметы на бумаге .

    – Сегодня я вас приглашаю в необыкновенное путешествие в страну, какой нет на карте. Она называется Симметрия. В ней царят красота, порядок, равновесие.

    – Давайте прочитаем девиз нашего урока: “Красота тесно связна с симметрией”

    Проверка домашнего задания:

    Тест:

    1.     Если первое неполное делимое разряд сотен, сколько цифр будет в частном?

    а) 2;                      в) 4;

    б) 3;                      г) 5.

     2.     Какое число самое маленькое?

          а) 45012;                  в) 45102;

          б) 45021;                  г) 45201.

         3.  В каком из двух уравнений неизвестное находится делением?

                а) x : 4 = 240;                        б) 240 : x = 4.

          4.  530 см – это…

                 а) 5м 30см;                          в) 53м;

                 б) 5м 3см;                            г) 50м 3см.

     5.     Чему равно произведение чисел 600 и 30?

            а) 1800;                                 в) 180;

            б) 18000;                               г) 180000.

     6.     Укажите выражение для нахождения площади квадрата со стороной 15 см:

             а) 15+4;                                 в) 15*4;

             б) 15+15;                               г) 15*15.

    Итог: сверьте свои ответы с образцом:

    1,  2, 3, 4, 5, 6, б, а, б, а, б, г

      Карандашом поставьте себе оценку/

    Актуализация знаний.

    – Посмотрите, у входа нас встречают её жители!

    (Геометрические фигуры на доске.)

    – Назовите их.

    – Что интересного вы заметили в построении ряда? (Чередуются форма и цвет)

    – Назовите фигуру, которая продолжит ряд.

    – Назовите лишнюю фигуру.

    – Обоснуйте свой ответ.

    – Назовите этот ряд одним словом.

     – Сегодня в стране симметрии необычный день. У одной знатной жительницы – Оси Симметрии – день рождения. Именинница для гостей испекла два пирога.

    (На доске на кальке относительно оси два пирога.)

    – Как называется скатерть, на которой стоят пироги? (калька)

    – Докажите, что пироги симметричны относительно прямой L. (Нужно перегнуть (сложить) лист по прямой L, пироги – совпали.)

    - Какой же вывод? (Наши пироги симметричны относительно линии сгиба L.)

     Изучение новых знаний и способов деятельности

    Постановка проблемы (практическая работа)

    – Ребята, а вы любите получать подарки?

    – Именинница наша – Ось Симметрия – тоже любит их получать. Давайте ей сделаем подарки своими руками! Сейчас будем работать ножницами, поэтому будьте осторожны! Соблюдайте технику безопасности. На партах у вас лежат согнутые пополам бумага, на ней нарисована половина фигуры, вырежьте её по линии. Положите ножницы на место, а фигуру перед собой.

    - Найдите линию сгиба.

    - Где проходит эта прямая?

    - Как она поделила фигуру? (Пополам.)

    - Докажите. (Совместились.)

    - Как мы называем эту прямую? (Ось симметрии.)

    -Положите эти фигуры слева от себя. (А учитель прикрепляет на доску.)

    Групповая работа

    – А теперь соберитесь в команды, я вам дам по конверту, в них фигуры.

    – Попробуйте провести в них ось симметрии. Может быть у вас получится и не одна ось. (Четырехугольник и треугольник – несимметричные фигуры.)

    – У вас проблема?

    – Попробуйте сложить эти фигуры ровно пополам. Проблема не решилась?

    – Отложите эти фигуры отдельно справа. (Учитель прикрепляет их на доску.)

    – Какой же сделаем вывод? (Не у всех фигур можно провести ось симметрии.)

     Открытие нового знания.

    – Как бы вы назвали фигуру, у которых вы смогли провести ось симметрии, относительно тех, у которых не смогли провести? (Учёные-математики их назвали симметричными фигурами.)

     – Тема нашего урока: “Симметричные фигуры”.

    -  Наша цель - научиться распознавать симметричные фигуры.

     – Какие фигуры мы возьмём в подарок Оси Симметрии?

    – Как она догадается, что они симметричные? (Она сложит их пополам.)

     –  На стр. 46 учебника  читаем вывод в красном прямоугольнике.

     -  Посмотрите на жителей страны Симметрия. Сделайте вывод.

     Всех жителей страны Симметрии

    Узнаешь без заминки.

    Как близнецы у них

    Похожи половинки.

    (Учащиеся смотрят слайды)

     Физкультминутка

    Игра «Зеркало»

    -  В этой игре вы станете моим зеркалом. Вы должны повторить все движения в зеркальном отражении.

    В зеркале все становится наоборот: правая рука превращается в левую, левая нога — в правую.

    Будь зеркальным отраженьем — Повторяй мои движенья.

    На раз — присяду я, согнусь.

    На два — я встану, потянусь.

    На три на стул присяду я.

    Разминочка окончилась моя.

     Одно число очень любило любоваться своим отражением в зеркале. Однажды мимо проходил ежик и увидел в зеркале число 18. Какое число смотрелось в зеркало? (Ответ: 81).

    Составление поздравительного текста для именинницы

    – А сейчас нам с вами предстоит выбрать  только симметричные буквы для составления поздравительного текста для именинницы. Взяли линейки и карандаши, стр. 46 № 1, комментируем вслух.

     Подведем итог: Есть буквы, которые имеют один или два оси симметрии, у них одинаковые половинки, или левая и правая, или верхняя и нижняя.

    Закрепление полученных знаний и способов деятельности 

    Самостоятельная работа

    – Ребята, на странице 47, в номере 3 для нашей имениннице дорисуйте её любимые фигуры.

    - Какие фигуры получились?

    Проверка понимания знаний и способов деятельности (знания и виды деятельности) Работа с учебником.

    На день рождения нашей подружке мама покупала сладости, решив задачу№8, на стр. 47, мы узнаем, что и почём она покупала.

    (90-2*18-3*12):3=6 (руб.)

    Ответ: 6 рублей стоит булочка.

      Зарядка для глаз.

    - Ось Симметрии приготовила нам сюрприз, о котором мы узнаем, решив примеры в номере 5, на стр. 47.

     37500:50=750                             3454000:500=6908

    8003*700=5602100                    2818900:70=40270

    (Палиндромы)

    - «Палиндромы» (греч.)– это слова и предложения, которые читаются одинаково слева направо и справа налево. Оказывается, в русском языке тоже есть симметрия

    Контроль и самоконтроль знаний и способов деятельности

    – Ребята, вы отлично справляетесь с заданиями. Вам Ось симметрии доверяет еще одно интересное заданиеПеред вами на согнутом пополам листе бумаги изображение части предмета окружающего нас мира ( половинка бабочки, гриба, солнышка , цветочка и т. д. ) Ваша задача- используя закон симметрии, дорисовать эти предметы и продемонстрировать свою работу окружающим.

      Итог урока

    - Сегодня вы все хорошо поработали на уроке. Ось симметрии хочет понять, что вы о ней узнали.

     - Что такое симметрия?

    Как определить симметричные фигуры в окружающем нас пространстве?

      - Приведите примеры симметричных фигур.

      - Можно ли считать симметричной фигуру человека,  у которого вырвали зуб?

    - Ребята, вы помните, когда мы использовали знания о симметрии на уроках труда? (Мы вырезали детали для ёлочки, ёлочные игрушки) 

    Информация о домашнем задании № 6,стр. 47, № 10, стр. 48

    Самоанализ урока по математике в 3-м классе по теме: "Симметричные фигуры"

    Тип урока: урок изучения нового материала. 

    Цель: подвести учащихся к пониманию понятия симметричные фигуры с осью симметрии.

     Задачи:

    Образовательные:

    - сформировать понятие о “симметричных фигурах”;

    - сформировать способность проводить ось симметрии в симметричных фигурах;

    - сформировать способность определять симметричные фигуры в окружающем мире.

    Развивающие:

    - развивать логическое мышление;

    - коммуникативные качества;

    - практические умения;

    - навыки рефлексии (самоанализ деятельности).

    Воспитательные:

    - расширять знания о правилах этикета;

    - расширять эстетические представления о мире (понятие красоты, совершенства, гармонии).

     Оборудование: геометрические фигуры, 3 конверта  с симметричными и  несимметричными фигурами,  калька с рисунком пирогов, ось симметрии в виде королевы, симметричные объекты окружающего мира, дом, деревья, цветы, бабочки,  компьютер, мультимедийный проектор, презентация.

     Методические приёмы:

    -словесный;

    -наглядный;

    -практический (вырезание симметрических фигур)

     Ожидаемые результаты:

    1.     Освоение программного материала по теме урока: учащиеся должны уметь определять симметричные фигуры, проводить ось симметрии.

    2.     Расширение кругозора, представления о мире.

    3.     Развитие коммуникативных качеств.

     Практическая работа помогла вовлечь в постановку цели и темы на уроке , возникла мотивация ее достижения .

    Единица содержания на уроке вместе с детьми выделяется, обсуждается и моделируется в ходе рефлексии.

    Выстроенная структура , логика подачи учебного материала позволила учащимся на уроке успешно осваивать запланированную единицу содержания образования на основе их мотивации.

     Структура урока : на уроке присутствует соблюдение психологической структуры деятельности ученика : мотив- цель-действие по ее решению – самоконтроль- самооценка .Проблемное задание подготовило учащихся к формулированию темы и цели урока.

    На уроке применялись запланированные формы обучения и диагностические задания.

    Итоговая экспресс-диагностика показала высокие результаты. Проводилась самооценка.

    Запланированные методы позволили учащимся поставить учебную задачу , осуществлять работу по ее решению , проводить самоконтроль . самооценку и самокоррекцию. Урок проходил строго в соответствии с планом . Урок был динамичный и интересный .Разнообразие методов и приемов работы по освоению нового материала позволило учащимся усвоить новый материал и использовать новые знания на практике .Занимательная форма подачи материала позволила учащимся работать увлеченно и быстро. В конце урока дети вновь вернулись к поставленной цели и ,проанализировав свою работу доказали , что цели урока достигнуты.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.

    Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...

    Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.

    Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д....

    ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА. Предмет ОРКиСЭ. Тема урока «Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь».

    Способствование формированию ценностного отношения к окружающему миру,  пониманию  и осознанию учащимися нравственной ценности «милосердие»....

    План-конспект урока на тему:Площадь. Сравнение площадей фигур" для 3 класса с применением сингапурской методики

    План-конспект урока для 3 классов по математике по учебнику Моро "Школа России" на тему: "Площадь. Сравнение площадей фигур" с применением сингапурсих методов обучения...

    План-конспект урока Предмет: Окружающий мир Класс: 2 Тема урока: Живая и неживая природа УМК: «Школа России»

    Формирование понятий «неживая природа», «живая природа», раскрытие связи между неживой и живой природой....

    План - конспект урока по математике на тему: "Геометрические фигуры и их классификация". (1класс)

    Напоминаем учащимся, что мы ранее рассмотрели линии и фигуры. Убеждаемся, что они помнят, что такое точка, прямая, кривая и ломаная линии. Позволяем учащимся экспериментировать через аккуратное ...