ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА. Предмет: математика Класс: 3 Тема урока: "Симметричные фигуры"
план-конспект урока (3 класс) на тему

Дубодел Лидия Петровна

Цель учителя: подвести учащихся к пониманию понятия симметричные фигуры с осью симметрии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_matematiki_s_samoanalizom.docx27.46 КБ

Предварительный просмотр:

https://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=14563

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Предмет: математика

Класс: 3

Тема урока: "Симметричные фигуры"

Цель учителя: подвести учащихся к пониманию понятия симметричные фигуры с осью симметрии.

Задачи:

Образовательные:

- сформировать понятие о “симметричных фигурах”;

- сформировать способность проводить ось симметрии в симметричных фигурах;

- сформировать способность определять симметричные фигуры в окружающем мире.

Развивающие:

- развивать логическое мышление;

- коммуникативные качества;

- практические умения;

- навыки рефлексии (самоанализ деятельности).

Воспитательные:

- расширять знания о правилах этикета;

- расширять эстетические представления о мире (понятие красоты, совершенства, гармонии).

Знать понятие « симметричные фигуры» и свойства симметричных фигур

Уметь проводить ось симметрии в фигурах, определять симметричные фигуры в окружающем мире, строить симметричные фигуры

Проблемный вопрос: Как определить симметричные фигуры в окружающем нас пространстве?

Материалы (наглядные пособия, дидактический материал, ТСО и т.д.):

геометрические фигуры, 3 конверта  с симметричными и  несимметричными фигурами,  калька с рисунком пирогов, ось симметрии в виде королевы, симметричные объекты окружающего мира, дом, деревья, цветы, бабочки,  мультимедийный проектор, презентация.

Используемые технологии :

Дифференцированный подход, развивающее обучение.

Формы организации учебной деятельности учащихся : фронтальная , групповая.

КОНСПЕКТ УРОКА.

Оргмомент.

– Ребята, вы любите путешествовать? Вспомните тему исследования, которую мы изучаем в этом триместре.( Как устроен мир)

Сегодня на уроке вы откроете для себя один из законов , по которому построены многие предметы на Земле , научитесь узнавать эти предметы в окружающем нас мире , научитесь строить эти предметы на бумаге .

– Сегодня я вас приглашаю в необыкновенное путешествие в страну, какой нет на карте. Она называется Симметрия. В ней царят красота, порядок, равновесие.

– Давайте прочитаем девиз нашего урока: “Красота тесно связна с симметрией”

Проверка домашнего задания:

Тест:

1.     Если первое неполное делимое разряд сотен, сколько цифр будет в частном?

а) 2;                      в) 4;

б) 3;                      г) 5.

 2.     Какое число самое маленькое?

      а) 45012;                  в) 45102;

      б) 45021;                  г) 45201.

     3.  В каком из двух уравнений неизвестное находится делением?

            а) x : 4 = 240;                        б) 240 : x = 4.

      4.  530 см – это…

             а) 5м 30см;                          в) 53м;

             б) 5м 3см;                            г) 50м 3см.

 5.     Чему равно произведение чисел 600 и 30?

        а) 1800;                                 в) 180;

        б) 18000;                               г) 180000.

 6.     Укажите выражение для нахождения площади квадрата со стороной 15 см:

         а) 15+4;                                 в) 15*4;

         б) 15+15;                               г) 15*15.

Итог: сверьте свои ответы с образцом:

1,  2, 3, 4, 5, 6, б, а, б, а, б, г

  Карандашом поставьте себе оценку/

Актуализация знаний.

– Посмотрите, у входа нас встречают её жители!

(Геометрические фигуры на доске.)

– Назовите их.

– Что интересного вы заметили в построении ряда? (Чередуются форма и цвет)

– Назовите фигуру, которая продолжит ряд.

– Назовите лишнюю фигуру.

– Обоснуйте свой ответ.

– Назовите этот ряд одним словом.

 – Сегодня в стране симметрии необычный день. У одной знатной жительницы – Оси Симметрии – день рождения. Именинница для гостей испекла два пирога.

(На доске на кальке относительно оси два пирога.)

– Как называется скатерть, на которой стоят пироги? (калька)

– Докажите, что пироги симметричны относительно прямой L. (Нужно перегнуть (сложить) лист по прямой L, пироги – совпали.)

- Какой же вывод? (Наши пироги симметричны относительно линии сгиба L.)

 Изучение новых знаний и способов деятельности

Постановка проблемы (практическая работа)

– Ребята, а вы любите получать подарки?

– Именинница наша – Ось Симметрия – тоже любит их получать. Давайте ей сделаем подарки своими руками! Сейчас будем работать ножницами, поэтому будьте осторожны! Соблюдайте технику безопасности. На партах у вас лежат согнутые пополам бумага, на ней нарисована половина фигуры, вырежьте её по линии. Положите ножницы на место, а фигуру перед собой.

- Найдите линию сгиба.

- Где проходит эта прямая?

- Как она поделила фигуру? (Пополам.)

- Докажите. (Совместились.)

- Как мы называем эту прямую? (Ось симметрии.)

-Положите эти фигуры слева от себя. (А учитель прикрепляет на доску.)

Групповая работа

– А теперь соберитесь в команды, я вам дам по конверту, в них фигуры.

– Попробуйте провести в них ось симметрии. Может быть у вас получится и не одна ось. (Четырехугольник и треугольник – несимметричные фигуры.)

– У вас проблема?

– Попробуйте сложить эти фигуры ровно пополам. Проблема не решилась?

– Отложите эти фигуры отдельно справа. (Учитель прикрепляет их на доску.)

– Какой же сделаем вывод? (Не у всех фигур можно провести ось симметрии.)

 Открытие нового знания.

– Как бы вы назвали фигуру, у которых вы смогли провести ось симметрии, относительно тех, у которых не смогли провести? (Учёные-математики их назвали симметричными фигурами.)

 – Тема нашего урока: “Симметричные фигуры”.

-  Наша цель - научиться распознавать симметричные фигуры.

 – Какие фигуры мы возьмём в подарок Оси Симметрии?

– Как она догадается, что они симметричные? (Она сложит их пополам.)

 –  На стр. 46 учебника  читаем вывод в красном прямоугольнике.

 -  Посмотрите на жителей страны Симметрия. Сделайте вывод.

 Всех жителей страны Симметрии

Узнаешь без заминки.

Как близнецы у них

Похожи половинки.

(Учащиеся смотрят слайды)

 Физкультминутка

Игра «Зеркало»

-  В этой игре вы станете моим зеркалом. Вы должны повторить все движения в зеркальном отражении.

В зеркале все становится наоборот: правая рука превращается в левую, левая нога — в правую.

Будь зеркальным отраженьем — Повторяй мои движенья.

На раз — присяду я, согнусь.

На два — я встану, потянусь.

На три на стул присяду я.

Разминочка окончилась моя.

 Одно число очень любило любоваться своим отражением в зеркале. Однажды мимо проходил ежик и увидел в зеркале число 18. Какое число смотрелось в зеркало? (Ответ: 81).

Составление поздравительного текста для именинницы

– А сейчас нам с вами предстоит выбрать  только симметричные буквы для составления поздравительного текста для именинницы. Взяли линейки и карандаши, стр. 46 № 1, комментируем вслух.

 Подведем итог: Есть буквы, которые имеют один или два оси симметрии, у них одинаковые половинки, или левая и правая, или верхняя и нижняя.

Закрепление полученных знаний и способов деятельности 

Самостоятельная работа

– Ребята, на странице 47, в номере 3 для нашей имениннице дорисуйте её любимые фигуры.

- Какие фигуры получились?

Проверка понимания знаний и способов деятельности (знания и виды деятельности) Работа с учебником.

На день рождения нашей подружке мама покупала сладости, решив задачу№8, на стр. 47, мы узнаем, что и почём она покупала.

(90-2*18-3*12):3=6 (руб.)

Ответ: 6 рублей стоит булочка.

  Зарядка для глаз.

- Ось Симметрии приготовила нам сюрприз, о котором мы узнаем, решив примеры в номере 5, на стр. 47.

 37500:50=750                             3454000:500=6908

8003*700=5602100                    2818900:70=40270

(Палиндромы)

- «Палиндромы» (греч.)– это слова и предложения, которые читаются одинаково слева направо и справа налево. Оказывается, в русском языке тоже есть симметрия

Контроль и самоконтроль знаний и способов деятельности

– Ребята, вы отлично справляетесь с заданиями. Вам Ось симметрии доверяет еще одно интересное заданиеПеред вами на согнутом пополам листе бумаги изображение части предмета окружающего нас мира ( половинка бабочки, гриба, солнышка , цветочка и т. д. ) Ваша задача- используя закон симметрии, дорисовать эти предметы и продемонстрировать свою работу окружающим.

  Итог урока

- Сегодня вы все хорошо поработали на уроке. Ось симметрии хочет понять, что вы о ней узнали.

 - Что такое симметрия?

Как определить симметричные фигуры в окружающем нас пространстве?

  - Приведите примеры симметричных фигур.

  - Можно ли считать симметричной фигуру человека,  у которого вырвали зуб?

- Ребята, вы помните, когда мы использовали знания о симметрии на уроках труда? (Мы вырезали детали для ёлочки, ёлочные игрушки) 

Информация о домашнем задании № 6,стр. 47, № 10, стр. 48

Самоанализ урока по математике в 3-м классе по теме: "Симметричные фигуры"

Тип урока: урок изучения нового материала. 

Цель: подвести учащихся к пониманию понятия симметричные фигуры с осью симметрии.

 Задачи:

Образовательные:

- сформировать понятие о “симметричных фигурах”;

- сформировать способность проводить ось симметрии в симметричных фигурах;

- сформировать способность определять симметричные фигуры в окружающем мире.

Развивающие:

- развивать логическое мышление;

- коммуникативные качества;

- практические умения;

- навыки рефлексии (самоанализ деятельности).

Воспитательные:

- расширять знания о правилах этикета;

- расширять эстетические представления о мире (понятие красоты, совершенства, гармонии).

 Оборудование: геометрические фигуры, 3 конверта  с симметричными и  несимметричными фигурами,  калька с рисунком пирогов, ось симметрии в виде королевы, симметричные объекты окружающего мира, дом, деревья, цветы, бабочки,  компьютер, мультимедийный проектор, презентация.

 Методические приёмы:

-словесный;

-наглядный;

-практический (вырезание симметрических фигур)

 Ожидаемые результаты:

1.     Освоение программного материала по теме урока: учащиеся должны уметь определять симметричные фигуры, проводить ось симметрии.

2.     Расширение кругозора, представления о мире.

3.     Развитие коммуникативных качеств.

 Практическая работа помогла вовлечь в постановку цели и темы на уроке , возникла мотивация ее достижения .

Единица содержания на уроке вместе с детьми выделяется, обсуждается и моделируется в ходе рефлексии.

Выстроенная структура , логика подачи учебного материала позволила учащимся на уроке успешно осваивать запланированную единицу содержания образования на основе их мотивации.

 Структура урока : на уроке присутствует соблюдение психологической структуры деятельности ученика : мотив- цель-действие по ее решению – самоконтроль- самооценка .Проблемное задание подготовило учащихся к формулированию темы и цели урока.

На уроке применялись запланированные формы обучения и диагностические задания.

Итоговая экспресс-диагностика показала высокие результаты. Проводилась самооценка.

Запланированные методы позволили учащимся поставить учебную задачу , осуществлять работу по ее решению , проводить самоконтроль . самооценку и самокоррекцию. Урок проходил строго в соответствии с планом . Урок был динамичный и интересный .Разнообразие методов и приемов работы по освоению нового материала позволило учащимся усвоить новый материал и использовать новые знания на практике .Занимательная форма подачи материала позволила учащимся работать увлеченно и быстро. В конце урока дети вновь вернулись к поставленной цели и ,проанализировав свою работу доказали , что цели урока достигнуты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.

Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...

Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.

Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д....

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА. Предмет ОРКиСЭ. Тема урока «Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь».

Способствование формированию ценностного отношения к окружающему миру,  пониманию  и осознанию учащимися нравственной ценности «милосердие»....

План-конспект урока на тему:Площадь. Сравнение площадей фигур" для 3 класса с применением сингапурской методики

План-конспект урока для 3 классов по математике по учебнику Моро "Школа России" на тему: "Площадь. Сравнение площадей фигур" с применением сингапурсих методов обучения...

План-конспект урока Предмет: Окружающий мир Класс: 2 Тема урока: Живая и неживая природа УМК: «Школа России»

Формирование понятий «неживая природа», «живая природа», раскрытие связи между неживой и живой природой....

План - конспект урока по математике на тему: "Геометрические фигуры и их классификация". (1класс)

Напоминаем учащимся, что мы ранее рассмотрели линии и фигуры. Убеждаемся, что они помнят, что такое точка, прямая, кривая и ломаная линии. Позволяем учащимся экспериментировать через аккуратное ...