Н. НОСОВ «ЗАПЛАТКА»
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Полева Эльвира Витальевна

Урок первичного предъявления новых знаний и способов учебных действий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_lit._chteniya.docx48.9 КБ
Файл prezentatsiya.pptx725.06 КБ

Предварительный просмотр:

Полева Эльвира Витальевна, учитель начальных классов

МОУ «Аннинская школа»

Литературное чтение

2 класс

Тема урока: Н. НОСОВ «ЗАПЛАТКА»

Учебник Ефросинина Л.А., Литературное чтение издательство «Вентана-Граф» 2018 год

Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний и способов учебных действий

Цель урока: создать условия для ознакомления с творчеством Н. Носова, познакомить с рассказом «Заплатка»; способствовать развитию смыслового чтения, творческих и коммуникативных

способностей, формированию основ читательских и речевых умений, нравственных понятий: труд - лень, зло - добро; содействовать воспитанию чувства товарищества, осознанию ценности дружбы, поддержки, взаимовыручки

Планируемые результаты

Предметные:

объясняют значения пословиц; правильно называют произведение; понимают главную мысль; работают с диалогами

М е т а п р е д м е т н ы е :

познавательные: формулируют ответы на вопросы; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; строят рассуждения; выделяют существенную информацию из текста; готовят рассказ на заданную тему;

регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку; планируют свое действие

Л и ч н о с т н ы е :

высказывают свое мнение, подтверждая собственными аргумен- тами и авторитетным мнением

Технологии:

- личностно-ориентированные

-информационно-коммуникативные

- здоровьесберегающие

Образовательные ресурсы:  компьютер, мультимедийный проектор, аудиозапись рассказа Н. Носова «Заплатка», учебник, рабочая тетрадь, презентация, карточки с разноуровневыми заданиями; портрет и выставка книг Н. Носова; смайлики

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

(осуществляемые действия)

Методические комментарии

I. Орг. момент

(1мин.)

- Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнёмся друг другу и приступим к работе. (слайд 1)

формирование положительного отношения к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, доброты, любви

II. Мотивация учебной деятельности

(1 мин.)

Одна китайская пословица гласит:

«Когда я слышу – я забываю, Когда я вижу – я запоминаю, Когда я делаю – я понимаю».

- И так, что мы будем делать сегодня на уроке?

Ведь чтение без размышления пустое развлечение. (слайд 2)

Начнём работу на уроке с проверки домашнего задания.

Мы будем и слушать, и запоминать, и рассуждать, и читать.

 

 нацеливание на успешную деятельность

III. Проверка

домашнего задания

 (8 мин.)

-Назовите общую тему произведений, которые мы читали.

-Какое произведение изучали на прошлом уроке?

-Что такое рассказ?

-Кто автор этого рассказа?

-Какая пословица подходит к этому произведению?

(слайд 3)

Организует пересказ рассказа Е. Пермяка

«Смородинка».

 

- Выполним задания-тесты по прочитанному произведению и посмотрим, насколько вы внимательно относились к тексту.

Вариант I

1.  Что посадила Таня рядками?

а) Листочки; б) черенки; в) ростки. 2.Дополните предложение: «Таня разметила вскопанную землю...»:

а) линейкой; б) шнурком и колышками; в) лопатой.

В а р и а н т II

1. Где Таня вырастила смородину?

а) В школе; б) в палисаднике; в) в огороде. 2.Дополните предложение: «Вскоре из почек ростки...»:

а) улыбнулись; б) проклюнулись; в) убежали

- Молодцы, мне понравилась ваша работа. Оцените и вы свою работу. Поднимите смайлик с вашим настроением.

-«О детях и для детей».

-Рассказ Е. И. Пермяка «Смородинка».

-Рассказ - это произведение, в котором автор правдоподобно рассказывает о каком-либо событии из жизни героя.

-Евгений Александрович Пермяк.

-Называют пословицу.

Пересказывают рассказ:

1-й ряд - 1-я часть. 2-й ряд - 2-я часть.

3-й ряд - 3-я часть.

 Выполняют задания по вариантам по    прочитанному произведению.

Осуществляют взаимопроверку, а затем сдают свои работы учителю для контроля

Дети поднимают, выбранный смайлик

Ориентируются в своей

системе знаний. Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру

 Учитель с комментированием оценивает пересказы детей

 Задание на вдумчивое осмысленное чтение

IV.

Актуализация знаний

 (7 мин.)

- А сейчас мы послушаем отрывки из других произведений. Я надеюсь, что вы  вспомните их автора и название. (слайд 4)

1. Шляпа вылезла на середину комнаты и остановилась. Ребята смотрят на нее и трясутся от страха. Тут шляпа повернулась и поползла к дивану. 2.Мама дала Котьке в руки два огурца, которые не поместились в карманах, и вывела его за дверь.

- Или неси огурцы, или совсем уходи из дому, ты мне не сын!

3. Механик Винтик и его помощник Шпунтик были очень хорошие мастера. Они были похожи друг на друга. Из карманов вечно торчали гаечные ключи, клещи, напильники и другие железные инструменты.

Читают отрывки вслух хорошо читающие  дети.

Умеют оформлять свою мысль в устной речи. Формулируют ответы на вопросы.

Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме

  • Кто автор этих строк?

- Посмотрите на портрет этого замечательного писателя (слайд 5)

Все книги Н. Носова рассказывают веселые и забавные истории из жизни детей, без смеха читать их невозможно. Носов писал:

«Насколько я себя помню, я всегда был юмористом. По-моему, я так родился, то есть у меня этот дар от природы».

- Посмотрите, как много таких интересных рассказов можно прочитать в этих книгах.

- Николай Николаевич Носов.

«Живая шляпа», «Огурцы», «Приключение Незнайки и его друзей»

Дети слушают рассказ учителя и рассматривают выставку книг.

Презентация и рассказ учителя об авторе.

 

 - А сейчас мы с вами попробуем узнать название рассказа, с которым познакомимся на уроке.

  • Отгадайте, что спряталось в этой записи? (зал - л) + (платок - о) + а =
  • Что такое заплатка! (слайд 6)
  • Заплатка - это кусок ткани. В основе этого слова лежит древнерусское слово плат, что означает

«кусок ткани». От этого слова

образовались слова платок, платье, заплатка

Предугадывают название текста.

- Заплатка.

Высказывают свои предположения

Дети с интересом разгадывают ребус.

V. Постановка учебной задачи

(1 мин.)

  • С каким же произведением мы сегодня познакомимся?
  • Кто его автор? (слайд 7)
  • Но помните, что мы не только послушаем рассказ Н.Н.Носова «Заплатка», а будем отвечать на вопросы, рассуждать, думать.
  • Ведь чтение без размышления-пустое развлечение.

Внимательно слушают, отвечают на вопрос

Принимают и сохраняют учебную задачу

VI. Изучение нового мате- риала.

(21 мин.)

VII. Физкультминутка (1 мин.)

 VIII. Работа с текстом

  • Послушайте рассказ Н. Носова «Заплатка» и подумайте, что смешного в этом рассказе?

(включаю аудиозапись)

  • Понравился вам рассказ?
  • Назовите героев произведения?

  • Что же смешного в этом рассказе?

  • У вас на столах лежат листки с заданиями. Прочитайте рассказ и найдите ответ на поставленный вопрос.
  1. я г р у п п а . Почему мама не помогла сыну?
  2. я г р у п п а . Почему Бобка решил сам пришить заплатку на свои штаны и как он это сделал?
  3. я г р у п п а . Прочитайте пословицу на странице 49 задание 7. Подходит ли она к рассказу Н. Носова «Заплатка»?

- Давайте послушаем ответы детей каждой группы.

- Подтвердите ваше рассуждение словами текста.

- Молодцы, вы хорошо справились с самостоятельной работой.

Для здоровьесбережения
Выполняем упражненья:
Руки вверх, руки вниз,
На носочки поднялись:
То присели, то нагнулись:
Ровно стали, улыбнулись:
Тихо сели и опять
Мы готовы отвечать.

- Сейчас мы будем работать с текстом и составлять схематический план. (слайд 8)

  • С чего начинается история?
  • Какие были штаны?

-        Найдите предложение, которое показывает, как мальчик дорожит штанами. Зачитайте его.

(1-й «кирпичик» к схеме.)

1.        Солдатские штаны        2. Бобка и мама

3. Заплатка                             4. Молодец

- Почему мама не помогла сыну? Найдите ответ в тексте и зачитайте. (2-й «кирпичик» к схеме.)

Внимательно слушают.

Дети отвечают: Бобка, мама, ребята

Самый смешной эпизод: как Бобка ругает иголку, сравнение заплатки с сушеным грибом, поведение и поступки мальчика

Высказывают предположения. Отвечают на вопросы.

Читают рассказ и готовятся ответить на поставленный вопрос.

  • Терпение и труд все перетрут.

 Дети зачитывают вопрос и отвечают на него.

  • История начинается с описания штанов.
  • Они были замечательные, защитного цвета, солдатские.

- «От досады он чуть не заплакал».

-        Мама рассердилась.

-        «Ты будешь по заборам лазить, штаны рвать, а я зашивать должна?»

 Дети эмоционально слушали  аудиозапись.

Отвечали на вопросы активно.

 

Подтверждение своих мыслей отрывком текста, заставляет ребенка вдумчиво читать. Выборочное чтение.

- Что сделал Бобка?

- Найдите и прочитайте, что сказали ребята в ответ.

Как поступил мальчик?

- Прочитайте, какой заплатка была сначала.

(3-й«кирпичик» к схеме.)

-        Он решил ходить в штанах с дыркой.

-         «Какой же ты солдат, если у тебя штаны с дырой».

-        Ему стало стыдно. Он пошел домой, попросил у мамы иголку, нитку и лоскуток зеленой материи и стал зашивать дырку.

-         «Она торчала на штанах, словно сушеный гриб, а материя сморщилась так, что одна штанина стала короче».

-        Нет. Ему не понравилось.

-        «Он взял ножик и отпорол заплатку».

-«Молодец!».

- «Эх, мне бы пуговицы научиться пришивать».

  • Понравились его терпение, старание, настойчивость в работе.

- Мальчик остался доволен своей работой?

-Что же он сделал?

-Что сказали ребята, увидев Бобку снова во дворе?

(4-й «кирпичик» к схеме.)

 - Что ответил Бобка?

-Вам понравился мальчик?

-Что понравилось в нем?

-По схематическому плану дома приготовите пересказ рассказа Н. Н. Носова «Заплатка».

IX. Итог урока. Рефлексия (3 мин.)

  • Рассмотрите выставку книг. (слайд 10)
  • Кто из вас читал книги Н. Носова?
  • Кто хотел бы прочитать эти книги, поднимите смайлик (в конверте на столе).

- Урок хочется закончить словами пословицы, но она рассыпалась! Соберите ее в парах.

- Прочитайте хором.

Окончание урока словами писателя:

"Вряд ли стоит комментировать рассказы знаменитого Николая Носова. Их надо просто еще раз прочитать, чтобы вновь убедиться: все герои Носова "как живые", а их фантазия, их поступки и даже проделки учат читателей добру и благородству". (слайд 11)

(Сергей Михалков)

Желающие поднимают руки.

Собирают пословицу: «Где труд, там и ра- дость»

X. Домашнее задание (2 мин.)

Выполнить задания в учебнике (с. 47-51, пересказ по плану с ключевыми словами); тетради (с. 20, задания 2, 3).

Творческое задание по выбору:

  • нарисовать портрет Бобки;
  • написать свою смешную историю

Записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы

Самоанализ урока литературного чтения, проведённого Полевой Э.В., учителем начальных классов.

Урок  литературного чтения был проведён во 2 б классе.

Согласно календарно-тематическому планированию тема урока: Н.Н.Носов «Заплатка», раздел «О детях и для детей».

Цель урока:

создать условия для ознакомления с творчеством Н. Носова, познакомить детей с рассказом «Заплатка»;

Задачи:

1.        Образовательные:

способствовать развитию смыслового чтения, формированию основ читательских и речевых умений;

2.        Развивающие:

•        развивать познавательную активность, интерес к предмету через использование средств ИКТ;

•        учить наблюдать, сравнивать, делать выводы, обобщать знания;

•        развивать речь учащихся;

3.         Воспитательные:

•        воспитывать интерес и любовь к чтению книг

•        формировать дружеские  отношения учащихся  в группе;

•         умение распределять роли в общем деле и оценивать собственный результат.

По типу урока - урок первичного предъявления новых знаний и способов учебных действий

В соответствии с темой урока, целью и задачами были выбраны  формы организации учебной работы: индивидуальная, фронтальная и групповая. А также использовано оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал.

На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся.

Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные, личностно-ориентированные, здоровьесберегающие технологии. На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия.

Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска  второклассника. Поиск ответа на поставленный вопрос учителя заставлял ученика не только формулировать мысль, но и подтверждать словами авторского текста. В уроке большая роль уделялась выборочному чтению. Это дает ребенку возможность более осмысленно относиться к тексту. Смысловое чтение – это важная задача, которую я решала на уроке.

Структура урока соответствовала требованиям ФГОС.

Планируемые результаты:

предметные: ученик получит возможность более осознанно читать произведения, объяснять значения пословиц; правильно называть произведения; понимать главную мысль;        

личностные: ученик получит возможность высказывать свое мнение, подтверждая собственными аргументами и авторитетным мнением,   проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

Универсальные учебные действия:

- регулятивные -  ученики принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку; планируют свое действие

- познавательные - ученики формулируют ответы на вопросы; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; строят рассуждения; выделяют существенную информацию из текста; готовят рассказ на заданную тему;

- коммуникативные - ученики  слушают и понимают речь других  

Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников второго класса. Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.

Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей второклассников.

В ходе урока была организована индивидуальная, фронтальная, групповая, работа учащихся.

Соотношение деятельности учитель-ученик соответствует реализации личностно- ориентированного подхода в обучении: применение диалоговых форм общения, создание проблемных ситуаций, осуществление обратной связи, объем и характер самостоятельной работы.

На уроке мною использовались следующие средства обучения: презентация, раздаточный материал, выставка книг.

Распределение времени было рациональное. Мне удалось уложиться по времени. Мне было легко вести урок. Учащиеся включались в работу активно, с большим интересом.   Урок цели достиг.

Домашнее задание имеет оптимальный объем, предоставление права выбора, поэтому не вызовет затруднения у учащихся.

Данный урок соответствовал теме курсов повышения квалификации, так как все задания были направлены на смысловое чтение детей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Литературное чтение 2 класс Раздел «О детях и для детей»

Слайд 2

Сегодня на уроке – Мы будем думать, Размышлять, На вопросы отвечать!

Слайд 3

Терпение и труд, всё перетрут.

Слайд 4

па ел Шляпа вылезла на середину комнаты и остановилась. Ребята смотрят на неё и трясутся от страха. Тут шляпа повернулась и поползла к дивану па ел па ел Мама дала Котьке в руки два огурца, которые не поместились в карманах, и вывела его за дверь. Или неси огурцы, или совсем уходи из дому, ты мне не сын. Механик Винтик и его помощник Шпунтик были очень хорошие мастера.Они были похожи друг на друга. Из карманов вечно торчали гаечные ключи, клещи, напильники и другие железные инструменты. Н.Н.Носов Рассказы

Слайд 5

Носов Николай Николаевич (зал – л) + (платок – о)+ а = заплатка

Слайд 6

Заплатка - это кусок материи. В основе этого слова лежит древнерусское слово плат, что означает кусок ткани. Образовались слова платок, платье, заплатка.

Слайд 8

Схематический план 11. 1. Солдатские штаны 11. 2.Бобка и мама 11. 3. Заплатка 11. 4. Молодец

Слайд 9

Где труд , там и радость.

Слайд 12

Где труд там, и радость!

Слайд 13

СПАСИБО ЗА УРОК!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения Н. Носов "Заплатка"

Цель и задачи:1.Продолжить знакомство с произведениями Н. Носова. 2.Приобщить к чтению книг о детях. 3.Развить навыки беглого, правильного, выразительного чтения. 4 .Развить читат...

урок-конспект Н. Носов Заплатка

Урок проводился во 2 классе по учебнику Л. А. Ефросининой "Литературное чтение"...

презентация к уроку" Н. Носов Заплатка".

Презентация к открытому уроку по литературному чтению 2 класс по теме "Н. Носов Заплатка"...

Урок литературного чтения по теме Н. Носов "Заплатка"

Представляю план урока литературного чтения и презентацию по теме Н. Носов "Заплатка", проведенного во 2 классе. На уроке были использованы приемы технологии развития критического мышления, проектной ...

Н. Н. Носов "Заплатка"

Разработка урока  Н. Н. Носов "Заплатка"...

Н.Н.Носов "Заплатка". Деление текста на части. Озаглавливание.

Тема урока «Н.Носов «Заплатка»». Учебник В.Ю.Свиридовой 2 класс система Занкова). Данный урок относится к разделу: «Развязка. Раскрытые тайны», где продолжается знакомство с п...

Урок чтения по теме: Н.Н.Носов "Заплатка", 4 класс

Урок чтения по теме: Н.Н.Носов "Заплатка",4 класс...