Урок чтения по теме: Н.Н.Носов "Заплатка", 4 класс
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Казачкова Ольга Владимировна

Урок чтения по теме: Н.Н.Носов "Заплатка",4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon http://nsportal.ru/sites/default/files/chtenie06.02.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

                       

                                                                         

Тема: «Заплатка» Н.Н. Носов

Цель: создать условия для формирования умения выразительно читать.

Задачи:

дидактические:

            формировать умение работать с текстом; учить сравнивать героев; формировать навык  

            внимательного, правильного, беглого, осознанного, выразительного чтения, расширить словарный запас;                    

 коррекционно – развивающие:

             корригировать и развивать устную связную речь через выражение своих мыслей полными предложениями;                                          воспитательные: 

           воспитывать любовь к учению, к чтению, воспитывать  умение работать в коллективе.

     Тип урока: комбинированный.

Ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя

I

Организацио

ный момент.

Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

Сообщение темы и целей урока.

Изучение нового материала. 

1.Словарная работа.

2.Первичное чтение.

3.Работа над чтением сложных слов.

  4. Работа над содержанием, выразительное чтение вслух.

Повторное чтение и разбор текста по частям.

Физминутка для глаз.

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА

.

Закрепление пройденного материала.

Итог урока

Домашнее задание

Рефлексия

Оценки

 Встали, подравнялись.

Улыбнитесь солнцу, небу и земле

Жизнь прекрасна. Жизнь чудесна.

Улыбнитесь дети все.

Когда мы улыбаемся

Мы реже ошибаемся.

Сядет тот у кого в фамилии есть гласный звук а, о, и.      

Тихо сели, ноги вместе

Руки замерли у всех

Будем слушать,

Будем думать

И красиво говорить

Дежурный скажет, к какому уроку мы приготовились?

Какое правило мы должны помнить на каждом уроке?  (Слушай внимательно, работай старательно)      

Чему мы учимся на уроках чтения?

Сегодня мы продолжим изучать раздел: «Никогда не будет скучно, если трудимся мы дружно», познакомимся с новым произведением. Знать его название и автора.

Уметь читать его выразительно, отвечать полными ответами.

А что бы на уроке говорить правильно, чётко, красиво, чтобы читать выразительно – давайте потренируем наши губы и язык:

  • дыхательная гимнастика: (глубокий вдох, выдох через нос( насос), произнося ТР-ТР)

артикуляционная гимнастика:

           Незнайка  утром рано встал (дети потягиваются и улыбаются)

Чистить зубы  побежал (дети цокают язычком)

Чистим зубки мы умело (дети имитируют чистку зубов, верхних, нижних)

Он умылся ( круговые движения языком))

Причесался. (язык сквозь зубы)

На прохожих оглянулся ( провести по верхней губе языком)

Вправо, влево повернулся (повернуть язык в указанную сторону)

Вниз упал, наверх полез (имитируем языком подъём и падение)

По дорожке побежал (цоканье  языком)

И до школы добежал (язык прячем во рту)

  • ра –ры -ре  (шагаем по горке, какая буква под горкой, прочитываем с ней тра –тры -тре  , читаем с разной скоростью)
  • Чтение чистоговорок с разной интонацией (показ пиктограмм и читаем, хвастаясь, обиженно, оправдываясь)
  • Тра-тра-тра в школу я иду с утра!
  • Тры-тры-тры дуют ветры.
  • Тре-тре-тре в декабре и феврале?

Ребята, а кто придумал Незнайку из Цветочного города?

Ребята, а как имя и фамилия автора, который придумал Незнайку?

Каким было д.з.?

Н.Н. Носов родился в 1908 году в Киеве, в семье актёра. Прежде чем стать писателем он был продавцом газет, землекопом, возчиком брёвен, чернорабочим. После окончания института кинематографии он работал почти 20 лет режиссёром, поставил немало научных и мультипликационных фильмов. Первый рассказ «Фантазёры» напечатали в журнале «Мурзилка». Подрастал сын писателя и просил новых сказок. И Носов стал сочинять для него забавные рассказы, которые нравятся не только детям, но и взрослым.

В какой семье вырос ННН?

Чем занимался ННН?

Почему он стал писать для детей?

Найдите и прочитайте предложение в котором говориться в каких журналах печатались рассказы ННН?

С каким произведением ННН будем знакомиться расшифруйте.

З.ПЛ.ТК.

А что такое  заплатка? (кусок ткани, который нашивают на порванное место.)

Сегодня мы будем читать 1 главу этого рассказа.

На уроке мы вместе с Незнайкой поучимся ещё и разбираться в настроении человека.

Когда мы будем знакомиться с рассказом, нам встретятся выражения, значение которых нам может быть пока не понятно. Давайте мы их сейчас попробуем объяснить.

Штаны защитного цвета

Досада – чувство обиды из-за чего- либо.

Хвастаться

Завидовать

Оправдываться – объяснять свою невиновность.

 (чтение детьми на слайдах, учитель поясняет)

Итак, ребята, сядьте прямо, приготовьтесь внимательно слушать, а после прослушивания ответите на мой вопрос:

 Что случилось со штанами мальчика?

 

Вопросы: 1. Что случилось со штанами мальчика?

2.Поднимите руку, кому понравился рассказ.

      3.Чем понравился?

     4.Было ли жаль Бобку?

Зашить-зашивать-зашивают-зашей

Пришить-пришивать-пришей-пришивал

За-ме-ча-тель-ны-е

За-ви-до-ва-ли

О-прав-ды-ва-ет-ся

Читаем первую часть и постараемся определить настроение Бобки.

-Что говориться о Бобке в этой части?

-Какими были штаны?

-Почему Бобка гордился своими штанами?

– Прочтите слова, которые помогут определить настроение Бобки.

Лю... хва….

– А вы испытывали такое чувство? Продемонстрируйте свои любимые брюки.
– Какое настроение у Бобки? Выберите карточку (рожица с изображением радости).

-Выберите как бы вы озаглавили эту часть: Замечательные штаны. Бобкина радость. Зависть ребят.

-Почему?

Чтение через игру «Повторялки»

Читаем вторую часть.

-Что случилось со штанами?

Зачитайте только слова действия, которые привели к дырке на штанах.

-Как отразилась дырка на настроении Бобки?

-Зачитайте, как это сказал автор.

-Выберите настроение.

-Озаглавьте эту часть. Зацепился. Неприятность. Дырка.

Чтение «Эхо»

Чтение 3 части, которую, я уже озаглавила: Разговор с мамой.

-О чём Бобка попросил маму?

-Что ответила мама, прочитать.

-Правильно ли поступила мама? Почему?

-Как отреагировала мама на дырку ?(выбрать пиктограмму)

-А какое настроение у Бобки?

-Чтение по ролям по карточке(мама и Бобка)

Чтение

– Почему ребята смеялись?
– Как Бобка разговаривал с ребятами?

-Прав ли он был? Что бы вы ему посоветовали?
-А почему ему стало стыдно?
– Одели бы вы рваные штаны? Почему?

 – Выбор настроении Бобки (обида)
– Читаем вместе. Я – автор, Максим– Бобка, все – ребята.
– Что каждый должен изображать голосом, лицом, жестом? Помните настроение.

-Найдите в тексте этой части предложение, которым можно озаглавить эту часть.

(Бобке стало стыдно)


1. Вернёмся к нашей пословице, как вы понимаете её смысл.

К кому из героев применима эта пословица?«Легко хвалиться, легко свалиться»

Почему?

 2. Поиграем с Незнайкой в «Догонялки»

3. Какие из высказываний Незнайки верные.

1.У Бобки были синие штаны.

2.Все ребята завидовали Бобке.

3.Бобка совсем не расстроился из-за порванных штанов.

4.Мама сразу начала зашивать штаны сыну.

5.Бобке стало стыдно, когда ребята стали над ним смеяться.

(доказывают строками из текста)

4.Помоги Незнайке расставить по порядку картинки.

С творчеством какого писателя мы знакомились?

Какой рассказ начали читать?

Чему учились на уроке чтения?

Каким правилом пользовались?

Какие виды чтения использовали?/на доске таблица с названиями видов чтения/

Домашнее задание, приготовиться читать первую главу выразительно.

Что нужно сделать дома?

За что бы вы себя похвалили на уроке?

Какое у вас настроение , выберите.

На уроке все старались, но самыми старательными оказались…

Оценки.

  •          Как живешь? – Вот так! (Показывают большой палец.)
  • Как идешь? – Вот так! («Шагают» двумя пальцами по ладони.)
  • А бежишь? – Вот так! (Сгибают руки в локтях и показывают, как работают ими при беге.)
  • Ночью спишь? – Вот так! (Кладут руки под щеку, а на них – голову.)
  • Как берешь? Вот так! (Делают руками хватательные движения.)
  • А даешь? – Вот так! (Делают руками движения. Как будто дают что-то.)
  • Как шалишь? – Вот так! (Надувают щеки и слегка шлепают по ним ладонями.)
  • А грозишь? – Вот так! (грозят пальчиком своему соседу.)

У Бобки были замечательные штаны: зелёные, вернее сказать, защитного цвета. Бобка их очень любил и всегда хвастался:

– Смотрите, ребята, какие у меня штаны. Солдатские!
Все ребята, конечно, завидовали. Ни у кого больше таких зелёных штанов не было.

Однажды Бобка полез через забор, зацепился за гвоздь и порвал эти замечательные штаны. От досады он чуть не заплакал, пошёл поскорее домой и стал просить маму зашить.

Мама рассердилась:

 Ты будешь по заборам лазить, штаны рвать, а я зашивать должна?

– Я больше не буду! Зашей, мама!

– Сам зашей.

– Так я ведь не умею!

– Сумел порвать, сумей и зашить.

– Ну, я так буду ходить, – проворчал Бобка и пошёл во двор.

Ребята увидели, что у него на штанах дырка, и стали смеяться.

– Какой же ты солдат, – говорят, – если у тебя штаны порваны?

А Бобка оправдывается:

– Я просил маму зашить, а она не хочет.

– Разве солдатам мамы штаны зашивают? – говорят ребята. – Солдат сам должен уметь всё делать: и заплатку поставить и пуговицу пришить.

Бобке стало стыдно.

                    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока чтения и развития речи в 4 классе по теме "Чтение и анализ стихотворения Р.Рождественского «Послевоенная песня».

Цели:·        формирование умения определять главную мысль поэтического произведения;·        обучение выразительному чтению стихо...

Презентация к уроку чтения по теме "Жи-Ши" 1 класс

Презентация к уроку чтения по теме "Жи-Ши" 1 класс...

Урок чтения и развития речи в 4 классе школы VIII вида по теме " А. Барто «В театре». Работа над выразительным чтением: соблюдение логического ударения, необходимо интонации.

Данный материал  урока чтения и развития речи может быть использован учителями специальных (коррекционных) школ VIII вида на уроках чтения и развития речи....

Конспект урока чтения и развития речи в 4 классе по теме "Чтение рассказа Е.Кононенко «Резеда»

Цели:- продолжить работу над формированием навыков правильного, сознательного, выразительного, беглого чтения;- учить детей выделять главную мысль в тексте;- обогащать речь учащихся определениями, учи...

Конспект урока чтения и развития речи в 3 классе по теме "Русская народная сказка «Журавль и Лиса». Чтение по ролям"

Цели урока:- продолжить работу по формированию у учащихся навыков сознательного, правильного, выразительного чтения;-  учить учащихся одному из видов драматизации – чтению по ролям;- учить устана...

Презентация к уроку чтения по теме:Разделительные ъ и ь .(2 урок чтения в 1 классе по азбуке Н.В.Нечаевой, К.С. Белорусец.)

Презентация подготовлена для проведения второго урока по теме: Разделительные ъ и ь .( 1 класс по азбуке  Н.В.Нечаевой, К.С. Белорусец.) .Обучающиеся  выполняют задания и повторяют материал ...

Конспект урока чтения в 3 классе Конспект урока чтения на тему «Прочитай! Чтение диалога по ролям»

Конспект урока чтения в 3 классе Конспект урока чтения на тему «Прочитай! Чтение диалога по ролям»...