Н.Г. Волкова «Дреби - Дон», презентация к уроку по литературному чтению на родном (русском языке) для 3 класса
презентация к уроку по чтению (3 класс)

Юлия Викторовна Лагунова

Презентация разработана к конспекту урока: Н.Г. Волкова «Дреби - Дон» по литературному чтению на родном (русском) языке для учащихся 3 класса. 

Цель: формировать умение давать нравственно-этическую оценку поступков героев на основе социальных и личностных ценностей.

 Планируемые результаты: учащиеся научатся осознанно:

- строить речевые высказывания в устной и письменной форме;

- ставить учебные задачи и оценивать степень их достижения;

- строить логические цепочки рассуждений, делать выводы;

- анализировать, сравнивать объекты по выделенным признакам;

- владеть монологической и диалогической речью;

- оценивать качество и уровень освоения учебного материала;

- давать оценку содержания на основе личностного морального выбора.

Использовались материалы: Поурочные разработки по литературному чтению на родном русском языке. 3 класс : пособие для учителя /Т.Н. Ситникова. – 2-е изд., эл. – 1 файл pdf : 145 с. – Москва :ВАКО, 2022. – (В помощь школьному учителю). – Систем.требования: Adobe Reader XI либо Adobe Digital Editions 4.5 ; экран 10″. – Текст: электронный.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Наталья Геннадьевна Волкова Литературное чтение на родном (русском) языке. З класс « Дреби -Дон » Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области " Средняя общеобразовательная школа № 3" Подготовила: Лагунова Юлия Викторовна, учитель ГБОУ СО «СОШ № 3» Г. Верхотурье 2022 год

Слайд 2

Собери пословицы Жили, жили, да совесть чиста. 1.Хоть мошна пуста, а)да моя совесть бела. 2. Волосом сед, б) да за углом и схоронили. 3. Хотя на мне платье черно, в) да совесть прямая. 4. Они стыд за углом делили г) есть и стыд. 5. Рожа кривая, д) совести нет. 6. У него совесть – е) стыда не нажили. 7. Есть совесть – ж) дырявое решето.

Слайд 3

что означают эти фразеологизмы? Идти против совести. Помириться со своей совестью. Для очистки совести. Совесть заела. Совесть заговорила.

Слайд 4

Биография писательницы Наталия Геннадьевна Волкова родилась 16 августа 1977 года в Москве. Окончила факультет иностранных языков Московского педагогического государственного университета Работала на кафедре лексики английского языка, закончила аспирантуру Наталия Волкова работает в московской библиотеке семейного чтения им. Н. Ф. Погодина и в развивающем центре Наталия Волкова пишет стихи для детей, построенные на игре слов, художественную прозу для детей и подростков.

Слайд 5

Книги Н.Г. Волковой

Слайд 6

« Дреби-Дон»

Слайд 7

Что злило Риту в новогоднюю ночь? Почему Рита считала, что «Лерка всегда все портила»?

Слайд 8

Какое чудо произошло, когда Рита сидела на подоконнике? Что вы узнали о маленьком человечке?

Слайд 9

Как мама называла Риту? Почему? Какие это были желания? Какое желание ждал от Риты Дреби -Дон? Какое неожиданно «злое» желание задумала Рита? Почему?

Слайд 10

Почему «Риту ждало сильное разочарование»?

Слайд 11

Вопросы внимательному читателю Когда у Риты день рождения ? Как Рита «ускоряла» (как ей казалось) течение времени перед днем рождения ? Какой болезнью заболела Лера перед днем рождения Риты? Почему был испорчен отдых на море Риты и ее семьи? Какая погода была на улице, когда Рита сидела на подоконнике ? Как Дреби -Дон оказался в комнате Риты ? С кем сравнила Рита зеленую в крапинку Леру ? Сколько адресов после Риты оставалось у Дреби -Дона? Сколько раз нужно позвонить в колокольчик, чтобы исполнилось желание? Что забыл сделать Дреби -Дон, улетая от Риты?

Слайд 12

Домашнее задание Придумать желание и оформить в виде письма для Дреби -Дона



Предварительный просмотр:

Урок № 10. Раздел «Я взрослею»

Тема урока: Н.Г. Волкова «Дреби - Дон»

Цель: формировать умение давать нравственно-этическую

оценку поступков героев на основе социальных и личностных

ценностей.

Планируемые результаты: учащиеся научатся осознанно:

  • строить речевые высказывания в устной и письменной форме;
  • ставить учебные задачи и оценивать степень их достижения; строить логические цепочки рассуждений, делать выводы; анализировать, сравнивать объекты по выделенным признакам; владеть
  • монологической и диалогической речью; оценивать качество
  • и уровень освоения учебного материала; давать оценку содержания на основе личностного морального выбора.

Ход урока 1

  1. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Проверка домашнего задания

2. Работа с пословицами и фразеологизмами

(Работа в парах. Коллективная проверка.)

– Найди обе части пословицы. Обсуди с товарищем, какая пословица говорит об отсутствии совести у человека.

• Жили, жили, а стыда не нажили.

• Хоть мошна пуста, да совесть чиста.

• Волосом сед, а совести нет.

• Хотя на мне платье черно, да моя совесть бела.

• Они стыд за углом делили да за углом и схоронили.

• Рожа кривая, да совесть прямая.

• У него совесть – дырявое решето.

• Есть совесть – есть и стыд.

– Как вы думаете, что означают эти фразеологизмы?

• Идти против совести – … (действовать вопреки своим убеждениям).

• Помириться со своей совестью – … (смириться с несправедливостью).

• Для очистки совести – … (в оправдание себя, для вида).

• Совесть заела – … (тяжелое чувство стыда за содеянное).

• Совесть заговорила – … (стало стыдно за содеянное).

III. Самоопределение к деятельности

– Верите ли вы в новогодние чудеса? (Ответы учащихся.)

– Люди верят, что в новогоднюю ночь обязательно должны исполнится все мечты,

и загадывают самые сокровенные желания.

– Всегда ли люди радуются тому, что их мечты исполняются? (Ответы учащихся.)

– К этому вопросу мы вернемся, когда прочитаем рассказ Наталии Волковой «Дреби-Дон».

IV. Работа по теме урока

(Биография писательницы, заранее подготовленная ученицей)

Наталия Геннадьевна Волкова родилась 16 августа 1977 года в Москве. Окончила факультет иностранных языков Московского педагогического государственного университета, получив специальность преподавателя иностранных языков. Работала там же на кафедре лексики английского языка, закончила аспирантуру.

Наталия Волкова работает в московской библиотеке семейного чтения им. Н. Ф. Погодина и в развивающем центре. Занимается с детьми и подростками литературным творчеством, английским языком. Является также редактором журнала о детской литературе «Переплёт». Вместе с Алексеем Олейниковым ведет «ЛитТучку» — ток-шоу на видеоканале ЦБС САО с участием писателей, редакторов, руководителей издательств. К моменту рождения двух сыновей Наталией Волковой уже были написаны детские стихи и сказки. Сначала она выкладывала их в Интернет, затем молодую писательницу опубликовали в журнале «Кукумбер». Участвовала в VI и VII семинарах молодых писателей России, пишущих для детей, в IX форуме молодых писателей под руководством В. М. Воскобойникова и Э. Н. Успенского, в фестивале «Молодые писатели вокруг Детгиза».

С 2011 года постоянная участница фестиваля детской литературы имени Корнея Чуковского. Своими учителями считает М. Я. Бородицкую, В. М. Воскобойникова, С. А. Махотина, Э. Н. Успенского, М. Д. Яснова. Наталия Волкова пишет стихи для детей, построенные на игре слов, художественную прозу для детей и подростков. Интересны ее познавательные книги, некоторые из них написаны в соавторстве с мужем — Василием Волковым — об истории Москвы. Один из трех авторов спектакля «Стиховаренье» благотворительного фонда «Галчонок». Поэтической основой постановки стали стихи современных детских поэтов Маши Рупасовой, Наталии Волковой и Анастасии Орловой.

Работа по учебнику

(Самостоятельное чтение. Учащиеся читают до с. 40.)

– Что злило Риту в новогоднюю ночь? (То, что на день рождения 1 января обычно никто не приходит, а когда три одноклассника согласились прийти, заболела сестра и праздник отменили.)

– Почему Рита считала, что «Лерка всегда все портила»?

(Примерный ответ. Когда они отдыхали на море, Лера заболела ангиной и все уехали домой. На Ритин день рождения она заболела ветрянкой, и праздник отменили. И все сразу кидались к Лерке, начинали вокруг нее бегать и причитать, а Ритины чувства никого не волновали.)

– Какое чудо произошло, когда Рита сидела на подоконнике?

Прочитайте. (Примерный ответ. «И тут вдруг из этого розового фонаря вынырнула крупная светящаяся снежинка, а может, это была искра – Рита сначала не поняла, но это что-то светящееся стало кругами приближаться к Ритиному окну. Рита, не моргая уставилась на эту светящуюся точку, а она, подлетая ближе к окну, все меньше и меньше становилась похожа на снежинку, а все больше и больше – на маленького человечка в белой вязаной шапочке с синим помпоном, с длинной белой бородой, с крошечным рюкзачком, надетым не на спину, а на живот, потому что на спине у человечка были крылышки, и рюкзак бы ему сильно мешал летать, а в руках он держал малюсенький фонарик».)

– Что вы узнали о маленьком человечке? (Его зовут ДребиДон. У него есть рюкзачок с блокнотом и золотой колокольчик. Он исполняет одно желание тех, кто грустит в новогоднюю ночь.)

V. Физкультминутка

Лети, лети, лепесток,

Через запад, на восток,

Через  север, через юг,

Возвращайся,  сделав круг,

Облетев,  вокруг Земли,

Быть  по-моему вели!

VI. Продолжение работы по теме урока

Работа по учебнику

(Слушание текста, с. 40–41.)

– Как мама называла Риту? Почему? (Моя Хочушка. Рите всегда чего-то хотелось.)

– Какие это были желания? (Сходить в кино, цирк, научиться

кататься на коньках, рисовать, поехать летом на дачу, найти клад, откопать динозавра…)

– Как вы думаете, какое желание ждал от Риты Дреби-Дон?

(Он ждал, что Рита попросит, чтоб ее день рождения не отменяли и пришли гости.)

– Какое неожиданно «злое» желание задумала Рита? Почему?

(Чтобы сестры не было никогда, потому что «сейчас ее мучила злость»).

– Прочитайте подтверждение в тексте. (Примерный ответ.

Дреби-Дону не понравилось это желание. «Дреби-Дон, который в этот момент подносил чашку с чаем ко рту, а другой уже приготовился позвонить в колокольчик, поперхнулся чаем, а колокольчик со звоном упал на пол. …Но, может, Рита, ты подумаешь получше?»)

– Почему «Риту ждало сильное разочарование»? (После ухода

Дреби-Дона Лера не исчезла, а спала в своей кроватке.)

– Итак, Рита загадала, чтобы ее сестры не было. Никогда.

Как вы думаете, была ли Рита злой девочкой? (Она загадала

такое желание потому, что ее мучила злость, она даже подумала, что, может, и лучше, что желание не исполнилось.)

VII. Рефлексия

1. Работа в тетради

– Закончи предложения.

Рита сидела на подоконнике и грустила потому, что …  (Примерный ответ. …не состоялся  день рождения.)

Дреби-Дон ждал, что она пожелает, чтобы … . (Примерный ответ. …

день рождения состоялся и к ней пришли гости.)

(Учащиеся читают свои предложения. Проверка.)

2. Вопросы внимательному читателю

– Когда у Риты день рождения? (1 января.)

– Как Рита «ускоряла» (как ей казалось) течение времени перед днем рождения? (Вычеркивала деньки в календаре.)

– Какой болезнью заболела Лера перед днем рождения Риты?

(Ветрянкой.)

– Почему был испорчен отдых на море Риты и ее семьи?

(Лера заболела ангиной.)

– Какая погода была на улице, когда Рита сидела на подоконнике? (–22 градуса, шел снег, кружились крупные снежинки.)

– Как Дреби-Дон оказался в комнате Риты? (Влетел через

форточку.)

– С кем сравнила Рита зеленую в крапинку Леру? (С кикиморой.)

– Сколько адресов после Риты оставалось у Дреби-Дона? (15.)

– Сколько раз нужно позвонить в колокольчик, чтобы исполнилось желание? (3.)

– Что забыл сделать Дреби-Дон, улетая от Риты? (Включить

фонарик.)

(Проверка. Самооценка.)

– Можно ли вас назвать внимательными читателями? (Ответы учащихся.)

3. Работа с текстом

– Найди слова в тексте по их значению.

• Полоса, лента из связанных, сплетенных в виде цепи предметов (цветов, зелени, лампочек, игрушек) – … (гирлянда).

• Нижняя часть оконного проема со вделанной в нее и выступающей краями доской – … (подоконник).

• Отвратительный, гадкий – … (противный).

• Шарообразное украшение на детских и дамских головных

уборах – … (помпон).

• Заплечный вещевой мешок на ремнях, стягивающийся

наверху, для мелких вещей и предметов обихода и спорта,

широко используемый в туристических и альпинистских

походах, – … (рюкзак).

• Деньги или другие ценности, зарытые в земле или скрытые

в каком-либо тайном месте, – … (клад).

• Чувство неудовлетворенности по поводу чего-нибудь несбывшегося, неудавшегося, не оправдавшего себя – … (разочарование).

VIII. Подведение итогов урока

– С каким произведением мы начали знакомиться на уроке?

– Хотели бы вы встретиться с Дреби-Доном? Почему?

Домашнее задание

Придумать желание и оформить в виде письма для Дреби-Дона.

Использовались материалы: Поурочные разработки по литературному чтению на родном русском языке. 3 класс : пособие для учителя /Т.Н. Ситникова. – 2-е изд., эл. – 1 файл pdf : 145 с. – Москва :ВАКО, 2022. – (В помощь школьному учителю). – Систем.требования: Adobe Reader XI либо Adobe Digital Editions 4.5 ; экран 10″. – Текст: электронный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению на родном (русском) языке 1 класс "Школа России"

Часто встречается как родная литература, КТП разработано с расчетом 1ч в неделю со второго полугодия...

Разработка урока по литературному чтению на родном (русском) языке по теме И.Трубин "Сластёна"

Учитель представляет открытый урок  по литературному чтению для 2 класса по рассказу Ивана Трубина "Сластена"...

Конспект урока по литературному чтению на родном (русском) языке И. Е. Трубин. Проталинки.

Материал представляет методическую разработку урока по литературному чтению на родном (русском) языке.Урок посвящен творчеству павловского писателя,учителя Трубина Ивана Евлампиевича.Может стать матер...

Конспект урока по литературному чтению на родном (русском) языке на тему "Народные легенды. «Легенда о граде Китеже». Выразительное чтение".

Тема: Народные легенды. «Легенда о граде Китеже». Выразительное чтение.Цель урока: -дать представление о легенде как жанре фольклора посредством исследовательской работы-формировать у учащ...

Разработка урока по литературному чтению на родном (русском) языке по теме "Календарный фольклор: заклички -веснянки, детские колядки и др."

Цель урока: познакомить детей с ролью и местом календарного обрядового фольклора в иистории человеческой культуры и быту русского народа; объяснить понятие "обряд" и роль песни при совершени...

Урок литературного чтения на родном русском языке 1 класс " По дорогам сказок\'

Урок- викторина, урок - обобщение по сказкам.Можно использовать на семинарах....